Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право»





НазваниеМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право»
страница1/7
Дата публикации15.07.2014
Размер0.97 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Кафедра истории России

Стародубова Олеся Юрьевна

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Б1. Б.1. История

для специальности 050100 62. Педагогическое образование (профиль «Право»)


Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

_____________________

(подпись зав. кафедрой)
Магнитогорск, 2011

1. Основные сведения об авторе

Стародубова Олеся Юрьевна – старший преподаватель кафедры истории России



1. Цели и задачи дисциплины:
Целью учебной дисциплины «История» является повышение исходного уровня владения знаниями по отечественной истории, достигнутого на предыдущей ступени образования, и освоение студентами познавательных, развивающих и интеллектуальных способностей, а также формирование компетенций, которые позволят объективно изучать исторические явления и процессы, давать профессиональную оценку культурно-историческим различиям в профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки.

2. Место дисциплины в структуре ООП:
Б.1.Б.1. Дисциплина «История» входит в состав базовой части программы Педагогическое образование (профиль «Право»). Программа дисциплины «История» осваивается студентами в первом семестре и ориентирована на базовые знания, приобретенные в период получения среднего (полного) общего образования при изучении предмета «История».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14)

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15)
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные научные понятия; основы историко-культурного развития человека и человечества; основные закономерности взаимодействия человека и общества; движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; понимание многомерности исторического процесса и основные подходы к изучению истории.
Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые научные проблемы, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа, критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Владеть: технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История России – научная дисциплина, изучающая процесс развития Отечества и формирование основных государственных и общественных институтов.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студент в результате изучения курса «История» должен:

- владеть системой знаний об основных закономерностях развития, этапах и важнейших событиях отечественной истории и уметь использовать их;

- осознавать место данного исторического периода отечественной истории в системе мировой истории и культуры;

- владеть основами понятийного аппарата, научным языком исторической области знаний;

- уметь корректно выражать, и аргументировано обосновывать свою точку зрения по определенной проблеме;

- знать историческую хронологию;

- владеть навыками работы со вспомогательными материалами, историческими картами, хронологическими таблицам и др. таблицами;

- иметь представление о современных подходах к изучению проблем данного исторического периода;

- обладать навыками самостоятельной работы с документальными источниками, учебной и научной литературой.

При изучении курса «История России» необходимо знать, что больше половины предусмотренного учебным планом времени отводиться на самостоятельную работу. К данному виду деятельности относятся: подготовка к семинарским занятиям, аннотация статьи или монографии, написание реферата и курсовой работы, подготовка к зачету, экзамену.

Семинарское занятие – это групповая форма занятий, предполагающая коллективное обсуждение проблем изучаемого курса. Они призваны углубить и обобщить знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. На семинарских занятиях студент учиться грамотно излагать свои мысли и суждения, правильно вести дискуссию, отстаивать и аргументировать свою точку зрения на ту или иную проблему.

При подготовке к семинару необходимо ознакомиться с планом занятия и приступить к изучению источников и литературы. Для лучшего усвоения материала рекомендуем основную литературу законспектировать. Конспект представляет собой форму записей, с кратким изложением основных положений.

Существенную помощь при подготовке к семинарским занятиям окажет перечень дат, терминов и персоналий, которые представлены по историческим периодам. Закреплению знаний способствует так же работа с контурными картами.

В целях контроля и оценки знаний используется защита рефератов.

Формой итогового контроля по дисциплине является экзамен. Оценка «отлично» ставиться при выполнении следующих требований:

- студент обнаруживает всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, аргументировано излагает ответ на поставленный вопрос из любого раздела изучаемого курса, проявляя творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

-дает развернутый, логически выстроенный ответ;

  • использует полные научные определения понятий.

  • Студент ориентируется в историческом пространстве и времени, видит явление в историческом развитии, дает полный анализ исторического документа;

  • ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу, при необходимости раскрывает и анализирует сведения по заданному вопросу из рекомендованных дополнительных источников,
    демонстрируя широкий кругозор, профессиональную эрудицию и заинтересованность данной проблемой;

  • студент умело иллюстрирует фактами узловые вопросы проблемы;

  • студент проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения, подходов научных школ;

  • им в полном объеме выполнены и зачтены задания во время текущих занятий по предмету.

Оценка «хорошо» ставиться при соблюдении следующих требований:

  • студент обнаруживает знание учебно-программного материала;

  • студент аргументировано излагает ответы на вопросы конкретного билета, допуская незначительные неточности в определении основных понятий курса;

  • в ответе использует исторические факты, но нарушается логика изложения материала;

  • студентам, показавшим систематический характер занятий по дисциплине и способным и их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе учебной работы;

  • оценка ведущих концепций, идей, точек зрения, подходов научных школ осуществляется неполно, допускаются некоторые неточности.

  • отсутствуют сведения из дополнительных источников.

  • в неполном объеме выполнены практические задания во время текущих занятий.

Оценка «удовлетворительно» ставиться при соблюдении следующих требований:

- при наличии у студента лишь общего представления о проблемах данного курса –ответ излагается неполно или тезисами;

  • дается неполное или неточное определение научных понятий, -студент помощью преподавателя находит ошибки в ответе;

  • -ограничены знания литературы и источников, отсутствуют знания дополнительных источников;

  • студент не проявляет знаний исторического документа;

  • в неполном объеме выполнены практические задания во время текущих занятий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется: -студенту, обнаруживающему слабое владение программным материалом;

  • студент не может датъ обоснование причинно-следственным связям, выстроить исторические факты; ответ излагается частично, без соблюдения логики;

  • не дается научное определение понятий;

  • отсутствуют знания основных и дополнительных литературных источников;

-студент демонстрирует невозможность ответить на наводящие вопросы даже с помощью преподавателя;

- не в полном объеме выполнены задания к текущим занятиям.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема № 1: Древняя Русь: проблемы социально-экономического, политического и культурного развития. Первый древнерусский письменный судебник «Русская правда»
Семинар №1. Первый древнерусский письменный судебник «Русская правда»

Лабораторные задания

1. Проанализировав текст «Русской правды», дать характеристику социально-экономических отношений и основных занятий населения Киевской Руси. Вотчинное хозяйство по “Русской Правде”.

2. Определить по тексту «Русской правды» категории зависимого и свободного населения Киевской Руси:

а) смерды и вервь по “Русской Правде”;

б) закупы и рядовичи по “Русской Правде”;

в) холопы по “Русской Правде”.

Аргументируйте свой выбор.

  1. Характер социально-экономического развития древней Руси IX – начало XII вв. Дискуссии в отечественной исторической литературе. Концепции историков: Б. Д. Грекова, И. Я. Фроянова, И. Н. Данилевского.

  2. Феодальный суд по “Русской Правде”.

  3. Торговые связи русичей в IX – нач. XII вв.

Основные понятия

Вервь, огнищанин, тиун, смерд, холоп, закуп, рядович.

Вопросы для самоконтроля

  • Редакции “Русской Правды”;

  • Н.М. Карамзин о“Русской Правде”;

  • В.О. Ключевский о “Русской Правде”.

Форма работы на занятии:

Общая дискуссия по теме. Предлагается студентам ответить на вопрос: Почему “Русскую Правду” нельзя назвать сводом законов: чего не хватает в “Русской Правде”?

Рекомендации:

Тема, предложенная для обсуждения, носит теоретический и дискуссионный характер. Киевская Русь имеет громадную историографию и крайне скудный материал дошедших до нас источников. По всем важным вопросам социально-экономической истории Киевской Руси высказаны самые разнообразные точки зрения и предложены различные их обоснования. Обратите внимание на то, как историки Греков Б.Д., Фроянов И. Я. И Данилевский И. Н. определяют характер социально-экономического развития Руси в IX – XII вв. Проанализируйте, предложенные вам источники. Согласны ли Вы с утверждением И. Я. Фроянова, что со второй половины XI в. наряду с рабовладельческим укладом развивается феодальный уклад? Проследите разницу в социальном статусе холопа и смерда, закупа и рядовича, тиуна и свободного земледельческого населения. Как в работах историков трактуются данные категории древнерусского общества?
Источники:

- Российское законодательство X-XX вв.: В 9 т. – М., 1984. Т. 1. Тексты “Русской Правды”.

- Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. - М., 1970. Ч. 1.: IX – XIII вв. Тексты “Русской Правды”.
Основная литература:

3. Греков Б. Д. Киевская Русь. – М., 1953. – 568 с.

4. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (X – XII вв.) – М., 1999.

5. Зимин А. А. Холопы на Руси (с древнейших времен до конца XV в.) - М., Л., 1963. – 391 с.

6. Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства и

формирование древнерусской народности. – М., 1971. - 192 с.

7. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально- экономического строя. – СПб., 1999.

– 370 с.

Дополнительная литература:

8. Древняя Русь в свете зарубежных источников. – М., 1999.

9. Новосельцев А. П. Русь. Спорные вопросы истории феодальной земельной собственности в IX – XII вв. – В кн.: А. П. Новосельцев (и др.) Пути развития феодализма. М., 1972.

10. Пресняков А. Е. Образование великорусского государства. – М., 1998.

11. Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. – М.. 1987.

12. Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. – Л., 1983. – 238 с.

13. Скрынников Р. Г. Русь IX – XVII века. – СПб.,1999. С. 45-83.
Тема № 2. Политический строй Руси в IX - начале XII вв.
План:

  1. Первые политические объединения у восточных славян. Проблема междукняжеских отношений в “киевский” период русской истории (IX – X вв.).

  2. Государственное устройство Руси в конце X – XI вв. становление раннефеодальной монархии. Ярослав Мудрый и его деятельность.

  3. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Княжение Владимира Мономаха.

Основные понятия

Князь, дума, дружина, лествичное право, «старцы градские», бояре, мужи, детские, милостники, воеводы, посадники мытники, данники, мечники, вирники

Вопросы для самоконтроля

  • Особенности политического строя Руси в IX – начале XII вв.

  • Владимир Мономах: личность и эпоха.

  • Роль городов в Древней Руси? Какие экономические и политические функции они выполняли?

Форма работы на занятии:

Тема занятия предполагает рассмотреть данные вопросы через дискуссию в отечественной историографии по предлагаемой проблеме. На наш взгляд целесообразно организовать работу в малых группах. Группы создаются по основным историографическим подходам к данной теме.

Рекомендации:

Познакомившись с источниками и литературой, постарайтесь увидеть различие во взглядах отечественных историков на проблему политического устройства Древней Руси в IX-X вв. Почему Киевскую Русь в IX первой половине X в. называют дружинным государством. Обратите внимание, как меняется политический строй Руси в правлении княгини Ольги, Владимира Святого и Ярослава Мудрого, какие новые черты характеризуют внутреннюю политику этих князей. Рассмотрите схему управления Киевским государством с середины X до середины XI вв. В “Русской Правде” второй половины XI в. названа система министериалов, какие функции они выполняли. Что изменилось в государственном аппарате Руси после смерти Ярослава Мудрого. К каким решениям пришёл Любечский съезд. Сделайте вывод о эволюции в политичес-ком управлении древнерусского государства в X – в начале XII вв.
Источники:

  • Российское законодательство X-XX вв.: В 9 т. – М., 1984. Т. 1. Тексты “Русской Правды”.

- Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. - М., 1970. Ч. 1.: IX – XIII вв.

- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М., 1994. –С.49 – 59.

- Данилевский И. Русь древняя и средневековая. Из рабочей тетради. //История. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – 1997. - №5. – С. 1- 4.

Основная литература:

1. Горский А. А. Русь в конце X – начале XII века: территориально-политическая структура. //Отечественная история. - 1992. - № 4.

2. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (X – XII вв.) – М., 1999.

3. Королев А. Е. История междукняжеских отношений на Руси в 40-70-е гг. X века. – М., 2000.

4. Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. – М.,1993.

5. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. – Л., 1980.

6. Котляр Н.Ф. Дреннерусская государственность. – СПб., 1998. – С. 60-260.
Дополнительная литература:


  1. Ключевский В.О. О русской истории: Сборник. Под ред. В.И. Буганова. – М., 1993. – С.48-80.

  2. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси.//От Корсуня до Калки. – М.,1990.

13. Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. – М.. 1987.

14. Пьянков А.П. Происхождение общественно-государственного строя Древней Руси. – М., 1979.

Черепнин Л. В. общественно-политические отношения в Древней Руси и “Русская Правда”.

//Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1965. – С. 128-278.

Тема № 3: Древняя Русь на международных путях. X - XII вв.
План:

  1. Древняя Русь и Византия: конфликты, договоры, компромиссы.

а) языческий этап;

б) взаимоотношения после крещения Руси.

  1. Дипломатические связи Древней Руси с Европой.

  2. Древняя Русь и кочевники (печенеги, половцы, хазары).

Основные понятия

Дипломатия, печенеги, половцы, хазары

Вопросы для самоконтроля

  • Русь и Степь: проблемы взаимовлияния.

  • Древняя Русь – великая держава Европы?

  • Время Святослава. Складывание основных направлений внешнеполитической экспансии Киевской Руси

Форма работы на занятии:

Выступление студентов и подведение основных выводов по теме. На семинаре предлагается работа с картой и заполнение контурных карт студентами.

Рекомендации:

Развитие Древнерусского государства в IX-XII вв. следует рассматривать в тесной связи с историей соседних народов и государств: народов Прибалтики и Поволжья, волжской Булгарии и Хазарского каганата, печенегов и половцев, взаимоотношения с которыми составляли важную сторону внешнеполитической истории Древней Руси. При подготовке к семинару проследите историю дипломатических отношений Руси IXXI вв. Раскройте какой характер носили отношения Руси с Византией, рассмотрите их сущностные особенности. Назовите главнейшие походы русов на Византию и охарактеризуйте их результаты. На основе дополнительной литературы изучите проблему взаимовлияния - Русь и Степь. Проанализируйте, как изменяются внешнеполитические задачи Руси в XI веке.
Источники:

- Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1989.
Основная литература:


  1. Гумилёв Л. Древняя Русь и Великая степь. – М., 1989.

  2. Дашкевич Я. Спорные вопросы дипломатической практики Древней Руси. // История СССР. - 1991. - № 4.

  3. Егоров В. Л. Русь и её южные соседи в X-XIII вв. // Отечественная история. - 1994. - № 6.

  4. Кирпичников А.Н. Ладога и Ладожская земля. VIII – XIII вв.//Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. – Л.,1988.

  5. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.,1990.

  6. Плетнёва С. А. Половцы. – М., 1990.

  7. Плетнёва С. А. Хазары. – М., 1986.

  8. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968.

  9. Сахаров А. Н. «Мы от рода русского». Рождение русской дипломатии. – Л., 1986.

Дополнительная литература:

  1. Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. – М., 1967.

  2. Назаренко А. В. О династических связях сыновей Ярослава Мудрого. // Отечественная история. - 1994. - № 4-5.

  3. Похлебкин В. Внешняя политика Руси, России и СССР. – М., 1992.

  4. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X века. – М., 1980.


Тема № 4. Христианизация Руси – шаг к синтезу языческой и восточно-христианской культур.
Запад или Восток – на что ориентировался русский вариант христианства?

Введение христианства – единовременный акт или длительный процесс?

Проблема двоеверия, и её разрешение православной церковью.

Основные понятия

Крещение, монотеизм, религиоцентризм, религия, язычество

Вопросы для самоконтроля

  • Религиозные представления восточных славян до принятия христианства.

  • Гипотеза А.Г. Кузьмина о принятии христианства Киевской Русью.

  • Ситуация «выбора веры» по Повести временных лет.

Форма работы на занятии:

Сообщения 3 студентов по тематике семинара, через вопросы к докладчикам проводится полемика и подводятся выводы по теме.

Рекомендации:

Христианские историки считают, что принятие Владимиром I христианства, а не ислама и иудейства в качестве государственной религии было обусловлено давним проникновением христианства на территорию восточной Европы. Владимир I из всех вер выбрал самую правильную – христианскую православного толка. Либеральные историки утверждают, что Владимир I сделал роковую ошибку при выборе христианской веры. Он, приняв православие, а не католичество, обрек народы Восточной Европы на “вечное” отставание от западных стран. При подготовке к семинару проанализируйте различные подходы в исторической литературе к вопросам - чем был обусловлен выбор веры, когда, кем и как осуществлялся акт Крещения? Подумайте, какие элементы языческой и христианской культуры Вы можете назвать применительно к Руси XI-XII вв.? Составьте сравнительную таблицу, показывающую последствия перехода Руси к христианству. Какие изменения в результате этого процесса Вы считаете главными, почему? Ваши ответы аргументируйте.
Источники:

- Практикум по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII в. – М., 1976.

- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века /Сост.:

- И. В. Бабич, В. Н, Захаров, И. Е. Уколова. – М.,1994. – С.38-49.

- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1861 г. – М., 1987.
Основная литература:

  1. Введение христианства на Руси. //Отв.ред. А.Д. Сухов. – М., 1987.

  2. Златоструй: Древняя Русь X-XIII вв. – М., 1991.

  3. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: становление христианства. – М., 1987.

  4. Курбатов Г. А., Фролов Э. Д. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л., 1988.

  5. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. – М., 1981.

  6. Роль православной церкви в истории России (круглый стол). // Вопросы истории. - 1990. –

3.

  1. Русское православие: вехи истории. – М., 1988.


Дополнительная литература:

  1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

  2. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси. – М., 1990.

  3. Православные традиции в российском землевладении. // Вопросы экономики. - 1993. - № 8.

11. Цыпин В. От крещения Руси до нашествия Батыя. // Вопросы истории. - 1991. - № 4-5.
Тема № 5. Новгородская феодальная республика в XI – XV вв.

План:

  1. Экономическая основа процветания Новгорода.

  2. Категории городского населения, их права и обязанности.

  3. Новгородские органы власти и управления. Борьба за городские вольности.

  4. Внешняя политика Новгорода.

Основные понятия

Архимандрит, вече, олигархия, посадник, республика, Совет господ, тысяцкий

Вопросы для самоконтроля

  • Взаимоотношения Новгорода с Владимиро-Суздальским княжеством.

  • Новгородские берестяные грамоты XII – XV веков – как исторический источник.

  • Новгородские вольности.

Форма работы на занятии:

Работа с источниками на занятии, выступление студентов и общая дискуссия по теме.

Рекомендации:

Познакомившись с источниками и литературой, постарайтесь определить, как экономическое развитие Новгородской земли повлияло на своеобразие его политической системы. Проанализируйте соотношение княжеского и вечевого начал в системе власти в Новгороде. Просмотрите эволюцию в политическом устройстве Новгорода и объясните причины таких изменений в период с XI – XV вв. Рассмотрите схему управления Новгородом в XII в. и составьте подобную на период XIV – XV вв.

Обратите внимание, как меняются цели и задачи внешней политики Новгорода – как нового государственного центра в XII веке. Какими были внешнеполитические направления к XV веку. Анализируя источники, рассмотрите взаимоотношения Новгорода и Москвы в XIV – XV вв.
Источники:
- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост.: И. В. Бабич, В. Н, Захаров, И. Е. Уколова. – М.,1994. - С.155 –175.

- Памятники истории Великого Новгорода и Пскова. – Л., М., 1935.

- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – М., Л., 1950.
Основная литература:


  1. Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII века. – СПб, 1999.

  2. Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина. – М.,1981.

  3. Янин В. Л. Новгородские посадники. – М., 1962.

  4. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… - 2 изд. – М.,1975.


Дополнительная литература:


  1. Греков Б.И. Мир истории: русские земли XIII-XVвв. – М., 1986.

  2. Казакова А.Н. Русско – ливонские и русско-ганзейские отношения (конец XIV – начало XVI вв.) – Л.,1975.

  3. Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость. XIII век. – М.,1956.


Тема № 6. Закат Киевской Руси: монгольское нашествие и экспансия Запада.

План:

1. Первое столкновение с монголами. Монгольское нашествие на Северо-Восточную Русь.

2. Поход Батыя на Южную и Юго-Западную Русь. Начальный этап взаимоотношений между Русью и Ордой.

3. Борьба Новгорода со шведской и ливонской экспансией.

4. Александр Невский: выбор между Востоком и Западом.

Основные понятия

Баскаки, бессермены, военно-монашеский орден, иго, орда, тумен, экспансия, Яса

Вопросы для самоконтроля

  • Взятие Рязани и подвиг Евпатия Коловрата.

  • Даниил Галицкий и монголы.

  • Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.: общее и особенное.

Форма работы на занятии:

Выступления студентов и коллективное обсуждение дискуссионных вопросов. Сообщения двух студентов, предлагающих альтернативные трактовки событий и их причин, с последующим обсуждением их докладов.

Рекомендации:

Главный вопрос семинара - борьба Руси с монголо-татарским нашествием. Покажите подготовку монголами завоевания Руси. Особое внимание следует уделить битве на Калке, причины поражения русско-половецкой рати. Опишите первый (1237-1238 гг.) и второй (1240-1241 гг.) походы Батыя на Русь. Героическую борьбу русского народа против завоевателей.

Дайте характеристику социально-экономического развития прибалтийских народов, их связей с русскими княжествами и землями. Покажите, как началось наступление датских и немецких феодалов на Восточную Прибалтику, роль рыцарских орденов в осуществлении “натиска на Восток”.

Перейдя к вопросу о срыве агрессии шведских феодалов против северо-западной Руси, проанализируйте особенности исторического момента, связь и соотношение агрессии с Запада с татаро-монгольским нашествием с юго-востока, ход боевых действий результаты Невской битвы. Более подробно можно осветить вопрос об отпоре вторжению ливонского рыцарства, поддержанного датскими феодалами и крестоносцами из северонемецких городов и земель. Ключевой пункт этого вопроса – Ледовое побоище. Его подготовке, ходу и результатам следует уделить большое внимание. В ходе семинара следует остановиться и на характеристике личности Александра Невского. Особо стоит подчеркнуть его нравственные, интеллектуальные и волевые качества; степень их соответствия задачам, которые решал князь.

В заключении подчеркните историческое значение побед русского оружия над агрессорами с Запада и дайте общие выводы по теме.
Источники:

- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до

XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М., 1994. – С. 94-117.

- Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. - М., 1970. Ч. 1.: IX – XIII вв. – С. 211-258.

- Летописные повести о татаро-монгольском нашествии: Лаврентьевская летопись. Ипатьев

ская летопись. //Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М., 1981. – С. 135-143.

  1. Повесть о битве на реке Калке; Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г.// Хрестоматия

о древней русской литературе. – М., 1973. – С. 528.

Основная литература:

1. Вернадский Г. В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997.

2. Вернадский Г. Два подвига св. Александра Невского//Русская идея. В двух томах. – Т 2. - М., 1994.

3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского (люб.изд.).

5 Ключевский В.О. Курс русской истории (люб.изд.)

6. Соловьев СМ. История России с древнейших времен (люб.изд.)

7. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории: В 4-хт. - СПб., 1998-1999.

8. Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). – М., 1956. – 278с.

9.Черепнин Л. В. Монголо-татары на Руси (XIII в.) //Татаро-монголы в Азии и Европе. – М., 1977. – С. 186-209.

Дополнительная литература:

9. Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. – М., 1967. – 264 с.

10. Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений /Под ред. Акад. А. М. Панченко. – М., 1996. – С. 95-184.

11.Скрынников Р. Г. Русь IX – XVII века. – СПб.,1999. - С.103-124.

12. Федоров-Давыдов Е.А. Общественный строй Золотой Орды. – М., 1973.

13.Тихомиров М. Н. Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XV вв. //Тихомиров М. Н. Древняя Русь. – М., 1975. – С. 303-367.

14. Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. – Л., 1978. – 248 с.


Тема № 7. Русские земли в XIII – XIV вв.

План:

  1. Экономика русских земель в XIII – XIV вв.: дискуссии о характере социально-экономического развития Руси в период татаро-монгольского владычества.

  2. Изменения в политическом строе русских княжеств во второй половине XIII в. От “генеалогической федерации” к династическому правлению.

  3. Влияние татаро-монгольского владычества на политическое развитие Руси.

  4. Культура русских земель в XIII – XIV вв.: традиции и новации.

Основные понятия

Генеалогическая федерация, господство, владычество.

Вопросы для самоконтроля

  • Л. Н. Гумилев и его трактовка русско-ордынских отношений.

  • Эволюция политического строя Руси в период «ига».

  • Влияние татаро-монгольского господства на развитие русской культуры.

Форма работы на занятии:

Выступления двух студентов, предлагающих альтернативные выводы отечественных ученых о характере социально-экономического развития Руси в период татаро-монгольского владычества, с последующим обсуждением их сообщений.

Рекомендации:

Осуществляя подготовку к семинару, следует обратить внимание на понятийный аппарат темы. Рассмотрите в современной отечественной историографии смысловой подход к понятию “татаро-монгольское иго”. Сопоставьте мнения отечественных исследователей по вопросу о значении и последствиях монгольского нашествия на Русь. Вопрос для размышления: Какое влияние татаро-монгольского владычество оказало на некоторые черты русской государственности (ямская служба, казна, налоговая система и др.)? Как вы относитесь к словам Л.Н. Гумилева: “Россия в XV веке унаследовала высокую культуру Византии и татарскую доблесть, что поставило ее в ранг великих держав”? Разделяете ли вы позицию писателя Б. Васильева на то, что “Союз с Ордой - не иго Орды, а военный союз с нею предопределил особый путь Руси”?
Источники:

- Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века. /Сост.: И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М., 1994. – С. 94-117.

- Сборник документов по истории СССР. Для семинарских и практических занятий. - М., 1970. Ч. 1.: IX – XIII вв. – С. 211-258.

- Летописные повести о татаро-монгольском нашествии: Лаврентьевская летопись. Ипатьевская летопись. //Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М., 1981. – С. 135-143.

  1. Повесть о битве на реке Калке; Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г. //Хрестоматия

по древней русской литературе. – М., 1973. – С. 528.
Основная литература:

1. Вернадский Г. В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997.

  1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

  2. Греков И. Б., Шахмагонов Ф. Ф. Мир истории: Русские земли в XIII –XV вв. – М., 1986.

  3. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII –

XIV вв.): Курс лекций. – М., 2001. – С. 133-229.

  1. Рязановский В. А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольско

го права на русскую культуру и право. // Вопросы истории. - 1993. - № 7.

6.Черепнин Л. В. Монголо-татары на Руси (XIII в.) //Татаро-монголы в Азии и

Европе. – М., 1977. – С. 186-209.

  1. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. –

М., 2000. – С. 55- 66.

Дополнительная литература:

7. Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. – М., 1967. – 264 с.

8. Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений /Под ред. Акад. А. М. Панченко. – М., 1996. – С. 95-184.

9. Коновалова И. Степной бизнес. //Родина. – 1997. - № 3-4. – С.

10.Скрынников Р. Г. Русь IX – XVII века. – СПб.,1999. - С.103-124.

11.Федоров-Давыдов Е.А. Общественный строй Золотой Орды. – М., 1973.

Тема № 8. Формирование Российской государственности (Московское царство XIV – первая треть XVI века).
План:

  1. Предпосылки создания централизованного государства. Основные политические центры Руси. Этапы объединения русских земель в единое государство.

  2. Социальная структура русского общества в XIV—XV вв.

  3. Особенности сословно-представительной монархии: сущность, институты власти и их взаимодействие.

  4. Государство и церковь в XV – первой трети XVI вв. Основное содержание идеи Москва – «третий Рим».

Основные понятия

«Централизованное государство», Боярская дума, приказы, судебник, служилые люди, поместье, местничество, кормление, тяглые люди, нестяжатели, иосифляне, ереси

Вопросы для самоконтроля

  • Завещание Дмитрия Донского как повод для феодальной войны XV в.

  • Василий II и митрополит Исидор

  • Образ эпохи в отечественной литературе и искусстве

Форма работы на занятии:

Выступления студентов и коллективное обсуждение дискуссионных вопросов. Заслушивание доклада по теме: “Личность Ивана III в оценках отечественных историков”.

Рекомендации:

Ознакомившись с рекомендованной литературой, охарактеризуйте политику первых московских князей. С каким событием связано возведение московского князя в ранг национального вождя в борьбе с внешними врагами? Проанализируйте, какими методами Иван III и Василий III завершили создание самой крупной в Европе державы, которая с конца XV века называется Россия. Обратите внимание на роль дворянства в создании бюрократического аппарата централизованного государства. Дайте общую характеристику формирующегося в России самодержавия. Останавливаясь на четвертом вопросе темы покажите, что являлось действительно предметом спора великокняжеской власти и церкви, причины появления еретических движений, суть расхождений между нестяжателями и иосифлянами, основное содержание идеи о Москве – “третьем Риме”.

В конце работы обоснуйте общие выводы по теме, опираясь на материал источников и мнения историков.

Источники:
- Судебники XV-XVI веков. – М.- Л., 1952.

- Хрестоматия по истории России. Ч.1: с древнейших времен до XVII века. – М., 1994. – C.177-203.
Основная литература:

  1. Гальперин Г. Б. Форма правления русского централизованного государства XV – XVI вв. – Л., 1964.

  2. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени (первая треть XVI в.). – М., 1972.

  3. Кобрин В. Власть и собственность в средневековой России. – М., 1985.

  4. Кобрин В., Юрганов А. Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси. // История СССР. - 1991. - № 4.

  5. Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVI вв. – М., 1969.

  6. Торке Х. И. Так называемые земские соборы в России. //Вопросы истории. - 1991. - № 11.

  7. Флоря Б. Н. «Служебная организация» и её роль в развитии феодального общества восточных и западных славян. //Отечественная история. - 1992. - № 2.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. – Новосибирск. 1991.

  2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII –XV веках. – М.,1994.

  3. Кудрявцев М.П. Москва – третий Рим. – М.,1994.

  4. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. – М.,1960.



Тема № 9: Современная историография о методах и целях опричнины в царствование Ивана Грозного.

План:

  1. Причины создания опричнины и её сущность.

  2. Состав опричников, их привилегии и обязанности.

  3. Отношение различных слоёв российского населения и иностранцев к опричнине.

  4. Последствия опричнины.

Основные понятия

Опричнина, земщина, «Избранная рада», опричное войско

Вопросы для самоконтроля

  • Россия XVI в. глазами иностранцев.

  • Падение «Избранной рады».

  • Опричные казни. Митрополит Филипп.

Форма работы на занятии:

Студенты делятся на 4 группы, каждая из которых отрабатывает один из вопросов плана. Работа в группе направлена на обзор представленных в источниках данных. В ходе работы группы представляют свои позиции, аргументируя их документально. В конце семинара необходимо подвести итоги обсуждения проблемы.

Рекомендации:

Четыре с лишним столетия ведутся споры о первом русском царе Иване IV Грозном, последствиях его политики. Современные исследователи (Д. Н. Альшиц, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников) считают, что опричнина явилась первым в русской истории воплощением самодержавия как системы неограниченного царского правления. Знакомясь с источниками и литературой, проанализируйте ход основных событий в России второй половины XVI века и попытайтесь ответить на вопрос: была ли альтернатива избранному тогда пути? Если была, то какая? Почему она оказалась нереализованной? Охарактеризуйте систему органов власти и управления, сложившуюся в России при Иване Грозном? Определите свое отношение к выводам современных историков на проблему опричнины.
Источники:

- Горсей Дж. Записки о России XVI – начало XVII в. – М., 1964.

- Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – М.,1979.

- Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII вв. – М.,1962. – С.

- Хрестоматия по истории России. Ч.1: с древнейших времен до XVII века. –

М., 1994. – C. 206-266.
Основная литература:


  1. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. – Л., 1998.

  2. Веселовский С.В. Исследования по истории опричнины.– М., 1963.

  3. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. – М., 1964.

  4. Каравакшин А. В. Иван Грозный: «Судите праведно, наши виновати би не были». // Человек. - 1994. - № 7.

  5. Каравакшин А. В. Мораль опричников. // Человек. - 1993. - № 3.

  6. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991.

  7. Мельников Ю. Н. Ликвидация двора (опричнины). // Вопросы истории. 1991. № 11.

  8. Скрынников Р.Г. Царство террора. – СПб., 1992.


Дополнительная литература:

9. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М., 1960.

10. Зимин А.А., ХорошкевичА.Л. Россия времен Ивана Грозного. – М.,1982.

11. Кобрин В.Б. Иван Грозный. – М.,1989.

12. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. – М..1976.

13. Хорошкевич А. Л. Опричнина и характер Русского государства в советской историографии 20-х – середины 50-х годов. // История СССР. - 1991. - № 6.

14. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. – М., 1996.

Тема № 10. «Великая смута» в начале XVII в.

План:
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Искусство цвета...
Ю. Н. Кульчина о проведении конкурса на соискание премий дво ран имени выдающихся ученых Дальнего Востока России, Президиум Дальневосточного...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна...
Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconКурсовая работа: Методика обучения иностранному языку Методические...
Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование. Профиль «Образование в области иностранного языка» / Гос образоват...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления:...
...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconСправочник студента
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины б история для специальности 050100 62. Педагогическое образование профиль «Право» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск