Скачать 128.73 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА Тема урока: «Кислоты». ( химическое путешествие) 8 класс Подготовила учитель химии Коблякова Н.В. Липецк,2011 Тема урока: «Кислоты». (химическое путешествие) Тип урока: изучение нового Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот, формировать навыки самостоятельной деятельности. Задачи урока. Образовательная: сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот; Развивающая: совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах, формирование интереса к предмету. обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами. Оборудование и реактивы: Растворы азотной кислоты, лимонной кислот, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, универсальная индикаторная бумага. Инструкция «Техника безопасности при работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды». Проектор, компьютер, презентация в Power Point,карта страны Кислоты, цветные жетоны, листы с названиями станций. Ход урока: 1.Организационный момент Приветствие учащихся учителем, проверка готовности учащихся к уроку. 2.Актуализация знаний учащихся Формулировка целей и задач урока. Учитель: Ребята, вы, наверное, догадались, что у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в «Царство кислот». Класс поделится на две команды. Каждая команда получит задание, которое нужно выполнить в ходе путешествия. Но прежде чем отправиться в путь, ознакомьтесь с «Правилами техники безопасности». (Учитель обсуждает c учащимися основные моменты техники безопасности и правила поведения в кабинете химии). Учитель: А сейчас я раздам вам «маршрутные задания», в которых указаны основные «пункты» вашего путешествия и вынужденные остановки. Учитель: Нам нужно собрать в дорогу багаж. (Выполнение заданий маршрутного листа №1,2).Пусть багажом в дорогу будут ваши знания Выполнение заданий №1,№ 2 в маршрутных листах. Учитель: Все готовы к путешествию? Тогда вперед! На нашем пути нас ждут вынужденные остановки. Это станции: 1.Природная 2.Историческая 3.Техники безопасности 4.Индикаторная 5.Информационная 6.Вычислительная 3.Изучение нового Самостоятельная работа учащихся с заданиями №1-7 Выполнение лабораторной работы по инструкции Проверка выполнения заданий и самопроверка. (Время подготовки 20-25мин) Учащиеся презентуют результаты выполнения заданий. В случае неверного ответа ход переходит к другой команде. (Возможна взаимопроверка маршрутных листов между командами).Обсуждение ответов,пояснения учителя 4.Закрепление Выполнение теста №24.1 -1 команда 24.2-2 команда Учитель: Наше путешествие подходит к концу, и нам нужно возвращаться. Но чтобы вернуться необходимо, предъявить пропуск. (Учащиеся работают с тестом) 6.Обобщение и выводы Подведение итогов урока и выставление оценок.
7.Задание на дом П.20 в1-4. Маршрутный лист№1 Ф.И.____________________________ ______ класс___________ Тема урока____________________________________________________________ дата_________________ Задание 1. «Возьми с собой багаж» Выпишите формулы оксидов из списка: HCl,СO2,H2O, N2O5,NaOH,NH3,CaO _____________________________________________________________________ Задание 2.Выпишите формулы оснований из списка:Mg(OH)2, NaOH,Na2CO3,P2O5,NO,NH3, Al(OH)3 _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 1.Станция «ПРИРОДНАЯ». Где встречаются кислоты в природе? Назовите их. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2.Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ» 1.Почему самой первой кислотой, которую открыл человек была уксусная кислота? ______________________________________________________________________ 2.Как раньше называли серную кислоту в России? ________________________________________________________________________ 3.Станция «ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ» Прочтите правила техники безопасности при работе с кислотами? Поясните почему кислоту нужно приливать в воду ,а не наоборот? 4.Станция «ИНДИКАТОРНАЯ». Инструктивная карта Задание .Исследуйте окраску кислот(азотной и лимонной).Добавив к кислотам индикаторы фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус .Как изменится окраска индикаторов? Результаты запишите в таблицу.
Как меняется окраска индикаторов в азотной и лимонной кислотах .Почему она меняется одинаково? С чем это связано . Проделайте тот же опыт со щёлочью? Что наблюдаете? 5.Пятая остановка «ИНФОРМАЦИОННАЯ». Задание. Прочитайте формулы кислот. Что в них общего? Запишите их названия . HCl - HNO3- H2SO3- H2CO3- H2SiO4- H2SO4 H3PO4- Кислоты-_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Поставьте степени окисления элементов в соединениях. Определить заряд катиона водорода и кислотного остатка HCl,HNO3,H2SO4 ______________________________________________________________ 6.Шестая остановка «КЛАССИФИКАЦИОННАЯ». Задание. Заполните схему примерами Кислоты ? Бескислородные Кислоты ? Двухосновные ? 7.Седьмая остановка «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ» Задание. Определите массовые доли элементов в H2CO3 Маршрутный лист№2 Ф.И.____________________________ ______ класс___________ Тема урока____________________________________________________________ дата_________________ Задание 1. Выпишите оксиды из списка: Cl2,СO,N2O, N2O5,KOH,NH3,CaO _____________________________________________________________________ Задание 2. Выпишите основания из списка:Ca(OH)2, NaOH,H2CO3,P2O5,NO,KOH, _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 1.Станция «ПРИРОДНАЯ». Какие кислоты находятся в фруктах, ягодах? _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2.Станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ» 1. Какую кислоту называют «матерью» всех кислот? _______________________________________________________________________ 2.Кем и когда была открыта угольная кислота? _______________________________________________________________________ 3.Станция «ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ» Прочтите правила техники безопасности при работе с кислотами. Поясните почему важно выполнять эти правила? 4.Станция «ИНДИКАТОРНАЯ». Инструктивная карта Задание Исследуйте окраску кислот (азотной и лимонной ).Добавив к кислотам индикаторы фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус .Как изменится окраска индикаторов? Результаты запишите в таблицу.
Как меняется окраска индикаторов в азотной и лимонной кислотах. Почему она меняется одинаково? С чем это связано? Проделайте тот же опыт со щёлочью? Что наблюдаете? 5.Пятая остановка «ИНФОРМАЦИОННАЯ». Задание. Прочитайте формулы кислот. Что в них общего? Запишите их названия . HCl - HNO3- H2SO3- H2CO3- H2SiO4- H2SO4 H3PO4- Кислоты-_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Поставьте степени окисления элементов в соединениях и определите заряд кислотного остатка и катиона водорода в H3PO4,H2SO4,H2CO3 ______________________________________________________________ 6.Шестая остановка «КЛАССИФИКАЦИОННАЯ» Задание. Заполните схему, запишите примеры кислот для каждой группы Кислоты Кислородсодержащие ? Кислоты Одноосновные ? Трёхосновные 7.Седьмая остановка «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ» Задание. Определите массовые доли элементов в H2SO4 Приложение 1.Кислоты в природе. Практически с кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало. Немало кислот содержится и в нашей пище — фруктах, овощах, молочных продуктах, соусах, приправах, лекарствах. Ежедневно они поставляют в наш организм целый «букет» кислот: яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, аскорбиновую, винную, молочную, масляную. Синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив и вишен и лакомился их ядрышками. Мы сталкиваемся с кислотами не только дома. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся жгучие укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в рану яд, содержащий до 70% муравьиной кислоты. Из-за этой кислоты так жжется крапива. А тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. Но самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Как же гранит — символ прочности — может превратиться в труху, из которой потом образуется почва? Оказывается, под действием кислот, выделяемых лишайниками. Их так и называют — лишайниковые кислоты. Приложение 2. Истории открытия кислот. Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная (около 3 тыс. лет). Знаете ли вы, что слово «уксус» происходит от греческого слова «оксос», означающего «кислый»? Почему уксусная кислота оказалась первой, понять нетрудно. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Вначале его, видимо, выливали, потом научились использовать как лекарство, приправу к пище, как растворитель красок. С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в X в. Честь ее открытия приписывается персидскому химику. Но это установлено не совсем точно. По крайней мере, серную кислоту человечество знает около 1000 лет. Серную кислоту выделили из купоросов, например из железного купороса, и соответственно назвали купоросным маслом. Именно под таким названием серная кислота была известна в России. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту — селитряной водкой. Получали эти кислоты с помощью серной кислоты, которую потом поэтично стали называть «матерью всех кислот». Угольную кислоту получил впервые в конце XVIII в. Джозеф Пристли, английский химик,. Для этого он растворял в воде углекислый газ. Раствор углекислого газа в воде назвали содовой водой, а так как она получила широкое применение как напиток, за это открытие Д. Пристли наградили золотой медалью. К концу XVIII в. химики уже знали более десятка кислот. Правила техники безопасности при работе с кислотами (инструкция, приложение 3) При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности: 1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции. 2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем. 4. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой. Приложение 4. Тест № 24. Кислоты Тест 24.1 (1 вариант) 1.Кислородсодержащей кислотой является 1) хлороводородная кислота 2) сероводородная кислота 3) азотная кислота 4) йодоводородная кислота 2.Степень окисления фосфора в кислоте Н3Р04 равна 1)+5 2)+3 3)+2 4)+4 3.Вещество, раствор которого окрашивает лакмус в красный цвет, — это 1) «сухой лед» 2) едкий натр 3) едкое кали 4) «гашеная известь» Тест 24.2 (2 вариант) 1.Бескислородной кислотой является 1) хлороводородная кислота 2) кремниевая кислота 3) угольная кислота 4) фосфорная кислота 2. Степень окисления кремния в кислоте H2Si03 1)+5 2)+3 3)+2 4)+4 3. Заряд у иона С03 равен 1)0 2)1+ 3)1- 4)2- |
Конспект урока Тема: «Кислоты». Работу Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | Тема урока: Свойства серной кислоты. Девиз урока Цели урока: Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть её физические и химические свойства в свете теории эд и теории... | ||
Тема урока: Кислоты Цели урока Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,... | Тема урока: Азотная кислота и её свойства Цель урока Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих... | ||
Учебника : Г. Е. Рудзитис Тема урока: Серная кислота Образовательная: актуализировать опорные знания об основных классах неорганических веществ; расширить и углубить знания о кислотах,... | Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их... | ||
Модель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | План-конспект открытого урока по химии в 8 классе Тема: Кислоты,... Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот | ||
№ урока по теме Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете тэд на примере разбавленной серной кислоты и знания об овр на примере... | Конспект урока. Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты.... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе | Тема урока: кислоты В восьмом классе, на начальном этапе изучения химии, с методом комментированного управления обязательно использую метод дублирующих... | ||
Цель урока: Рассмотреть свойства азотной кислоты и области ее применения Задачи урока Комплексирование программно-методического обеспечения педагогического процесса по образовательным областям | Практическое применение гиалуроновой кислоты в стоматологии Гиалуроновая кислота (сокр.: На от Hyaluronic acid) является природным полисахаридом. Входящим в группу гликозамингликанов (gsg).... | ||
Модуль по экологической составляющей производства серной кислоты... Экологические проблемы, связанные с производством серной кислоты, и способы их решения | Урок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной... |