РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии в 9 классе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень) I .Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004г.
примерная программа основного общего образования по географии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
. Программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.
Изучение географии в 9 классе школы направлено на достижение следующих
задач:
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
В случае совпадения темы урока с праздничным днем изучение данной темы будет объединено с изучением последующих тем
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю
Программа рассчитана на один год.
.
Оценочные практические работы
Определение основных показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Выявление и объяснения территориальных аспектов межнациональных отношений.
Анализ карт населения.
Анализ экономических карт России для определения типов структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям.
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
.Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
Анализ разных видов районирования России.
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
Определение по картам географического положения Республики Татарстан.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Республики Татарстан.
Оценить экологическую ситуацию в Республике Татарстан и предложить пути решения экологических проблем.
Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них ( Восточная экономическая зона).
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, семинарские занятия, творческие проекты, географические диктанты, работы с контурными картами.
II. Учебно-тематический план
№ п/п
| Название раздела,темы
| Количество часов
| Кол-во практических работ
| Кол-во проверочных работ(зачетов,тестирований)
| 1
| Раздел I. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ
| 3
| 2
|
| 2
| РазделII.Население России
| 5
| 3
| 1
| 3
| РазделIII. Хозяйство России
| 27
|
|
| 4
| Тема1.ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
| 6
| 3
|
| 5
| Важнейшие межотраслевые комплексы России
| 21
| 6
| 2
| 4
| РазделIV. Регионы России
| 25
|
|
| 1
| Районирование России.
| 2
| 1
|
| 2
| Тема 2. Европейская Россия (западный макрорегион)
| 17
| 7
| 1
| 2
| Тема 3.Азиатская Россия.
| 6
| 3
| 1
| 5
| Раздел V. Россия в современном мире
| 3
|
|
| 6
| Раздел VI. География РТ
| 5
| 3
| 1
|
| Итого
| 68
| 28
| 6
|
III. Содержание программы
Раздел 1 . МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (3 часа)
-
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство,недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Административно-территориальное и политико-административное устройство России. Субъекты федерации. Федеральные округа.
| Знать: специфику ГП и административно-территориального устройства РФ, особенности ЭГП РФ, субъекты РФ, их различия.
|
Раздел 2. Население России ( 5 часов)
-
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение стуктуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
| Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны;
Понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: стоить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.
|
Раздел3
Тема1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ( 6 часа)
-
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. России., Первичный сектор экономики Природно-ресурсный потенциал. География и группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.
| Знать границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах . Особенности экономических систем.
|
Тема 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география ( 21 час)
-
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Вторичный сектор экономики. Его состав , особенности входящих в него отраслей. Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения. Составлять характеристику месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК .Сельское хозяйство . Земля главное богатство России. С/Х угодия, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградорство Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Пищевая и легкая промышленность. Состав , значение и место в хозяйстве. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности. Третичный сектор экономики, его состав, особенности входящих отраслей. Научный комплекс – состав и роль в жизни страны. Инфраструктурный комплекс страны- состав , значение. Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры.
| Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
|
Раздел 4.
Тема 1. Территориальная организация и районирование России ( 2 часа)
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования. Виды районирования( физико -географическое,экономическое,историко-географическое,природнохозяйственное,экологическое)
Зонирование России.
| Знать различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Объяснять проблемы экономического районирования.
|
Тема 2.
Западный макрорегион – Европейская Россия ( 17 часов)
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Население.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
| Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
|
Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия ( 6 часов)
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.
Оценка природных ресурсов и их использования. Население Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
| Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневнойжизни;
| Раздел 5. Россия в современном мире ( 3 часа)
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России. Особенности географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран СНГ. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям.
| Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни..
|
Раздел 6. География республики Татарстан ( 6 часов)
Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ.
Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории РТ. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства республики. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и РТ.
| Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии, важнейшие природно-хозяйственные объекты республики; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.
Определять: географическое положение.
Описывать: географическое положение ( экономико-географическое, и др.)
Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал РТ.
| |