5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ (11 часов)
|
| Великие географические открытия. Образование колониальных империй.
| Начало географических исследований. Открытие Америки. Путь в Индию Плавание Магеллана. Испанские завоевания в Америке. Испанские и португальские колонии
| модернизация
Новое время, Возрождение, индивидуализм, Реформация, Контрреформация,
Великие географические открытия, колониальная экспансия, абсолютизм, революция, коалиция, гражданская война, протекционизм, специализация, внутренний рынок, общественно-политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация, общественное сознание, толерантность, барокко, классицизм, Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
| (групповая, индивидуальная работа) – творческие проекты и рефераты с компьютерной презентацией:
Титаны эпохи Возрождения.
Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.
Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.).
Английская революция XVII в.: люди и события.
Научная революция XVII в.: основные вехи.
Вольтер — «патриарх» Просвещения.
Монтескье и теория разделения властей.
Руссо и теория «общественного договора».
Промышленная революция в Англии: основные вехи.
Образование США.
Французская революция XVIII в.: причины и результаты.
Террор Французской революции XVIII в.
| 31
|
| Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе
| Новое в экономике Западной Европы. Открытия в науке и технике. Военная техника. Революция цен. Развитие торговли и товарно-денежных отношений.
| Комбинированный урок
|
|
| 32
|
| Возрождение и гуманизм в Западной Европе.
| Высокое Возрождение. Великие гуманисты. «Титаны Возрождения».
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
| 33
|
| Реформация и контрреформация
| Причины реформации. Выступление Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Жан Кальвин и его учение. Контрреформация. Религиозные войны.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
| 34
|
| Становление абсолютизма в европейских странах
| Что такое абсолютизм. Абсолютизм во Франции. Абсолютизм в Испании. Абсолютизм в Англии. Просвещенный абсолютизм.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
| 35
|
| Англия в XVII- XVIII вв.
| Англия в начале XVII века. Английская революция. Реставрация Стюартов и «Славная революция». Англия в XVIII веке. Начало промышленного переворота.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
| 36
|
| Страны Востока в XVI – XVIII веке.
| Османские завоевания. Упадок Османской империи. Маньчжурское завоевание Китая. Проникновение европейцев в Китай.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
| 37
|
| Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
| Причины колониальной экспансии европейцев. Колонии в Америке. Индия накануне колониальной экспансии. Колонизаторы в Индии.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
| 38
|
| Международные отношения в XVII – XVIII вв.
| Тридцатилетняя война. Международные отношения во второй половине XVII века. Войны XVIII века.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
| 39
|
| Развитие европейской культуры и науки в XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.
| Основные течения в европейской культуре XVII – XVIII вв. Писатели. Художники. Композиторы. Развитие науки. Идеология Просвещения.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
| 40
|
6. Россия в XVIII веке (7 часов)
|
| Россия в период реформ Петра I
| Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.
Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
| (групповая, индивидуальная работа) – творческие проекты и рефераты с компьютерной презентацией:
Великое посольство Петра I в Европу.
Военная реформа Петра Великого.
Северная война (1700—1721). Причины, ход событий, историческое значение.
Государственные и социальные реформы Петра I, их историческое значение.
Культурные преобразования в Петровскую эпоху.
Споры о Петре I: личность в оценках современников и потомков.
Государство и церковь в XVIII в.
Дворцовые перевороты в России ХVIII в. Причины, механизм, и тоги.
Елизавета I. эпоха и личность.
Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
М.В.Ломоносов. Становление отечественной науки.
Реформа управления (губернская, городская, местная) второй половины XVIII в.
Россия в конце ХVIII в. Павел I.
Россия в эпоху «просвещенного абсолютизма».
Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков
|
|
| Россия в период реформ Петра I
| Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».
Культурный переворот петровского времени.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
| Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I
(1725–1762 гг.)
| Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.
Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны.
Участие России в Семилетней войне.
Правление Петра III.
Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
| Россия во второй половине XVIII в.
| «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Характер и направленность реформ Екатерины Великой.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
| Россия во второй половине XVIII в.
| Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
| Культура России в середине и во второй половине XVIII в.
| Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России.
Достижения архитектуры и изобразительного искусства.
Барокко и классицизм в России.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Россия в XVIII веке» (1 час)
|
7. Становление индустриальной цивилизации (6часов)
|
| Различные европейские модели перехода
от традиционного к индустриальному обществу
| Европейские революции середины XIX в. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность.
| гражданское общество,
индустриальное общество,
партия,
консерватизм,
либерализм,
социализм,
«средний класс»,
научная картина мира,
естественнонаучные знания,
дарвинизм,
романтизм,
реализм,
импрессионизм,
художественный стиль.
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
| (групповая, индивидуальная работа) – творческие проекты и рефераты с компьютерными презентациями:
Объединение Германии в XIX в.: основные вехи.
Объединение Италии в XIX в.: основные вехи.
Гражданская война в США: причины, ход и результаты.
Революция Мэйдзи в Японии: причины, ход и результаты
|
|
| Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу
| Объединительные процессы в Европе и Америке.
Объединение Германии и Италии.
Гражданская война в США.
Славянское Возрождение и Россия.
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Развитие капиталистических отношений и социальной
структуры индустриального общества в XIX в.
| Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Развитие капиталистических отношений и социальной
структуры индустриального общества в XIX в.
| Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Особенности духовной жизни нового времени
| Мировосприятие человека индустриального общества. Вера в прогресс и культ «положительных» знаний. Формирование классической научной картины мира. Научные открытия: количественная и качественная характеристики. Дарвин и дарвинизм. История — «муза века».
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
8. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА (2часа)
|
| Традиционные общества Востока в условиях европейской
колониальной экспансии
| Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй,
формы их организации. «Освоение» Африки.
Судьба Индии в «короне» Британской империи.
| колониальная империя,
изоляция,
«восточный вопрос»,
межцивилизационный диалог.
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Попытки модернизации в странах Востока
| «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи.
Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКА (13часов)
|
| Россия в первой половине XIX столетия
| Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.
Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства».
| поликонфессиональность,
многонациональность,
аракчеевщина
военные поселения,
общественное движение,
декабристы,
национализм,
космополитизм, бюрократия,
геополитическое положение,
легитимизм,
автономия,
западники,
славянофилы,
национально-политическая идентичность,
теория «официальной народности».
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
| (групповая, индивидуальная работа) –
творческие проекты и рефераты с компьютерными презентациями:
Наполеоновские войны: ход и результаты.
Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.
Реформы Александра I.
Внешняя политика Николая I: успехи и неудачи.
Крымская война и ее значение для России.
Александр II: человек и государственный деятель.
Реформы Александра II и их значение.
Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Повседневная жизнь дворян в России XIX в.
Повседневная жизнь крестьян в России XIX в.
Повседневная жизнь разночинцев в России XIX в.
|
|
| Власть и реформы в первой половине XIX в.
| Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М.Сперанский и Н.М.Карамзин.
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
| Власть и реформы в первой половине XIX в.
| Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач движение. Декабристы.
Николай I. Смена политических приоритетов. Роль бюрократии. Официальный национализм. Консерватизм в государственно-правовой и идеологической сферах.
Кризис идеологии самодержавия.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
| Внешняя политика Александра I и
Николая I
| Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г.
Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция.
Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.
Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России.
Россия и европейские революции 1830–1831 гг., 1848–1849 гг. Крымская война и крах «Венской системы».
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX в.
| Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность.
Общественно-политическая борьба и поиск национально-политической идентичности. Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности».
Развитие науки и техники в России в первой половине XIX в..
Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Музыкальная культура. Живопись: от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Россия в эпоху великих реформ Александра II
| Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.
Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно-политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм.
Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. От народнических кружков к «Народной воле». Правительственные репрессии и революционный террор.
Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Пореформенная
Россия
| Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат.
Консервативный курс Александра III. Ограничение реформ. Ужесточение цензуры. Сословная и национальная политика правительства. Общественное движение: спад и новый подъем.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Россия в системе международных отношений
второй половины XIX в.
| Геополитические интересы империи и международные противоречия. Отмена условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
|
| Комбинированный урок
| Всеобщая история, география,
русская литература,
экономика,
право,
|
|
|
|
| Интеллектуальная и художественная жизнь
пореформенной России
| |