Разработка учебного занятия учебная





Скачать 162.76 Kb.
НазваниеРазработка учебного занятия учебная
Дата публикации21.10.2013
Размер162.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Учебная дисциплина: Естествознание (природоведение), методика

преподавания и экологическое воспитание

с коррекционно-развивающими технологиями

Специальность: 050711

Курс, группа: 3 «Б»

Тема занятия: «Формирование экологической культуры

у младших школьников»

Форма проведения: мастер-класс

Продолжительность: 20-30 мин.

Дата проведения: 27.04. 2012 г.

Преподаватель: Кравченко Л.И.

2012

Учебное занятие по естествознанию, методике преподавания и экологического воспитания с КРО

в форме мастер-класса
Тема: «Формирование экологической культуры у младших школьников»
Дидактическая цель мастер-класса:

  • создать условия для применения теоретических знаний на практике;

  • показать особенности интерактивной формы обучения урока-эстафеты.


Задачи:

    1. Развивать умения по формированию экологической культуры у младших школьников.

    2. Формировать коммуникативные, организационные и интегративные компетенции.

    3. Воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование:


  1. Карточки с эмблемой и названием команд.

  2. Жетоны.

  3. Таблица оценивания результатов эстафеты (Приложение № 1).

  4. Критерии оценивания заданий (Приложение № 2).

  5. Раздаточный материал («Методические рекомендации по изучению и освоению МАО (Урок-эстафета).

  6. Эстафетная палочка.

  7. Мультимедиа - сл. (Приложение № 3).

  8. Сборник загадок «Мир вокруг».

  9. Сборник стихов «Мир вокруг».

  10. Тексты заданий для студентов по 3 экз.


Ход урока
Слова преподавателя:

Добрый день, уважаемые коллеги и студенты. Наш урок мне хотелось бы начать со слов Е. Евтушенко.

На доске эпиграф: (слайд № 1).

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам.

Единственное спасение – в экологической культуре, формирование которой следует начинать с детства. И начальная школа – важнейшее звено в этой цепи.

Тема мастер-класса: «Формирование экологической культуры у младших школьников» (слайд № 2).

Дидактическая цель мастер-класса: (слайд № 3).

  • создать условия для применения теоретических знаний на практике;

  • показать особенности интерактивной формы обучения урока-эстафеты.

Вам, дорогие студенты, предстоит показать, как Вы умеете формировать экологические знания, экологическое сознание и ответственное отношение к природе у учащихся начальной школы. Именно это и является составными компонентами экологической культуры (слайд № 4).

Следует сказать, что слово эстафета пришло к нам из спорта. Урок-эстафета относится к урокам с игровой состязательной основой. Сущность метода эстафеты состоит в том, что задания, предложенные учителем, выполняются поэтапно. Успех команды зависит от вклада каждого, от четкости взаимодействия в коллективе.

В нашей эстафете примут участие 4 команды. Давайте познакомимся с ними. Команда «Зеленая планета» - капитан Алиева Юля (слайд № 5).

Студенты:

Девиз:

Земля – кормилица и Мать.

Земля и жизнь, и благодать.

Здесь все по разуму сильны.

Спасти планету мы должны.
Команда «Семицветики» - капитан Кравченко Таня (слайд № 6).

Студенты:

Девиз:

Цветик-семицветик пусть ярче всех горит

Девчонкам и мальчишкам скучать он не велит.

Природу охраняет, природу бережет.

Цветик-семицветик всегда идет вперед.
Команда «Апрелька» - капитан Мирошникова Наталья (слайд № 7).

Студенты:

Девиз:

Апрелька – мы яркое солнце

И белое облако в небе.

Давайте друзьям улыбнемся

Жизнь станет прекрасней на свете.
Команда «Друзья природы» - капитан Новожилова Ольга (слайд № 8).

Студенты:

Девиз:

Природу защищать

Мы будем вместе,

Чтоб жизнь была добрей и интересней,

Чтоб пели птицы и росли цветы,

Друзья природы – я и ты.

Преподаватель:

Для проведения эстафеты у нас есть эстафетная палочка, которая будет передаваться от одного участника к другому, от команды к команде. В нашем соревновании главным является не быстрота, а правильность выполнения заданий. Оценивать работу команд будет жюри: Щирова Галина Стефановна и студенты Будякова Оксана и Кундий Анна. Пора начать эстафету!

Преподаватель:

Уважаемые студенты, Вам будут предложены задания, выполняя которые вы должны будете выступить как в роли учителей, так и учеников. На подготовку дается 1-2 минуты. Свою работу Вы должны оценить с помощью жетонов (красный – учитель, зеленый – ученик).

Задание команде «Зеленая планета». Вам предлагается задание по экологии. Составьте вопросы беседы по содержанию и проведите в течение 3-4 минут фрагмент урока с командой «Семицветики».
Задание по экологии (слайд № 10).
Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

– Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на тёплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

– Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в теплоте, сухости и чистоте. Не то что в твоём грязном болоте!

(По Н. Сладкову).
Примерные вопросы к заданию.

  1. Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Жалейкин, забрав лягушонка к себе домой?

  2. Какие условия создал он для лягушонка у себя дома?

  3. Какие же условия необходимы лягушкам? Почему?

  4. Чем может закончиться эта история? Почему?

  5. Что нужно знать человеку, чтобы не принести вреда природе?

  6. Какой же вывод можно сделать?

Студент:

- Без родной среды обитания – своего дома живые организмы жить не могут.

Преподаватель:

- А почему не могут?

Студент:

- Для этого надо выяснить, как они приспособились к своей среде обитания.

Преподаватель:

- В этом и состоит процесс научного поиска исследования самими учащимися столь важного вопроса.

(Пока студенты составляют вопросы к беседе, преподаватель говорит).
Преподаватель:

Дорогие друзья, мы знаем о том, что учителю легче дать ребенку знания о мире, нормах поведения в готовом виде, полагаясь на свой авторитет и веру ученика в то, что он сказал. Однако психологи с этим не согласны. Тогда как же вовлечь ребенка в работу мыслей и чувств? Как достичь понимания экологических связей и взаимодействий, как формировать чувство ответственности, практические природоохранительные умения? Для этого и использует учитель экологические задания, по которым проводит беседу.

Система вопросов подводит ребенка к правильному выводу. Сейчас мы увидим, как удалось справиться с этим заданием команде «Зеленая планета».

Вам слово. (показ фрагмента урока).

Спасибо!

Передайте эстафетную палочку команде «Семицветики».

Вам предстоит подготовить и показать фрагмент урока работы над загадкой. Как и первой команде – на подготовку 2 мин., проведение фрагмента до 3 мин. Студентам дается 3-4 экземпляра загадки. Пока они готовятся, преподаватель для аудитории дает следующую информацию:

Преподаватель:

Мы знаем, что дети начальной школы очень любят играть. А ведь отгадывание загадок – это особая форма игры. Развивая мышление, загадки как бы стремятся через свое поэтическое окошко познакомить детей с окружающим миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые, как правило, остаются незамеченными. Одним словом, загадки – это свод знаний о мироздании.

Большая часть загадок имеет экологическую направленность. Вот поэтому много лет назад мы со студентами создали копилку загадок о природе. В этой книге 2000 загадок. Она пользовалась спросом в нашей библиотеке долго, но с появлением Интернета, у студентов теперь есть другая возможность находить и подбирать загадки к уроку и это замечательно.

И так слушаем команду «Семицветик».
Студенты:

  • Послушайте загадку и попробуйте ее отгадать (слайд № 11).



Расту червяком,

Питаюсь листком.

Потом засыпаю.

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Но с новой весной

Я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю,

Как птичка, порхаю.

(бабочка)

Вопросы.


  1. Какие слова загадки Вам подсказали ответ?

  2. Какие виды бабочек вы знаете? (махаон, желтушка, степная белянка) (слайд № 12).

  3. Какую пользу приносят бабочки?

  4. Можно ли ловить бабочек?

  5. Что интересного о бабочках вы знаете?

Преподаватель: Спасибо большое, передайте эстафетную палочку команде «Апрелька».

Вам надо познакомить младших школьников со стихотворением. Подготовьте фрагмент урока. Время дается такое же, как и предыдущей команде. (Пока студенты готовятся, говорит преподаватель).

Природа всегда была источником вдохновения творческих людей. Сколько стихов написано о красоте и неповторимости природы. Многие из них мы помним до сих пор, т.к. они затронули струны нашей души, заставили посмотреть на природу другими глазами. Мы помним имена известных поэтов-классиков: А.С. Пушкина, А. Фета, Майкова А.Н., Плещеева А.Н., Н.Н. Некрасова, Сергея Есенина и других. Но ведь стихи – это благодатный материал не только для воспитания эстетических чувств, но и экологической культуры. Понимая это, мы стараемся включать их в уроки окружающего мира.

Нами создан сборник «Мир вокруг», где помещены стихи известных поэтов и стихи наших студентов (демонстрация сборников).

Я думаю, студенты команды «Апрелька» готовы, им слово. Соблюдайте регламент.

Березка (слайд № 13).

На заре зеленую березку

На краю весеннего села

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом, в шутку, не со зла.

Может быть, с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой на повал,

Только кто-то, ласковый и мудрый,

Рану у неё забинтовал.

Затянуло время злую рану,

К солнцу новый вскинулся побег

И ушел, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек.

И огонь ликующий зеленый

С той поры в ветвях её не гас,

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто её от верной смерти спас?

И тянулись ветки в час затишья,

Каждого потрогать из ребят…

Не тебя ль березка эта ищет?

Очень жаль…

Я думал, что тебя.

Примерные вопросы по содержанию стихотворения.


  1. Ребята, какие чувства вызывает у Вас это стихотворение?

  2. Кто из героев этого стихотворения Вас понравился и почему?

  3. Кто не понравился? Почему?

  4. Как Вы относитесь к его поступку?

  5. Почему он так поступил?

  6. О каких качествах героя говорит его поступок?

  7. Приходилось ли Вам видеть плохие поступки людей по отношению к природе? Какие?

  8. Как Вы при этом поступили?

  9. На что надеется автор этого стихотворения?


Преподаватель:

Есть такая народная мудрость: «Того, кто посадил дерево, поблагодарят внуки, а того, кто погубил: проклянут и дети».

Делайте вывод.

Спасибо команде «Апрелька». А теперь задание команде «Друзья природы» (просьба соблюдать время).

Проведите мини-викторину.
Вопросы к мини-викторине. (слайды № 14-24).

(За правильный ответ будет вручаться жетон, чтобы в итоге выявить победителя в викторине).

  1. Какая птица умело подражает голосам многих птиц (Скворец).

  2. Кто кукует у кукушки? Самка или самец? (Самец).

  3. Почему лес погиб, пока вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных насекомых).

  4. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут).

  5. Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, так как за день она съедает в несколько раз пищи больше, чем весит сама).

  6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клесты. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семенами).

  7. С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей).

  8. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца).

  9. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения).

  10. Какая охота разрешается в лесу, степи, в любое время года? (Фотоохота).


Результаты фотоохоты наших студентов Вы, конечно же, видели на выставке фотографий в фойе нашего любимого колледжа.

Студенты команды «Друзья природы» говорят: «Поднимите жетоны, чтобы выявить победителя».

Преподаватель:

А вы знаете, что это вопросы для детей начальной школы. Я думаю, Вы понимаете, как много надо знать учителю начальных классов, чтобы суметь ответить на все «почему?» малышей – своих учеников.

Дорогие студенты, давайте же еще раз обратим внимание на эпиграф к нашему уроку. (Слайд № ).

О чем говорит здесь поэт?

Студенты:

- Что нужно беречь природу?

- Что нельзя убивать зверей?

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку?

Преподаватель:

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Студенты:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня. Это все плохое, черное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Преподаватель:

Мне кажется, Вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

Наше соревнование подошло к концу.

Пока жюри подводит итоги, я предлагаю Вам спеть вместе с нами песню «Не дразните собак», для того чтобы снять напряжение, отдохнуть, улыбнуться друг другу. Мы это делаем со студентами на каждом уроке естествознания – это уже традиция, т.к. минутка отдыха необходима и взрослым людям. Нами собрана копилка песен о природе – их подготовили студенты всех групп – это и детские песни, и песни для взрослых (слайд № 25).

Итак, поем. Всем спасибо.

Мастер-класс подошел к концу. Конечно же, мы показали лишь маленькую часть того, что можно использовать учителю начальных классов для формирования экологической культуры. Мы понимаем, что воспитывать можно не только словами, а главное делами. А что же могут сделать школьники?

Ответы студентов: Посадить деревья, цветы и ухаживать за ними, сделать простые кормушки и подкармливать птиц зимой, и т.д. И всему этому может научить их первый учитель.

Преподаватель:

Вы, наши будущие коллеги. Наша планета – в Ваших руках.

(слайды № 25-27).
Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Я. Аким
Студенты 3-Б группы предложили завершить наш урок трудовым десантом в парке нашего колледжа.
Список литературы


  1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

  2. Грехова Л.И., Баранник М.М., Борисова Т.С. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь. 1999. – 319 с.

  3. Козина Е.Ф. Использование нестандартных уроков // Специалист. 2005.. - № 1. – с. 27.

  4. Кульневич С.В. Современный урок. Ч.I. Пособие для учителей, методистов, руководителей учреждений. Ростов н/Д, 2005. – 288 с.

  5. Лакоценина Т.П., Алиева Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч. 4. Альтернативные уроки. Ростов н/Д, 2007. – 240 с.

  6. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Академия, 2000. – 100 с.



Приложение № 1
Таблица оценивания результатов эстафеты



Название команд



Девиз

(2 б.)

Проведение

фрагмента урока

(5 б.)

Участие в роли учеников

(3 б.)


Итого

баллов

«Зеленая планета» -

Капитан Алиева Юля













«Семицветик» -

капитан –

Кравченко

Таня













«Апрелька» -

Капитан

Мирошникова Наталья













«Друзья природы» -

Капитан Новожилова

Ольга














Приложение № 2
Критерии оценивания
I. Девиз


  1. Соответствие содержания девиза названию команды, экологическая направленность.

  2. Участие каждого члена команды.


II. Экологическое задание


  1. Выразительное чтение текста задания.

  2. Грамотно составленные вопросы по содержанию.

  3. Умение вести беседу с учащимися.

  4. Участие каждого члена команды.


III. Загадка

  1. Выразительное чтение загадки.

  2. Грамотно составленные вопросы.

  3. Участие всех членов команды.


IV. Стихотворение


  1. Выразительное чтение стихотворения.

  2. Правильно составленные вопросы по содержанию.

  3. Умение вести беседу с учащимися.

  4. Активное участие всех членов команды.


V. Викторина


  1. Выразительное чтение вопросов.

  2. Умение пояснить ответ.

  3. Участие всех членов команды.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка учебного занятия учебная iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Разработка учебного занятия учебная iconМетодическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»...

Разработка учебного занятия учебная iconТема учебного занятия
Обеспечение учебного процесса (наглядность, дидактический раздаточный материал, учебная литература, тсо, скт)
Разработка учебного занятия учебная iconМетодическая разработка открытого занятия на тему: «Порядок перевозки...
Открытого учебного занятия по (пм 03) мдк 03. 01 Транспортно-экспедиционная деятельность
Разработка учебного занятия учебная iconМетодическая разработка издание, содержащее конкретные материалы...
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного...
Разработка учебного занятия учебная iconПояснительная записка
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, методические рекомендации, статья и т п.)
Разработка учебного занятия учебная iconРазработка учебного занятия Предмет
Педагог: Аширбекова Лариса Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель математики и информатики
Разработка учебного занятия учебная iconМатериала
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т п в соответствии...
Разработка учебного занятия учебная iconКонспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Разработка учебного занятия учебная iconМетодическая разработка учебного занятия. Название умк школа России
Сформировать навыки употребления предлогов в речи, написания раздельно от других слов
Разработка учебного занятия учебная iconКонспект учебного занятия с использованием цор и эор город: Магнитогорск
Цели (образовательная, коррекционно развивающая, воспитательная) учебного занятия
Разработка учебного занятия учебная iconЛитература Тема учебного занятия: «Марина Ивановна Цветаева: личность и судьба»
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Разработка учебного занятия учебная iconКонспект учебного занятия по информатике с использованием цор город
Тема учебного занятия: «Нумерованные и маркированные списки» (раздел «Технология обработки текстовой информации»)
Разработка учебного занятия учебная iconУчитель: Былёва М. В. Класс: 10 класс Тема учебного занятия: Кодирование...
Моу «сош №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области
Разработка учебного занятия учебная iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку для 3 класса с применением метода проектов по теме «Daily Life»
Разработка учебного занятия учебная iconРазработка электронного учебного пособия «Деловая и иллюстративная графика»
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск