План-конспект урока





Скачать 126.43 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока
Дата публикации22.10.2013
Размер126.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА



________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
__________________________________________


(Тема урока)




ФИО (полностью)

Борзенкова Любовь Анатольевна



Место работы

МБОУ СОШ № 2 г. Щигры Курской обл.



Должность

Учитель начальных классов



Предмет

Русский язык



Класс

3



Тема и номер урока в теме

Декоративная работа «Красота в умелых руках» (гуашь)



Базовый учебник

«Изобразительное искусство», 3 класс, Кузин В.С.

  1. Цель урока: ознакомить с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы;

9. Задачи:

- обучающие формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объем предмета;

-развивающие развивать воображение, художественный вкус, познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания;

-воспитательные воспитывать интерес к урокам рисования, уважение к тем, кто творит такие произведения искусства.

Тип урока Урок с мультимедийным сопровождением,

  1. Формы работы учащихся

  2. Необходимое техническое оборудование персональный компьютер, мультимедиа-проектор,

  3. Структура и ход урока


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент




Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Подготовка красок к работе.


Приветствие учителя

3 мин

2

Актуализация опорных знаний


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000016b-1000-4ddd-3ced-0100469c98ee/i03_08_01.swf


Учитель. Человек издавна старался украсить свой дом: резьбой наличников, карнизов. Внутри дома – полотенце вышивая, расписывая посуду, обои. В каждом селе есть свои умельцы. Но есть села, в которых все, от мала до велика, занимаются чем-то интересным, выполняют какие-либо красивые вещи. Это и есть промысел…

 А какие народные промыслы вы знаете?

Верно, вы уже знакомы с искусством Полхов-Майдана и Гжели, Городца и Загорска, Жостова. Посмотрите на эти образцы народных промыслов.

 Определите, к каким промыслам они относятся.

Верно, это кухонные доски и посуда, расписанные под Городцом, а эти грибки-шкатулки из Полхов-Майдана. Вот это жостовские подносы, а это – сияющая синим кобальтом посуда из Гжели. Это – самые древние виды народного промысла.




Ответы учащихся
Ответы учащихся

3мин.










http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000158-1000-4ddd-d3e8-5700469c9721/i03_03_4_07.swf


Издавна на Руси были народные умельцы, которые занимались росписью по дереву. И делали все это они своими руками без предварительного рисунка.Вот такие необыкновенной красоты шкатулки, чашки, ложки, солонки, хлебницы, ковши расписывали народные умельцы. Сегодня на уроке мы будем говорить только об одном из этих промыслов. Вы узнаете, откуда появился старинный промысел «хохлома», технологию приготовления изделий этого вида народного творчества, его отличительные особенности.







3 мин.


3

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи




. Вводная беседа.

Слово учителя. Послушайте стихотворение:

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы,

Рощи-перелески,

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

















Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд…

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Название «золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области.

Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом.

Наряду с традиционными ковшами, подставками, братинами и различными по размеру ложками современные мастера изготовляют наборы различного назначения (для соков, мороженого, варенья, салатов и т. д.), декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель.





4мин.

4

Открытие нового знания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000168-1000-4ddd-28de-4000469c989e/i03_07_03.swf

Дополнительный материал

Все предметы привлекают внимание своей нарядностью и красочностью. Чтобы добиться этого эффекта, каждое изделие проходит ряд операций. Вырезанный из липы или березы вручную или выточенный на станке полуфабрикат (форма будущего изделия) покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, ликвидируя трещины и другие дефекты, затем вновь покрывают маслом и подсушивают до неполного высыхания. Поверхность, имеющую отлип, натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100–120 °С. Слой олифы приобретает золотистый оттенок, сквозь который блестит металлизированный фон.

Под пленкой лака все, что было серебряным, приобретает золотой цвет.

  1. Посмотрите! Какие элементы используют художники в росписи?

  2. А какие цвета используют хохломские мастера?

Специфическая технология ограничивает палитру применяемых для росписи масляных красок, выдерживающих температурный режим и дающих выразительные сочетания с «золотом». Их группу составляют красный, черный, зеленый, коричневый, желтый цвета. Разнообразие росписи достигается умением находить варианты цветовых сочетаний, использованием одного цвета как главенствующего.




1.Земляничку, малину, смородину, рябинку, травку. Но мастера не копируют растения в точности, а по-своему перерабатывают в декоративный узор.

2. цветов в хохломской росписи очень мало.


2мин.










Кроме того, существенные различия в художественном оформлении изделий (и это, пожалуй, главное) достигаются несколькими сложившимися приемами росписи. Старый, классический для хохломы прием верхового письма представляет собой роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод.

Разновидностью этого письма является травка – написанные черным и красным цветом кустики и веточки, пояски, розетки.

Другой прием росписи – под фон, когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховой разделкой.

Вариантом фоновой росписи является кудрина, узор которой отличается укрупненным размером, а все ее формы напоминают круглящиеся растительные завитки.

Учитель. Мы сегодня будем выполнять простейшие приемы росписи – изображать декоративную травку и ягоды.

 В чем состоят особенности хохломского травного узора в сопоставлении с уже известными вам городецкой и Полхов-Майданской росписями?

Упражнение по выполнению хохломской травки.






10мин.










Самый любимый у художников – это «травный узор» или «травка», которая отдаленно напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка превращается в крупные кудри – завитки. Рассмотрим простейшие приемы выполнения хохломской травки (см. Приложение 1).

1. Выполним ягодки. Ягодки рисуем по часовой стрелке. Можно нарисовать малинку, клубничку, смородинку.

2. Выполним травинку – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кончика кисти приходится на самую широкую часть травинки.

3. Выполним кудрину. Кудрина – цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

4. Выполним листочек. Листочек – это чаще всего стилизованный лист смородины.

Из таких элементов можно составить узор. Обратите внимание на свободное движение кисти и изящность мазков, на сочетание черного, красного, желтого.

Умение выполнять приемы хохломской травки вы используете при изготовлении и раскрашивании различных изделий и поделок на уроках труда.

Выполните теперь и вы такие: травинку, ягодку, листочек, кудрину.

















VII. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню узор в полосе. Масляных красок у нас нет, поэтому работаем гуашью.

1. Сначала изображаю стебель с крупными завитками. Узор должен быть ритмичным.

2. Пишем самые крупные травинки. Эти штрихи-травинки наносятся легкими движениями, без нажима.

3. Пишем ягодки.

4. Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы. Пишем легко, свободно, используя также короткие удары – черные и красные точки. Травный узор (травка) закончен (см. Приложение




6мин.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой

http://fcior.edu.ru/card/12186/rezba-i-rospis-po-derevu-prakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.html


Задание. Выполните самостоятельно рисунок с изображением природы родной земли в орнаментальной композиции.





2мин.

6

Динамическая пауза

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000099a-1000-4ddd-fded-0a0047ba9397/knigi.swf








3мин.

7

Включение в систему знаний и повторение




Мы сегодня изучали искусство Хохломы – одного из старейших центров русской культуры, прославленного талантливыми руками народных умельцев.

 Почему хохломскую роспись называют пламенной и золотой?

Верно, пламенной хохлому зовут потому, что окрашенную посуду закаливают в пламене горячей печи и основной цвет росписи красный. Золотой – потому, что после того как изделия натирают алюминиевым порошком, расписывают масляными красками, обжигают в печи и покрывают лаком, предметы становятся как бы золотыми.


Ответы детей

5мин.

8

Рефлексия деятельности




Учитель. Молодцы, все очень красиво нарисовали. Такого чуда мы не видели ни в одном из произведений школ народного мастерства. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

 Какую особенность травной росписи вам удалось почувствовать в своей работе?

Верно, узор получается мягких очертаний, легкий и подвижный.

 В чем, по-вашему, состоит красота народного искусства?

Я очень горда тем, что живу на земле, где работают такие замечательные мастера золотой хохломы.

Выставка работ учащихся.


Ответы детей

4мин


Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

(Тема урока)
Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Композиция хохломской росписи (N 137096)

Видеофрагмент

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000168-1000-4ddd-28de-4000469c989e/i03_07_03.swf

2

Мастера Жостово (N 137080)

Презентация

Слайдшоу.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000158-1000-4ddd-d3e8-5700469c9721/i03_03_4_07.swf





Матрешки Полхов -Майдана (N 137084)

Видеофрагмент

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000016b-1000-4ddd-3ced-0100469c98ee/i03_08_01.swf





Резьба и роспись по дереву. Практическая творческая работа

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)




http://fcior.edu.ru/card/12186/rezba-i-rospis-po-derevu-prakticheskaya-tvorcheskaya-rabota.html




________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока iconПлан-конспект урока на тему «Управление велосипедом»
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
План-конспект урока iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
План-конспект урока iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»
План-конспект урока iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
План-конспект урока iconПлан-конспект урока система героев-двойников в романе Ф. М. Достоевского...
Конспект урока №3 по литературе в 10 классе с использованием информационно-коммуникационных технологий
План-конспект урока iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
План-конспект урока iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
План-конспект урока iconПлан-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера...
План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск