Планирование уроков ОБЖ 6 класс. МАОУ СОШ №31 Великого Новгорода. Учитель Фёдоров Р.А.
Педагог Фёдоров Ромил Анатольевич,
учитель ОБЖ высшей квалификационной категории.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
На 2010-2011 учебный год
СОЗДАНО НА ОСНОВЕ программы курса ОБЖ для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор А.Т.Смирнов. М., Дрофа, 2010
Учебники:
5 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. Авторы: В.В.Поляков, М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук. М., Дрофа, 2006
6 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс. Авторы: А.Г.Маслов, В.В.Марков, В.Н.Латчук, М.И. Кузнецов. М., Дрофа, 2007
7 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс. Авторы: С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. М., Дрофа, 2008
8 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс. Авторы: Авторы: С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. М., Дрофа, 2008
9 класс: Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс. Авторы: Авторы: С.Н.Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков. М., Дрофа, 2008
6 КЛАСС.(1 час в неделю, всего 34 часа)
-
№ урока
| Тема раздела, части
| Элементы обязательного минимума образования
| Дата проведения
| Примечания
| План
| Факт
| 1-21
| Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (21 час)
| Цель: ознакомить учащихся с правилами безопасного поведения в условиях автономного существования на природе, привить навыки поведения в этих условиях.
|
|
|
| 1
| Экстремальные ситуации в природе и их причины.
| С: 1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Природные процессы, возникающие в результате действия стихийных сил, их воздействие на человека. Понятия: стихийное бедствие и чрезвычайная ситуация природного характера. Ситуации, характеризующиеся внезапностью или неожиданностью, возможными отрицательными последствиями для жизнедеятельности людей и природной среды. Понятие экстремальной ситуации.
Схема 1. Основные виды экстремальных ситуаций в природе
2. Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию. Автономное существование, как наиболее опасная экстремальная ситуация и основные причины таких ситуаций: потеря ориентировки на местности; потеря группы в результате отставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы; авария транспортных средств (самолета, автомашины, речного и морского транспорта).
ЗУН: Знать основные виды экстремальных ситуаций, их причины.
Уметь различать экстремальные и чрезвычайные ситуации, уметь объяснять причины попадания людей в ситуации автономного существования.
|
|
|
| 2
| Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.
| С: Выживание - активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования:
Четыре основные группы, составляющие факторы выживания: личностные факторы природные факторы, материальные факторы; постприродные факторы.
Стрессоры выживания, как постприродные факторы выживания и их причины: одиночество; уныние; голод и жажда; жара; холод; физическая боль; переутомление.
ЗУН: иметь представление о факторах и стрессорах выживания, влияющих на человека в условиях природной среды.
Знать основные причины возникновения стрессовых ситуаций в природе, знать полезные и вредные для выживания факторы.
|
|
|
| 3
| Что надо знать о себе, чтобы выжить. Страх.
| С: Умение управлять собой и своей психикой в изоляции от общества других людей - главный фактор выживания условиях автономного существования.
Психические состояния, которые испытывает человек, попавший в чрезвычайную ситуацию. Страх, как главный психологический враг. Переживание страха, испуг, потеря контроля над своим поведением.
Последствия страха: паника и паническое поведение. Их проявление в поведении.
Основные причины страха: внезапное изменение обстановки, одиночество, незнакомость, внезапное приближение кого-то или чего-то, высота, темнота, различные звуки.
ЗУН: иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.
Знать причины появления страха.
|
|
|
| 4
| Внимание.
Восприятие.
| С: Что такое наше внимание? Развитие наблюдательности.
Объем внимания на примере:
Разложить на столе 20 разных предметов:, учащиеся смотрят на них 30 секунд, затем записывают увиденное. Чем больше предметов записано, тем больше объем внимания.
Тренировка объема внимания в повседневной жизни. Понятия: устойчивость и переключение внимания. Ощущения и восприятие, как важный фактор выживания в экстремальной ситуации на природе. Возможные последствия нарушения ощущения и восприятия в условиях автономного существования. Важность зрительных объективных законов восприятия в различных ситуациях. Понятие «иллюзия восприятия».
ЗУН: иметь представление о психических познавательных процессах (внимание, ощущения, восприятие, память и мышление, речь и воображение), благодаря которым человек способен выживать в мире вообще и в чрезвычайных ситуациях.
Знать психические познавательные процессы и упражнения для их тренировки.
Уметь тренировать свои познавательные процессы.
|
|
| На уроках 4-6 наибольшее внима-ние уделя-ется пра-ктическим упражнениям на тренировку психических познавательных процессов
| 5
| Память.
Мышление.
| С: Значение памяти и мышления для человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Понятие памяти. Непроизвольная и произвольная память.
Мышление и интеллектуальное поведение. Этапы интеллектуального поведения на примере, когда человек заблудился в лесу.
Упражнений для развития памяти и мышления.
ЗУН: иметь представление о психических познавательных процессах, благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.
Знать психические познавательные процессы и упражнения для их тренировки.
Уметь тренировать свои познавательные процессы.
|
|
| На уроках 4-6 наибольшее внимание уделяется практическим упражнениям .
| 6
| Воображение и выживание.
Влияние характера на поступки.
| С: Воображение и инстинкт самосохранения в условиях автономного существования. Чрезмерное увлечение размышлениями и воображением картин.
Установка на выживание и ее элементы: осознание; оценка; поведение.
Воля человека. Умение управлять своим поведением. Преодоление трудностей в достижении поставленной цели. Воспитание воли. Важность выполнения конкретных решений.
ЗУН: иметь представление о психических познавательных процессах, благодаря которым человек способен выживать в окружающем нас мире вообще и в чрезвычайных ситуациях в частности.
Знать влияние воображения на поступки и состояние человека в условиях автономного существования. Знать, к чему может привести воображение картин опасных ситуаций. Знать волевые черты характера.
Уметь тренировать свое психическое состояние и силу воли.
|
|
| На уроках 4-6 наибольшее внимание уделяется практическим упражнениям
| 7
| Контрольная работа №1
«Основы выживания в природных условиях».
| Вариант 1.
1. Какие ситуации называются экстремальными? Приведите примеры.
2. Почему автономное существование считается наиболее опасной экстремальной ситуацией? Назовите основные причины вынужденного автономного существования человека в природе.
3. Какое влияние на человека оказывает воображение? К чему может привести воображение картин опасных ситуаций?
Вариант 2.
1. Назовите основные виды возможных экстремальных ситуаций в природе.
2. Каковы причины страха в экстремальных ситуациях? Приведите примеры панического поведения человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
3. Перечислите основные стрессоры выживания человека при вынужденном автономном существовании в природе.
|
|
|
| 8
| Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.
| С: Подготовка к походу. Подготовительные мероприятия: определение целей и задач похода, разработка маршрута, приобретение продуктов, общественного (палатки, посуда для приготовления пищи) и личного снаряжения. Распределение обязанностей. Представление маршрута похода в маршрутно-квалификационную комиссию, регистрация группы и маршрута в поисково-спасательной службе (ПСС). Цель регистрации.
Соблюдение правил безопасного поведения на маршруте, на привале, при преодолении препятствий - основной этап обеспечения безопасности.
Правила движения группы на маршруте. Правила безопасности при движении по сложным участкам местности. Основные правила безопасного отношения к природе на маршруте и на привале. Правило для тех, кто отправляется в разведку. Понятие «Границы полигона» и линейные ориентиры (дороги, просеки, граница леса, линии электропередачи).
Правила поведения на природе. ЗУН: иметь представление об основных правилах поведения в природных условиях. Знать, почему у руководителя группы абсолютная власть во время похода.
Знать правила безопасного поведения в походе,( на маршруте и привале), на природе.
Уметь планировать поход, выезд на природу.
|
|
|
| 9
| Одежда и обувь для похода.
| С: Требования к одежде и обуви, предназначенной для похода. Выбор и подготовка обуви. Требования к обуви и правила ее подбора.
Тесная, жесткая или очень просторная обувь. Удобная обувь - легкие туристические ботинки или обувь на низком каблуке, кроссовки, кеды.
Обувь для различных дорог, горной местности и на период дождей. Правила пользования обувью. Способы проветривания и просушивания обуви (ботинок, резиновых сапог).
Выбор, подготовка и пользование одеждой. Требования, предъявляемые к верхней и нижней одежде. Почему не рекомендуется пользоваться одеждой из синтетических материалов, камуфлированными куртками, брюками и комбинезонами. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.
ЗУН: Знать требования, предъявляемые к одежде и обуви для нахождения на природе. Знать правила ухода за обувью и одеждой в походе.
Уметь подбирать для себя одежду и обувь для похода, согласно требованиям.
|
|
|
| 10
| Основные правила поведения в экстремальных ситуациях.
| С: Неожиданность наступления экстремальных ситуаций и первоочередные правила поведения в них:
• Умей предвидеть опасность;
• Умей контролировать свое поведение;
• Будь самостоятельным;
• Умей думать и придумывать;
• Принимай быстрые решения;
• Будь настойчивым и упорным, когда это потребуется;
• Умей подчиниться, если это нужно;
• Не отчаивайся, если нет больше сил бороться за свою жизнь;
• Ищи другие пути, прежде чем сдаться окончательно;
• И даже тогда не сдавайся.
Действия в случае аварии транспортных средств и при стихийных бедствиях.
Правила поведения и принятие решений после выхода в безопасную зону (оценка обстановки, решение выходить к населенному пункту, или оставаться на месте и т.п.).
Правила поведения, если принято решение остаться на месте (оборудование аварийного лагеря и необходимость устройства временного жилища). Условия оборудования аварийного лагеря.
Распределение обязанностей и виды работ между членами группы. Роль командира группы в экстремальных ситуациях. Недопустимость конфликтных ситуаций в группе.
Что нужно знать, если вы попали в экстремальную ситуацию.
ЗУН: иметь представление об основных правилах безопасного поведения при выживании в экстремальных ситуациях на природе.
Знать порядок действий в случае аварии транспортных средств и при стихийных бедствиях, после выхода в безопасную зону и при принятии решения остаться на месте.
|
|
|
| 11
| Определение направления выхода.
| С: Потеря ориентировки, как наиболее частая экстремальная ситуация в природе.
Действия человека, заблудившегося в лесу (наличие и отсутствие тропы). Способы определения расстояния и направления выхода (характерные детали местности, звуки транспорта или деятельности человека, источники света, маркировка туристических маршрутов, определение хоженых и нехоженых троп).
Особенности определения направления выхода в зимнее время по лыжне.
Что делать, если вы заблудились в лесу?
Действия человека (туриста) отставшего от группы.
ЗУН: Знать способы и правила определения направления выхода в ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы.
Знать способы определения расстояния и направления выхода.
|
|
|
| 12
| Ориентирование.
| С: Способы определения сторон света на местности. Местные предметы и приметы, по которым не рекомендуется определять стороны света.
Правила ориентирования по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам: по стволам и коре деревьев, по состоянию снежного покрова на склонах, по мху и лишайникам, по траве, по муравейникам и другие.
ЗУН: Знать способы ориентирования на местности в разные времена года.
Владеть навыками в определении сторон горизонта разными способами.
|
|
|
| 13
| Выход к населенному пункту.
| С: Необходимость сохранения направления движения. Понятие азимута. Движение по азимуту с использованием компаса.
Движение в лесу по выбранному направлению по одному и по нескольким ориентирам. Техника передвижения на маршруте. Особенности передвижения в горной местности. Преодоление водных преград. Выбор места переправы. Правила переправы через реки, преодоление болот.
Особенности движения на природе зимой. Передвижение по глубокому снегу.
Опасность водоемов зимой. Опасные для переправы места и их признаки: промоины, проталины, полыньи, проруби, рыбацкие лунки, места выколки льда и т.п. Меры предосторожности при передвижении по льду водоемов.
ЗУН: Знать технику движения на маршруте, в т.ч. по горной местности и при преодолении водных преград.
Знать опасности водоёмов зимой.
Владеть навыками движения по азимуту;
Иметь представления о технике и правилах движения при выходе к населенному пункту.
|
|
|
| |