Скачать 59.79 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «КРУГ ЧТЕНИЯ» тема: «Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». 3 «А» класс Учитель: Емельянова Людмила Петровна
Ребята, скажите, какое сейчас время года? -Весна Какие чувства вызывает у людей приход весны? - Радость, восторг, восхищение, нежность, любовь и т.п.. Приход весны, действительно, радует и восхищает всех. Художникам хочется запечатлеть красоту весенних явлений, и они пишут картины. Композиторы сочиняют песни и музыку о весне. Писатели и поэты пишут рассказы и стихи. Какие произведения о весне вы знаете? - А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает», А.Плещеев «Весна», С.Маршак «Ландыш», С.Есенин «С добрым утром», В.Жуковский «Жаворонок».
Сегодня у нас новые открытия поэзии. Федор Иванович Тютчев – последний русский романтик. (На доске портрет поэта) Романтизм его сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. Поэт очень любил родную природу, наблюдал и любовался ею во все времена года. Показывал ее в движении, в непрерывной смене явлений, в переходных состояниях – от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи, от ночи к утру. Он умел красиво и верно описать то, что видел и наблюдал в природе. Нельзя, говоря о поэзии Тютчева, не вспомнить о любимых образах поэта – это гроза и буря. Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, так и называется «Весенняя гроза». Интересно, что нового откроет поэт, чем удивит, поразит, поможет ли увидеть то, чего не заметили бы мы сами.
Выразительное чтение стихотворения учителем на фоне музыки. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Какое явление природы изобразил поэт в своем стихотворении? -Гроза Что вы можете сказать об этой грозе? - Это гроза первая, весенняя, молодая, резвая, игривая, озорная, совсем не страшная. Тютчев радуется ей, она ему нравится. Вы верно заметили, ребята, что все стихотворение проникнуто чувством радости. Вчитайтесь еще раз в строки этого лирического произведения и попробуйте пережить то настроение и те чувства, которые овладели автором.
Чтение про себя. Анализ произведения. Что же вы ощутили? Почувствовали? - Он радуется солнцу, теплу, первому грому. Докажите строками стихотворения. - Поэт пишет: «Люблю грозу в начале мая». Он точно указывает, когда бывает такая гроза, и что именно он любит в ней: «Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Он видит голубое небо, слышит раскаты грома – они не страшные, ведь гром как бы резвится и играет, как ребенок, и это нравится поэту. Чем еще наслаждается Тютчев? - Красотой. На листьях кустов и деревьев, на траве блестят и сверкают капли дождя, пыль летит, «повисли перлы дождевые и солнце нити золотит». Перлы – это жемчужины, белые шарики с переливами. Какие это нити? - Дождь падает, а солнце освещает этот дождь, и дождь, как нити, тянется с неба. Капли дождя, как перлы жемчуга, переливаются, золотятся. Что особенного в этих красках? -Они блестящие, золотистые, жемчужно-белые, голубые… Их много. Да, вот чем наслаждается поэт – красотой, фейерверком красок дождя в лучах солнца. Только ли красками, красотой дождевых нитей наслаждается поэт? -Он наслаждается еще и звуками. «Гремят раскаты молодые», - слышатся резвые звуки грома. Перечитаем первую строфу еще раз. «Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом» «Гром», «резвяся», «играя», «грохочет» - что особенного вы заметили? - Повторяется звук «р». Это создает впечатление раскатистого, игривого, веселого, нестрашного грома. Обилие сонорных согласных делает произведение мелодичным и музыкальным. Что еще слышит поэт? Чем наслаждается? - Он слышит «гам лесной» и «шум нагорный», видит как «с горы бежит поток проворный». Он любуется им. (Проворный - быстрый, торопливый Поток нагорный – падающий с горы) - Автор наслаждается пением птиц: «в лесу не молкнет птичий гам», а значит, гром не испугал их. Мы видим, как у Тютчева и краски, и звуки – все сливается в одну картину. Какая она у него? -Красивая, радостная, блестящая, шумная. Пройдитесь глазами по тексту. Какие вы видите картины? (ответы детей) Что интересного вы заметили? -Все в движении, в действии - и дождь, и пыль, и гром, и поток, и птицы – все бежит, летит, вторит, брызжет. Какое главное средство использует поэт чтобы передать это движение? -У него много глаголов. Найдите их (дети приводят цитаты) Еще одна тайна раскрыта. Поэт действительно использует много выразительных глаголов, передающих и звуки, и движения и краски. А теперь прочитаем последнюю строфу. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Как вы думаете, каково ее значение? - Без нее это лишь картинка, с нею это миф. Картина укрупняется от размера сада до огромной вселенной, где царит гармония и порядок. И весенняя гроза воспринимается нами как живая. Здесь поэт подчеркивает соединение божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Давным-давно в далекой стране Греции жили люди, которые верили в розных богов. Бога грома и молнии звали Зевс. У него был любимец – огромный орел и дочь Геба - богиня вечной молодости. Она подносила богам божественный напиток-нектар. Представьте себе кубок, который принадлежал Зевсу, - в нем кипел и пенился напиток из грозовых туч, громокипящий напиток. Ф.И.Тютчев сравнивает весенний грозовой дождь, с проделками веселой богини Гебы, которая «громокипящий кубок с неба, Смеясь на землю пролила» Громокипящий – какое интересное слово. В нем как бы собраны воедино все главные звуки стихотворения. 5. Выразительное чтение стихотворения. А теперь попробуем выразительно прочитать стихотворение. Что следует помнить при чтении? - Интонация – радостная, вдохновенно – приподнятая. Темп –средний. Нужно слегка выделить голосом повторяющиеся согласные. Настроение – бодрое, веселое. Чтение детьми стихотворения, соблюдая логические паузы, выделяя голосом главные слова, с нужной интонацией. (2-3 ученика) Анализ чтения. 9. Итог. Заканчивается наше знакомство с произведением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». Что нового открыл для вас поэт? Чем удивил? Поразил? Помог ли увидеть то, чего не заметили бы мы сами? - Стихотворение позволило нам окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы. Вместе с поэтом мы попытались разгадать ее великую тайну. Тютчев открыл для нас грозу по-новому, теперь она не страшная, как мы думали раньше, а резвая, веселая, игривая и озорная. Кроме того поэт помог нам открыть для себя целый мир красок, звуков, чувств. Мы не просто наблюдали за природой, а вместе с Тютчевым сопереживали и участвовали в ее жизни. 10. Домашнее задание. Дома попробуйте написать сочинение о том, какой вы видите грозу. |
Конспект урока по курсу «круг чтения» тема: «С. А. Есенин «береза» Данный урок начинает изучение темы «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской,... | Конспект урока ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» (Тема... ... | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Урок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет) | ||
Конспект занятия, икона Благовещения Пресвятой Богородицы, листочки... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Тема урока: Истинная красота человека Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда | ||
Конспект урока по теме «Теорема Пифагора» Учитель: Тихомирова Нина... Изучить теорему Пифагора, расширить круг геометрических задач, решаемых учащимися | План-конспект урока чтения (1 «А» класс) Тема: Чтение слов с буквами Ц, ц ... | ||
Тема урока:“ Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза” Предназначается для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений | Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе Тема: «Береги честь смолоду» Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение | ||
Конспект занятия по бисероплетению. Тема: «Весенняя сказка» России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе... | Конспект открытого урока в 5 «A» классе Тема: «Спокойная жизнь» “a quiet Life” Развитие у учащихся навыков выразительного чтения и умения извлекать нужную информацию | ||
Конспект урока по внеклассному чтению в 3 классе тема урока: Е. Шварц... ... | Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | ||
Конспект урока внеклассного чтения. 3, 4 классы. Тема «Весёлые книжки Эдуарда Успенского» Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | Конспект Интегрированного урока письма, чтения и окружающего мира... Мы начинаем наш урок, а вот о чем мы будем сегодня говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку |