«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю»





Скачать 160.61 Kb.
Название«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю»
Дата публикации02.07.2013
Размер160.61 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.К.АММОСОВА»

Проект


«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор
______________ Е.И. Михайлова

____ _________________ 2013 г.
КОНЦЕПЦИЯ гарантии
качества образования в СВФУ



РАЗРАБОТАНО:
















Начальник Управления качества СВФУ,

д.п.н., доцент





В.П. Игнатьев










Начальник отдела

методического сопровождения СМК Управления качества СВФУ, к.э.н.




И.Н. Аммосов














Утверждено на заседании Ученого совета СВФУ

Протокол № ____ от ___ __________ 2013 г.

Якутск

2013

Преамбула
На современном этапе развития российского общества возрастает значимость инвестиций в человеческий капитал и образование для устойчивого развития экономики и социальной сферы, роста благосостояния граждан. При этом стратегической целью государственной политики в области образования согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Данная стратегическая цель может быть достигнута только при условии успешной модернизации профессионального образования, которая требует масштабных, системных изменений всей сферы образования, вовлечения большей части субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений в процессы инновационного социально-ориентированного развития нашей страны.

В данном процессе особое место занимают федеральные университеты, в которых сосредоточен значительный кадровый и научный потенциал, аккумулированы интеллектуальные ресурсы, создается современная научно-исследовательская и учебно-лабораторная база, складываются устойчивые связи с отечественными и зарубежными партнерами.

Реализация миссии СВФУ предполагает новое качество образования в регионе посредством внедрения инноваций в педагогический процесс, обеспечения непрерывности образования, вовлечения в образовательный процесс всех заинтересованных сторон, разработки новых механизмов гарантии высокого качества профессионального образования.

Вследствие этого возникла необходимость в разработке и принятии Концепции гарантии качества образования в Северо-Восточном федеральном университете (далее – Концепция), нацеленной на создание образовательной среды, гарантирующей высокое качество профессионального образования.

Федеральный университет в качестве приоритета выбирает системную работу, направленную на обеспечение гарантии высокого качества профессионального образования, соответствующего мировому уровню.

Концепция базируется на Конституции РФ, федеральных законах и нормативно-правовых актах РФ, государственных и региональных целевых программах.

Концепция направлена на реализацию приоритетов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основной целью которой является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В результате реализации Концепции на Северо-Востоке России будет создан интеллектуальный центр, объединяющий вокруг федерального университета образовательные и научные учреждения, генерирующий новые знания, реализующий собственные оригинальные образовательные программы, дающий качественное высшее и послевузовское образование, предоставляющий различные консалтинговые услуги, имеющий свою производственную базу. Будет сформировано единое образовательное пространство региона, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования, вовлекающее в образовательный процесс широкую общественность, родителей, работодателей будущих специалистов. Учебный процесс будет построен с использованием современных обучающих технологий, инновационных методов и методик преподавания. Профессиональное образование станет преимущественно практико-ориентированным. Вследствие этого повысится общий уровень образованности населения региона, возрастет качество предоставляемого образования всех уровней.

Будут разработаны и внедрены инновационные технологии мониторинга качества образования, которое станет персонифицированным, нацеленным на полное раскрытие таланта и одаренности каждого молодого человека. Расширится нормативное и методическое обеспечение деятельности федерального университета, направленное на практическую реализацию мероприятий настоящей Концепции.

Северо-Восточный федеральный университет станет высокорейтинговым вузом России, где создана современная инновационная инфраструктура, гарантирующая предоставление качественного профессионального образования, проведение актуальных научных исследований, формирующая высокообразованных, компетентных, нравственных специалистов, обладающих конкурентными преимуществами на внутреннем и внешнем рынках труда.
1. Предпосылки разработки Концепции
Современное состояние и проблемы обеспечения качества профессионального образования
В современных условиях обостряется конкурентная борьба между Европой, Америкой и Азией. Глобальные процессы, происходящие в мире, способствуют свободному передвижению труда (рабочей силы), товаров и капитала. Стираются границы между государствами, у молодежи появляется свобода передвижения, свобода выбора учебного заведения. Высшее образование, которое оказывает существенное влияние на формирование и развитие любого общества, становится в последние годы высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции продолжают занимать США. Европа может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области лишь путем объединения, осознав себя как единое целое. Раздробленность, пестрота образовательных систем, функционирующих в европейских странах, препятствуют данному процессу.

С целью единения Европы, создания единого европейского образовательного пространства 19 июня 1999 г. в г. Болонья министры образования 29 европейских государств на специальной конференции приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», где были сформулированы семь ключевых положений.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран, взяв на себя обязательства по учету данных положений в процессе реформирования высшего профессионального образования.

Одним из основополагающих документов Болонского процесса, касающегося качества образования, являются Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образование в европейском пространстве – ESG-ENQA (European Standarts Guidelines–European Network for Quality Assurancein Higher Education). Эти стандарты с 2008 года активно внедряются в образовательное пространство России.

В соответствии с данными стандартами СВФУ необходимо подтвердить, что университетом:

  • установлены требования потребителей к качеству предоставляемых образовательных услуг;

  • эти требования нашли отражение в политике и целях университета в области гарантии качества;

  • согласно им были установлены требования к системе гарантии качества образования и намечены пути по ее эффективному функционированию и совершенствованию;

  • разработаны конкретные мероприятия, приводящие к выполнению этих требований;

  • эти мероприятия планируются, управляются и корректируются с учетом изменения требований внешних и внутренних потребителей;

  • обеспечивается на регулярной основе мониторинг достигнутых результатов и осуществляется их анализ со стороны руководства университета;

  • осуществляется внутренняя и внешняя оценка результативности и эффективности деятельности университета в области гарантии качества образования;

  • фиксируются объективные доказательства обеспечения гарантии качества образования в федеральном университете.

Президент Российской Федерации В.В. Путин на ежегодном общем собрании Российской академии наук отметил, что «… к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов». Тем самым глава государства определил ориентир на ближайшие годы для ведущих вузов России.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова является динамично развивающимся вузом, нацеленным на создание благоприятной образовательной среды и необходимых условий для качественной подготовки обучающихся. Только неуклонное повышение качества образования может вывести университет в число передовых вузов не только Северо-Востока, но и всей страны.

СВФУ является многопрофильным университетом и в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности осуществляет профессиональную подготовку студентов по 175 программам высшего профессионального образования, в том числе: 97 специальностям, 68 направлениям бакалавриата и 10 направлениям магистратуры.

В состав СВФУ входят 10 учебных институтов, 8 факультетов, 3 филиала.

Научные исследования проводятся по 17 научным направлениям, работает 21 научная школа. Действуют 7 докторских и 4 кандидатских диссертационных совета по 68 специальностям, из них 3 – в докторских советах. Контингент аспирантов и соискателей составляет 547 человек.

В университете 209961 студентов и учащихся, из них 20187 студентов обучаются по программам высшего профессионального образования, 538 студентов – среднего профессионального и 271 учащийся осваивает программы начального профессионального образования.

Научная библиотека университета располагает 10 читальными и электронными залами на 680 посадочных мест и 10 абонементами, работают читальные залы в студенческих общежитиях на 1178 посадочных мест. В настоящее время пользователи библиотеки имеют возможность дистанционного доступа к 21 базе данных.

В университете формируется современная научно-исследовательская и учебно-лабораторная база, открываются новые лаборатории и компьютерные классы, создаются инновационные структурные подразделения, внедряются информационные технологии, эффективные системы управления. Проводится работа по улучшению организации учебного процесса, разработке и внедрению в образовательный процесс инновационных образовательных технологий, развитию творческой активности и самостоятельности студентов и других категорий обучающихся.

Однако с учетом новых вызовов внешней среды, постоянным возрастанием требований государства, общества и работодателей к качеству подготовки специалистов необходимо более гибкое реагирование университета на изменяющиеся условия и запросы рынка труда, особенно с учетом высокой конкурентной борьбы, мирового финансового кризиса и задач реформирования системы высшего образования Российской Федерации, нацеленной на занятие ведущих позиций в мире.

Имеющийся в университете потенциал и стремление его стать одним из лучших вузов страны нацеливают на поиск эффективных путей дальнейшего динамичного развития университета. В настоящей Концепции рассмотрены меры, которые необходимо предпринять для того, чтобы гарантировать высокое качество образования в федеральном университете, соответствующее мировому уровню.
2. Миссия, видение, политика и стратегическая цель

университета в области качества образования
Миссия университета в области качества образования

Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки в федеральном университете, гарантирующего опережающее развитие человеческого капитала, как важного фактора инновационного развития региона и страны в динамично меняющихся социально-экономических условиях через эффективную организацию и высокое качество научно-образовательного процесса, удовлетворение потребностей общества в современных знаниях, инновациях и научных разработках мирового уровня.
Видение университета в области качества образования

СВФУ позиционирует себя как федеральный университет, работающий на Северо-Востоке страны в интересах России и опирающийся на лучший отечественный и мировой опыт организации высококачественного современного высшего образования. Университет определяет гарантию качества образования главным приоритетом своей деятельности. Университет ориентирован на реализацию и органическое сочетание различных направлений подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечивая их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда. Университет нацелен на поступательное и устойчивое развитие как консолидирующий центр образования и научно-инновационной деятельности в регионе, сохраняя и укрепляя за собой роль одного из ведущих вузов Российской Федерации.
Девиз СВФУ: Стремление к совершенству – путь к успеху!
Политика в области качества образования

Основным гарантом поступательного и устойчивого развития федерального университета является университетское сообщество, которое в соответствии с миссией вуза, нацелено на создание к 2020 году современного научно-образовательного и культурного центра Северо-Востока России с развитой инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктурой, обеспечивающей качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных к созданию наукоемких технологий и модернизации всех отраслей знаний, экономики и социальной сферы региона.

Университет сохраняет и развивает традиции классического университета, сочетая фундаментальную и профессиональную подготовку специалистов, обеспечивая непрерывность профессионального образования, используя инновационные образовательные технологии, создавая условия для развития науки и ее интегрирования в учебный процесс, обеспечивая мобильность преподавателей и студентов.

Университет, являясь открытой системой, развивает всесторонние партнерские связи с работодателями, другими вузами, научными учреждениями, производственными предприятиями, органами власти и общественными организациями, осуществляет интеграцию в мировую образовательную систему, активно поддерживает и развивает международные связи.

Университет, считая достижение высокого качества образования одним из главных приоритетов в своей деятельности, развивает культуру признания важности качества среди всех категорий работников и обучающихся. Гарантирование высокого качества подготовки в федеральном университете планируется через постоянное совершенствование образовательного процесса с привлечением для этого всех ресурсов университета.

Руководство университета обеспечивает эффективную реализацию всеми категориями работников университета политики в области качества образования. Политика реализуется на всех уровнях управления, подвергается периодическому анализу и может быть пересмотрена или откорректирована в случае необходимости. Каждый сотрудник должен проникнуться идеей политики университета в области качества образования, понять и принять ее, неся персональную ответственность в пределах своей компетенции за качество своей работы.

Политика в области гарантии качества образования является неотъемлемым элементом стратегии развития университета и основой планирования его образовательной деятельности.

СВФУ, руководствуясь Европейскими стандартами качества и принципами высшего образования, разрабатывает и внедряет внутривузовскую систему гарантии качества образования, основами которой являются принятая официальная политика вуза, процедуры и механизмы контроля эффективности созданной университетом системы гарантии качества образования.
Стратегическая цель в области качества образования

Стратегической целью СВФУ в области качества образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих высокий уровень общекультурных и профессиональных компетенций, обладающих деловыми и нравственными качествами, обеспечивающими им конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках труда, быстрый профессиональный и карьерный рост, социальную и профессиональную мобильность.
3. Цель и основные идеи Концепции
Концепция направлена на построение в федеральном университете комплексной системы гарантии качества образования. Разрабатываемая система предполагает создание образовательной среды, которая будет способствовать предоставлению качественных профессиональных знаний, формированию общекультурных и профессиональных компетенций у будущих специалистов. В данном процессе будут задействованы все человеческие и материальные ресурсы университета. Будут разрабатываться и внедряться новые механизмы управления, контроля и мониторинга качества образования. К планированию, организации и контролю образовательной деятельности будут подключены все заинтересованные внешние структуры, включая партнеров университета, учебные заведения всех уровней, научные организации и учреждения, производственные предприятия, заказчики молодых специалистов.

Цель Концепции: создание внутривузовской системы гарантии качества образования в федеральном университете посредством консолидации внутренних ресурсов, объединения усилий всех заинтересованных сторон, активного привлечения партнеров университета и использования эффективных механизмов управления качеством.

Внутривузовская система гарантии качества образования в университете является комплексом разработанных мероприятий, определяющих содержание, технологии, методы и средства работы всех должностных лиц, преподавателей и обучающихся по дальнейшему повышению качества организации, проведения и контроля образовательного процесса. Данная система основана на разработанных университетом политике, целях гарантии качества, путях достижения этих целей и является основой постоянного улучшения основных и вспомогательных процессов университета. Система предназначена для практической реализации стратегии университета по гарантии высокого качества образования посредством улучшения всех направлений деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучающихся, их родителей, работодателей, государства и общества в целом.

Система гарантии качества образования станет эффективным инструментом, обеспечивающим высокое качество подготовки будущих специалистов. Структурными составляющими понятия гарантия качества в образовании являются: планирование качества, управление качеством, обеспечение качества, оценка качества, улучшение качества.
Отличительной особенностью разработанной Концепции является понимание того, что только через гарантированное высокое качество образования возможно дальнейшее развитие федерального университета.

Теоретико-методологическими основаниями данной Концепции являются гуманистический и личностно-ориентированный подходы к процессу подготовки будущих специалистов, способствующие обеспечению высокого качества высшего профессионального образования.

Концепция гарантии качества образования в СВФУ основана на следующих основных принципах: системности, гуманизации, открытости, интеграции, непрерывности, разумного сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения, интерактивности. Данные принципы являются обязательными при создании условий, гарантирующих высокое качество образования в СВФУ.

Алгоритм деятельности университета по созданию и функционированию системы гарантии качества образования состоит в разработке, документировании, внедрении, поддерживании в рабочем состоянии, постоянном улучшении ее результативности и эффективности.

Совершенствование различных направлений деятельности университета, ориентированных на улучшение качества организации и проведения образовательного процесса, является гарантией качества образования в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова.
4. Приоритетные направления деятельности университета

в процессе реализации Концепции
Достижение поставленной стратегической цели СВФУ в области качества образования осуществится путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по следующим приоритетным направлениям:

1. Подготовка качественного абитуриента.

2. Совершенствование и модернизация образовательной деятельности.

3. Развитие студенческой науки.

4. Совершенствование внеучебной деятельности.

5. Формирование качественного ресурсного потенциала.

6. Усиление связей с работодателями, обеспечение открытости и прозрачности деятельности университета для общественности.
5. Основные аспекты реализации Концепции
Реализация Концепции гарантии качества образования в СВФУ предполагает существенные преобразования в работе по планированию и организации учебно-научного и воспитательного процессов, контролю и мониторингу степени обученности студентов, повышению эффективности и качества образования в федеральном университете.

Механизмы реализации Концепции охватывают главные аспекты организации, проведения и совершенствования образовательного процесса, учитывают реальное состояние работы, отмечают слабые места, намечают пути решения имеющихся проблем, определяют приоритеты и перспективы дальнейшего развития в данном направлении, содержат конкретные мероприятия по достижению поставленной цели в области гарантии качества образования.

Концепцией предусмотрена разработка и внедрение инновационных методов мониторинга качества подготовки студентов, определение влияния внешних и внутренних факторов на процесс обучения, проверка эффективности используемых в университете обучающих технологий, методов и методик преподавания.

Реализация Концепции предполагает также совершенствование образовательной среды, которая создает и постоянно улучшает условия для качественной подготовки будущих специалистов.

Приоритетные направления деятельности университета в процессе реализации Концепции предполагают решение конкретных задач, способствующих обеспечению высокого качества образования в федеральном университете. Организация работ по решению данных задач предполагает разработку конкретных мероприятий и критериев для оценки их эффективности. Практическая реализация Концепции предполагает проведение регулярного мониторинга достигнутых результатов по всем приоритетным направлениям. На основании полученных результатов мониторинга будут выявляться проблемы и несоответствия установленным критериям, что потребует разработки дополнительных мероприятий, а также внесения изменений и дополнений в настоящую Концепцию.
6. Сроки и этапы реализации Концепции
Сроки реализации Концепции: 2013-2020 годы.

Этапы реализации Концепции:

Первый этап (2013-2014 гг.) – начало реализации мероприятий Концепции. Основные усилия будут направлены на разработку системы управления образовательным процессом, гарантирующей высокое качество обучения в федеральном университете. Будут изучены, разработаны и апробированы инновационные технологии планирования и организации учебного процесса, начнется регулярный мониторинг достигнутых результатов, качества обученности студентов и качества ППС.

Второй этап (2015-2019 гг.) – реализация запланированных мероприятий, результатом которых станет создание стабильно функционирующей системы гарантии качества образования в СВФУ. Будут внедрены инновационные технологии обучения и воспитания студентов. Укрепится ресурсное обеспечение и будет совершенствовано управление образовательным процессом. Будет проводиться промежуточная оценка хода реализации Концепции и ее коррекция.

Третий этап (2020 г.) – оценка результатов реализации Концепции, будет обобщен полученный опыт и намечены планы на будущее совершенствование и развитие системы гарантии качества образования.

На каждом из этапов планируется измерение показателей, характеризующих ход реализации Концепции по годам и влияние разработанных мероприятий на внутривузовскую систему, гарантирующую высокое качество образования по всем направлениям подготовки и на всех образовательных уровнях университета.


1 По состоянию на 01.10.2012

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconФгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»...

«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconФгаоу впо «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»...

«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» icon«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» icon«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconМедико-физиологическое обоснование адаптивных реакций организма студентов...
Работа выполнена на кафедре нормальной и патологической физиологии Медицинского института фгаоу впо «Северо-Восточный федеральный...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconФгаоу впо северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова...
Методические указания предназначены для студентов II, III, VI, V курсов лечебного факультета медицинского института для прохождения...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» icon«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича...
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconСостояние здоровья подростков с поведенческими расстройствами
Работа выполнена в Медицинском институте гоу впо «Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова»
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconПравила для авторов статей, публикуемых в журнале «Вестник Северо-Восточного...
Редакция журнала просит авторов при подготовке статей к публикации руководствоваться изложенными ниже правилами и образцом оформления...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» icon«вуз малая академия школа» по направлению творческое сопровождение...
Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова с учетом региональных особенностей Дальневосточного федерального...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconПравила приема в Северо-восточный сельскохозяйственный университет...
Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя(наружный и внутренний)
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconВходит в Сеть президентских школ рс (Я), является Ассоциированной...
...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconОнлайн бронирование туристских услуг кравцова Е. А
Северо-Кавказский федеральный университет (355029, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 2)
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» icon«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
«северо-восточный федеральный университет имени м. К. Аммосова» Проект «утверждаю» iconВзаимосвязь игровых и девиантных характеристик общения юношей, использующих жаргон
Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы фгоу впо «Южный федеральный университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск