Промежуточный результат реализации Комплексной программы эколого-краеведческого образования «Большой России
малый уголок» 2006-2008 уч. г
Урочная деятельность.
В основе организации учебно-воспитательного процесса по формированию экологической культуры учащихся школы лежит экологизация и регионализация образовательного пространства школы:
Экологическое и краеведческое образование и воспитание в школе проводится целенаправленно, междисциплинарно по всем предметам начиная с начальной школы и до 9 класса:
В учебный план школы внесены корректировки за счет компонента образовательного учреждения и регионального компонента, а именно:
- 6а класс (коррекционно-развивающий) - экология (1час),
- 6б класс – биология (0,5 часа, направлены на изучение вопросов краеведения), география (1час, на изучение вопросов краеведения),
- 8 классы – химия (1 час),
- 9 класс – экология (1 час), история (1 час, направлен на изучение вопросов краеведения),
- 5 класс – литература (1 час краеведения),
- 6-9классы – литература (по 0,5 часа краеведения),
- предмет «Истоки» введен со 2 по 8 классы.
Через все уроки педагогический коллектив формирует у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивает личность. Уместно используется исторический и краеведческий материал о природоохранной деятельности.
Обучение и воспитание направлено на то, чтобы показать единство человека с природой. Для реализации личностного роста учащихся используется весь учебно-трудовой процесс, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром
Содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов и возрастными особенностями учащихся. Этапы формирования экологической культуры.
Модуль «Начальная школа»
Задачи:
- формирование начальных ценностных ориентаций и основных взаимосвязей человека и окружающей среды.
- формирование ценностных установок по отношению к явлениям и процессам биосферы;
Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.
В начальной школе воспитанию экологических умений и навыков способствует предмет «Окружающий мир». Программа «Зеленый дом» Плешакова с экологической направленностью
Цели и задачи курса:
-расширить знания детей о сезонных изменениях в жизни растений, в жизни насекомых, зверей и птиц, показать их связь с неживой природой.
-воспитывать бережное отношение к водоемам, воздушному пространству, окружающей природе
-дать представление о невидимых связях в природе
-познакомить детей с красной книгой, расширить и углубить знания о растениях и животных нашей местности, занесенных в красную книгу
-создать красную книгу своего района
-изучить экологические правила друзей природы
Класс
| Темы, связанные с экологией и краеведением
| 1
| 1.Что это за листья? Практическая работа.
|
| 2.что общего у разных растений
|
| 3. Обобщающий урок «Рыбы, звери, птицы нашей местности. Как мы им можем помочь». Где зимуют птицы?
|
| 4. На что похожа наша планета? Как ей помочь?
|
| 5.Куда текут реки.
|
| Как сделать, чтобы реки были чистыми?
|
| 6. Как живут растения? Какие растения занесены в Красную книгу
|
| 7. Как живут животные? Как мы им можем помочь?
|
| 8.Как зимой помочь птицам?
|
| 9. Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа.
|
| 10.Откуда в снежках грязь?
|
| 11. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
|
| 12. Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
|
| 13. Что такое экология и почему мы часто слышим это слово?
|
| 14 Урок – экскурсия «Чем мы можем помочь природе?»
|
| 15. Урок- экскурсия «Что интересного ты нашел в природе?
| 2
| 1. Живая и неживая природа.
|
| 2. Явления природы
|
| 3. В гости к осени (осенняя экскурсия)
|
| 4.Заглянем в кладовые земли.
|
| 5.Охрана водоемов.
|
| 6.Охрана воздуха.
|
| Какие бывают растения?
|
| 7.Какие бывают животные?
|
| 8. Невидимые нити в осеннем лесу.
|
| 9. Дикорастущие и культурные растения
|
| 10.Дикие и домашние животные
|
| 11.Красная книга.
|
| 12. Будь природе другом.
|
| 13. Правила друзей природы.
|
| 14.Неживая и живая природа в зимнем лесу.
|
| 15.Невидимые нити в зимнем лесу.
|
| 16.В гости к весне.
|
| 17. Путешествие по планете.
|
| 18. Впереди лето
| 3
| Природа. 1.Мир глазами эколога.
|
| 2.Природа в опасности. Охрана природы.
|
| 3.Превращения и круговорот воды. Берегите воду.
|
| 4.Охрана растений
|
| 5.Невидимые пищевые нити.
|
| 6.Охрана животных.
|
| 7.Великий круговорот жизни.
|
| Экологическая безопасность.
| 4
| 1.Прошлое и настоящее – глазами эколога.
|
| 2. Сокровища Земли под охраной человечества.
|
| Раздел «Природа России». Лес и человек, моря, реки, озера России, природные зоны России.
|
| 4.Экологическое равновесие.
|
| 5. Наш край. Водоемы нашего края. Жизнь пресного водоема.
|
| 6.Земля кормилица. Незаметные защитники урожая.
|
| 7.Жизнь леса. Лес природное сообщество. Жизнь луга. Луг - природное сообщество.
|
| 8.Наши подземные богатства.
|
Изобразительное искусство
На уроках ИЗО у детей формируются представления о родной природе, о Родине, умения видеть красоту родной Земли (малой родины), происходит ознакомление с особенностями природы в разные времена года. Через уроки ИЗО у детей воспитывается любовь к родной природе, восхищение красотой родной природе, интереса и любви к животным, отзывчивости к ним, формируются нравственные начала, свое отношения к окружающему миру;
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Класс
| Темы, связанные с экологией и краеведением
| 1
| 1.Осение листья сложной формы
|
| 2.Дары осеннего сада и огорода.
|
| 3. Мы осенью готовимся к зиме.
|
| 4. Городские и сельские постройки.
|
| 5.Ветка вербы.
|
| 6.Весенние цветы.
|
| 7.Красота родной природы в творчестве русских художников.
|
| 8.Рисование животных с натуры или по представлению.
| 2
| 1. Красота осенних деревьев
|
| 2. Дары осени
|
| 3.Осенний узор
|
| 4.В гостях у осени
|
| 5.Богатый урожай
|
| 6.Друзья детства
| 3
| 1.Мы любим родную природу
|
| 2.С чего начинается Родина?
|
| 3. Цветы нашей Родины.
| 4
| 1. Красота родной природы в творчестве русских художников
|
| 2. Рисование животных с натуры или по представлению
|
Русский язык
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
На уроках русского языка уделяется внимание формированию нравственных начал в будущем гражданине, любви к родной речи, отечеству.
Класс
| Формы методы работы
| 1.
| Составление рассказа по картинке. «Сбережем родную природу?»
|
| Согласные звуки. Обозначение звуков буквы «С». Осень в лесу. Берегите русские леса.
|
| Обозначение звука буквой «Я». Россия – Родина моя. Как сделать, чтобы наша родина была прекрасна?
|
| Чтение слогов, слов, предложений на букву «Б», бобры жители болот. Как мы можем их спасти?
|
| Чтение слогов, слов, предложений с буквой «С». Лес – наше богатство. Чистота рек и озер.
| 3
| Сочинения по картине Левитана «Осень»
| 4
| Сочинение по рисунку и опорным словам «Наш отдых на природе».
|
| Изложение по тексту «Спасение зайца», «Белый гусь», и др..
|
Литературное чтение
Наряду с русским языком оно формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. На уроках уделяется большое внимание воспитанию любви ко всему живому, оказанию помощи братьям нашим меньшим, дети знакомятся с тесными связями человека с природой, зависимостью всех явлений и живых существ друг от друга.
Класс
| Литературное произведение
| 2
| 1.Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной
|
| 2.А.Фет «Ласточки пропали
|
| 3. М.Пришвин «Осеннее утро»
|
| 4. Б.Житков «Храбрый утенок»
|
| 5.В. Бианки «Мы не заметили жука», «Дело было в январе»
|
| 6.С.Есенин «Береза», «Береза»
|
| 7. Н.Носов «Живая шляпа»
| 3
| 1.Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»
|
| 2.И.Никитин «Встреча зимы», «Утро»
|
| 3. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро», «Зимний вечер»
|
| 4. Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»
|
| 5.К.Д. Бальмонт «Золотое слово»
|
| 6. И.Бунин «Детство», «Полевые цветы»
|
| 7.В.Гаршин «Лягушка – путешественница»
|
| 8.Урок – конференция «Земля наш дом родной»
|
| 9. А.П.Платонов «Цветок на Земле»
| 4
| 1.Ф.И Темичев. А.А. Фет, А.Н.Плещеев, Н.А. Некрасов. Стихи и природе.
|
| 2. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
|
| Работа с дополнительной литературой: произведения Снегирева, Сладкова, Бианки.
|
Математика дает возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Например, в подборе
задач для устного счета. Трудовое обучение
Класс
| Элементы экологии и краеведения
| 1-4
| Аппликация «Листья»
|
| Мозаика семенами, мозаика ракушками.
|
| Работа с природным материалом (поделки из шишек, веточек, и др.)
|
| Беседа на тему «Использование природного материала, который на земле».
|
| «Правила сбора природного материала.
|
| Работа на пришкольном участке. Оформление гряд. Сроки посева семян разных культурных растений.
|
Истоки
На « Истоках» дети учатся видеть красоту природы, ее значение в жизни людей, постигают тайны леса, вековых деревьев, морей, малых рек, узнают культуру, традиции своей Родины, своего родного края.
Тема
| Элементы экологии и краеведения
|
| Нива и поле
|
| Лес
|
| Река
|
| Море-океан
|
| Путь дорога
|
| Братья наши меньшие
|
Модуль «Основная школа» Задачи:
становление экологической ответственности на основе знаний об экосистемной организации окружающей среды, её ресурсного использования и опасности потерь ею жизнепригодных качеств;
укрепление привычки соблюдения здорового образа жизни, разумного потребления;
овладение опытом реальной экологической деятельности, доступной учащимся;
обогащение опыта решения экологических проблем ближайшего окружения.
География
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, и в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Класс
| Тема
| Элементы экологии и краеведения
| 7
| Земля — планета Солнечной системы
| Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
|
| Земная кора и литосфера
| Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности
|
| Рельеф Земли
| Деятельность человека, преобразующая рельеф.
|
| Минеральные ресурсы литосферы
| Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.
|
| Гидросфера — водная оболочка Земли
| Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.
|
| Источники пресной воды на Земле
| Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.
|
| Атмосфера — воздушная оболочка Земли
| Пути сохранения качества воздушной среды.
|
| Биосфера Земли.
| Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.
Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.
Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
|
| Почва как особое природное образование.
| Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.
|
| Географическая оболочка Земли.
| Географическая оболочка как окружающая человека среда.
|
| Пространственные различия процессов формирования климата.
| Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
|
| Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане
| Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества
| 8
| Население Земли.
| Элементы материальной и духовной культуры как результат жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде
|
| Природные условия и ресурсы России
| Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России и Костромской области.
|
| Внутренние воды и водные ресурсы
| Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
|
| Почва и почвенные ресурсы
| Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
|
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
| Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
| 9
| Природно-хозяйственное районирование.
| Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
|
| Лесное хозяйство.
| Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
|
| Рыбное хозяйство
| Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы
|
|
|
|
Химия
Предмет дает возможность применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Класс
| Тема
| Элементы экологии и краеведения
| 9
| Химия и жизнь. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
| Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением. Лекарственные растения нашей местности.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
|
|
| Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
| |