Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование»





Скачать 454.08 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование»
страница1/3
Дата публикации02.08.2013
Размер454.08 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3



Методические рекомендации по изучению дисциплины
Искусство цвета Б3. В25

050100 Педагогическое образование

профиль «Дополнительное образование» (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера),

Цели освоения дисциплины:

Изучить основные понятия науки цветоведение. Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные.

Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов.

Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Психология восприятия цвета. Символика цвета.

Целью курса является освоение предмета, расширение круга интересов студентов, воспитание у них эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально – эстетического отношения к действительности.

Ведущим принципом построение программы является: формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой.

Другим принципом построения программы вариантность заданий и тем, возможность замены одних заданий, другими при условии сохранения общей структуры и единой логики содержания программы курса.

Задачами предлагаемого спецкурса являются:

  • опираясь на законы колористики, учитывая опыт художников разных школ, решить проблему применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности.

  • духовно - эмоциональное обогащение личности;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие профессиональных навыков, через формирование практических умений;

  • познакомить с видами цветовых гармоний и их эмоционального воздействия на зрителя:

  • познакомить с психологией восприятия цвета;

Курс цветоведения - один из основополагающих в системе подготовки художников - педагогов, дизайнеров. Дизайнеры, постигающие эстетическую сторону цвета, также должны обладать знаниями в области физиологии и психологии цвета.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«Искусство цвета»


- владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

Взаимоотношение цвета и формы. Психологическое восприятие цвета и формы в искусстве разных времён и народов. Рациональное и эмоциональное восприятие формы и цвета. Индивидуально-психологическое восприятие цвета и формы. Схема тоновых и цветовых отношений в предметах сложной формы.

  1. Уметь:

Применять на практических занятиях :

Цветовые гаммы родственные (сближенные), контрастные, смешанные.

Проектирование цветового климата в окружающей среде. Основные принципы моделирования цветовых отношений. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в интерьере.

  1. Владеть

Навыками теоретических основ в процессе практических занятий.

Владеть индивидуальным подходом в проектировании цветового климата, основными принципами цветового моделирования .

Средствами композиции и способами цветовой гармонизации окружающей среды.
Содержание разделов дисциплины.

Поскольку курс учебной дисциплины включает в себя всего 72 учебных часов, представляется более целесообразным разделить его не на разделы, а на темы, которые последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса. Лекционный материал содержит вопросы теории цвета; истории науки о цвете; основные понятия и терминологию цветоведения; психологии цветового зрения.

При изложении теоретического материала, учитывается специфика применения теоретических знаний в практической деятельности в зависимости от будущей специальности. Грамотное теоретическое обоснование каждой темы позволит дизайнерам использовать цвет в создании композиции на плоскости, построении цветовой среды в интерьере и экстерьере.

В программе практических занятий выделены традиционные разделы.

Их названия соответствуют современным требованиям вузовских программ. Конкретные темы, включённые в программу практических занятий, являются примерными и могут быть заменены, по мере необходимости на аналогичные.

ТЕМА 1. История науки о цвете. Введение.

Задачи науки цветоведение. Отношение первобытного человека к цвету. Амбивалентность и полисемантичнось слов, вещей и цвета древних цивилизаций. Сферы использования цвета. Учение о цвете в странах Древнего Востока. Понятия и принципы гармонии в Древней Греции и Риме. Классификация цвета в Средневековье. Основы закономерностей восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Методы изучения цветовых явлений в 17-18 веках. Основные направления науки о цвете и свете в 20 веке.

ТЕМА 2. Основные понятия о цвете. Природа света и цвета

Физические свойства цвета. Цвет как ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длинны волн света. Электромагнитный спектр, Цвет как диапазон волновых колебаний. Инфракрасные и ультрафиолетовые излучения. Спектр Ньютона. Отражение и поглощение цвета физическими телами. Матовые и блестящие предметы. Прозрачные и непрозрачные поверхности. Законы оптического смешения цветов. Понятие цветовой триады, дополнительных цветов.

ТЕМА 3. Ахроматические и хроматические цвета.

Понятие «ахроматического цвета» Форма контраста ахроматических цветов. Использование ахроматических цветов в искусстве. Средства композиции и способы гармонии. Приёмы передачи объёмности предметов. Визуальное восприятие ахроматических цветов. Ассоциативное восприятие и символика. Группа эмоциональных ассоциаций: пространственные, весовые, температурные, фактурные. Группа эмоциональных ассоциаций: негативные, позитивные, нейтральные. Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность».

ТЕМА: 4 Законы механического смешения цветов, насыщенность цвета.

Гармония как эстетическая категория. Принципы гармонии в колористике искусства, базирующегося на классической античной традиции. Понятие «цветовая гармония». Классификация цветовых гармоний. Типы колорита по Гёте: гармонический; могучий (мажорный); нежный (минорный); пёстрый; фальшивый; слабый. Цветовой диссонанс.

5. Цветовые гармонии. Гармония взаимо - дополнительных цветов.

Виды и законы контраста. Восприятие цвета. Влияние освещённости. Основные качества цвета. Психология восприятия ц Цветовые гаммы: родственные (сближенные), контрастные, смешанные.

Проектирование цветового климата. Основные принципы моделирования цветового климата. Цветовые схемы объектов. Типы отношений к проектированию цвета в жилище.

Понятия «цветовой тон», «светлота», «насыщенность». Символика цвета.
Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнен.

1.

История науки о цвете.


1. Основные задачи науки цветоведения;

2. Определите понятия и принципы гармонии Античности;

3. Значение научно-исследовательских трудов по теории цвета Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте;

4. Основные направления науки о цвете и свете ХХ века;

существуют в живописи?


4


- защита рефератов

2


Ахроматические цвета


  1. Какие цвета входят в группу ахроматических цветов?

  2. Форма контраста ахроматических цветов?

  3. Как используются ахроматические цвета в изобразительном искусстве?

  4. Визуальное восприятие ахроматических цветов.

  5. Гармонизация ахроматических и хроматических цветов;




6

- проверка контрольных работ

3.


Хроматические цвета


  1. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

  2. Что называют спектров. От чего зависит цвет освещения?

  3. Какие гаммы существуют в цветовом круге?

  4. Дополнительные цвета и их свойства.

  5. Виды хроматического контраста.

  6. На чём основано оптическое смешение цветов?




6

- проверка контрольных работ

4


Законы механического смешения цветов, насыщенность цвета.


  1. Цветовые иллюзии формы и

пространства.

  1. Физиология восприятие цвета. Основные качества цвета.

  2. Изобразительная функция цвета в живописи.

  3. Психология цвета. Символика цвета.




6

- проверка контрольных работ


5

Цветовые гармонии. Гармония взаимо - дополнительных цветов.

  1. Выразительность цвета и чувственное действие цвета.

  2. Колористическое соотношение цветов гармонического пространства.

  3. Выявление ритма, тектоники, композиционного центра.







- защита рефератов

или призентаций


Образовательные технологии: метод проектов, , дискуссия, просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, компьютерная симуляция, работа в группах и т.п.
Интерактивные формы занятий: по дисциплине « Искусство цвета».


№ раздела (темы)

Формы

тема №1 Введение .

История науки о цвете.

Природа света и цвета


Дискуссия просмотр фильма " Наука цвета"

тема №2. Основные понятия о цвете. Природа света и цвета


компьютерная симуляция, просмотр электронных каталогов по дисциплине


тема № 3

Ахроматические цвета; Хроматические цвета;


метод проектов

Тема №4 Законы механического смешения цветов, насыщенность цвета

мастер – классы экспертов специалистов


Тема №5 Цветовые гармонии. Гармония взаимо - дополнительных цветов.

компьютерная симуляция


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Содержательный компонент теоретического материала
Лекционное занятие №1

ТЕМА 1. Введение. История науки о цвете. Важное место занимает мифология и учение античных мыслителей о цвете. Взгляд на природу света и цвета философов классического периода. Средневековые исследования природы света. Теоретические и практические исследования арабского учёного Ибн Аль-Хатайна (Альхазен). Природа цветового ощущения. Субъективная характеристики цвета. Цвет и цветовое воздействие. Сферы использования цвета; понятия и принципы гармонии античного мира рассматриваются закономерности восприятия цвета в трудах Леонардо да Винчи, Ньютона, Гёте. Теория Ньютона, впервые установившего, что солнечный луч, содержит семь цветов спектра. Составленный им круг из семи секторов, используется до настоящего времени. Великий немецкий поэт и философ в труде «Учение о цвете» рассматривает вопросы психологического, воздействия цвета на человека. В противовес Ньютону, Гёте считал, что цвет неразложимым на спектральные цвета. Происхождение всех цветов он объяснял взаимодействием света и тьмы. Опытным путём он установил систему закономерностей ощущения цветов, и их взаимодействия. Палитру цветов он разделил на цвета, вызывающие радостные эмоции и грустные. К первым он относил тёплые цвета, с огненным оттенком (красные, оранжевые, жёлтые), ко вторым - холодные цвета с синеватым оттенком (синие, фиолетовые, сине-зелёные). Опыты по измерению цвета и света. Открытия Ньютона о природе цветов. Волновая теория света. Работы Гюйгеса; Френеля. Квантовая теория света. Фотоны. Электромагнитная природа света. Основные направления науки о цвете и свете в ХХ веке.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна...
Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б...
Педагогическое образование (профиль «Право»). Программа дисциплины «История» осваивается студентами в первом семестре и ориентирована...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconКурсовая работа: Методика обучения иностранному языку Методические...
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование. Профиль «Образование в области иностранного языка» / Гос образоват...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» icon050100 Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование...
Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) д 2 Основы дизайнобразования...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) дв. 11. 1 Художественная обработка...
Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины в12 Полиграфический дизайн и реклама...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» icon050100 «Педагогическое образование» профиль «Дополнительное образование...
«Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде», а также курсов по выбору «Основы дпи», специальной дисциплины...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) в. 21 Современные отделочные...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) дв13. 1 Основы архитектуры...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconРабочая программа дисциплины (модуля) в. 20 Компьютерное проектирование...
Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера»
Методические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета в25 050100 Педагогическое образование профиль «Дополнительное образование» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины история искусств и стилей
Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск