«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу





Скачать 233.71 Kb.
Название«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу
Дата публикации08.05.2015
Размер233.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Муниципальное образовательное учреждение

«Чижовская средняя (полная) общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

МС

Протокол №1

От 01.09.2014г


«Согласовано»

заместитель директора

по УР МБОУ

Чижовской средней школы

_____________/

Т.Н. Бобылева

01.09.2014г




Принято педсоветом

Протокол №2

От 02.09.2014г



Утверждено

приказом директора МБОУ Чижовской средней школы №78

От 02.09.2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по химии для учащихся 9 класса " Химия вокруг нас "
Пояснительная записка:

Цели курса:

  • Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.

  • Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества ,показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки .

  • Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии .

  • Развитие личности учащихся средствами данного курса.

  • Обеспечение химико-биологического образования, развития экологической культуры учащихся.


Задачи курса:

  • Сформировать у учащихся сознание необходимости:

- заботиться о своём здоровье;

- изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.

  • Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.

  • Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила техники безопасности.

  • Расширить кругозор учащихся.

  • Развить у учащихся обще-учебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

  • Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.

  • Использовать и развить межпредметные связи химии с биологией, физикой, географией, математикой.


Какая типовая программа и какие учебники, учебно-методические комплекты составляют основу для создания варианта рабочей программы

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по химии.

3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

4. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Как распределено время в программе

Количество часов: всего – 34ч

в неделю - 1ч
Содержание программы

 

Введение. Биосфера - среда жизни (1ч).

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
Тема 1 Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4ч)

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребитель кислорода. Основные виды загрязнений и их источники. Кислотные дожди. Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов). Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

 

Практическая работа 1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков.

 

Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4ч)

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Природная вода и ее разновидности. Минеральные воды. Запасы пресной воды. Охрана водоемов. Характеристика вод по составу и свойствам. Вода - универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

 

Практическая работа 2 . Сравнение водопроводной и технической воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования .

 Практическая работа 3. Определение жёсткости воды.

 
Тема 3. Пища, которую мы едим (3ч)

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах.

Практическая работа 5. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение влияние на организм.

 

Тема 4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровья человека (2ч)

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России. Бумага: история изобретения, технология изготовления, охрана природы. Свойства бумаги. История использования клеев. Клеи природные. Клеи синтетические. Выбор клея для различных материалов. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты Химический состав и виды акварельных красок. Чернила: история изготовления. Древние и современные разновидности чернил. Карандаши. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла. Классификация и основные свойства строительных и отделочных материалов. Шифры и характеристики красок. Чистка стекол. История использования животных и растительных моющих средств. Появление мыла, способы его получения и распространения. Шампуни. Синтетические моющие средства: химический состав, группы, назначения. СМС для стирки синтетических, льняных, хлопчатобумажных и других видов тканей. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Вопросы экологии в современных квартирах. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Решение задач с экологическим содержанием

 

Практическая работа 6. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях.

 

 

Какие ведущие методы обучения (педагогические технологии, методы, способы) будут применены

Курс опирается на знания, полученные при изучении базового курса химии. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет - ресурсов.

С учетом выше изложенного можно использовать такие методы обучения:

• метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления;

• метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы;

• исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
Прогнозируемый результат изучения

В результате изучения курса ученик должен

знать

- качественный и количественный состав воздуха;

- последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;

- проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения (понятие «озоновой дыры»);

- содержание понятий «парниковый эффект», «кислотные дожди», пути решения проблем;

- примерный качественный состав природных вод;

- метод очистки пресной воды от загрязнений;

- нормирование качества питьевой воды;

- проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- проблемы пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);

- проблемы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами, основные способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения;

- состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм;

- проблемы, связанные с избытком минеральных удобрений в почве;

- состав строительных материалов, возможные негативные последствия, фенольные строения, аллергические заболевания;

- основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;

- требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

- экологические проблемы местного значения;

- роль химии в решении экологических проблем
Уметь
- составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;

- оценивать состояния воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;

- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их пути решения;

- бережно относиться к воде, экономно ее расходовать;

- применять простейшие методы очистки питьевой воды;

- анализировать состав питьевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты;

- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем;

- приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями;

- вести себя в природной среде в соответствии экологическими требованиями;

- критически оценивать состояние экологической среды своей местности и находить пути его улучшения.
Список литературы для учителя:

1.     Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. Минск: Красикопринт, 1996;

2.     Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. В кн. 2: Загрязнение воды и воздуха. Пер. с англ. М.: Мир, 1995;

3.     Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие М.: высшая школа, 1992;

4.     Энциклопедический словарь юного химика. Под. ред. Д.Н. Трифонова. М.: Педагогика-Пресс, 1999;

5.     Попов С.В. Валеология в школе и дома. СПб.: Союз, 1997;

6.     Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия – в центре наук. В 2 ч. Пер. с англ. М.: Мир, 1983;

7.     Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. Сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. 2-е изд., доп. М.: дрофа, 2001;

8.     Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. Химия в школе, 2004, №5;

9.     Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. Химия в школе, 2001, №3;

10. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать когда покупаешь продукты питания и готовишь пищу. Химии в школе, 1997, №5

11. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровья человека. Химия (ИД «Первое сентября»), 2004, №12, 15, 19;

12. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2001;

13. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. Химия в школе, 2000, №2;

14. Седельников В.П. Заботливая помощница. Киев: Рад. шк., 1999;

15. Макарова Л.Л., Санникова Т.Г. Глобальная экологическая сводка. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2000.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


N




Наименование тем


Количество

часов


Виды деятельности


лабораторная работа

практическая работа

1

1


Введение Понятие о биосфере как о среде жизни человека.



1








2


Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим


4


Лабораторная работа №1 «Ообразование кислоты при сгорании серы»



Практическая работа №1. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».



3


Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем

6



Лабораторная работа №2. «Способы отчистки воды»


Практическая работа 2. «Анализ водопроводной и технической воды».

Практическая работа №3. «Жесткость воды и способы ее устранения»


2

4


Тема 3. Пища, которую мы едим


7




Практическая работа №4. «Определение нитратов в плодах и овощах»

Практическая работа №5. «Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм»

Практическая работа №6. «Выращивание кристаллов.»



5



Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека



16




Практическая работа №7. «Определение относительной запыленности воздуха в помещениях»

Практическая работа №8. «Выведение пятен от чернил и туши»


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ
1. Чудесный мир бумаги.

2. «Соляные бунты» в России.

3. Имеет ли вода память?

4. Выводим пятна со страниц книги.

5. Синтетическая бумага - альтернатива целлюлозной бумаге.

6. История бумажных денег.

7. Вода в космосе.

8. Искусственная пища: за и против.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ


  • Анализ проб воды в различных районах города.

  • История спички (реферат).

  • Слайд-презентация «Бассейн реки».

  • Бумага - материальный носитель различных видов искусства (презентация в программе Power Point).

  • Домашняя аптечка.

  • Техника выведения различных пятен.

  • Средства ухода за обувью.

  • Средства ухода за мебелью.

  • Чтобы стекла блестели.

  • Какая краска для волос лучше?

  • Химия и косметика.

  • Средства борьбы с «незваными гостями» (муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи, комары).

  • Химия в моем доме.


Тематическое планирование учебного материала элективного курса.

Тема, изучаемые вопросы

Кол-во часов

Демонстрации,

лабораторные опыты

Форма занятия

Образовательный продукт

Дата


план

Факт


Введение (1 час).








Понятие о биосфере как о среде жизни человека.


1

Видеофильм «Глобальные проблемы человечества», 1-я часть, фрагменты


Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

1.09




Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 часа)


Атмосфера. Состав воздуха.

Основные виды загрязнений воздуха и их источники.

Кислотные дожди

1

Опыт, демонстрирующий образование кислоты при сгорании серы

Семинар-практикум

Диаграмма «Состав воздуха», таблица «Виды загрязнений»

8.09




Парниковый эффект и его последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон. Защитная роль озонового слоя на Земле, его значение для жизни и возможные последствия истощения


1

Опыт, демонстрирующий превращение кислорода в озон

Конференция

Доклады, сообщения учащихся

15.09




Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях


1

Демонстрация коллекции различных видов топлива

Беседа, дискуссия

Тезисы, работа с документами

22.09




Практическая работа 1. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков

1




Практическая работа с элементами исследования

Отчет о практической работе

29.09




Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем (6 часа)


Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия.

1

Лабораторный опыт, демонстрирующий свойства воды как растворителя

Беседа, лабораторный опыт

Работа с таблицей, отчет по лабораторному опыту

6.10




Природная вода и ее разновидности. Минеральные воды. Запасы пресной воды.

1




Беседа, дискуссия

Опорный конспект

13.10




Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа 2. «Анализ водопроводной и технической воды». Сравнение чистой и загрязненной воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, pH, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования

1




Беседа.

Практическая

работа

Анализ данных о составе питьевой воды, работа с документами, тезисы. Отчет о практической работе

20.10




Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность Водоочистительные станции.

1

Лабораторный опыт «способы отчистки воды»

Урок-экскурсия

Экскурсия на водоочистительную станцию

27.10




Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жесткость воды

1




Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

3.11




Практическая работа 3. «Определение жесткости воды»

1




Практическая работа

Отчет о практической работе

17.11




Тема 3. Пища, которую мы едим (7 часов)  








Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу

1

Демонстрация этикеток от кондитерских изделий, маргарина, майонеза и других продуктов питания, которые мы покупаем в магазине

Устный журнал, практическая работа

Выступления учащихся, домашняя практическая работа, коллекция

24.11




Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовления пищи.

1




Беседа, дискуссия

Опорный конспект

1.12




Практическая работа 4. Определение нитратов в плодах и овощах

1




Практическая работа

Отчет о практической работе

8.12




Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы.


1




Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

15.12





Пищевые добавки. Синтетическая пища.


1




Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

22.12




Практическая работа 5. Изучение состава питания продуктов (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм


1




Практическая работа

Отчет о практической работе

29.12




Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов. Практическая работа №6. «Выращивание кристаллов.»


1




Беседа, дискуссия




19.01




Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека (16 часа) 








Вопросы экологии в современных квартирах.

Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Влияние шума на здоровье человека. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства.


2




Лекция с элементами беседы

Опорный конспект, схемы

26.01

2.02




Практическая работа 7. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях

1




Практическая работа

Отчет о практической работе

9.02




Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Спичечное производство в России


1




Устный журнал,

Доклады, сообщения учащихся

16.02




Бумага: история изобретения, технология изготовления, охрана природы. Свойства бумаги


1




Устный журнал,

Доклады, сообщения учащихся

23.02




Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты Химический состав и виды акварельных красок


1




Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

2.03




Чернила: история изготовления. Древние и современные разновидности чернил.

1




Устный журнал,

Доклады, сообщения учащихся

9.03




Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.


1




Устный журнал,

Доклады, сообщения учащихся

16.03




Классификация и основные свойства строительных и отделочных материалов. Шифры и характеристики красок. Чистка стекол.


1

Демонстрация образцов строительных материалов

Лекция с элементами беседы

Опорный конспект. тезисы

6.04




история использования животных и растительных моющих средств. Появление мыла, способы его получения и распространения. Шампуни.


1




Беседа, дискуссия

Опорный конспект

13.04




Синтетические моющие средства: химический состав, группы, назначения. СМС для стирки синтетических, льяных, хлопчатобумажных и других видов тканей. Практическая работа №8. «Выведение пятен от чернил и туши»


1




Лекция с элементами беседы

Опорный конспект

20.04




Решение задач с экологическим содержанием


3




Урок решения задач

Решение задач

27.04

4.05

11.05




Заключительное занятие. Подведение итогов. Сочинение на тему «Природа и мы»

2

экскурсии на природу с целью анализа экологической обстановки

18.05

25.05




Всего часов

Практических работ

Лабораторных работ

34

8

2


 

 

 







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Ворсма
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора Директор мбоу «есош»
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconПротокол заседания Управляющего Совета
Приглашенные: Колосова В. С., заместитель директора по увр; Коробец В. А., заместитель директора по вр; Шлык А. А., заместитель директора...
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено согласовано утверждаю на заседании мо учителей Заместитель директора по увр директор мбоу сош №34
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconРабочая программа Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель директора по увр директор мбоу
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель...

«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено Согласовано Утверждено Руководитель мо заместитель директора Директор
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconРассмотрено Согласовано Утверждаю На заседании шмо зам директора...
Сиротина В. И. «Дрофа», Москва, 2009г. Учебник: В. Н. Холина, География. Профильный уровень, 11 класс – Москва, Дрофа
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель мо заместитель...
И75 Иоселиани А. Д., Чумаков А. Н. Логика: Программа дисциплины. Для студентов Финакадемии, обучающихся по направлению «Политология»...
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Собор стихов: Стихи/ Союз писателей Кузбасса; Мастерская «АЗ»; отв ред. С. Донбай. Кемерово. Издательство «Практика», 2005
«Рассмотрено» мс протокол №1 От 01. 09. 2014г «Согласовано» заместитель директора по ур мбоу iconСогласовано” “Согласовано” «Согласовано» Руководитель мо заместитель...
Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск