Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры





Скачать 87.76 Kb.
НазваниеИспользование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры
Дата публикации06.10.2013
Размер87.76 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОВЫШЕНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

Картина имеет большое значение в развитии речи учащихся. Устные рассказы, письменные упражнения и сочинения по картине способствуют развитию образного мышления и образной речи. При переводе языка «живописи» на язык словесный учащиеся стремятся найти нужное точное и наиболее яркое эмоциональное слово.

В процессе передачи содержания картины учащиеся становятся перед необходимостью склонять существительные, спрягать глаголы, согласовать прилагательные и причастия с существительными, употреблять разнообразные синтаксические конструкции.

Картина помогает мне на уроке решать в едином процессе образовательные и воспитательные задачи ( привить любовь к искусству). Она воспитывает художественный вкус, который формируется как в самом наблюдении и восприятии прекрасного, так и в процессе отбора языковых средств для передачи полученных впечатлений.

Используя эмоциональную силу искусства, стараюсь воспитать у детей художественное восприятие самой действительности, развивать активное отношение к жизни, учу видеть и правильно понимать прекрасное не только в искусстве, но и в общественной жизни, а так же самим создавать прекрасное.

Вот почему я использую на своих уроках произведения живописи.

Основные задачи при проведении уроков с использованием произведений живописи разных жанров.

Для себя ставлю следующие задачи:

  1. Научить ребят видеть и правильно воспринимать произведения искусства в единстве содержания и формы

  2. Помочь учащимся найти форму словесного оформления высказывания об увиденном и пережитом, научить фиксировать впечатления, полученных в результате наблюдений с помощью выразительного слова

Метод и приемы работы с картиной:

1. Подготовка учащихся к восприятию произведений искусства

2. Рассматривание картины

3. Анализ живописного полотна

4. Словарно- стилистическая работа

5. Устное словесное рисование или письменная работа

6. Анализ работ

Словарно-стилистическая работа.

Развивать речь-это, прежде всего, обогащать словарный запас учащихся. С картиной связан приток новых слов и терминов, осмысление которых развивает логическое мышление и речь.

Обогащение словарного запаса происходит не только в форме увеличения количества слов, которыми учащиеся пользуются в своей устной речи и письменной, но главным образом в результате систематической работы по раскрытию значения слова, богатства и разнообразие его смысловой стороны.

Для уточнения смыслового значения слова, обогащения словаря учащихся, предупреждения и устранения тавтологических ошибок крайне важной является работа над синонимами.

Многочисленные повторы одних и тех же слов- частое явление в устных ответах учащихся и в письменных работах. Например, частое глагол изобразил, существительное художник, картина и др.

Подбираем синонимы ( изобразил- показал, создал, отразил; картина- живописное полотно, произведение).

Яркости и образности речи способствует работа над определениями и эпитетами. Возможны разнообразные сложно- стилистические упражнения.

Например, задание по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы» : выбрать эпитеты для описания грозы и детей, подобрать разнообразные глаголы, передающие грозу.

При изучении отдельных тем, используя упражнения типа:

Вставить наречия в описание картины В.В. Васнецова «Аленушка»

Аленушка сидит на берегу и …………..смотрит в воду. Её тёмные мечтательные глаза……………………открыты. Каштановые волосы…………………падают на плечи.

Взгляд Алёнушки прикован к лесному озеру, по которому………………..плавают осенние листья.

За спиной Алёнушки…………………стоит лес. Ели…………….тянуться вверх. Лучи солнца………..освещают верхушки деревьев.

Природа охраняет Алёнушку, разделяя с ней её горе.

http://www.stihi.ru/pics/2010/10/27/3241.jpg

Вставить в соответствии с изображенным деепричастия и деепричастные обороты в описание картины И. Репина «Не ждали»

На картине «Не ждали» Репин изображает неожиданное возвращение политического из ссылки………………служанка не зная………………с любопытством смотрит на пришельца. Он выходит в родной дом неуверенно……………………. Его появление вызывает в семье смятение. Навстречу вошедшему……………………..поднимается старушка мать. Пройдёт мгновение, и она………………броситься к нему. Молодая женщина…………………….также взволнованно смотрит на вошедшего. Мальчик первым узнал отца. …………………….он весь светиться от счастья. Девочка настороженно смотрит на незнакомого ей человека.

Репин горячо сочувствует семье революционера, переживая вместе с нею неожиданную радость.

http://fineartblog.ru/wp-content/uploads/2011/09/%d0%98%d0%bb%d1%8c%d1%8f-%d0%95%d1%84%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2%d0%b8%d1%87-%d0%a0%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d0%bd-%e2%80%93-%d0%9d%d0%b5-%d0%b6%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d0%b8.jpg

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ.

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ»

Урок развития речи с использованием картины «Алёнушка»

Цель урока: обучение словесному портрету по картине М. Васнецова «Алёнушка» ; отработка умения включать различные виды описания и повествование, подчинять сочинение основной мысли, писать на заданную тему; формирование умения использовать в собственной речи прилагательных, наречий как выразительные средства языка.

Ход урока: В начале урока даётся биографическая справка о художнике . Затем открывается репродукция картины и выясняется, на сюжет какой сказки написана «Алёнушка». Учащиеся кратко пересказывают содержание сказки. Учитель подытоживает: художник написал «Алёнушку под впечатлением народной сказки о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ русской девушки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 году, находиться в Третьяковской галереи.

Далее проводиться беседа.

Учитель. Картину «Алёнушка» вы хорошо знаете, не раз её видели, но не рассматривали внимательно. Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создаётся у вас при первом взгляде на неё?

Ученик. Картина вызывает грустное чувство, жаль бедную девушку, которая со своей печалью одна в мрачном лесу.

Учитель. Своё впечатление вы хорошо передали. Теперь разберём, почему картина производит такое впечатление. Как достигает художник такой силы выразительности? На уроках изобразительного искусства вы уже узнали, какими средствами пользуется художник. Назовите их, (учащиеся перечисляют: цвет, светотень, композиция)

Что называется композицией? Как же построена картина Васнецова?

Ученик. Алёнушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна на переднем плане, лицом к зрителю. Чтоб подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.

Учитель. Вы правильно сказали о том, что обдуманным расположением фигуры Алёнушки на полотне, художник сразу привлекает к ней внимание зрителя. Опишите внешность Алёнушки.

Ученик. Алёнушка-бедная крестьянская девушка. У неё худые детские руки; осень, а она босиком; одежда бедная: рваная юбка, старая вылинявшая голубая кофточка; каштановые волосы расплылись по плечам; голова низко опущена.

Учитель. Что художник особенно выделил во внешнем облике Алёнушки?

Ученик. Светлым розовым пятном на тёмном фоне выделяется лицо и руки Алёнушки. Сразу видишь её грустное лицо с большими глазами.

Учитель. Подумайте, какими словами точнее охарактеризовать взгляд Алёнушки? Чего больше в её взгляде- грусти или печали?

Выслушав ответы учащихся, учитель заключает: большое горе обрушилось на Алёнушку. Как же художник это показал? Обратите внимание на пользу девочки.

Какие наиболее яркие слова, выражения можно использовать,, чтобы описать позу Алёнушки? Подберите глаголы, которые передают её состояние.

Учащиеся легко справляются с этими заданием. Они говорят, что Алёнушка, одиноко сидит на камне, низко опустила голову, пригорюнилась- призадумалась. Она судорожно обхватила руками колени, согнулась. Вся её поза выражает несчастье, горе.

Подбираются эпитетами к существительному горе- безутешное, великое, безысходное, большое, тяжелое и другие. Осмысление картины сочетается с работой по развитию речи: точным выбором слов, словосочетаний. Предлагаю учащимся отметить, какой из синонимов ( печальная, задумчивая, грустная) точнее, ярче передаёт душевное состояние Алёнушки. Стремительность раскрыть конкретное значение слов и выражений.

Подбор эпитетов, синонимов и контекстное их использование активизируют речевую практику учащихся.

Прежде чем перейти к вопросу о роли пейзажа в картине, выясняю, что знают дети из уроков рисования о значении цвета в живописи.

Имея в виду, что учащиеся с трудом усваивают значение изобразительных средств, постоянно обобщаю высказывания детей. Помогаю сосредоточить внимание на главном.

Учитель. (обобщает) Цвет в картине- это главное. Живопись- искусство «говорящих красок». С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Желтый, розовый, красный- это тёплые цвета. Они создают радостное настроение у человека. Наоборот, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

Какие цвета использованы Васнецовым и почему?

Ученик. В картине есть и тёплые и холодные цвета. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало. Светло- розовые на лице, на руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление.

Учитель. Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, осенняя красноватая листва, пожелтевшая зелень подчёркивают общий коричневато-зелёный тон картины. Кроме неярких тонов, мы видим, в картине светлую полоску каснущей зари, и яркую изумрудную зелень осоки, и розоватые цветы на юбке Алёнушки, и нежную голубизну кофточки. Используя яркие контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

На каком фоне изображена Алёнушка?

Ученик. На фоне осенней природы.

Учитель. Какой период осени художник изобразил? По каким признакам вы определили время года?

Ученик. На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В пруду плавают опавшие листья. Хмурое осеннее небо.

Учитель. Почему художник выбрал именно осенний пейзаж?

Ученик. Осенью умирает природа, это навевает грусть, поэтому художник и выбрал такой пейзаж, который перекликается с настроением Алёнушки.

Обращаю внимание детей на детали пейзажа, которые помогут глубже понять внутренний смысл картины. Выделяются объекты наблюдения: небо, листья, осинки, лес, вода и тому подобное. К этим существительным учащиеся подбирают определения, среди них выделяют эмоциональные эпитеты, которые передают настроение картины, созданное, красками: небо- осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое; листья- опавшие, желтые; омут- глубокий, глухой; вода- тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти черная, неподвижная, застывшая; лес- дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый; осинки- тоненькие, задумчивые.

Учитель. Почему художник для фона картины выбрал раннюю осень, а не пору её расцвета, « В багрец и золото одетые леса?»

Ученик. Ранней осенью всё начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение. Унылая осенняя природа как бы разделяет горе Алёнушки.

Учитель. Какое бы настроение возникло у нас, если бы небо на картине было безоблачное, синее, на поляне росли яркие цветы и вдобавок светило бы солнышко?

Ученик. Мы бы подумали, что Алёнушка просто задумалась на минутку, а потом побежит играть с Иванушкой.

Учитель. (обобщает) да, внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой художник прибегает к неярким тонам тёмно-зеленых, синих, желто-коричневых красок. Осенние, блёклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроению Алёнушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девушки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые берёзки, согнулись к воде тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараясь и успокоить, рассеять грусть Алёнушки. И Алёнушки понимает, любит природу, и только ей одной доверяет своё безутешное горе.

Учитель. Понравилась ли картина, какое она вызывает чувство?

Ученик. Я сочувствую сиротской доли Алёнушки и в то же время восхищаюсь талантом, мастерством Васнецова, который сумел так верно, правдиво и ярко изобразить горе простой девушки.

Составляем план к сочинению коллективно:

1. Краткая справка о художнике

2. Описание картины:

А) описание Алёнушки ( внешний вид, одежда, поза, лицо)

Б) фон картины. Осенняя природа.

3. Как художественные средства (композиция, цвет) выражают содержание картины?

4. Что мне особенное понравилось в этой картине и почему?

5. Какие мысли и чувства вызывает картина?

Чтобы помочь учащимся и предупредить речевые недочеты, даю ответы: как можно начать сочинение, как сделать плавные переход от одного пункта плана к другому.

Анализ работы.

Все ученики справились ( в основном) с работой. Безусловно, в сочинениях ещё мало индивидуального отношения учащихся к изображенному. Подражательный характер сочинений был неизбежен. Он объясняется тщательным разбором картины, непосредственным воздействием слова учителя, устным рассказам в классе.

Глубина анализа картины определила синтаксический строй детской речи. Более сложная ступень аналитико-синтаксического восприятия выразилась в развернутых сложных предложениях: преобладают распространенные предложения; из общего количества предложений (12-15) – 4-5 сложных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconИнновационного педагогического опыта
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития...
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconУроки русского языка и литературы: игровые технологии как средство...
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Екатерина Николаевна Артемьева, я учитель русского языка и литературы, стаж моей работы...
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconИнформационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного...
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconАнализ работы методической службы моу «сош с п. Кишпек» за 2012-2013 учебный год
Мо учителей словесников «Использование современных приемов и методов работы как средство совершенствования общеучебных умений и навыков...
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconТема проекта «Использование икт на уроках чувашского языка и литературы,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconТема: «Создание условий для самореализации личности обучающихся на...
Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Использование произведений живописи на уроках русского языка и литературы, как средство развития речи и повышения общей культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск