Карбоновые кислоты





Скачать 126.93 Kb.
НазваниеКарбоновые кислоты
Дата публикации23.04.2015
Размер126.93 Kb.
ТипПрактическая работа
100-bal.ru > Химия > Практическая работа
Практическая работа №5

Карбоновые кислоты

Цель работы: подтвердить экспериментальным путем химические свойства органических кислот, обусловленные присутствием в них катиона водорода.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатели, стружка магния, дистиллированная вода, уксусная, соляная и салициловая кислоты, растворы карбоната натрия, гидроксида натрия, фенолфталеина, индикаторная бумага.

Экспериментальная задача I. уровень I

Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.

  1. Берем три сухие чистые пробирки.

  2. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.

  3. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.

  4. В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.

  5. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!

  6. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.

  7. Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.

  8. Берем спиртовку.

  9. Зажигаем ее спичками.

  10. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.

  11. Равномерно прогреваем.

  12. Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.

  13. Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.

  14. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.

  15. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Карбоновые кислоты

Исполнитель

Экспериментальная задача I

Комментатор




  1. Берем три сухие чистые пробирки.







  1. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты CH3COOH.







  1. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты C6H4(OH)COOH.







  1. В третью пробирку наливаем соляную кислоту HCl.







  1. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!







  1. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.







  1. Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.







  1. Берем спиртовку.







  1. Зажигаем ее спичками.







  1. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.







  1. Равномерно прогреваем.







  1. Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.







  1. Гасим пламя спиртовки, накрыв его колпачком.







  1. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.







  1. Приводим рабочее место в порядок.














Экспериментальная задача I. уровень II

Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.

  1. Берем три сухие чистые пробирки.

  2. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  3. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.

  4. В третью пробирку наливаем соляную кислоту.

  5. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.

  6. Наблюдаем растворение кислот в первой и третьей пробирках, во второй же – кислота растворяется плохо.

  7. Берем спиртовку.

  8. Зажигаем ее спичками.

  9. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.

  10. Равномерно прогреваем.

  11. Наблюдаем растворение салициловой кислоты при повышении температуры.

  12. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде полностью, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно нагреть.


Экспериментальная задача I. уровень III

Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.

  1. Берем три сухие чистые пробирки.

  2. В первую из них наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  3. Во вторую пробирку вносим щепотку салициловой кислоты.

  4. В третью пробирку наливаем соляную кислоту.

  5. Приливаем в каждую из трех пробирок дистиллированную воду.

  6. Наблюдаем __________.

  7. Берем спиртовку.

  8. Зажигаем ее спичками.

  9. Зажимаем пробирку с салициловой кислотой в держателе.

  10. Наблюдаем __________.

  11. Делаем вывод: уксусная кислота растворяется в воде ________, карбоновые кислоты другого гомологического ряда для полной растворимости нужно ________.


Экспериментальная задача I. уровень IV

Сравните растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам.
Экспериментальная задача II. Уровень I

Сравнение свойств органической и неорганической кислот.

  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.

  2. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.

  3. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!

  4. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.

  5. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.

  6. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.

  7. Берем две сухие чистые пробирки.

  8. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  9. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.

  10. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.

  11. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.

  12. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Карбоновые кислоты

Исполнитель

Экспериментальная задача II

Комментатор




  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.







  1. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты CH3COOH, на вторую – раствора соляной кислоты HCl той же концентрации.







  1. ТБ: с кислотами обращаемся аккуратно!







  1. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.







  1. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.







  1. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.







  1. Берем две сухие чистые пробирки.







  1. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.







  1. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.







  1. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.







  1. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.







  1. Приводим рабочее место в порядок.














Экспериментальная задача II. Уровень II

Сравнение свойств органической и неорганической кислот.

  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.

  2. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.

  3. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.

  4. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной меньше силы неорганической на примере соляной.

  5. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.

  6. Берем две сухие чистые пробирки.

  7. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  8. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.

  9. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.

  10. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет интенсивнее, выделяется газ водород.


Экспериментальная задача II. Уровень III

Сравнение свойств органической и неорганической кислот.

  1. Берем две полоски универсальной индикаторной бумаги.

  2. На первую с помощью пипетки капаем немного раствора уксусной кислоты, на вторую – раствора соляной кислоты той же концентрации.

  3. Сразу же сравниваем изменившийся цвет бумаги с цветной шкалой, определив значение рН.

  4. Делаем вывод: сила (степень диссоциации) органической кислоты на примере уксусной _______ силы неорганической на примере соляной.

  5. Сравним отношение уксусной и соляной кислот к металлам.

  6. Берем две сухие чистые пробирки.

  7. В первую наливаем 1 мл уксусной кислоты.

  8. Во вторую помещаем 1мл соляной кислоты той же концентрации.

  9. В каждую из пробирок насыпаем по 1 микрошпателю магниевых стружек.

  10. Наблюдаем: в пробирке с соляной кислотой реакция с металлом идет _________, выделяется газ ___________.


Экспериментальная задача II. Уровень IV

Сравните свойства органической и неорганической кислот.

Экспериментальная задача III. Уровень I

Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.

  3. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.

  4. Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.

  5. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.

  6. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.

  7. Берем сухую чистую пробирку.

  8. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.

  9. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.

  10. Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.

  11. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.

  12. Приводим рабочее место в порядок.




Тема: Карбоновые кислоты

Исполнитель

Экспериментальная задача III

Комментатор




  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. Помещаем в нее 1 мл раствора щелочи гидроксида натрия NaOH.







  1. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.







  1. Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора вследствие щелочной среды раствора.







  1. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты CH3COOH до обесцвечивания раствора.







  1. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп OH- катионами водорода H+, входящими в состав кислоты.







  1. Берем сухую чистую пробирку.







  1. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия Na2CO3.







  1. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты CH3COOH.







  1. Наблюдаем выделение углекислого газа CO2 в виде пузырьков в результате реакции обмена.







  1. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.







  1. Приводим рабочее место в порядок.














Экспериментальная задача III. Уровень II

Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.

  3. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.

  4. Наблюдаем появление малиновой окраски индикатора.

  5. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.

  6. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано нейтрализацией гидроксильных групп катионами водорода, входящими в состав кислоты.

  7. Берем сухую чистую пробирку.

  8. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.

  9. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.

  10. Наблюдаем выделение углекислого газа в виде пузырьков в результате реакции обмена.

  11. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением газа.


Экспериментальная задача III. Уровень III

Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.

  1. Берем сухую чистую пробирку.

  2. Помещаем в нее 1 мл раствора гидроксида натрия.

  3. Прибавляем несколько капель фенолфталеина.

  4. Наблюдаем появление ___________ окраски индикатора.

  5. В пробирку по каплям прибавляем раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора.

  6. Делаем вывод: исчезновение окраски вызвано ________________.

  7. Берем сухую чистую пробирку.

  8. В нее помещаем 1 мл раствора карбоната натрия.

  9. Приливаем по каплям раствор уксусной кислоты.

  10. Наблюдаем выделение ________________________ в результате реакции обмена.

  11. Делаем вывод: карбоновые кислоты взаимодействуют с солями слабых кислот с выделением ________.


Экспериментальная задача III. Уровень IV

Провести опыт, подтверждающий взаимодействие уксусной кислоты с основаниями и солями слабых неорганических кислот.
Отчетные задания

Наблюдения, уравнения и выводы по опыту №3 записываем в таблицу:


Номер опыта

Что делали

Что наблюдали

Вывод

3










Уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде



Вариант 1

  1. Почему реакцию нейтрализации уксусной кислоты следует проводить в присутствии индикатора?

  2. Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.

  3. Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.

  4. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  5. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №1.



Вариант 2

  1. Как отличить муравьиную кислоту от уксусной? Составьте уравнение реакции, демонстрирующей это отличие.

  2. Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1..

  3. Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.

  4. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  5. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №2.


Вариант 3

  1. Каковы кислотные свойства уксусной и хлоруксусной кислот? Сравните их. Ответ поясните с точки зрения взаимного влияния атомов в молекуле.

  2. Сделайте вывод о растворимости в воде карбоновых кислот, принадлежащих к разным гомологическим рядам по результатам опыта №1.

  3. Сделайте вывод о силе органической и неорганической кислот на примере опыта №2.

  4. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  5. Перечислите положения правил техники безопасности при выполнении опыта №3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Карбоновые кислоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе
Карбоновые кислоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химические свойства карбоновых кислот. Урок №2 в теме «Кислородсодержащие органические соединения. Карбоновые кислоты»
Карбоновые кислоты iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Карбоновые кислоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гомологи-ческий ряд. Производные углеводородов: галогенал-каны, спирты, фенолы, альде-гиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые...
Карбоновые кислоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Или до изучения данного вопроса, тогда многообразие кислот может служить первым уроком в блоке «карбоновые кислоты», и опираться...
Карбоновые кислоты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этап обучения по данной теме: основной, в рамках изучения темы «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры» по программе «Химия» 10...
Карбоновые кислоты iconКонспект урока по химии в 10 классе «Карбоновые кислоты»
Химия и жизнь: научно-популярный журнал. Электронная версия научно-популярного журнала. Архив содержаний номеров. Доступ к полной...
Карбоновые кислоты iconКонспект урока Тема: «Кислоты». Работу
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Карбоновые кислоты iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...
Карбоновые кислоты iconПрактическое применение гиалуроновой кислоты в стоматологии
Гиалуроновая кислота (сокр.: На от Hyaluronic acid) является природным полисахаридом. Входящим в группу гликозамингликанов (gsg)....
Карбоновые кислоты iconМодуль по экологической составляющей производства серной кислоты...
Экологические проблемы, связанные с производством серной кислоты, и способы их решения
Карбоновые кислоты iconУрок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели
Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной...
Карбоновые кислоты iconМодель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф...
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Карбоновые кислоты iconСамостоятельная работа по химии "Кислоты"
Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:...
Карбоновые кислоты icon№ урока по теме
Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете тэд на примере разбавленной серной кислоты и знания об овр на примере...
Карбоновые кислоты iconТема урока: Кислоты Цели урока
Оборудование и реактивы: таблица псхэ, таблица растворимости, компьютерная презентация «Кислоты», набор кислот (серная, лимонная,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск