Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей»





Скачать 233.33 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования объединения «Музей»
Дата публикации19.05.2015
Размер233.33 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Принято на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор МОУДОД ДДТ

Протокол № ________ Дюкина И.П.

от 2014 года Приказ № __

от «___» «________» 2014 года

Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей»

туристско-краеведческого направления


Программа рассчитана на детей 11-15 лет.

Срок реализации 1 год.

Составитель: Наумова Валентина Евгеньевна,

учитель удмуртского языка и литературы,

русского языка и литературы

руководитель школьного музея.

д. Озерки,

2014 год.
Пояснительная записка

Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьном музее ребёнок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с историей родного края, глубже понять своеобразие его природы, истории и этнокультуры, познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению и сохранению истории и культуры родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Основные задачи:

- активизация познавательной и исследовательской деятельности обучающихся, развитие их творческих способностей;

- приобщение школьников к культуре родного края, к традициям и обычаям удмуртского народа, привитие чувства любви к родному краю, участие в фольклорных праздниках, конкурсах, концертах;

- воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;

- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

- формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учёт фондов музея за счет проведения поисковой и исследовательской работы.
Программа рассчитана на учащихся школы 11-15 лет, интересующихся историей и культурой родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, изучающих этнокультуру родного края. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), экскурсия, поход, сбор краеведческого материала, оформление альбомов, экспозиций, организация и проведение фольклорных праздников.

Ожидаемые результаты:

- осознание учащимися себя носителями лучших черт удмуртского типа культуры;

- формирование устойчивого интереса к истории своего народа, материальной и духовной культуре;

- способность к творческому освоению наиболее значимой удмуртской культурной традиции, формирование социальной активности обучающихся;

- пополнение фондов музея новыми материалами.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Объём программы 144 часа. Из них 38 теоретических, 100 практических, 6 резервных.

Учебно-тематический план


№п\п

Название разделов и тем

Формы контроля ЗУН обучающихся

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Сбор историко-краеведческого материала

работа с источниками

12

4

8

2.

Организация экскурсий

экскурсии по музею

12

2

10

3.

История возникновения образования в деревне Озёрки

конференция

20

6

14

4.

Удмуртские песни, частушки, танцы, посвящённые дружбе, любви, к календарным праздникам.

праздничный концерт

20

6

14

5.

Участие в гражданско-патриотической акции «Служу Отечеству»

стенгазета,

реферат,

сочинение

20

4

16

6.

Индивидуальная работа с учащимися по исследованию заданных или выбранных тем

поисково-исследовательские работы

20

4

16

7.

«Ими гордится наша школа»

презентация

20

8

12

8.

Народные игрушки

изготовление куклы

8

4

4

9.

Экскурсии «Достопримечательности нашей деревни»

оформление стенда

6




6

10.

Резерв




6




6




Итого




144

38

100



Содержание программы


  1. Вводное занятие. Сбор историко-краеведческого материала. Знакомство с программой и планом работы объединения. Инструктаж по ТБ, ОТ. Пути сбора краеведческого материала. Умение работать с источниками.

  2. Организация экскурсий. Подготовка экскурсоводов. Изучение экскурсоводами экспозиций. Подготовка текстов для экскурсоводов.

  3. «История возникновения образования в деревне Озёрки». Изучение истории возникновения образования в деревне Озёрки. Встречи со старожилами деревни и изучение архивных документов. Итог: конференция «История возникновения образования в данной местности» среди учащихся 5-9 классов.

  4. Изучение фольклора деревни Озёрки: песен, частушек, танцев. Подбор текстов песен, частушек для разучивания и движений для танцев. Разучивание танцев, песен, частушек. Участие в праздничных концертах, в различных фольклорных фестивалях, в праздниках.

  5. Создание экспозиции «Ими гордится наша школа». Подбор материала для экспозиции. Изучение альбомов из сельской библиотеки, из школьного музея. Встречи с жителями деревни.

  6. Участие в гражданско – патриотической акции «Служу Отечеству». Участие в конкурсе стенгазет, рефератов, сочинений. Подбор материала, литературы, оформление работ.

  7. Индивидуальная работа с обучающимися. Составление плана работы по теме, выбор источников и литературы по теме. Оформление работы.

  8. Удмуртская народная кукла. История куклы. Особенности удмуртских кукол. Их виды. Значение кукол в жизни удмуртов. Изготовление удмуртской куклы.

  9. Экскурсии «Достопримечательности деревни Озёрки». Знакомство с достопримечательностями деревни Озёрки. Их роль в жизни деревни. Выполнение снимков и оформление стенда.

В конце года учащиеся должны уметь:

- уметь работать с источником, построить небольшой доклад;

- составить и организовать экскурсию по музею;

- уметь вести научно-исследовательскую деятельность по заданной теме;

- хорошо знать фольклорные и языковые особенности жителей деревни Озерки.
Методическое обеспечение программы


Разделы, темы

Формы организации обучения

Дидактичес-

кий материал для занятия

Техническое оснащение

Формы контроля

Сбор историко-краеведческого материала

сбор краеведчес-

кого

материала

газеты, альбомы, книги

компьютер

интервью,

опрос

Организация экскурсий

экскурсия

экспозиции школьного музея

магнитофон

текст для экскурсо-

вода

История возникновения образования в деревне Озёрки

изучение архивных документов, литературы

материалы школьного музея

компьютер

доклад

Изучение фольклора деревни Озёрки

встречи с ветеранами и типовые занятия

частушки, песни деревни озёрки

магнитофон

участие в концертах

Создание экспозиции «Ими гордится наша школа»

опрос,

изучение литературы

материалы школьного музея

магнитофон

презентация

Участие в гражданско-патриотической акции «Служу Отечеству»

Написание писем выпускни-

кам школы, проходя-

щим службу в Российской армии; изучение архивных материалов литературы

материалы школьного музея, литература по теме

компьютер

выпуск стенгазеы «Слава русского оружия!»,

рефераты

«История моей деревни»,

«Героичес

кие люди моей деревни»

Индивидуальная работа с учащимися

поисковая

материалы школьного музея, литература по теме

компьютер

научно-исследова-тельские

работы

Удмуртская кукла

беседа

литература по теме

компьютер

изготовле-

ние

куклы

Экскурсии «Достопримеча-

тельности нашей деревни»

экскурсии, прогулки

материалы школьного музея

фотоаппарат

оформление стенда


Список литературы

Для педагога:

  1. Перевертайло Н.М., Огородникова А.В. В помощь школьному музею.- Ижевск, 2001.

  2. Методические материалы в помощь руководителю школьного музея. / Автор-составитель В.И.Ивонина.- Ижевск: Удмуртия,2008.

  3. Начинающему исследователю родословной: Программа и методические рекомендации для педагогов/ Автор – составитель А.В.Огородникова.-Ижевск: Удмуртия, 2007.

  4. Черашняя Д.И., Фёдорова Л.П. Удмуртское краеведение в 4-11 классах/ Материалы в помощь учителю средней школы. – Ижевск. 1992.

  5. Кузина Т.Ф., Батурин Г.И. Занимательная педагогика народов России.- Москва, «Школьная пресса», 2001.


Для обучающихся:

  1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. 2-е издание, Ижевск, «Удмуртия», 1997.

  2. Отчий край. Книга для чтения по удмуртскому краеведению: Учебное пособие для 10-11 классов/ составитель Д.И. Черашняя.- Ижевск: Удмуртия, 1993.

  3. Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полное описание России. Удмуртия. Том 33. – Москва, 1995.


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества
Рассмотрено и утверждено.
Методист по туристско-краеведческой работе

____________ И.П.Дюкина

Рабочая программа

дополнительного образования

объединения «Музей»

туристско-краеведческого направления

Срок реализации: 1 год.

Возраст обучающихся: 11-15 лет.

Составитель: Наумова Валентина Евгеньевна,

учитель удмуртского языка и литературы,

русского языка и литературы,

руководитель школьного музея.

д. Озёрки, 2014г.
Пояснительная записка
Музей образовательного учреждения – широкое поле творчества для обучающихся и педагогов. Его организация и деятельность в значительной мере связаны с изучением истории и культуры родного края, народа, проживающего на данной территории. Именно школьный музей во многом способствует формированию национального самосознания, развития у ребёнка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Это очень важно в подростковом возрасте, когда у подростка совершается перестройка самосознания. Поэтому деятельность школьного музея – это поддержание стремления участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей родины и культуру своего народа.

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы дополнительного образования объединения «Музей» туристско-краеведческого направления» (составитель Наумова В.Е., д. Озёрки, 2014), так как она наиболее отвечает цели и задачам данной рабочей программы.

Цель программы – создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению и сохранению истории и культуры родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Основные задачи:

- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся, развитие их творческих способностей;

- приобщение школьников к культуре родного края, к традициям и обычаям удмуртского народа, привитие чувства любви к родному краю, участие в фольклорных праздниках, конкурсах, концертах;

- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, толерантности;

- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

- формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учёт фондов музея за счет проведения поисковой и исследовательской работы.

В объединении «Музей» занимаются 8 детей 11-15 лет из 5-9 классов: 5 девочек и 3 мальчика. По национальности большинство удмурты, но есть и русские и узбеки. Все учащиеся в школе изучают удмуртский язык и свободно им владеют, так как в деревне Озёрки население в основном удмуртское.

Дети с интересом посещают занятия объединения, активно участвуют в различных мероприятиях, конкурсах. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа.

Данная программа рассчитана на 1 учебный год. Объём программы 144 часа, из них теоретических – 38 часов, практических – 106 часов.

Формы проведения итогов реализации программы: контрольные занятия, поисково-исследовательская работа, проектная деятельность.

Формы проведения мониторинга: тестирование, участие в фестивалях, научно-практических конференциях.

В процессе реализации программы предполагается осуществлять взаимодействие со специалистами центральных и местных музеев, с ветеранскими и другими общественными объединениями («Ошмес син» - Центр удмуртской культуры деревни Озерки), учреждениями культуры деревни Озёрки (клуб, библиотека), приглашать к сотрудничеству интересных людей (долгожители деревни, ветераны труда, земляки, проживающие на территории других государств).

Учебно-тематический план

№п/п

Название разделов и тем

Формы подведения итогов

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Сбор историко - краеведческого материала

обновление музейных экспозиций

12

4

8

2

Организация экскурсий

проведение экскурсий для посетителей

12

2

10

3

Изучение истории возникновения образования в деревне

конференция,

проектная работа

20

6

14

4

Изучение фольклора родной деревни: песен, частушек, танцев.

концерт

20

6

14

5

Участие в гражданско-патриотической акции «Служу Отечеству»

стенгазета,

рефераты,

сочинения

20

4

16

6

Индивидуальная работа с обучающимися

поисково-исследовательские работы

20

4

16

7

Создание экспозиции «Ими гордится наша школа»

презентация

20

8

12

8

Удмуртские куклы

изготовление куклы

8

4

4

9

Презентация «Азбуки Озёркинской школы»

презентация

2




2

10

Игра «В гостях у Тол Бабая и Вумурта»

игра

2




2

11

Литературная гостиная «Ими гордится Ярская земля!» (Наша микротопонимика в творчестве Ф. Васильева, М. Федотова,)

Литературная гостиная

2




2

12.

Экскурсии «Достопримечательности нашей деревни»

оформление стенда

6




6




Итого




144

38

106


Условия реализации программы

Материально-технические: «Музей истории деревни Озёрки и школы», компьютер, магнитофон, баян, фотоаппарат
Кадровое обеспечение: Наумова В.Е., учитель удмуртского языка и литературы, русского языка и литературы 1 категории, руководитель школьного музея.

План учебно-воспитательной работы объединения


Формы воспитательно-развивающих мероприятий

Место проведения

Возраст участников

Сроки проведения

Игровая дискотека «Наша пора, листопадники!»

Озеркинская школа

11 – 15 лет

сентябрь 2014г.

Родительское собрание по теме: «Роль школьного музея в образовательном и воспитательном процессе »

Озеркинская школа

Родители, обучающиеся

14- 15 лет

декабрь 2014г.

Катание с горки

Д. Озерки, гора «Гопйыл»

11 – 15 лет

зимние каникулы

Игровая программа «…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

школьный музей

11-15 лет

18.05.2015 г.


План методической деятельности педагога

Тема «Лингвокультурология на уроках и во внеклассной работе педагога образовательного учреждения»

Цель: повысить интерес к изучению родного языка, заинтересовать культурой удмуртского народа.

Задачи:

- развивать кругозор, логическое мышление, творческие способности учащихся;

- учить работать дополнительной литературой;

- проводить исследовательскую работу;

- выработать у детей положительную мотивацию на развитие у них чувства любви к своему краю.

Ожидаемые результаты:

- умение детей «вживаться» в слово, провести исследование по данной теме;

- осознание учащимися себя носителями лучших черт удмуртского типа культуры.

План работы над темой



Сроки

Содержание работы

Форма представления результатов

2010-2011

1.Продолжение начатой работы.

2. Разработка карточек заданий.

3. Включение методов лингвокультурологии в элементы уроков и внеклассных мероприятий

посещение уроков и внеклассных занятий языковедами

2011-2012

  1. Продолжение работ по данной теме.

  2. Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий.

  3. Посещение уроков учителей школы.

Открытые уроки, внеклассные мероприятия,

отчёт на ШМО

2012-2013

  1. Продолжение работы.

  2. Посещение уроков учителей других школ района с целью обмена опытом по данной теме.

  3. Обобщение опыта.


Обобщение опыта

2013-2014

    1. Продолжение работ по данной теме.

    2. Подбор местного материала и литературы по данной теме.

    3. Проведение исследовательских работ по данной теме.

Исследовательские работы

2014-2015

  1. Продолжение работы.

  2. Работа с местным материалом и литературой по данной теме.

  3. Продолжение исследовательских работ по данной теме.

Исследовательские работы, обобщение

опыта


Результаты деятельности


год

тема

рекомендации

2007

Реализация проекта редакции газеты «Известия Удмуртской Республики» «Моя первая азбука».

Член экспертной группы, методического совета.




2008

Выступление на заседании методобъединения по теме «Лингвокультурология на уроках и во внеклассной работе». Разработка районной игры « Мон удмурт» для 8 класса. Член экспертной группы, методического совета.




2009

Подготовка и проведение районной удмуртской ёлки для учащихся национальных школ района. Разработка районной игры «Мон удмурт» для 8 класса. Член экспертной группы, методического совета.




2010

Участие в 13 региональной научно-практической конференции в г. Глазове (ГГПИ) по теме «Инновационные технологии в филологическом образовании».

Выступление на заседании методобъединения по теме «Всероссийская перепись – 2010». Разработка районной игры «Мон удмурт» для 7 класса.

Член методического совета.

Проведение открытого занятия по теме «Лингвокультурология на уроке удмуртского языка» и внеклассного мероприятия «Фестиваль частушек «КиБиБаБи».




2011

Руководитель национального удмуртского центра «Ошмес син» в деревне Озёрки Ярского района.

Публикация методической продукции в удмуртской газете «Зечбур». Разработка районной игры «Мон-Удмурт!» для 8 класса. Член методического совета.




2012

Руководитель национального удмуртского центра «Ошмес син» в деревне Озёрки Ярского района. Разработка и проведение общешкольной игры – путешествия «В мире языков». Создание «Азбуки деревни Озёрки». Разработка и проведение районного мероприятия для подростков «Табань пукон». Сюжет на канале ГТРК Удмуртия в информационной передаче на удмуртском языке «Иворъёс» по теме «Микротопонимика деревни Озёрки».




2013

Руководитель национального удмуртского центра «Ошмес син» в деревне Озёрки Ярского района. Доклад перед музееведами Ярского района по теме «Патриотическое воспитание через школьный музей в МКОУ Озёркинская ООШ». Участие в 1 республиканском фестивале сказочных героев у Тол Бабая. Проведеие школьной ёлки на удмуртском языке «Чеберъям кыз котырын…». Организация Бала выпускников района «Быдэ вуон».




2014

Руководитель национального удмуртского центра «Ошмес син» в деревне Озёрки Ярского района. Участие во 2 республиканском фестивале сказочных героев у Тол Бабая. Организация от центра удмуртской культуры туристического маршрута «Озёрки – сторона легенд». Проведение летней лагерной смены при школе «В царстве Вумурта» Участие в республиканском Гербере – 2014. Организация от центра удмуртской культуры Дня деревни Белые Ключи.





Список детей, посещающих объединение «Музей» туристко-краеведческого направления в 2014-2015 учебном году
Руководитель: Наумова Валентина Евгеньевна


№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Класс

возраст

1

Трефилова Дана Александровна

5

11

2

Корепанова Наталья Леонидовна

7

12

3

Терёшина Ольга Сергеевна

7

12

4

Данилова Кристина Геннадьевна

8

14

5

Корепанов Михаил Леонидович

9

15

6

Максимов Никита Дмитриевич

9

14

7

Марьин Константин Александрович

9

15

8

Очилова Татьяна Валерьевна

9

15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа объединения дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа дополнительного образования эколого-биологической...
Курс представлен для работы объединения дополнительного образования учащихся 4-9-х классов коррекционной школы, желающих как можно...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа объединения «Кукольный театр «Петрушка»
Должность: педагог дополнительного образования мбоу дод «Вожегодский районный ддт»
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа «От истоков ремесла к современности» для творческого объединения «фея»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Троицкий детско – юношеский центр»
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Объединения «Кружок информатики»
Компьютер постепенно становится обычным бытовым прибором. Научной основой информационных технологий является информатика
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей объединения «мир электроники»
...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа детского объединения «авиамодельный кружок»
Составитель: Тихонов Юрий Яковлевич, педагог дополнительного образования моудод «Центр детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Природа и мы»
Это обосновано жизненно важной необходимостью объединения усилий для спасения от реально грозящей нашей планете опасности – глобальной...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа объединения дополнительного образования «Математический гений»
Для развития творческих способностей этих учащихся желательно заниматься с ними дополнительно. Одной из форм таких дополнительных...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconРабочая программа Объединения «Риторика» Педагог дополнительного...
Программа театрального объединения рассчитана на детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раз в неделю
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconРабочая программа дополнительного объединения "Мегабайт" 7-11 класс...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер»
Образовательная программа дополнительного образования «Милли-стартер» создана для младших школьников, посещающих дополнительные занятия...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconРеферат Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей
Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий. Требования к учебному занятию детского объединения. Формы организации...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного...
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей...
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Музей» iconДоклад «Развитие информационной и коммуникативной компетентности...
Марьясова Галина Александровна педагог дополнительного образования объединения «Психея»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск