Тема урока: кислоты





Скачать 43.06 Kb.
НазваниеТема урока: кислоты
Дата публикации07.09.2014
Размер43.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
Тема  урока:  КИСЛОТЫ (технология обучения младших школьников)


Цель  урока: Рассмотреть  состав, номенклатуру  и классификацию кислот;
познакомить учащихся  с  важнейшими  неорганическими и органическими кислотами и правилами по технике безопасности при работе с ними
Оборудование:
1. Растворы  важнейших  неорганических и органических  кислот
(соляной, серной, азотной, уксусной, лимонной).
2. Индикаторы.
3. Стеклянная химическая посуда.
4. Компьютерная презентация «виртуальная  лаборатория Химия 8 класс».
5. На   доске- опорная схема

Ход урока
1. Организационный  этап – подготовка  рабочего  места  к  уроку.

2.Повторительно - обобщающий этап. Включает  в  себя проверку  домашнего  задания. В  восьмом  классе, на  начальном  этапе  изучения  химии, с методом комментированного управления  обязательно использую  метод   дублирующих блоков. Размеры  классной  доски  позволяют  сделать это, и поэтому  заранее для  2-3 учащихся  записываю  следующие  задания: 
             1 блок                                  2 блок                                      3 блок
              Са(ОН)?                          Мg(OH)?                                 Ba(OH)?
               Na OH?                             KOH?                                 LiOH?
               Cu?(OH)?                       Al ?(OH)?                               Fe?(OH)?
Переписывая эти  схемы  с  доски  в  тетради, учащиеся  снова  и снова  записывают  химические знаки, составляющие формулы,  комментируют  их и запоминают. Затем  наступает  момент составления  формулы веществ по  валентности. Учащиеся рассуждают,  записывают индексы.

Учитель: обведите  фигурной  скобкой  вещества каждого блока  и  ответьте вопрос: «Как  называются  эти  вещества?».

Учащиеся: «Основания  или  гидроксиды металлов », таким образом, каждый ученик запишет  в  тетради  9  формул.
Следующим  заданием  будет  работа  в  парах  постоянного  состава.
Каждый  урок учащиеся  друг у друга  проверяют фактический  теоретический  материал: состав вещества, его  строение и классификацию, т.е. дают  определение изученному  классу соединений. Результатом  работы  будет  написание  с комментарием  2-ух - 3-х формул  в  тетрадь, составленных  самостоятельно. (NaOH; Fe(OH)2…)
3.Мотивационный  этап. Целеполагание.
   На  уроке выставляю  на  стол, приготовленные  заранее  растворы  некоторых  кислот, хорошо  известных  ребятам, все  склянки, в которых  находятся растворы,  подписаны  крупным шрифтом. Учитель: «Скажите,  каждый  человек  на Земле  сможет прочитать, что здесь  написано?». Учащиеся: «Нет, потому что не  все  понимают  русский  язык». Выставляю другие  склянки  подписанные  соответствующими   химическими формулами. «А  теперь?»,- спрашиваю я. «Прочитать  сможете  и вы, но  что  это  за  вещества, каков  их  состав  и назначение  нам  предстоит  определить на  этом  этапе  урока».
  Учитель: «О каких веществах  идет  речь?»
4.Операционно-исполнительский этап.
  Учащиеся
: «О кислотах». (на  доске  записываю  тему  урока, а так же ребята пишут в тетрадях  и в тетрадях). Я  предлагаю    выделить корень  в  слове  «кислота», корень  будет – -кисл-, подберите, пожалуйста, однокоренные  слова.
Правильно: «кислый, кислица и т.д.», да действительно, кислота  на  вкус  кислая, продолжаю я, и кто её  не  пробовал, ведь  она есть у  каждого  в  доме, продолжаю  показ веществ,  среди  которых  есть и твёрдые  вещества, одновременно заполняя  схему на  магнитной  доске  при помощи магнитных  карточек (продолжается  работа  в  тетрадях по  составлению  опорной  схемы). Но  не  все  кислоты  можно  попробовать так как лимонную или  яблочную  или  как  разбавленную  уксусную, потому  что  многие  из  них  ядовиты.
-Как  можно  распознать  кислоты, при  помощи  каких других веществ?
Помня  прошлый урок, учащиеся  предлагают воспользоваться индикаторами.
Демонстрирую  изменение  окраски индикаторов в кислой  среде  в  виртуальной  лаборатории, используя  компьютер. Опыт проделывается неоднократно, ребята  записывают  в  тетрадь  в  виде  таблички, а  чтоб  лучше  запомнили, как  меняется  цвет даю  шпаргалку-подсказку: Кислота – Красный.
Предлагаю открыть учебник (Рудзитис Г.Е) на  стр. 102 – ученики  переписывают их  в тетрадь прочитывая  и  называя  состав, обратить  внимание, из каких атомов  состоят  сложные вещества кислоты.
Учитель: Кто  сможет  самостоятельно сформулировать  определение, что такое  кислоты? - затем  уточняю ответ и предлагаю  ещё  раз  прочесть  в  учебнике  в  полголоса.
Обращаю  внимание  ребят на  то, что в отличие от оснований  кислоты  могут состоять как из 2, так  и из 3  химических элементов, одним  из  которых обязательно будет водород, стоящий  на первом месте.

Если видишь с водорода
Вдруг, да формула начнется,
То таких с десяток формул
Выучить тебе придется!
Вот эта видишь с кислородом,
Безкислородная вон та,
Но у них одна природа,
Все с названьем кислота!

Используя метод дублирующих  блоков, возвращаюсь  к  написанию формул  кислот, прочитываем их и повторяем формулировку.
Я предлагаю продолжить работу  на  магнитной  доске  и  обозначить классификацию кислот.
                                                 кислоты:
бескислородные;   кислородные
                              HCl ; H2S            HNO3 ; H2SO4
кислоты
одноосновные                  двухосновные                     трехосновные
HNO3;  HCl                        H2СO3; H2S H3PO4
Таким образом,  составление  опорной схемы  пришло к логическому  завершению, осталось добавить, что не все кислоты  растворимы.

Учитель: Посмотрите,  пожалуйста,  на  таблицу  растворимости  кислот, солей, оснований и подтвердите  сказанное  выше (кремниевая кислота  нерастворимая).

Информация к размышлению:  Почему  таких  кислот как угольная  и сернистая  в  свободном  виде  не существует? (ответ подтвердить материалами дополнительных источников имеющихся  на  рабочих столах)
И так, ещё  раз  обратимся  к  опорной  схеме  и проговорим что же  такое  кислоты. (обобщают полученные  знания, проверяют записи в тетрадях)
Определение валентности элементов в формулах кислот.
Учитель: Водород в кислотах всегда одновалентен, валентность кислотного остатка равна количеству атомов водорода в кислоте.

Правила  по  технике  безопасности: многие  кислоты  очень  опасные и ядовитые  вещества, поэтому  работать  с  ними  надо очень осторожно:
Демонстрирую,  как  нужно  соединять серную кислоту  и воду. В химический  стакан  налью чистой дистиллированной  воды, а потом медленно, тоненькой струйкой  волью  немного  серной кислоты, предварительно опустив  туда водный термометр, заметьте,  что  происходит  со столбиком термометра. Сделайте  вывод и запишите  его.
5.Рефлексивно – оценочный  этап.
Назовите кислоту: на  наборном  полотне карточки с формулами кислот, ребята по очереди переворачивают карточку- задание  читают и называют  кислоту. Состязаются  две  команды, чья  команда  победит, рейтинговая  отметка  игроков  команды  возрастет  на  1  балл на  заключительном  уроке данной  темы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: кислоты iconКонспект урока Тема: «Кислоты». Работу
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Тема урока: кислоты iconТема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока
Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории...
Тема урока: кислоты iconТема урока: Кислоты Цели урока
Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,...
Тема урока: кислоты iconТема урока: Азотная кислота и её свойства Цель урока
Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих...
Тема урока: кислоты iconУчебника : Г. Е. Рудзитис Тема урока: Серная кислота
Образовательная: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах,...
Тема урока: кислоты iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...
Тема урока: кислоты iconТема урока: «Кислоты»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тема урока: кислоты iconМодель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф...
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Тема урока: кислоты iconПлан-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,...
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Тема урока: кислоты icon№ урока по теме
Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете тэд на примере разбавленной серной кислоты и знания об овр на примере...
Тема урока: кислоты iconКонспект урока. Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты....
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Тема урока: кислоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе
Тема урока: кислоты iconЦель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока
Комплексирование программно-методического обеспечения педагогического процесса по образовательным областям
Тема урока: кислоты iconПрактическое применение гиалуроновой кислоты в стоматологии
Гиалуроновая кислота (сокр.: На от Hyaluronic acid) является природным полисахаридом. Входящим в группу гликозамингликанов (gsg)....
Тема урока: кислоты iconМодуль по экологической составляющей производства серной кислоты...
Экологические проблемы, связанные с производством серной кислоты, и способы их решения
Тема урока: кислоты iconУрок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели
Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск