Практическая работа №5
Карбоновые кислоты
Цель работы: подтвердить экспериментальным путем химические свойства органических кислот, обусловленные присутствием в них катиона водорода.
Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатели, стружка магния, дистиллированная вода, уксусная, соляная и салициловая кислоты, растворы карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеина, индикаторная бумага.
Экспериментальная задача I. уровень I
Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
Берем три сухие чистые пробирки.
В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.
Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.
В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.
ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.
Берем спиртовку.
Зажигаем ее спичками.
Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
Равномерно прогреваем.
Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.
Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.
Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Карбоновые кислоты
| Исполнитель
| Экспериментальная задача I
| Комментатор
|
| Берем три сухие чистые пробирки.
|
|
| В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.
|
|
| Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.
|
|
| В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.
|
|
| ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
|
|
| Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
|
|
| Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.
|
|
| Берем спиртовку.
|
|
| Зажигаем ее спичками.
|
|
| Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
|
|
| Равномерно прогреваем.
|
|
| Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.
|
|
| Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.
|
|
| Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.
|
|
| Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача I. уровень II
Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
Берем три сухие чистые пробирки.
В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.
Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.
В третью пробирку наливаем соляную кислоту.
Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.
Берем спиртовку.
Зажигаем ее спичками.
Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
Равномерно прогреваем.
Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.
Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.
Экспериментальная задача I. уровень III
Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
Берем три сухие чистые пробирки.
В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.
Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.
В третью пробирку наливаем соляную кислоту.
Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.
Наблюдаем __________.
Берем спиртовку.
Зажигаем ее спичками.
Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.
Наблюдаем __________.
Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде ________, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно ________.
Экспериментальная задача I. уровень IV
Сравните растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам. Экспериментальная задача II. Уровень I
Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.
ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.
Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
Берем две сухие чистые пробирки.
В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Карбоновые кислоты
| Исполнитель
| Экспериментальная задача II
| Комментатор
|
| Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
|
|
| На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.
|
|
| ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!
|
|
| Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
|
|
| Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.
|
|
| Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
|
|
| Берем две сухие чистые пробирки.
|
|
| В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
|
|
| Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
|
|
| В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
|
|
| Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.
|
|
| Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача II. Уровень II
Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.
Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.
Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
Берем две сухие чистые пробирки.
В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.
Экспериментальная задача II. Уровень III
Сравнение свойств органической и неорганической кислот.
Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.
На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.
Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.
Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной _______ силы неорганической на примере соляной.
Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.
Берем две сухие чистые пробирки.
В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.
Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.
В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.
Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет _________, выделяется газ ___________.
Экспериментальная задача II. Уровень IV
Сравните свойства органической и неорганической кислот.
Экспериментальная задача III. Уровень I
Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
Берем сухую чистую пробирку.
Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.
Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.
В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.
Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.
Берем сухую чистую пробирку.
В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.
Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.
Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.
Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.
Приводим рабочее место в порядок.
Тема: Карбоновые кислоты
| Исполнитель
| Экспериментальная задача III
| Комментатор
|
| Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.
|
|
| Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
|
|
| Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.
|
|
| В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.
|
|
| Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.
|
|
| Берем сухую чистую пробирку.
|
|
| В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.
|
|
| Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.
|
|
| Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.
|
|
| Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.
|
|
| Приводим рабочее место в порядок.
|
|
|
|
|
Экспериментальная задача III. Уровень II
Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
Берем сухую чистую пробирку.
Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.
Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора.
В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.
Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп катионами водорода, входящими в состав кислоты.
Берем сухую чистую пробирку.
В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.
Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.
Наблюдаем выделение углекислого газа в виде пузырьков в результате реакции обмена.
Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.
Экспериментальная задача III. Уровень III
Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
Берем сухую чистую пробирку.
Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.
Прибавляем несколько капель фенолфталеина.
Наблюдаем появление ___________ окраски индикатора.
В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.
Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано ________________.
Берем сухую чистую пробирку.
В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.
Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.
Наблюдаем выделение ________________________ в результате реакции обмена.
Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением ________.
Экспериментальная задача III. Уровень IV
Провести опыт, подтверждающий взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот. Отчетные задания
Наблюдения, уравнения и выводы по опыту №3 записываем в таблицу:
Номер опыта
| Что делали
| Что наблюдали
| Вывод
| 3
|
|
|
| Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
|
Вариант 1
Почему реакцию нейтрализации уксусной кислоты следует проводить в присутствии индикатора?
Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.
Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.
Вариант 2
Как отличить муравьиную кислоту от уксусной? Составьте уравнение реакции, демонстрирующей это отличие.
Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1..
Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.
Вариант 3
Каковы кислотные свойства уксусной и хлоруксусной кислот? Сравните их. Ответ поясните с точки зрения взаимного влияния атомов в молекуле.
Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.
Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.
Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.
|