Скачать 454.08 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета Б3. В25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера), Цели освоения дисциплины: Изучить основные понятия науки цветоведение. Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов. Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Психология восприятия цвета. Символика цвета. Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности. Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой. Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса. Задачами предлагаемого спецкурса являются:
Курс цветоведения - один из основополагающих в системе подготовки художников - педагогов, дизайнеров. Дизайнеры, постигающие эстетическую сторону цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и психологии цвета. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Искусство цвета» - владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15); В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.
Применять на практических занятиях : Цветовые гаммы родственные (сближенные), контрастные, смешанные. Проектирование цветового климата в окружающей среде. Основные принципы моделирования цветовых отношений. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в интерьере.
Навыками теоретических основ в процессе практических занятий. Владеть индивидуальным подходом в проектировании цветового климата, основными принципами цветового моделирования . Средствами композиции и способами цветовой гармонизации окружающей среды. Содержание разделов дисциплины. Поскольку курс учебной дисциплины включает в себя всего 72 учебных часов, представляется более целесообразным разделить его не на разделы, а на темы, которые последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса. Лекционный материал содержит вопросы теории цвета; истории науки о цвете; основные понятия и терминологию цветоведения; психологии цветового зрения. При изложении теоретического материала, учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит дизайнерам использовать цвет в создании композиции на плоскости, построении цветовой среды в интерьере и экстерьере. В программе практических занятий выделены традиционные разделы. Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включённые в программу практических занятий, являются примерными и могут быть заменены, по мере необходимости на аналогичные. ТЕМА 1. История науки о цвете. Введение. Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичнось слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке. ТЕМА 2. Основные понятия о цвете. Природа света и цвета Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов. ТЕМА 3. Ахроматические и хроматические цвета. Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». ТЕМА: 4 Законы механического смешения цветов, насыщенность цвета. Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс. 5. Цветовые гармонии. Гармония взаимо - дополнительных цветов. Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Психология восприятия ц Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные. Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Символика цвета. Темы для самостоятельного изучения.
Образовательные технологии: метод проектов, , дискуссия, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, компьютерная симуляция, работа в группах и т.п. Интерактивные формы занятий: по дисциплине « Искусство цвета».
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Содержательный компонент теоретического материала Лекционное занятие №1 ТЕМА 1. Введение. История науки о цвете. Важное место занимает мифология и учение античных мыслителей о цвете. Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Сферы использования цвета; понятия и принципы гармонии античного мира рассматриваются закономерности восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Теория Ньютона, впервые установившего, что солнечный луч, содержит семь цветов спектра. Составленный им круг из семи секторов, используется до настоящего времени. Великий немецкий поэт и философ в труде «Учение о цвете» рассматривает вопросы психологического, воздействия цвета на человека. В противовес Ньютону, Гёте считал, что цвет неразложимым на спектральные цвета. Происхождение всех цветов он объяснял взаимодействием света и тьмы. Опытным путём он установил систему закономерностей ощущения цветов, и их взаимодействия. Палитру цветов он разделил на цвета, вызывающие радостные эмоции и грустные. К первым он относил тёплые цвета, с огненным оттенком (красные, оранжевые, жёлтые), ко вторым - холодные цвета с синеватым оттенком (синие, фиолетовые, сине-зелёные). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Основные направления науки о цвете и свете в ХХ веке. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна... Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б... Педагогическое образование (профиль «Право»). Программа дисциплины «История» осваивается студентами в первом семестре и ориентирована... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека | Курсовая работа: Методика обучения иностранному языку Методические... Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование. Профиль «Образование в области иностранного языка» / Гос образоват... | ||
050100 Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование... Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 2 Основы дизайнобразования... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины (модуля) дв. 11. 1 Художественная обработка... Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Рабочая программа дисциплины в12 Полиграфический дизайн и реклама... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
050100 «Педагогическое образование» профиль «Дополнительное образование... «Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», а также курсов по выбору «Основы дпи», специальной дисциплины... | Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 21 Современные отделочные... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) дв13. 1 Основы архитектуры... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки... | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) в. 20 Компьютерное проектирование... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Методические рекомендации по изучению дисциплины история искусств и стилей Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)» |