Скачать 332.1 Kb.
|
Методическая разработка Конспекта урока химии Для 10-го класса На тему: «Многообразие органических кислот» Учитель химии Попова Н.С. 2008 г. Предисловие к уроку «Многообразие органических кислот» Данный урок можно проводить после изучения предельных одноосновных карбоновых кислот, что дает возможность опираться на эти знания и проводить сравнительный анализ. Или до изучения данного вопроса, тогда многообразие кислот может служить первым уроком в блоке «карбоновые кислоты», и опираться можно на знания о минеральных кислотах, изученных в 8-м и 9-м классах. На этом уроке учащиеся, изучая природные кислоты, анализируют, дополняют и закрепляют знания о кислотах; проводят аналитическую и исследовательскую работы с целью классификации, сравнения, прогнозирования свойств веществ на основе их состава и строения; лабораторные опыты с целью подтверждения выдвинутых гипотез. На уроке используются активные методы обучения и совместная деятельность учащихся. Самостоятельные исследования помогают им лучше осмыслить общие и индивидуальные особенности представителей класса кислот, а изучение биологического значения и нахождения в природе дает возможность проследить взаимосвязи, межпредметность, формировать целостную картину мира. Урок химии в 10-м классе На тему: «многообразие органических кислот». Тип урока: урок изучения новых знаний, I типа. Вид урока: проблемно-исследовательский. Технологии: урок на основе проблемно-исследовательской и информационной технологий. Цель урока: сформировать у учащихся представление о многообразии, классификациях карбоновых кислот, нахождении их в природе. Задачи урока: Задачи обучения: - закрепить знания учащихся о кислотах; - дополнить представление учащихся о карбоновых кислотах. - познакомить учащихся с многообразием органических кислот, нахождением их в природе, составом и строением, классификациями по разным признакам, общими кислотными свойствами, биологическим значением; - на основе исследований сформировать знания об общности кислот, различии органических и минеральных кислот. Задачи развития: - развивать умения сопоставлять, сравнивать, прогнозировать, анализировать на примере класса кислот; - развивать умение и навыки проводить лабораторные опыты с соблюдением ТБ, делать выводы на основе проведенных опытов; - развивать умения работы с таблицами, справочными материалами, использованием информационных технологий; - развивать умение представлять результаты своего труда Задачи воспитания: - развивать умения работы в группах, индивидуально, фронтально; - формировать культуру умственного труда, работы в лаборатории, ораторского искусства. - формировать целостную картину мира на примере природных кислот. Виды работ учащихся: - групповая, индивидуальная, фронтальная; - анализ текста, изображения, таблиц, справочных данных; - лабораторная работа. Контроль знаний: - ответы на вопросы в течении урока; - групповые отчеты по результатам аналитической и лабораторной работ. Оборудование: - экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация урока; - распечатки сравнительных материалов, таблиц; - реактивы и приборы для проведения лабораторных опытов. ПЛАН УРОКА: I. Мотивация. 1) Просмотр фильма. 2) Обсуждение – актуализация знаний. 3) аналитическая работа с таблицей «Органические кислоты». II. Изучение новых знаний. 1) Объяснение учителя – состав и строение природных кислот. 2) аналитическая работа учащихся по выявлению сходства и различий в составе и строении природных кислот. 3) аналитическая работа учащихся по выявлению общего определения карбоновых кислот, их классификаций по разным признакам. 4) исследовательская работа по формированию представлений об общих химических свойствах кислот: а) беседа; б) лабораторная работа по определению кислой среды в разных продуктах; в) обмен информацией. III. Подведение итогов урока Ход урока I. Мотивация. 1. Просмотр фильма. Сегодняшний урок мы начнем с просмотра фильма, в котором важными являются и изображение, и текст. Будьте очень внимательны, поскольку после просмотра у нас будет обсуждение. Можно озвучить только стихи, без фильма. Текст. Однажды, в холодную зимнюю пору, Желая повысить свой рейтинг и спрос, Вдруг вспомнили фрукты про кислую гору, Заспорили, чей же кислее был нос. Тут яблоки были, и вишня, и сливы, Хурма, виноград и даже айва, И вишня с клубникой, и клюква с брусникой, - Здесь каждый пытался сказать свое «Я». Поодаль, в сторонке, надменно и гордо, Семья цитрусовых смотрела на спор. В душе они были, как старые лорды, С лихвой предвкушали полнейший фурор. … В разгаре спора появилась Кисломолочная братва. И дружным фронтом предъявила На главный приз свои права. Сметана, йогурт, актимель, И простокваша, иммунеле, Кефир, активиа, кумыс, - Мечтали все про главный приз. И лишь крапива с муравьем Смотрели спор без суеты. Они ведь знали о своем: Нет в мире жгучей кислоты. 2. Обсуждение (актуализация знаний). Беседа: 1) Что за участники спора? - растения (фрукты, ягоды, овощи, травы), молочные продукты, насекомое. 2) предмет спора – кислоты природные. 3) Что уже знаем об органических кислотах? – предельные одноосновные карбоновые кислоты. 4) Что нового можем узнать на сегодняшнем уроке? – другие органические кислоты. 5) Как можно сформулировать тему урока? - многообразие органических кислот. Экран. 3. Анализ таблицы «Органические кислоты» Сейчас мы познакомимся с таблицей «Органические кислоты. Нахождение в природе». И проведем сравнительный анализ.
Анализ табличных данных: Лидеры среди кислот – аскорбиновая (8) – лимонная (8) – яблочная (6) – молочная (2) – фолиевая (2) – бензойная (2) Лидеры среди растений – брусника (5) – вишня (4) – персик (3) – клюква (2) – земляника (2) – шиповник (2) – яблоко (2) – цитрусы (2) – молоко (2) – тыква (2) – томат (2) – виноград (2) – крапива (2) II 1. Состав и строение природных кислот. Объяснение нового материала. На первом этапе урока были упомянуты некоторые природные кислоты. Сейчас мы познакомимся с составом и строением этих и других органических кислот. Сначала вспомним уже знакомые карбоновые кислоты: М |