ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
СД.18, СД.Ф.18 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050102.65 БИОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании кафедры
географии и экологии
естественно-географического факультета
(протокол № 10 от 14 мая 2008 г.)
Зав. кафедрой ______________
/А.В. Николаев /
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А.В.
1.2 Рецензенты:
- кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.;
- доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой микробиологии МГТУ Перетрухина А.Т.
1.3 Пояснительная записка.
цель курса: подготовка педагогов к формированию экологической культуры у школьников на основе принципов социальной экологии, развитие знаний, умений и ценностных ориентаций по основам природопользования.
задачами курса являются:
- мотивация изучения экологических проблем различного ранга;
- всестороннее изучение глобальных социально-экологических проблем;
- изучение основ экологической психологии, культуры и этики;
- выработка у студентов понимания взаимосвязи в системе человек- общество-природа;
- изучение теоретических знаний в области природопользования в сочетании с раскрытием их практического применения на всех уровнях;
- усвоение ценностных ориентаций о рациональном природопользовании как важнейшем уровне развития цивилизации
место курса в общей системе подготовки специалиста: социальная экология – наука, сформировавшаяся на стыке гуманитарных и естественных дисциплин (история, философия, психология, социология, культурология). Возникновению социальной экологии способствовали факторы, названные позднее глобальными социально-экологическими проблемами: перенаселение Земли, ресурсный и энергетический кризис, разрушение ландшафтных систем в связи с антропогенной деятельностью, возрастание агрессивности окружающей среды, урбанизация и т.д.
Социальная экология является одной из составляющих экологического образования, помогает формировать экологическую культуру студентов.
Данный момент является наиважнейшим, т.к. в сложившейся ситуации, самым худшим является то, что большинство населения не понимает угрозы тотальной экологической катастрофы для себя и своих потомков и не задумывается о путях выхода из экокризиса. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки педагогов, как специалистов, передающих полученные знания мировому кругу молодого населения, способствующих формированию таких важных черт будущих поколений как рациональное отношение к природе, экологическая этика, экологическое сознание и экологическая культура.
Социальная экология тесно связана с курсом природопользования. Природопользование, с одной стороны, это одна из прикладных научных областей, базирующихся на фундаментальных экологических знаниях, с другой стороны, широкая практическая деятельность, осуществляемая в различных сферах и на различном территориальном уровне.
После окончания курса студенты должны знать:
- особенности взаимодействия общества и природы на различных исторических этапах;
- основные глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения;
- основные структурные составляющие среды обитания человека и принципы взаимодействия в системе человек – общество – природа;
- важность роли мировоззрения и средств его формирования в выстраивании отношений между природой и обществом;
- виды природопользования;
- основные понятия: природно-ресурсный потенциал, природные ресурсы и условия, ресурсные циклы, универсальная ценность природы, экологическая ситуация и ее виды, экологический кризис, экологическая катастрофа, охрана природы, охрана ресурсов;
- основные законы и закономерности природопользования.
Студенты должны уметь:
- использовать полученные знания в курсе социальной экологии знания в процессе экологического образования учащихся;
- давать хозяйственную оценку природных ресурсов;
- выявлять причины экологических кризисов;
- находить возможные пути решения социально-экологических проблем;
- проводить оценку воздействия промышленности на компоненты окружающей среды. В основе содержания программы положены исследования ученых: Ситарова В. А., Пустовойтова В. В., Лосева А.В., Провадкина Г.Г., Малофлева В.И., Марковича Д.Ж., Реймерса Н.Ф., Анучина В.А. и др.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО
ДПП.Ф.14
| Социальная экология и природопользование Экологические и социальные особенности человека. Экологическая история человечества. Биологическая и социальная специфика демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения, демографические перспективы. Противоречивое развитие биосферы и антропосферы, порождаемые этим глобальные экологические проблемы, формы их разрешения. Концепция устойчивого развития общества и природы как путь предотвращения экологического кризиса на Земле. Роль школы, учительства и педагогических вузов в обеспечении всеобщей экологической грамотности, формировании экологической этики и экологического мировоззрения в XXI веке.
Экология как научная основа рационального природопользования. Природные ресурсы, их классификация. Анализ и регулирование природной среды. Экологическое нормирование. Экологический мониторинг. Теоретические основы охраны природы. Краткая история развития охраны природы в России. Современные проблемы охраны природы. Принципы рационального использования и охраны основных природных ресурсов: атмосферы, вод, недр, почв, растительного и животного мира. Охрана ландшафтов. Организация охраны природы в России: законодательство, органы управления, общественные движения, международное сотрудничество. Эколого-природоохранное образование в средних образовательных учреждениях: школах, лицеях, колледжах, училищах. Содержание, организация, методы.
| 160
|
1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчётности)
| Трудо-ёмкость
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. работа
| 1.
| 050102.65 БИОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)
| 5
| IX-X
| 160 (2 сем.)
| 80
| 52
| 28
| -
| 80
| экзамен
| 2.
| 050102.65 БИОЛОГИЯ ЗФО
| 5
| -
| 160
| 18
| 10
| 8
| -
| 142
| экзамен
|
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
050102 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», очное отделение
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
|
|
|
|
|
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.
раб.
|
|
|
|
|
| 1.
| Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии
| 2
| 2
| -
|
| 2
|
|
|
|
|
| 2.
| Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками
| 2
| 2
| -
|
| 2
|
|
|
|
|
| 3.
| Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия
| 4
| 4
| -
|
| 4
|
|
|
|
|
| 4.
| Жизненная среда
| 2
| 2
| -
|
| 2
|
|
|
|
|
| 5.
| Поведение человека в естественной и социальной среде
| 4
| 2
| 2
|
| 4
|
|
|
|
|
| 6.
| Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения
| 6
| 4
| 2
|
| 6
|
|
|
|
|
| 7.
| Элементы экологической психологии
| 6
| 4
| 2
|
| 4
|
|
|
|
|
| 8.
| Взаимодействие природы, человека и общества на различных исторических этапах
| 4
| 2
| 2
|
| 4
|
|
|
|
|
| 9.
| Элементы экологической этики
| 6
| 2
| 4
|
| 6
|
|
|
|
|
| 10.
| Экологическая культура и проблемы ее формирования
| 6
| 4
| 2
|
| 6
|
|
|
|
|
| 11.
| Биосфера и её составляющие
| 6
| 4
| 2
|
| 6
|
|
|
|
|
| 12.
| Понятие природопользования и его составляющих
| 4
| 2
| 2
|
| 4
|
|
|
|
|
| 13.
| Экологические проблемы различных видов природопользования
| 8
| 6
| 2
|
| 10
|
|
|
|
|
| 14.
| Охрана природы и окружающей среды
| 8
| 4
| 4
|
| 10
|
|
|
|
|
| 15.
| Управление природопользованием
| 6
| 4
| 2
|
| 8
|
|
|
|
|
| 16.
| Экологическая экспертиза и ОВОС.
| 6
| 4
| 2
|
| 2
|
|
|
|
|
| ВСЕГО
| 80
| 52
| 28
|
| 80
| 2
|
050102 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», заочное отделение
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам.
раб.
| 1.
| Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии
| 1
| 1
| -
|
| 4
| 2.
| Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками
| 1
| 1
| -
|
| 8
| 3.
| Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения
| 4
| 2
| 2
|
| 6
| 4.
| Элементы экологической психологии
| 3
| 1
| 2
|
|
| 5.
| Понятие природопользования и его составляющих
| 1
| 1
| -
|
| 4
| 6.
| Экологические проблемы различных видов природопользования
| 2
| 2
| -
|
| 8
| 7.
| Охрана природы и окружающей среды
| 3
| 1
| 2
|
| 8
| 8.
| Управление природопользованием
| 3
| 1
| 2
|
| 8
| ВСЕГО
| 18
| 10
| 8
|
| 142
|
1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Введение. История становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии.
Предпосылки возникновения социальной экологии. Проблемы выделения социальной экологии в самостоятельную ветвь науки. Вопрос определения предмета социальной экологии в работах Р. Парка, Е. Берджеса (1921), Р. Мак-Кензила (1927), Д.Ж. Марковича (1991), Т. А. Акимовой и В.В. Хаскина (1998) и т.д. Определение и характеристика функций социальной экологии. Раздел 2. Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками.
Характеристика основных принципов и положений социальной экологии (принцип целостного рассмотрения явлений, принцип 1% и 10%; принцип оптимальности и т.д.). Раздел 3. Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия.
Модель матрицы человечества как многоуровневой системы. Характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: адаптивность, адаптированность, механизмы адаптации, потребности. Среда человека и классификация компонентов среды. Адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям. Раздел 4. Жизненная среда.
Составляющие жизненной среды человека. Их характеристика, взаимосвязь, компоненты. Взаимодействие человека с элементами жизненной среды. Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде.
Поведение человека. Составляющие поведения – активность и реактивность. Уровни регуляции поведения. Потребности как источник активности личности. Характеристика потребностей. Факторы, характеризующие особенности поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. Раздел 6. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.
Рост численности населения, демографическая и биосферная емкость Земли. Кризис почв и минеральных ресурсов, энергетический кризис, возрастание агрессивности окружающей среды, их взаимосвязь. Воздействие на генофонд: мутагенез, дрейф генов, естественный отбор. Раздел 7. Элементы экологической психологии.
Причины возникновения экологической психологии как науки. Субъективное отношение к природе: его составляющие и разновидности. Субъективное восприятие природы, специфика субъективного восприятия. Различные формы экологического сознания: антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм. Раздел 8. Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах.
Этапы становления взаимодействия человек-общество-природа; охотничье-собирательная культура (неолитическая революция, античность, феодализм), индустриальная культура.
Раздел 9. Элементы экологической этики.
Предмет экологической этики. Природа как ценность с точки зрения антропоцентризма, натуроцентризма и экоцентризма. Ненасилие как нравственный принцип и как форма отношения к природе. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера. Ненасильственное отношение к природе в различных религиозных учениях. Раздел 10. Экологическая культура и проблемы ее формирования.
Понятие и составляющие экологической культуры. Материальная и духовная составляющие экологической культуры. Экологическая культура как взаимосвязь компонентов экологического сознания, экологических отношений и экологической деятельности. Формирование экологической культуры. Раздел 11. Биосфера и ее составляющие.
Биосфера как саморегулируемая и саморазвивающаяся система, созданная живым веществом. Уравновешенность процессов ассимиляции и диссимиляции в глобальном масштабе в истории Земли. Признаки нарушения баланса в современную эпоху. Парниковый эффект. Пределы емкости биосферы.
Природные системы, составляющие биосферу. Разнообразие типов природных систем, как условие сохранения экологического равновесия. Структура и свойства природных систем (целостность, устойчивость, способность к саморегулированию, иерархичность и др.). Экосистемы и место в них человека. Несущая способность экосистем, опустынивание, обезлесение и др. примеры их деградации. Системы созданные движение неживого вещества, речные и озерно-речные геосистемы, их разрушение в результате чрезмерного использования стока. Социально-экономические функции природных систем и их оценка. Раздел 12. Понятие природопользования и его составляющих.
Природопользование как научное направление и прикладная дисциплина. Двойственность понятия природопользования. Природопользование как результат взаимодействия двух ситем: природной и социально-экономической. Междисциплинарный характер природопользования. Составляющие природопользования. Раздел 13. Экологические проблемы различных видов природопользования.
Виды природопользования. Отраслевое природопользование. Экологические проблемы природопользования: истощение природных ресурсов, образование огромных масс отходов, нарушение поверхностных слоев литосферы, сокращение видового и генетического разнообразия. Пути решения экологических проблем: внедрение новых ресурсосберегающих технологий, рециркуляция сырья, полнота и комплексность переработки сырья, внедрение перспективных технологи очистки стоков и выбросов, рекультивация нарушенных земель.
Раздел 14. Охрана природы и окружающей среды
Понятие об охране природы, как необходимом условии рационального природопользования. Принципы охраны природы. Нормативное обеспечение природоохранной деятельности. Охрана природы в процессе ее использования. Заповедание и его назначение. Основные формы охраняемых территорий. Экономический механизм охраны окружающей среды. Раздел 15. Управление природопользованием
Понятие об управлении природопользование. Объект, субъект и цели управления. Комплексность управления природопользованием. Содержание и сущность управленческой деятельности в природопользовании. Экологическая политика и механизмы ее реализации. Уровни управления. Функции центральных и местных органов. Экологический контроль. Экологический аудит. Раздел 16. Экологическая экспертиза и ОВОС.
Понятие. Цели и задачи экологической экспертизы. Субъекты и объекты экологической экспертизы. Их обязанности и права. Государственная и общественная экологическая экспертиза. ОВОС и учет социально-экономических последствий. ОВОС в России за рубежом. Недостатки действующих процедур ОВОС.
Темы для самостоятельного изучения.
050103 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», очное отделение
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины.
Тема.
| Вопросы для самостоятельной работы
| Коли-чество часов
| Форма контроля
| 1.
| Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии
| Различные точки зрения по определению предмета социальной экологии.
Работы В.В.Хаскина по социальной экологии.
Функции социальной экологии.
| 2
| Опрос на занятии
| 2.
| Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками
| Основные положения социальной экологии.
Взаимодействие с социальными науками.
Взаимодействие с экологическими науками.
Основные принципы.
| 2
| 3.
| Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия
| Перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.
Адаптации человека к окружающей среде и её изменениям.
| 4
| Опрос на занятии
| 4.
| Жизненная среда
| Характеристика жизненной среды человека.
Социальные патологии городского населения.
Экология городов и других поселений.
| 2
| 5.
| Поведение человека в естественной и социальной среде
| Характеристика научных теорий влияния среды на человека.
Материальные и социальные потребности человека.
Поведение человека в разных ситуациях.
| 4
| Опрос на занятии
| 6.
| Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения
| Рост численности населения – причины, последствия, пути решения проблемы.
Естественные мутагены эволюции человека.
Техногенные мутагены. Влияние на генофонд человека.
Значение мутаций.
| 6
| Реферат
| 7.
| Элементы экологической психологии
| Экологическое сознание и его структура.
Формы экологического сознания.
Специфика субъективного восприятия природы.
| 4
| Опрос на занятии
| 8.
| Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах
| История развития использования природных ресурсов человеком.
Собирательство и промысел как вид хозяйственной деятельности первобытного человека.
| 4
| Опрос на занятии
| 9.
| Элементы экологической этики
| Ненасилие как форма отношения к природе.
Нравственные принципы экологической этики.
Экологическая этика и религия.
| 6
| Опрос на занятии
| 10.
| Экологическая культура и проблемы ее формирования
| Экологическая культура народов Крайнего Севера.
Природоохранная направленность как принцип экологической культуры
Экологические ценностные ориентации как компонент экологической культуры.
Влияние экологических ценностных установок на поведение человека.
| 6
| Опрос на занятии
| 11.
| Биосфера и её составляющие
| Структура биосферы.
Место человека в биосфере.
Антропогенез и биосфера.
Воздействие человека на перераспределение вещества и энергии на разных этапах своего развития.
Экологический риск.
Экологический кризис.
| 6
| Опрос на занятии
| 12.
| Понятие природопользования и его составляющих.
| Взаимосвязь природопользования с другими науками.
Экономическая оценка природных ресурсов: принципы, достоинства и недостатки различных методов.
| 4
| Опрос на занятии
| 13.
| Экологические проблемы различных видов природопользования
| Виды природопользования.
Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.
Влияние экологического сознания на природопользование.
Природопользование и здоровье человека.
Принципы рационального природопользования.
Особенности природопользования в Мурманской области.
| 10
| Реферат
Опрос на занятии
| 14.
| Охрана природы и окружающей среды
| Воспитательное значение природоохранной деятельности.
Законодательство РФ по охране окружающей среды.
Нормативы состояния окружающей среды.
Концепция устойчивого развития.
| 10
| Конспект законов
Опрос на занятии
|
|
| 15.
| Управление природопользованием
| Направления управленческой деятельности в природопользовании.
Механизмы реализации экологической политики.
Природоохранная деятельность Мурманской области.
Деформация северных экосистем.
Региональные эколого-ресурсные проблемы. Картографирование.
Пути совершенствования территориальной организации природопользования Мурманской области.
Экологическая паспортизация территорий.
Зоны экологических бедствий и катастроф.
| 8
| Реферат
Опрос на занятии
| 16.
| Экологическая экспертиза и ОВОС
| Проведение экологической экспертизы на разных этапах хозяйственной деятельности человека.
ОВОС на разных стадиях деятельности предприятий (проектирования, строительства, эксплуатации и прекращении деятельности).
Состояние и пути совершенствования ОВОС на разных стадиях деятельности.
| 2
| Опрос на занятии
|
050103 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», заочное отделение
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины.
Тема.
| Вопросы для самостоятельной работы
| Коли-чество часов
| Форма контроля
| 1.
| Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии
| Различные точки зрения по определению предмета социальной экологии.
Работы В.В.Хаскина по социальной экологии.
Функции социальной экологии.
| 4
| Реферативная работа
Опрос на занятии
| 2.
| Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками
| Основные положения социальной экологии.
Взаимодействие с социальными науками.
Взаимодействие с экологическими науками.
Основные принципы.
Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия
Перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.
Адаптации человека к окружающей среде и её изменениям.
Характеристика жизненной среды человека.
Социальные патологии городского населения.
Экология городов и других поселений.
Поведение человека в естественной и социальной среде
Характеристика научных теорий влияния среды на человека.
Материальные и социальные потребности человека.
Поведение человека в разных ситуациях
| 8
| 3.
| Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения
| Рост численности населения – причины, последствия, пути решения проблемы.
Естественные мутагены эволюции человека.
Техногенные мутагены. Влияние на генофонд человека.
Значение мутаций.
| 6
| 4.
| Элементы экологической психологии
| Экологическое сознание и его структура.
Формы экологического сознания.
Специфика субъективного восприятия природы.
Ненасилие как форма отношения к природе.
Нравственные принципы экологической этики.
Экологическая этика и религия.
Экологическая культура народов Крайнего Севера.
Природоохранная направленность как принцип экологической культуры.
Экологические ценностные ориентации как компонент экологической культуры.
Влияние экологических ценностных установок на поведение человека.
Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах
| 6
| Опрос на занятии
Реферативная работа
| 5.
| Понятие природопользования и его составляющих.
| Структура биосферы.
Место человека в биосфере.
Антропогенез и биосфера.
Воздействие человека на перераспределение вещества и энергии на разных этапах своего развития.
Экологический риск.
Экологический кризис.
|
4
| Опрос на занятии
Реферат
Конспект законов
| 6.
| Экологические проблемы различных видов природопользования
| Виды природопользования.
Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.
Влияние экологического сознания на природопользование.
Природопользование и здоровье человека.
Принципы рационального природопользования.
Особенности природопользования в Мурманской области.
| 8
| 7.
| Охрана природы и окружающей среды
| Воспитательное значение природоохранной деятельности.
Законодательство РФ по охране окружающей среды.
Нормативы состояния окружающей среды.
Концепция устойчивого развития.
| 8
| 8.
| Управление природопользованием
| Направления управленческой деятельности в природопользовании.
Механизмы реализации экологической политики.
Природоохранная деятельность Мурманской области.
Деформация северных экосистем.
Региональные эколого-ресурсные проблемы. Картографирование.
Пути совершенствования территориальной организации природопользования Мурманской области.
Экологическая паспортизация территорий.
Зоны экологических бедствий и катастроф.
Проведение экологической экспертизы на разных этапах хозяйственной деятельности человека.
ОВОС на разных стадиях деятельности предприятий (проектирования, строительства, эксплуатации и прекращении деятельности).
Состояние и пути совершенствования ОВОС на разных стадиях деятельности.
| 8
| Реферат
Опрос на занятии
|
1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ План последовательного проведения практических занятий. Практическое занятие 1.
Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
План:
определение и характеристика критических ситуаций;
характеристика вариантов поведения человека;
определение и характеристика экстремальных ситуаций;
особенности влияния факторов экстремальных ситуаций на поведение человека.
Вопросы для коллективного обсуждения:
оптимальный вариант повеления человека в критических и экстремальных ситуациях. Обоснование.
Задание для самостоятельной работы:
возможные последствия действия на человека условий экстремальной ситуации.
Литература:
Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Экология человека. – М.: 2001.
Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях. – М.: 2003.
Практическое занятие 2.
Современный экологический кризис и пути его преодоления.
План:
экологический кризис: миф и реальность;
предпосылки возникновения экологического кризиса;
Вопросы для коллективного обсуждения:
доля антропогенного воздействия в возникновении экологического кризиса.
Задание для самостоятельной работы:
пути преодоления экологического кризиса
Литература:
1. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.,1990.
2. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. – М., 1990.
3. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.,1992. Практическое занятие 3.
|