3. 4 Психологический климат





Скачать 62.28 Kb.
Название3. 4 Психологический климат
Дата публикации30.06.2013
Размер62.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
3.4 Психологический климат

(Сластенин)

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Настроение и

общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе

определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия

"психологический климат", "социально-психологический климат" или "микроклимат" -

это понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом

географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что

человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он

может проявить себя, "расцвести" в личностном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с

отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в

процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики

психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с

положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной

морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и

ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его

членов. Неслучайно поэтому А. С. Макаренко придавал большое значение мажорному

тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-

психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между

его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого

понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные

функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в

педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении

коллективных усилий, направленных на решение учебно-воспитательных задач.

Стимулирующая функция состоит в создании "эмоциональных потенциалов" коллектива

(А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в

педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость

внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного

вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в

утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов

коллектива.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного

социально-психологического климата (Е. С. Кузьмин, А. Г. Ковалев и др.). В одном

случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных,

нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом - выделяются

наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким

характеристикам относятся:

• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом

и результатами труда;

• признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и

неформальных лидеров;

• мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;

• высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении

коллективом;

• сплоченность и организованность членов коллектива;

• сознательная дисциплина;

• продуктивность работы;

• отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне

применимы к оценке педагогического коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние

на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В

педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и

уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель

испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении.

Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает

эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и

стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной

деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой

коллектив.

Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый

учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего

труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в

числе которых могут быть руководители, родители. Положительные оценки

стимулируют педагогов, отрицательные - дают основания для пересмотра своих

профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей

деятельности. Таким образом, одним из путей влияния социально-психологического

климата коллектива на личность является объективная оценка личностных,

профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это

означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть

взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.

Механизм влияния социально-психологического климата на личность состоит в

подражании - непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других

людей. В условиях педагогической деятельности одни учителя способны отражать и

переживать эмоциональное состояние своих коллег, другие - склонны к анализу

психических состояний и сопоставлению со своими убеждениями, желаниями, и в

зависимости от степени соответствия они принимают или не принимают их.

Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов существенно

ускоряют процесс позитивного подражания.

Наряду с мотивированным подражанием влияние социально-психологического климата

коллектива на личность может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия

психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической

способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его

настроенностью на эмоционально-психологическую волну своих коллег. При этом

педагог не только понимает и чувствует состояние другого, но и сам способен

испытать подобное состояние, найти оптимальное решение в создавшейся ситуации.

Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат

коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности,

особенностями ее психологических процессов, эмоционально-волевыми качествами.

Педагоги, обладающие чувством долга, принципиальностью, ответственным отношением

к делу, дисциплинированностью, общительностью, добротой, тактичностью и другими

положительными качествами, оказывают сильное влияние на формирование позитивного

климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непоследовательные в

поведении члены коллектива отрицательно влияют на утверждение положительного

климата.

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных,

волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового,

изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к

инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных

ценностей. Руководитель учительского коллектива с сильной волей способен повести

за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива

воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его

социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример.

Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и

правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный

конкретный человек - убеждающая личность. При этом убеждающий, используя силу

фактов, логику и аргументацию, воздействует не только на разум, но и на чувства

своих собеседников. Убеждение достигает своей цели в том случае, если собеседник

становится соучастником принятия задуманного решения и формулировки выводов,

если он при этом испытывает удовлетворение от найденного пути решения, создавая,

таким образом, общий благоприятный климат взаимодействия. В процессе внушения

происходит произвольное или непроизвольное воздействие одного человека на

другого или коллектив в целом. При помощи внушения в педагогическом коллективе

создается настроение, утверждаются идеи, ценности педагогической культуры. Оно

может быть прямым и косвенным, произвольным и непроизвольным. При прямом и

произвольном внушении цели, содержание, способы педагогической деятельности

должны быть безоговорочно приняты. При косвенном и непроизвольном внушении те же

цели и содержание принимаются опосредовано, через дополнительную информацию,

анализ аналогичных ситуаций и др. [1] Эффективным способом влияния личности на

формирование положительного социально-психологического климата в коллективе

является пример. Это может быть пример отношения к своему труду, к коллегам, к

коллективному мнению, к самому себе. Пример всегда конкретен, дает образец

деятельности и поведения, позволяет соотнести реальное и идеальное.

1 См.: Бойко В. В., Ковалев А. Т., Панферов В. И. Социально-психологический

климат коллектива и личность. - М., 1983. - С. 116- 124.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. 4 Психологический климат iconУправление и социально-психологический климат в коллективе. Содержание...
«Социальные технологии работы с молодежью» формирование знаний, умений навыков в области социальных технологий работы с молодежью,...
3. 4 Психологический климат iconПсихологический климат в семье
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Ачинска
3. 4 Психологический климат iconРеферат по дисциплине «Психология менеджмента»
Социально-психологический климат в организации. Факторы и особенности формирования
3. 4 Психологический климат iconСценарий выпускного праздника «Прощальный вечер выпускной!»
Цель: Вручить аттестаты выпускникам, создать благоприятный психологический климат в коллективе, стимулировать нравственно ценные...
3. 4 Психологический климат iconПрограмма «разноцветный мир» Тема периода
Создать наиболее благоприятный психологический климат в классе с целью наиболее мягкой адаптации детей в школе
3. 4 Психологический климат iconКонспект открытого урока по русскому языку в 1 классе по теме: Перенос слов
Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия образовательного материала
3. 4 Психологический климат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Регулятивные ууд: создать психологический климат занятия и подготовить учащихся к работе над текстами об олимпиаде
3. 4 Психологический климат iconТемы рефератов Основные принципы этики деловых отношений. Влияние...

3. 4 Психологический климат iconКонспект урока № Урок-сказка «Праздник оранжевого мяча»
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи,...
3. 4 Психологический климат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Регламент семинара Реализация инновационного проекта «Школьная культура и психологический климат в работе школы по достижению нового...
3. 4 Психологический климат iconРезультаты диагностики адаптации учащихся среди учащихся 5-х классов
Из приведённых результатов видно, что, в основном, психологический климат в классах соответствует норме и приближен к комфортному....
3. 4 Психологический климат iconУчебник для 2-го класса. Часть Стр. 159-165 Целевые установки и достижение...
Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка. Способствовать развитию речи,...
3. 4 Психологический климат iconУрок-соревнование в 8 классе (1час) Урок проводится после изучения темы «Тепловые явления»
Достоинством таких уроков является сочетание коллективной и индивидуальной форм работы. Это улучшает психологический климат в классе,...
3. 4 Психологический климат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В 8 классе обучаются 15 человек. Уровень развития класса – средний. Психологический климат в классе благоприятный, учащиеся умеют...
3. 4 Психологический климат iconУрок обобщающего повторения. Климат и человек
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме «Климат Челябинской области, Верхнего Уфалея»
3. 4 Психологический климат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В связи с этим должен меняться и психологический климат в классной комнате, т к педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск