Скачать 2.1 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа Веселовский район Ростовская область ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕРДЦЕ В ЛАДОНЯХ» направление: социально значимая (проектная) деятельность Автор - составитель: Дьячкова Н.А., учитель биологи МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовский район Ростовская область х. Нижнесоленый 2012
«Доброе дело питает разум и тело» (Пословица) Актуальность программы: В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В последние годы в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности и толерантности. Наша главная задача – создать условия для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия его творческого и интеллектуального потенциала. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В начальной школе у детей возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Эти потребности выражаются в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Понимание того, что только в деятельности ребенок способен приобрести опыт, необходимый для усвоения им общепринятых норм или сформировать новую норму, которая помогла бы самореализоваться ребенку не в ущерб окружающим людям, привело нас к организации социального проектирования среди детей. Кроме того, человек будущего, да и настоящего тоже, должен обладать способностью «разрешать проблемы», а «при работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем…» (Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. Проф. Е.Я.Коган.- Самара: «Федоров», 2006, с.11) Данная программа направлена на формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста, создание первичной социализации растущей личности: создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и других, поддержание благоприятного внутригруппового климата; создание атмосферы, способствующей дальнейшему самоопределению ученика. Настоящая программа направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающего поколения, определенной в
и вызвана необходимостью разработки новых воспитательных подходов в целях подготовки разносторонне развитого человека, ориентированного в современной системе ценностей, способного к активной социальной адаптации, готового к самостоятельному жизненному выбору в новых условиях современного общества. Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. Включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора направленные на заботу и оказание посильной помощи малышам детского сада, пожилым людям, природе; большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению. Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле – социально значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Ценности программы:
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. II. Цель и задачи курса «Сердце в ладонях» Помочь детям открыть себя: самореализоваться, самоутвердиться, стать успешными. Основная цель организации социально-проектной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать в школе условия для поддержки детской инициативы. В процессе реализации программы решаются следующие задачи: Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
Формирование предпосылок учебной деятельности:
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
Линии развития личности Социальное развитие:
Физическое развитие:
Познавательное развитие:
III. Содержание программы Программа внеурочной деятельности «Сердце в ладонях» предназначена для работы с детьми 1 – 4 классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Социально значимая (проектная) деятельность школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. Социальное проектирование дает возможность социально адаптировать школьников к условиям современной жизни, а также позволяет сформировать у них собственную активную гражданскую позицию. Это важнейшая самостоятельная деятельность школьников, направленная на практическое решение общественно-значимых проблем. Данная программа внеурочной деятельности школьников по социальному проектированию основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, поддержки самоопределения воспитанника. Организация проектной деятельности в начальной школе начинается с сентября по отлаженному алгоритму:
Выполнение проекта начинается с планирования. В плане указывается перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской, поисковой, творческой работы учащихся. Результатом работы над проектом, то есть его выходом, является продукт, который позволит решить поставленную проблему. После реализации проекта обязательно должна быть выполнена его защита и презентация. Другими словами, должна быть проведена оценка деятельности учащихся, что, несомненно, способствует их рефлексии. Данный алгоритм должен стать установкой для развития в детях навыков планирования своей деятельности и доведения начатого до конца, обеспечивая при этом результат. Алгоритм разработки проект
Для создания проектов выбраны следующие направления социально-полезной деятельности:
Каждый блок включает теоретические и практические занятия, у каждого свои цели и задачи. Каждый блок разделен на мини-проекты.
Цель: развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Содержание раздела способствует созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям; формирование устойчивой мотивации к изучению истории родной страны, родного края, воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир; свобода личная и национальная, доверие к людям; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Цель: усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. Развитие практических навыков, направленных на помощь людям ближнего и дальнего окружения, чувства ответственности за их настоящее и будущее. Содержание раздела направленно на воспитание уважения к людям труда, формирование у учащихся доброты и милосердия, адекватного представления о доброте и добрых делах; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, развитие умения и навыков творческой деятельности. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Цель: развитие практических навыков, направленных на помощь природе, чувства ответственности за состояние окружающей природной среды, формирование экологической культуры. Содержание раздела позволяет развивать у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекать учащихся перспективами природоохранной деятельности, формировать у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде; обучать детей правильному поведению и деятельности в природе; выявлять случаи негативного отношения к ней, определять качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся. Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Цель: формирование у школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально – психологического. Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о своем здоровье; обогащает учащихся валеологическими знаниями, развивает чувство ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Приобщает учащихся к занятиям спортом и физическими упражнениям. Стимулирует к самостоятельности в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. |
Программа по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | ||
I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории... Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе | Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | Уроки нравственности Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных... | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | ||
Программ а по внеурочной деятельности пояснительная записка В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,... | Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | ||
Программа внеурочной деятельности Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обсуждение и утверждение рабочих программ по предметам, их соответствие фгос. Планирование и организация внеурочной деятельности.... | ||
Приказ №331-о от «29» августа 2013г. План внеурочной деятельности... План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» 5-ых классов разработан на основе нормативных документов | Рабочей программы внеурочной деятельности 1класс Оригами Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности | ||
Уроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме... «Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» | Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности.... |