Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края





Скачать 334.04 Kb.
НазваниеОрганизация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края
страница1/4
Дата публикации29.06.2013
Размер334.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4

Организация исследовательской деятельности

школьников через изучение природы родного края


(из опыта работы Грубской Татьяны Александровны, учителя биологии
МБОУ «Октябрьская СОШ.» Октябрьского района Оренбургской области)

Материалы представила: Мишакова Валентина Николаевна, к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ
Андреев Сергей и Шипилова Юлия – призёры Международного форума «Одарённые дети» в 2003 году.

Тема исследования: «Антропогенное воздействие на природу Октябрьского района»

Руководитель: Грубская Т.А, учитель биологии и географии высшей квалификационной категории.

Можем ли мы уберечься от влияния загрязнения воздуха, воды, почвы? Всегда ли задумываемся о существовании вокруг нас источников экологической опасности?

Проблема: биологических связей различных явлений и процессов, происходящих в природе и обществе давно превратилась в глобальную. Однако ее давность не привела к тому, что найдены эффективные способы ее решения. Не чужда данная проблема и нашему району, селу, в котором проживаю. Найти и установить основные источники загрязнения населенного пункта, прилегающей к нему местности, окрестных рек, почв. Выяснить, каково влияние антропогенных факторов на природу Октябрьского района? Какие исторические события повлияли на возникновении экологической проблемы?

Цель: изучить влияние антропогенных факторов на природу края для предотвращения их пагубных последствий.

Задачи:

  1. Описать физико-географические условия Октябрьского района.

  2. Охарактеризовать современное состояние компонентов природной среды.

  3. Исследовать земельные, лесные водные ресурсы, их состояние, охрану и

использование.

  1. Изучит животный и растительный мир Октябрьского района.

Методы:

- работа с Интернет – ресурсами,

- консультации специалистов в области интернет-технологий, участие в заключительной презентации проекта,

Предмет исследования: природа Октябрьского района

Объект исследования: антропогенные изменения, произошедшие в природе

Гипотеза:

Если антропогенные изменения нарушают природное равновесие, то это ставит под угрозу жизнь и здоровье человека.

В ходе написания работы пройдены следующие этапы.

  1. Изучение понятийного аппарата, необходимого в работе.

  2. Отбор необходимого материала в литературе.

  3. Проведение мониторинга состояния компонентов природной среды.

  4. На основе анализа мониторинга выработка предложений по возможному улучшению компонентов природной среды.


Муравлёва Валентина Викторовна – призёр (2 место) на Всероссийской олимпиаде по предмету "Краеведение" в

2008- 2009 учебном году

Научный руководитель: Татьяна Александровна Грубская, победитель ПНП "Образование, учитель биологии высшей квалификационной категории,

руководитель НОУ "Юный натуралист".

«А цветы разве знаем,
на лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
а подкошены, - сеном!»


А. Яшин

Тема исследования: «Исследование пойменного луга»

Проблема: мир природы богат и разнообразен, особенно летом. Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности... Не получается? А какие преимущества для растений имеет их одновременное массовое зацветание на лугу? Как называется явление влияния одних растений на другие, с помощью которого они «общаются»?

Проблема определила Цель: изучить разнообразие растений пойменного луга.
Задачи:

  • Определить видовой состав растительного сообщества луга.

  • Оформить гербарий.

  • Описать некоторые растения луга

  • Изучить биотические отношения.

  • Определить значение растений луга в жизни человека.

Методы:

1. Практическая работа на местности.

2. Обработка собранного материала.

3. Составление таблиц и гербарий.

4. Изучение литературы:

а) научной

б) периодической печати

Предмет исследования: пойменный луг

Объект исследования: растения пойменного луга

Гипотеза: предположим, что растения имеют специальные приспособления для жизни в условиях пойменного луга.

В ходе написания работы пройдены следующие этапы.

  1. Изучение понятийного аппарата, необходимого в работе.

  2. Отбор необходимого материала в литературе.

  3. Проведение экскурсии на лугу с целью изучения растений.

  4. На основе собранного материала выполнена исследовательская работа.

Загуменникова Наталья Юрьевна – призёр (2место) Всероссийского конкурса «Отечество. Растим патриотов», секция «Родословие», 2007 год

Научный руководитель: Татьяна Александровна Грубская, победитель ПНП "Образование, учитель биологии высшей квалификационной категории, руководитель НОУ "Юный натуралист".

Тема исследования:

Проблема:

В большой Советской энциклопедии написано, что семья, основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Наверное, многие люди задают себе вопрос о том, как образовалась их семья? Какую роль она играет в обществе? Малейшая информация, услышанная мною о жизни моих предков, заставляла меня насторожиться. Я замирала, слушая рассказы бабушки о том, как жили в «старину». Однажды моё внимание привлекла статья в журнале «Оренбургский край», где шла речь об образовании села Октябрьское. Я с приятным удивлением узнала, что мои прадеды стояли у истоков создания не только нашей семьи, но и у истоков образования нашего села.

Цель работы: воссоздать жизнь села и моей семьи в период заселения с. Октябрьское.

Задачи:

- на основе изучения имеющегося архивного материала определить дату образования села;

- изучить краеведческую литературу, отражающую историю заселения района;

- проследить изменение названий села и определить причины переименований;

- изучить материал периодической печати, посвященной истории села;

- провести опрос старожилов села с целью уточнения отдельных событий.

В качестве рабочей гипотезы выскажем предположение, что датой основания села можно признать 1785 год моими предками – переселенцами из Воронежской области. Основными методами работы являются:

- изучение материалов районного и областного архивов;

- изучение экспонатов районного музея;

- изучение надписей надгробий на территории старого кладбища села;

- изучение и анализ краеведческой литературы;

- социологическое исследование.

Объект исследования – история села Октябрьского .

Предмет исследования – образование села и жизнь его моей семьи в этот период. Данная работа написана на основе архивного материала ГУ «Государственный архив Оренбургской области», литературы по истории России и Оренбургской области.


Сальтяшев Альберт Фанурович, Сальтяшев Альфред Фанурович, 8 класс, призёры (2 место) Всероссийского конкурса «Национальное достояние России», 2013 год

Научный руководитель: Татьяна Александровна Грубская, победитель ПНП "Образование» 2007г, учитель биологии высшей квалификационной категории, руководитель НОУ "Юный натуралист".

Тема исследования: Проект «Живи, родник»

Обоснование проекта: 19 августа 2005 отряды МЧС Оренбургской области, отряды химзащиты направляются на гору Зеленую, у подножия которой течет река Б. Юшатырь, рядом с ней красуется озеро Лысое, и бьет ключом Лысовский родник. Да, именно там стоит столб конденсата высотой 20 метров! Жителей нашего села удалось спасти, но природу? Прошло уже 7 с половиной лет со дня экологической катастрофы, а вопрос по прежнему остается актуальным!

Цель проекта - определить состояние родника, степень его загрязнения, составить паспорт и отметить его месторасположение на карте Октябрьского района.

Задачи проекта: Разработать этапы и бюджет проекта. Проведение экспедиции в пойму реки Б.Юшатырь. Изучение расположения источника по отношению к реке. Изучение растительности и животных родника.Составление паспорта родника.

Условия реализации проекта: - создание экологического десанта, наличие велосипедного транспорта,наличие рабочих инструментов

Предполагаемый результат: Восстановление и благоустройство Лысовского родника, установка таблички с названием родника, установление связи с общественностью, административными органами

Этапы реализации проета:

  1. Разработка проекта (копилка идей).

  2. Составление бюджета проекта.

  3. Изготовление поделок для ярмарки – распродажи.

  4. Проведение ярмарки – продажи «С любовью и пониманием!» поделок, изготовленными руками воспитанников объединения «Юный эколог» для сбора средств на покупку строительного инструмента.

  5. Интервью с представителями районного общества Охотников и рыболовов.

  6. Проведение социологического опроса населения.

  7. Встреча с главой сельского совета А.П.Буянкиным по поводу благоустройства прилегающей к роднику территории.

  8. Экспедиция на Лысовский родник.

  9. Очистка родника и территории вокруг него.

  10. Установка знака «Лысовский родник».

  11. Создание спуска к роднику в виде лестницы.

  12. Составление паспорта родника.

  13. Публикация в средствах массовой информации о проблемах Лысовского родника.

  14. Распространение листовок с обращением к жителям с. Октябрьское.

  15. Изучение архивных документов по истории Лысовского родника

  16. Мониторинг воды Лысовского родника

  17. Экологическая оценка и систематизация полученных результатов.

  18. Презентация проекта на районной конференции «Живи родник!»

  19. Участие в областном форуме «Зеленый край! Зеленая планета!».

  20. Участие во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России».

Мазарюк Владимир Александрович, 10 класс, победитель и призер областного литературного конкурса "Рукописная книга", победитель заочного тура ООЗИИ "Эхо времен" - 2010, победитель регионального конкурса «Моя история - история страны» в номинации «Видеофильм» в 2012 году.

Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце, кажется светлей,

Там радостней весна златая…
Этими поэтическими строчками Николая Языкова я хочу начать свой рассказ.

Знать и любить тот край, где ты родился и вырос, где живут твои родные и близкие люди – достойная задача для каждого человека. Не секрет, что в Оренбургскую область в последние годы переехали люди из разных концов бывшего СССР. Для них, избравших Оренбуржье своим новым домом, эта задача особенно актуальна.

Развитие культуры нашей страны связано с изучением истории страны в целом и отдельных населенных пунктов. Каждый выбирает сам то, что ему интересно или нужно, важно или необходимо, существенно или достаточно, чтобы понять суть.

Актуальность темы работы состоит в том, что в последнее время резко возрос интерес к улицам и площадям, как к культурологическим объектам. Другой факт, подтверждающий актуальность темы работы, это то, что в различных источниках даются лишь фрагментарные сведения об улицах, нет специальных работ по данной проблеме или их очень мало. В школах подобный вопрос затрагивается лишь в исключительных случаях.

Многие спрашивают меня, почему я выбрал именно тему «Экскурсия по улице им.Луначарского», хотя представился большой выбор других тем. Ответить я могу так: «Я живу в самом красивом и самом аккуратном для меня селе Оренбургской области и не могу не знать его историю. Ведь это очень интересно и познавательно. А также знания, полученные во время исследования истории села и улиц, могут в дальнейшем очень пригодиться не только мне и моим близким, но и моим друзьям и одноклассникам».

А как интересно бродить по улицам села, наблюдать их жизнь, фотографировать прохожих и достопримечательности!

Выбрав тему, я определил для себя главную цель исследования: изучение истории формирования центральной части села и освещение ее главных достопримечательностей. На основе этой цели были намечены следующие задачи:

  1. Познакомиться с историей формирования главной улицы села

  2. Составить свой маршрут по любимой улице, раскрыв в ходе экскурсии особенности её истории и архитектуры.

Наверное, в каждом городе или селе есть памятное место, откуда этот город пошел. В Москве - это Кремль, в Санкт-Петербурге - Петропавловская крепость, в Киеве - Андреевская гора, а в селе Октябрьское – улица им.Луначарского.

Ее можно назвать музеем под открытым небом. В этом музее есть свои ориентиры, проходя по которым, ты словно погружаешься в историю.
Объекты, представленные в ролике:




1. Стела на въезде в село 2. Обелиск на могиле красноармейцев.3. Памятник воинам локальных войн.

4. Мемориал участникам Великой Отечественной войны 5.ДПиШ. Бывший

заезжий двор


6. Здание начальной школы 7. Здание сельхозуправления. Бывшее земское собрание

8. Районный Дом культуры 9. Здание УООиП. Дом купца Зябликова




10 Районный краеведческий музей. 11. Храм Архистратига Михаила Архангела

Грубская Екатерина Владимировна, 6 класс, воспитанница НОУ "Юный натуралист". Призер ( 2 место) регионального этапа Всероссийского конкурса "Юннат" и «Юность. Наука. Третье тысячелетие».

Научный руководитель: Татьяна Александровна Грубская, победитель ПНП "Образование» 2007г, учитель биологии высшей квалификационной категории, руководитель НОУ "Юный натуралист".

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconПояснительная записка Программа кружка направлена на познание окружающей...
Формирование активной экологической позиции на основе использования краеведческих знаний
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconНазвание: «Страницы прошлого листая»
С этим нельзя не согласиться. За основу проекта взята идея изучение истории родного края, в ходе поисково исследовательской деятельности...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconУрок литературы в 6 классе «Тема природы в поэзии родного края»
«Культура родного края», музыки в 9 классе по теме: «Перестройка объективная необходимость или козырная карта М. С. Горбачева»
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Природа родного края» и «История и культуры родного края» требуют более детального изучения регионального компонента. Исходя из...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconУчебное пособие Краеведение. За рамками урока (Внеклассные мероприятия)
Предлагаемые коллективные активные формы – проектная деятельность, конференция, заседания развивают интерес учащихся к поисковой,...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconКонкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине...
Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconМетодическое пособие по проектно-исследовательской деятельности Разработка
Темы изучения родного края, как правило, невозможно раскрыть в ходе одного занятия
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconПрограмма эколого-краеведческой направленности для учащихся начальных...
Жности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconРабочая программа по «Искусству родного края»
Новосибирской области по предмету «Искусство» и Примерной образовательной программы учебного курса «Искусство родного края». Данный...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconОбразовательная программа дополнительного образования объединения «Музей»
Программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconОрганизация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии

Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconРабочая программа по искусству родного края разработана на основе...
РО, 2008. Сквозной линией учебного курса является изучение регионального аспекта культуры Новосибирской области, в том числе историко-этнографическое...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconТема: Лекарственные растения родного края
Выбор данной темы связан и с реализацией моих педагогических задач: изучением флоры и фауны родного края; воспитание экологически...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconСобянина Светлана Евгеньевна учитель русского языка и литературы...
Отечеством. Изучение истории родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской...
Организация исследовательской деятельности школьников через изучение природы родного края iconСергиев Посад – русский город: история и современность. Работа школы,...
Сегодня мне хотелось бы рассказать, как изучение истории родного края превратилось в увлекательную творческую работу на уроках и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск