МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет аграрных технологий Кафедра химии, физики и физико-химических методов исследования___
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________Л.И.Задорожная
«_____»__________ 201____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине С.2.8. Теория горения и взрыва____________________________________ по специальности 280705.65 Пожарная безопасность
Квалификация (степень)
выпускника Специалист
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по специальности 280705.65 Пожарная безопасность ______________________________ Составитель рабочей программы:
кандидат химических наук, доцент
|
|
| Попова А.А.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры химии, физики и физико-химических методов исследования ___________
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________201__г.
|
|
|
Попова А.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией
экологического факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета специальности
(где осуществляется обучение)
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
Сухоруких Ю.И.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
Гук Г.А.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по специальности
|
|
|
Кулова Д.Д.
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Цели и задачи учебной дисциплины
Для профессиональной деятельности инженера на современном этапе развития промышленности необходимы глубокие знания основных физико-химических закономерностей, приводящих к возникновению горения и взрыва. Производственно-технологические взрывы и пожары являются продуктом хозяйственной деятельности человека и происходят по причине нарушения технологической и производственной дисциплины, мер техники безопасности. Фундаментальная подготовка специалистов в области тушения пожаров обеспечивает решение вопросов пожарной безопасности как на производстве, так и в бытовых условиях.
Цель изучения дисциплины “Теория горения и взрыва” - усвоение студентами основных понятий теории горения и взрыва, научных фактов, законов и ведущих идей, составляющих основу трудовой деятельности специалиста в области пожарной безопасности.
Задачи изучения дисциплины:
- ознакомление с теоретическими основами процессов горения и взрыва;
- выработка базовых умений разработки научно обоснованных рекомендаций по организации безопасного функционирования технологических циклов взрывоопасных производств;
- овладение навыками расчетов физико-химических величин, характеризующих процессы горения и взрыва.
Место дисциплины в структуре ООП специалитета
Дисциплина “Теория горения и взрыва” входит в базовую часть математического и естественно-научного цикла и позволяет получить глубокие знания основных физико-химических закономерностей, приводящих к возникновению горения и взрыва. Она позволяет классифицировать виды горения, уяснить их отличительные особенности и объяснить с позиций современных теорий, понять особенности органических и неорганических горючих веществ, механизм и условия возникновения взрыва, типы взрывчатых веществ и их основные характеристики, условия и химизм реакций детонации, отличительные особенности ударной волны в различных средах, характер и механизм образования кумулятивного эффекта.
Велика роль дисциплины в развитии народного хозяйства, так как она решает проблемы предотвращения аварий и катастроф в техносфере.
Дипломированный специалист в области пожарной безопасности должен знать условия возникновения, протекания и химизм процессов горения, тушения пожаров, потенциально опасные технологические процессы и производства, в основе которых лежат законы и понятия химии. Методы и средства защиты человека и окружающей среды основаны на знаниях фундаментальной науки химии. Выпускники специальности “Пожарная безопасность” проводят испытания строительных материалов и конструкций, состав и строение которых изучаются химическими методами. Грамотно разработать рекомендации по повышению уровня противопожарной защиты объектов и населенных пунктов может специалист, владеющий знаниями базовых дисциплин, в том числе, теорией горения и взрыва. Последняя необходима для понимания структуры материалов, из которых изготовлены средства и приборы тушения пожаров. Для проведения нормативно-правого регулирования и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности необходимы знания возникновения, распространения и прекращения горения и взрыва, а также условия перехода горения в детонацию.
Дисциплина позволяет студентам грамотно разрабатывать научно обоснованные нормы и инструкции по организации безопасного функционирования технологического оборудования, а также зданий и сооружений.
Успешное изучение теории горения и взрыва обеспечивают общетеоретические дисциплины:
математика;
общая и неорганическая химия;
органическая химия;
физика;
теплотехника;
гидравлика.
На базе дисциплины “Теория горения и взрыва” изучаются общепрофессиональные дисциплины: материаловедение и технология материалов, электротехника и электроника, пожарная безопасность деревообрабатывающих предприятий, лесные пожары и борьба с ними, пожарная безопасность промышленных предприятий, пожарная безопасность жилых и общественных зданий, медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности, а также дисциплины специализации: пожарная безопасность технологических процессов, пожарная тактика, прогнозирование опасных факторов пожара и другие.
Программа составлена в соответствии с государственным стандартом по данной дисциплине. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: основы процессов горения, необходимые и достаточные условия возникновения распространения и прекращения горения. Условия перехода горения в детонацию (ОК-1, ОК-3, ОК -4, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-13, ОК-14, ПК-1, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-14, ПСК-8,ПСК-9, ПСК-16, ПСК-20);
уметь: прогнозировать возможность, самопроизвольность и направление протекания химических реакций, рассчитывать и оценивать энергетические эффекты и пожароопасность различных процессов (ОК-1, ОК-3, ОК-9, ОК-14, ПК -10, ПК-15, ПК-17,ПСК -3, ПСК-7, ПСК-11, ПСК-32).
владеть: навыками по применению закономерностей термодинамики и тепломассообмена при решении вопросов противопожарной защиты (ОК-3, ОК-4, ОК- 6, ОК-8, ПК-10, ПК-12, ПСК-2, ПСК-3,ПСК-11, ПСК-18).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 6
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 4/0.11
| 4/0.11
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление письменного отчета
2. Выполнение расчетных заданий
3. Поиск и анализ информации
|
6/0,17
8/0,22
-
|
6/0,17
8/0,22
-
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
| 36/1
| 36/1
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 6
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0,28
| 10/0,28
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 6/0,17
| 6/0,17
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| 4/0,11
| 4/0,11
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2,72
| 98/2,72
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 14/0,389
| 14/0,389
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составление письменного отчета
2. Выполнение расчетных заданий
3. Поиск и анализ информации
|
34/0,944
40/1,111
10/0,277
|
34/0,944
40/1,111
10/0,277
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
экзамен
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
|
5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Раздел 1. Основные понятия и определения теории горения и взрыва
|
| 8/
0,22
|
| 10/
0,28
| 6/
0,17
| Тестирование, обсуждение докладов
| 2.
| Раздел 2. Теория горения
|
| 20/
0,56
|
| 4/
0,11
| 6/
0,17
| Тестирование
| 3.
| Раздел 3. Теория взрыва
|
| 8/
0,22
|
| 4/
0,11
| 6/
0,17
| Тестирование
| 4.
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
| 36/1
| Экзамен
|
| ИТОГО:
|
| 36/1
|
| 18/0,5
| 54/1,5
|
|
5.2. Структура дисциплины для заочной формы обучения
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Раздел 1. Основные понятия и определения теории горения и взрыва
|
| 2/
0,056
|
|
| 30/
0,833
| Тестирование, обсуждение докладов
| 2.
| Раздел 2. Теория горения
|
| 2/
0,056
|
| 2/
0,056
| 34/
0,944
| Тестирование
| 3.
| Раздел 3. Теория взрыва
|
| 2/
0,056
|
| 2/
0,056
| 34/
0,944
| Тестирование
| 4.
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
| ИТОГО:
|
| 6/0,17
|
| 4/0,11
| 98/2,72
|
|
|