МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Вайндорф-Сысоева М.Е.
Шитова В.А.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МГОУ
Учебно-методическое пособие (раздел 2)
Москва, 2008
Содержание ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МГОУ 1
Содержание 2
РАЗДЕЛ 2 2
Методические и технические основы работы в виртуальной учебной оболочке MOODLE 2
Характеристика СДО MOODLE 2
2.1. Работа с электронным курсом 6
Создание страницы курса 6
Редактирование курса 8
Ресурсы и элементы курса 9
Ресурсы курса 9
Элементы курса 9
Пояснение 10
Текстовая страница 11
Веб-страница 13
Ссылка на каталог 15
Ссылка на файл или веб-страницу 15
Глоссарий 18
Задание 20
Шкалы 22
Лекция (урок) 23
Опрос 34
Тест 36
Тест: верно/неверно 41
Тест: вопрос с вложенными ответами 45
Тест: вопрос с множественным выбором 45
Тест: случайный вопрос на соответствие 47
Тест: вопрос на соответствие 48
Тест: эссе 50
Форум 51
Чат 58
РАЗДЕЛ 2 Методические и технические основы работы в виртуальной учебной оболочке MOODLE
Характеристика СДО MOODLE При выборе виртуальной образовательной среды важно прежде всего понять, все ли необходимые возможности в ней присутствуют. Идеальное соответствие найти трудно, но взвесить преимущества и недостатки, определить, возможно ли со временем их устранение необходимо. Немаловажный вопрос касается финансовой стороны, лицензирования, условий техподдержки – если это коммерческое предложение, если выбирается открытый ресурс, важен размер сообщества, частота и регулярность выпуска новых версий, качество локализации, наличие документации, возможна ли техпомощь и т.д.
После выбора приемлемой системы необходимо обсудить ее возможности с преподавателями, администрацией – с теми, кто будет непосредственно в ней работать. Хотя сразу заметим, что при наличии руководства создателя и пользователя и при проведении тренировочных занятий по работе в системе, преподаватели «легче» соглашаются на предложенное.
При переходе на новое, особенно в образовании, неудобства всегда будут присутствовать, однако важно отличать действительное неудобство использования от нежелания использовать систему в работе только потому, что новое разрушает сложившиеся стереотипы и привычки, требует от людей определенных усилий. В рабочую группу должны входить прогрессивные сотрудники, легкообучаемые и активные сторонники внедрения новых форм обучения. Мы предлагаем освоить систему дистанционного обучения (СДО) Moodle.
Открытый ресурс Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) широко известен в мире и используется более чем в 100 странах. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО и имеет достаточно преимуществ, и наверное главное – это ее экономическая доступность, т.к. Moodle распространяется бесплатно, а также в открытом исходном коде, что дает возможность преобразовать систему под особенности конкретного образовательного проекта и при необходимости встроить в нее новые модули.
Данный программный продукт построен в соответствии со стандартами информационных обучающих систем и характеризуется:
адаптивностью, т.е. включает развивающиеся информационные технологии без перепроектирования системы и имеет встроенные методы для обеспечения индивидуализированного обучения;
долговечностью, т.е. соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
доступностью: дает возможность работать с системой из разных мест (локально и дистанционно, из учебного класса, с рабочего места или из дома); программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур;
интероперабельностью, т.е. способностью к взаимодействию с другими системами; |
многократностью использования: поддерживает возможность многократного использования компонентов системы, что повышает ее эффективность (11).
СДО Moodle проектировалась в соответствии с современными педагогическими требованиями: с опорой на принципы и методы деятельностного активного обучения, личностную направленность, совместную работу, критическую рефлексию.
Простой, эффективный, совместимый с большинством браузеров интерфейс не требует специальных навыков и долгосрочного обучения. В оболочке предусмотрены основные роли участников, в зависимости от их задач и входящих в их круг обязанностей: администратор, создатель курса, учитель, студент, гость.
На уровне системы пользователю может быть назначена роль администратора, создателя курсов или обычного пользователя. На уровне курсов – роль преподавателя (с возможностью редактирования курса или без) и роль ученика. Круг возможных действий можно менять, задавать свой, неизменным остается лишь роль администратора – он управляет всей системой, помогает всем участникам и имеет возможность управлять и изменять действия других пользователей.
В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю).
Курс может содержать произвольное количество ресурсов (текстовые страницы, веб-страницы, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса. К таким элементам относятся:
Wiki, в котором можно создавать документ несколькими людьми сразу, т.е. с его помощью учащиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
Глоссарий, с помощью которого создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.
Задания преподавателя, которые требует от учащихся подготовить ответ и разместить его в заданном формате.
Опрос, позволяющий проводить голосование среди учеников. Это может быть полезным, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
Тесты с различным набором вопросов (в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый). Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).
Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц, которые обычно заканчиваются вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую.
Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса.
Для курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе, где за выбранный промежуток времени преподаватель может увидеть новые события: сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса.
Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.
Значимым компонентом данной информационно-образовательной среды является коммуникационный. Основными средствами, позволяющими участникам программы общаться со своими преподавателями-тьюторами, а также между собой, являются:
форум (общий для всех учащихся на главной странице программы, а также различные частные форумы);
чат;
обмен личными сообщениями
обмен вложенными файлами с преподавателем (внутри каждого курса);
электронная почта;
Таким образом, система Moodle позволяет реализовать все основные механизмы общения: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией) (18).
Процесс обучения с использованием модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды имеет ряд преимуществ, позволяющих реализовать основные методические принципы:
огромный мотивационный потенциал;
конфиденциальность;
большая степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории;
отсутствие «ошибкобоязни»;
возможность многократных повторений изучаемого материала;
модульность;
динамичность доступа к информации;
доступность;
наличие постоянно активной справочной системы;
возможность самоконтроля;
соответствие принципу развивающего обучения;
индивидуализация;
обеспечение наглядности и многовариантность представления информации.
Все перечисленные свойства данной обучающей программы помогают решить одну из основных задач современного образования - формирование у обучаемых критического мышления и коммуникативной компетенции.
Далее мы переходим к освоению возможностей системы дистанционного обучения Moodle. Вначале – в разделе 2.1 – рассмотрим, как создается электронный курс (займем роль создателя курса и учителя), подробно ознакомимся с инструментарием страницы курса. Затем – в разделе 2.2 – научимся администрировать систему и изменять главную страницу, соответственно освоим роль администратора.
|