Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации15.04.2014
Размер1.08 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.18, СД.Ф.18 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050102.65 БИОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании кафедры

географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 10 от 14 мая 2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев /


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры географии и экологии Николаев А.В.

1.2 Рецензенты:

- кандидат биологических наук, доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.;

- доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой микробиологии МГТУ Перетрухина А.Т.

1.3 Пояснительная записка.

  • цель курса: подготовка педагогов к формированию экологической культуры у школьников на основе принципов социальной экологии, развитие знаний, умений и ценностных ориентаций по основам природопользования.

  • задачами курса являются:

- мотивация изучения экологических проблем различного ранга;

- всестороннее изучение глобальных социально-экологических проблем;

- изучение основ экологической психологии, культуры и этики;

- выработка у студентов понимания взаимосвязи в системе человек- общество-природа;

- изучение теоретических знаний в области природопользования в сочетании с раскрытием их практического применения на всех уровнях;

- усвоение ценностных ориентаций о рациональном природопользовании как важнейшем уровне развития цивилизации

  • место курса в общей системе подготовки специалиста: социальная экология – наука, сформировавшаяся на стыке гуманитарных и естественных дисциплин (история, философия, психология, социология, культурология). Возникновению социальной экологии способствовали факторы, названные позднее глобальными социально-экологическими проблемами: перенаселение Земли, ресурсный и энергетический кризис, разрушение ландшафтных систем в связи с антропогенной деятельностью, возрастание агрессивности окружающей среды, урбанизация и т.д.

Социальная экология является одной из составляющих экологического образования, помогает формировать экологическую культуру студентов.

Данный момент является наиважнейшим, т.к. в сложившейся ситуации, самым худшим является то, что большинство населения не понимает угрозы тотальной экологической катастрофы для себя и своих потомков и не задумывается о путях выхода из экокризиса. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки педагогов, как специалистов, передающих полученные знания мировому кругу молодого населения, способствующих формированию таких важных черт будущих поколений как рациональное отношение к природе, экологическая этика, экологическое сознание и экологическая культура.

Социальная экология тесно связана с курсом природопользования. Природопользование, с одной стороны, это одна из прикладных научных областей, базирующихся на фундаментальных экологических знаниях, с другой стороны, широкая практическая деятельность, осуществляемая в различных сферах и на различном территориальном уровне.

  • После окончания курса студенты должны знать:

- особенности взаимодействия общества и природы на различных исторических этапах;

- основные глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения;

- основные структурные составляющие среды обитания человека и принципы взаимодействия в системе человек – общество – природа;

- важность роли мировоззрения и средств его формирования в выстраивании отношений между природой и обществом;

- виды природопользования;

- основные понятия: природно-ресурсный потенциал, природные ресурсы и условия, ресурсные циклы, универсальная ценность природы, экологическая ситуация и ее виды, экологический кризис, экологическая катастрофа, охрана природы, охрана ресурсов;

- основные законы и закономерности природопользования.

Студенты должны уметь:

- использовать полученные знания в курсе социальной экологии знания в процессе экологического образования учащихся;

- давать хозяйственную оценку природных ресурсов;

- выявлять причины экологических кризисов;

- находить возможные пути решения социально-экологических проблем;

- проводить оценку воздействия промышленности на компоненты окружающей среды.
В основе содержания программы положены исследования ученых: Ситарова В. А., Пустовойтова В. В., Лосева А.В., Провадкина Г.Г., Малофлева В.И., Марковича Д.Ж., Реймерса Н.Ф., Анучина В.А. и др.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО


ДПП.Ф.14

Социальная экология и природопользование Экологические и социальные особенности человека. Экологическая
история человечества. Биологическая и социальная специфика
демографии человека. Демографические проблемы и пути их решения,
демографические перспективы. Противоречивое развитие биосферы и
антропосферы, порождаемые этим глобальные экологические проблемы,
формы их разрешения. Концепция устойчивого развития общества и
природы как путь предотвращения экологического кризиса на Земле.
Роль школы, учительства и педагогических вузов в обеспечении
всеобщей экологической грамотности, формировании экологической
этики и экологического мировоззрения в XXI веке.

Экология как научная основа рационального природопользования.
Природные ресурсы, их классификация. Анализ и регулирование
природной среды. Экологическое нормирование. Экологический
мониторинг. Теоретические основы охраны природы. Краткая история
развития охраны природы в России. Современные проблемы охраны
природы. Принципы рационального использования и охраны основных
природных ресурсов: атмосферы, вод, недр, почв, растительного и
животного мира. Охрана ландшафтов. Организация охраны природы в
России: законодательство, органы управления, общественные движения,
международное сотрудничество. Эколого-природоохранное образование
в средних образовательных учреждениях: школах, лицеях, колледжах,
училищах. Содержание, организация, методы.


160



1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050102.65 БИОЛОГИЯ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ)

5

IX-X

160 (2 сем.)

80

52

28

-

80

экзамен

2.

050102.65 БИОЛОГИЯ ЗФО

5

-

160

18

10

8

-

142

экзамен


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


      1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ (В ЧАСАХ) ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ


050102 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», очное отделение

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов
















Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.
















1.

Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии

2

2

-




2
















2.

Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

2

2

-




2
















3.

Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия

4

4

-




4
















4.

Жизненная среда

2

2

-




2
















5.

Поведение человека в естественной и социальной среде

4

2

2




4
















6.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

6

4

2




6
















7.

Элементы экологической психологии

6

4

2




4
















8.

Взаимодействие природы, человека и общества на различных исторических этапах

4

2

2




4
















9.

Элементы экологической этики

6

2

4




6
















10.

Экологическая культура и проблемы ее формирования

6

4

2




6
















11.

Биосфера и её составляющие

6

4

2




6
















12.

Понятие природопользования и его составляющих

4

2

2




4
















13.

Экологические проблемы различных видов природопользования

8

6

2




10
















14.

Охрана природы и окружающей среды

8

4

4




10
















15.

Управление природопользованием

6

4

2




8
















16.

Экологическая экспертиза и ОВОС.


6

4

2




2
















ВСЕГО

80

52

28




80

2


050102 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», заочное отделение


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1.

Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии

1

1

-




4

2.

Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

1

1

-




8

3.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

4

2

2




6

4.

Элементы экологической психологии

3

1

2







5.

Понятие природопользования и его составляющих

1

1

-




4

6.

Экологические проблемы различных видов природопользования

2

2

-




8

7.

Охрана природы и окружающей среды

3

1

2




8

8.

Управление природопользованием

3

1

2




8

ВСЕГО

18

10

8




142


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Введение. История становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии.

Предпосылки возникновения социальной экологии. Проблемы выделения социальной экологии в самостоятельную ветвь науки. Вопрос определения предмета социальной экологии в работах Р. Парка, Е. Берджеса (1921), Р. Мак-Кензила (1927), Д.Ж. Марковича (1991), Т. А. Акимовой и В.В. Хаскина (1998) и т.д. Определение и характеристика функций социальной экологии.
Раздел 2. Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками.

Характеристика основных принципов и положений социальной экологии (принцип целостного рассмотрения явлений, принцип 1% и 10%; принцип оптимальности и т.д.).
Раздел 3. Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия.

Модель матрицы человечества как многоуровневой системы. Характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: адаптивность, адаптированность, механизмы адаптации, потребности. Среда человека и классификация компонентов среды. Адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.
Раздел 4. Жизненная среда.

Составляющие жизненной среды человека. Их характеристика, взаимосвязь, компоненты. Взаимодействие человека с элементами жизненной среды.
Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде.

Поведение человека. Составляющие поведения – активность и реактивность. Уровни регуляции поведения. Потребности как источник активности личности. Характеристика потребностей. Факторы, характеризующие особенности поведения человека в естественной и социальной среде. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
Раздел 6. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

Рост численности населения, демографическая и биосферная емкость Земли. Кризис почв и минеральных ресурсов, энергетический кризис, возрастание агрессивности окружающей среды, их взаимосвязь. Воздействие на генофонд: мутагенез, дрейф генов, естественный отбор.
Раздел 7. Элементы экологической психологии.

Причины возникновения экологической психологии как науки. Субъективное отношение к природе: его составляющие и разновидности. Субъективное восприятие природы, специфика субъективного восприятия. Различные формы экологического сознания: антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм.
Раздел 8. Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах.

Этапы становления взаимодействия человек-общество-природа; охотничье-собирательная культура (неолитическая революция, античность, феодализм), индустриальная культура.

Раздел 9. Элементы экологической этики.

Предмет экологической этики. Природа как ценность с точки зрения антропоцентризма, натуроцентризма и экоцентризма. Ненасилие как нравственный принцип и как форма отношения к природе. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера. Ненасильственное отношение к природе в различных религиозных учениях.
Раздел 10. Экологическая культура и проблемы ее формирования.

Понятие и составляющие экологической культуры. Материальная и духовная составляющие экологической культуры. Экологическая культура как взаимосвязь компонентов экологического сознания, экологических отношений и экологической деятельности. Формирование экологической культуры.
Раздел 11. Биосфера и ее составляющие.

Биосфера как саморегулируемая и саморазвивающаяся система, созданная живым веществом. Уравновешенность процессов ассимиляции и диссимиляции в глобальном масштабе в истории Земли. Признаки нарушения баланса в современную эпоху. Парниковый эффект. Пределы емкости биосферы.

Природные системы, составляющие биосферу. Разнообразие типов природных систем, как условие сохранения экологического равновесия. Структура и свойства природных систем (целостность, устойчивость, способность к саморегулированию, иерархичность и др.). Экосистемы и место в них человека. Несущая способность экосистем, опустынивание, обезлесение и др. примеры их деградации. Системы созданные движение неживого вещества, речные и озерно-речные геосистемы, их разрушение в результате чрезмерного использования стока. Социально-экономические функции природных систем и их оценка.
Раздел 12. Понятие природопользования и его составляющих.

Природопользование как научное направление и прикладная дисциплина. Двойственность понятия природопользования. Природопользование как результат взаимодействия двух ситем: природной и социально-экономической. Междисциплинарный характер природопользования. Составляющие природопользования.
Раздел 13. Экологические проблемы различных видов природопользования.

Виды природопользования. Отраслевое природопользование. Экологические проблемы природопользования: истощение природных ресурсов, образование огромных масс отходов, нарушение поверхностных слоев литосферы, сокращение видового и генетического разнообразия. Пути решения экологических проблем: внедрение новых ресурсосберегающих технологий, рециркуляция сырья, полнота и комплексность переработки сырья, внедрение перспективных технологи очистки стоков и выбросов, рекультивация нарушенных земель.


Раздел 14. Охрана природы и окружающей среды

Понятие об охране природы, как необходимом условии рационального природопользования. Принципы охраны природы. Нормативное обеспечение природоохранной деятельности. Охрана природы в процессе ее использования. Заповедание и его назначение. Основные формы охраняемых территорий. Экономический механизм охраны окружающей среды.
Раздел 15. Управление природопользованием

Понятие об управлении природопользование. Объект, субъект и цели управления. Комплексность управления природопользованием. Содержание и сущность управленческой деятельности в природопользовании. Экологическая политика и механизмы ее реализации. Уровни управления. Функции центральных и местных органов. Экологический контроль. Экологический аудит.
Раздел 16. Экологическая экспертиза и ОВОС.

Понятие. Цели и задачи экологической экспертизы. Субъекты и объекты экологической экспертизы. Их обязанности и права. Государственная и общественная экологическая экспертиза. ОВОС и учет социально-экономических последствий. ОВОС в России за рубежом. Недостатки действующих процедур ОВОС.



      1. Темы для самостоятельного изучения.


050103 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», очное отделение


№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.

Вопросы для самостоятельной работы

Коли-чество часов

Форма контроля

1.

Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии

Различные точки зрения по определению предмета социальной экологии.

Работы В.В.Хаскина по социальной экологии.

Функции социальной экологии.

2

Опрос на занятии


2.

Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

Основные положения социальной экологии.

Взаимодействие с социальными науками.

Взаимодействие с экологическими науками.

Основные принципы.

2

3.

Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия

Перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.

Адаптации человека к окружающей среде и её изменениям.

4

Опрос на занятии


4.

Жизненная среда

Характеристика жизненной среды человека.

Социальные патологии городского населения.

Экология городов и других поселений.

2

5.

Поведение человека в естественной и социальной среде

Характеристика научных теорий влияния среды на человека.

Материальные и социальные потребности человека.

Поведение человека в разных ситуациях.

4

Опрос на занятии

6.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

Рост численности населения – причины, последствия, пути решения проблемы.

Естественные мутагены эволюции человека.

Техногенные мутагены. Влияние на генофонд человека.

Значение мутаций.

6

Реферат

7.

Элементы экологической психологии

Экологическое сознание и его структура.

Формы экологического сознания.

Специфика субъективного восприятия природы.

4

Опрос на занятии

8.

Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах

История развития использования природных ресурсов человеком.

Собирательство и промысел как вид хозяйственной деятельности первобытного человека.

4

Опрос на занятии

9.

Элементы экологической этики

Ненасилие как форма отношения к природе.

Нравственные принципы экологической этики.

Экологическая этика и религия.

6

Опрос на занятии

10.

Экологическая культура и проблемы ее формирования

Экологическая культура народов Крайнего Севера.

Природоохранная направленность как принцип экологической культуры

Экологические ценностные ориентации как компонент экологической культуры.

Влияние экологических ценностных установок на поведение человека.

6

Опрос на занятии

11.

Биосфера и её составляющие

Структура биосферы.

Место человека в биосфере.

Антропогенез и биосфера.

Воздействие человека на перераспределение вещества и энергии на разных этапах своего развития.

Экологический риск.

Экологический кризис.

6

Опрос на занятии


12.

Понятие природопользования и его составляющих.

Взаимосвязь природопользования с другими науками.

Экономическая оценка природных ресурсов: принципы, достоинства и недостатки различных методов.

4

Опрос на занятии

13.

Экологические проблемы различных видов природопользования

Виды природопользования.

Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.

Влияние экологического сознания на природопользование.

Природопользование и здоровье человека.

Принципы рационального природопользования.

Особенности природопользования в Мурманской области.

10

Реферат

Опрос на занятии

14.

Охрана природы и окружающей среды

Воспитательное значение природоохранной деятельности.

Законодательство РФ по охране окружающей среды.

Нормативы состояния окружающей среды.

Концепция устойчивого развития.


10

Конспект законов

Опрос на занятии







15.


Управление природопользованием

Направления управленческой деятельности в природопользовании.

Механизмы реализации экологической политики.

Природоохранная деятельность Мурманской области.

Деформация северных экосистем.

Региональные эколого-ресурсные проблемы. Картографирование.

Пути совершенствования территориальной организации природопользования Мурманской области.

Экологическая паспортизация территорий.

Зоны экологических бедствий и катастроф.

8

Реферат

Опрос на занятии

16.

Экологическая экспертиза и ОВОС

Проведение экологической экспертизы на разных этапах хозяйственной деятельности человека.

ОВОС на разных стадиях деятельности предприятий (проектирования, строительства, эксплуатации и прекращении деятельности).

Состояние и пути совершенствования ОВОС на разных стадиях деятельности.

2

Опрос на занятии


050103 «Биология» со специализацией «Экологическое воспитание», заочное отделение


№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема.

Вопросы для самостоятельной работы

Коли-чество часов

Форма контроля

1.

Введение, история становления социальной экологии. Предмет и функции социальной экологии

Различные точки зрения по определению предмета социальной экологии.

Работы В.В.Хаскина по социальной экологии.

Функции социальной экологии.

4

Реферативная работа

Опрос на занятии


2.


Основные принципы социальной экологии. Взаимодействие с другими науками

Основные положения социальной экологии.

Взаимодействие с социальными науками.

Взаимодействие с экологическими науками.

Основные принципы.

Человек, общество и среда обитания как субъекты социально-экологического взаимодействия

Перспективы развития взаимоотношений человеческого общества и природы.

Адаптации человека к окружающей среде и её изменениям.

Характеристика жизненной среды человека.

Социальные патологии городского населения.

Экология городов и других поселений.

Поведение человека в естественной и социальной среде

Характеристика научных теорий влияния среды на человека.

Материальные и социальные потребности человека.

Поведение человека в разных ситуациях

8


3.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения

Рост численности населения – причины, последствия, пути решения проблемы.

Естественные мутагены эволюции человека.

Техногенные мутагены. Влияние на генофонд человека.

Значение мутаций.

6

4.


Элементы экологической психологии

Экологическое сознание и его структура.

Формы экологического сознания.

Специфика субъективного восприятия природы.

Ненасилие как форма отношения к природе.

Нравственные принципы экологической этики.

Экологическая этика и религия.

Экологическая культура народов Крайнего Севера.

Природоохранная направленность как принцип экологической культуры.

Экологические ценностные ориентации как компонент экологической культуры.

Влияние экологических ценностных установок на поведение человека.

Взаимодействие человека, общества и природы на различных исторических этапах

6


Опрос на занятии

Реферативная работа

5.


Понятие природопользования и его составляющих.


Структура биосферы.

Место человека в биосфере.

Антропогенез и биосфера.

Воздействие человека на перераспределение вещества и энергии на разных этапах своего развития.

Экологический риск.

Экологический кризис.


4

Опрос на занятии

Реферат

Конспект законов


6.


Экологические проблемы различных видов природопользования


Виды природопользования.

Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.

Влияние экологического сознания на природопользование.

Природопользование и здоровье человека.

Принципы рационального природопользования.

Особенности природопользования в Мурманской области.

8

7.


Охрана природы и окружающей среды


Воспитательное значение природоохранной деятельности.

Законодательство РФ по охране окружающей среды.

Нормативы состояния окружающей среды.

Концепция устойчивого развития.


8

8.


Управление природопользованием



Направления управленческой деятельности в природопользовании.

Механизмы реализации экологической политики.

Природоохранная деятельность Мурманской области.

Деформация северных экосистем.

Региональные эколого-ресурсные проблемы. Картографирование.

Пути совершенствования территориальной организации природопользования Мурманской области.

Экологическая паспортизация территорий.

Зоны экологических бедствий и катастроф.

Проведение экологической экспертизы на разных этапах хозяйственной деятельности человека.

ОВОС на разных стадиях деятельности предприятий (проектирования, строительства, эксплуатации и прекращении деятельности).

Состояние и пути совершенствования ОВОС на разных стадиях деятельности.

8

Реферат

Опрос на занятии



1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
План последовательного проведения
практических занятий.

Практическое занятие 1.

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

План:

определение и характеристика критических ситуаций;

характеристика вариантов поведения человека;

определение и характеристика экстремальных ситуаций;

особенности влияния факторов экстремальных ситуаций на поведение человека.

Вопросы для коллективного обсуждения:

оптимальный вариант повеления человека в критических и экстремальных ситуациях. Обоснование.

Задание для самостоятельной работы:

возможные последствия действия на человека условий экстремальной ситуации.

Литература:

  1. Алексеев С.В., Пивоваров Ю.П., Экология человека. – М.: 2001.

  2. Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях. – М.: 2003.


Практическое занятие 2.

Современный экологический кризис и пути его преодоления.

План:

экологический кризис: миф и реальность;

предпосылки возникновения экологического кризиса;

Вопросы для коллективного обсуждения:

доля антропогенного воздействия в возникновении экологического кризиса.

Задание для самостоятельной работы:

пути преодоления экологического кризиса

Литература:

1. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М.,1990.

2. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. – М., 1990.

3. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.,1992.
Практическое занятие 3.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск