Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»





Скачать 269.53 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
страница1/3
Дата публикации28.05.2015
Размер269.53 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Химия > Методические указания
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России


Кафедра детских болезней с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по дисциплине «Детские болезни»

для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения)
К КЛИНИЧЕСКОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 53

ТЕМА: «Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 3 от 27 октября 2011 г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.
Составитель:

к.м.н., доцент _________________________________________ Прокопцева Н.Л.
Красноярск

2012

  1. Тема: «Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз Д».




  1. Значение изучения темы. Рахит - заболевание детей раннего возраста с нарушением фосфорно-кальциевого обмена. В настоящее время достоверных данных о распространенности рахита не существует. Рахит - неоднородная, полиэтиологическая группа заболеваний. Даже трактовка его ещё и сегодня неоднозначна. Это заболевание относят и в раздел болезней эндокринной системы и в раздел обмена веществ, при этом не отрицается значение гиповитаминоза Д в его развитии. Наличие дискуссионных вопросов определяет актуальность проблемы рахита на современном этапе.




  1. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать этиологию, патогенез, клинические проявления, методы диагноститки, лечения рахита у детей, алгоритм оказания неотложной помощи при судорогах при спазмофилии; уметь проводить физикальное исследование ребенка, больного рахитом, оценивать рентгенограммы костей, клинические и биохимические анализы крови, оформлять записи в истории болезни ребенка (дневник, эпикризы); иметь представление о действии лекарственных препаратов, применяемых для лечения больного рахитом; иметь навыки санации дыхательных путей, доставки кислорода к дыхательным путям ребенка с помощью маски, кислородной палатки, в/венного введения лекарственных веществ.




  1. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (тесты) – 25 мин

4.2. Самостоятельная работа:

  • Курация больных – 25 мин,

  • Запись результатов обследования детей в истории болезней – 25 мин,

  • Разбор курируемых детей – 25 мин,

  • Выявление типичных ошибок – 25 мин

    1. Самостоятельная работа по теме:

    • Разбор больных,

    • Заслушивание рефератов.

    1. Итоговый контроль знаний:

    • Собеседование по теме,

    • Решение ситуационных задач,

    • Подведение итогов.




  1. Основные понятия и положения темы.

Рахит (синоним: английская болезнь) - заболевание, вызываемое расстройством фосфорно-кальциевого обмена и характеризующееся нарушением минерализации быстро растущих костей скелета и функций ведущих органов и систем организма. Основной причиной рахита является гиповитаминоз Д.
Факторы предрасполагающие

к развитию рахита

Запылённость воздуха городов и повышенная его влажность, затрудняющие прохождение ультрафиолетовых лучей

Нерациональное питание ребенка (вскармливание неадаптированными молочными смесями, позднее введение прикорма)

Несоответствие между быстрым ростом костей скелета и потребностью в солях кальция и фосфора.

Недоношенность

Нерациональное питание беременных, недостаточная инсоляция и двигательная активность, а также неблагоприятное течение беременности

Наследственная предрасположенность к рахиту

Избыточный вес и малоподвижность ребенка

Заболевания, сопровождающиеся синдромом мальабсорбции

Заболевания печени или почек

Длительное применение противосудорожных средств


Метаболизм витамина Д



Основные звенья регуляции фосфорно-кальциевого обмена


Метаболиты витамина Д

Стимулируют всасывание кальция и фосфора в кишечнике, способствуют минерализации кости, повышают резорбцию кальция и фосфора в канальцах почек, а при выраженной гипокальциемии способствуют выходу кальция из кости для поддержания нормального уровня кальция в крови.

Паратгормон

Стимулирует биосинтез в почках 1,25-диоксикальциферола из 25-оксикальциферола. Это усиливает резорбцию кости и поступление кальция в кровь, одновременно тормозит образование в почках 24,25-диоксикальциферола, способствующего минерализации костной ткани за счёт утилизации солей кальция из крови.

Кальцитонин

Антагонист паратгормона. Усиливает отложение кальция в кость и выведение его с мочой, препятствует развитию остеомаляции и остеопороза.


Классификация витамин Д-дефицитного рахита

Форма болезни

Период болезни

Течение

I степень - лёгкая

Начальный

Острое

II степень - средней тяжести

Разгар


Подострое

Реконвалесценция

III степень - тяжёлая

Остаточные явления

Рецидивирующее


Симптомы рахита в начальный период

Нервная система

беспокойство, раздражительность, нарушения сна, пугливость, вздрагивание при громких звуках

Кожа

повышенная потливость, потница, стойкий красный дермографизм, участки облысения на затылке

Мышечная система

Гипотония, появление запоров

Костная система

Небольшая податливость краев большого родничка

Лабораторные данные

Щелочная фосфатаза крови ↑,

кальций крови - N,

фосфор крови – N или ↓,

фосфор мочи ↑

ацидоз метаболический

R-изменения

незначительный остеопороз костей запястья


Симптомы рахита в период разгара

Нервная система

Вялость, слабость, снижение подвижности, отставание в психомоторном развитии.

Мышечная система

Гипотония мышц, разболтанность в суставах, «лягушачий» живот, высокое стояние диафрагмы.

Костная система

Краниотабес, уплощение затылка, уплощение переносицы, "готическое нёбо", нарушение прикуса, "грудь сапожника" или "куриная грудь", "гарисонова борозда", искривление длинных трубчатых костей, плоскорахитический таз, плоскостопие, позднее закрытие родничков, позднее прорезывание зубов, увеличение лобных и теменных бугров, "чётки" на ребрах, "браслеты" в области запястьев, "нити жемчуга" в межфаланговых суставах пальцев.

Лабораторные данные

Щелочная фосфатаза крови ↑,

кальций крови - ↓,

фосфор крови – ↓,

фосфор мочи ↑ или N

ацидоз метаболический

R-изменения

Остеопороз, бокаловидные расширения метафизов, размытость и нечёткость зон обызвествления, иногда под-надкостничные переломы по типу "зелёной веточки".


Классификация рахита по степени тяжести

Степень тяжести

симптомы

I степень

Незначительное нарушение общего состояния и клинические симптомы со стороны нервной и костной системы: беспокойство, раздражительность, потливость, гипотония мышц, появление запоров, небольшая податливость краев родничка, краниотабес, уплощение затылка и незначительное разрастание остеоидной ткани в зонах роста.

II степень

Явное нарушение общего состояния и умеренные изменения со стороны нервной, костной, мышечной и кроветворной систем. Отчётливые деформации черепа, грудной клетки и конечностей, небольшое увеличение печени и селезёнки, умеренная анемия.

III степень

Значительные изменения костной системы с выраженной деформацией скелета, атонией мышц, разболтанностью суставного и связочного аппарата, расстройством статических и моторных функций. Нарушение функций внутренних органов, значительное увеличение печени, селезёнки и анемия.

Классификация рахита по течению

Течение

Характерные признаки

Острое

Быстрое нарастание симптомов.

Преобладание процессов остеомаляции над процессами остеоидной гиперплазии.

Подострое

Медленное развитие симптомов заболевания.

Слабо выраженные неврологические и вегетативные нарушения.

Преобладание остеоидной гиперплазии над остеомаляцией.

Нерезкие отклонения биохимических показателей.

Рецидивирующее

Смена периодов обострения периодами стихания процесса.

На рентгенограммах костей - образование новых полос обызвествления в метафизах.


Рахитоподобные заболевания

Название заболевания

Причина нарушения Р-Са обмена

Клинические проявления

Витамин Д-зависимый рахит I типа

Нарушение синтеза в почках 1,25(ОН)Д3

Симптомы выраженного Д-дефицитного рахита уже в первом полугодии жизни с признаками гипокальциемии.

Витамин Д-зависимый рахит II типа

Резистентность рецепторов органов мишеней к 1,25(ОН)Д3

Клиническая картина витамин Д-дефицитного рахита, кроме этого у большинства больных отмечается тотальное выпадение волос и резко замедлен рост тела.

Витамин Д-резистентный рахит

Уменьшение чувствительности канальцев к витамину Д, приводящее к вторичной гиперфункции паращитовидных желез и увеличенному клиренсу фосфатов

Выраженные рахитические деформации костей, искривления конечностей, задержка физического развития и низкий рост, боли в костях, позднее появление зубов и очень раннее их разрушение. Спазмофилия обычно отсутствует.


Синдром Дебре – де Тони – Фанкони

Недостаточность проксимальных канальцев почек: глюкозурия, аминоацидурия, фосфатурия.

Костные изменения во втором полугодии или на 2 году жизни в виде остеопороза, искривления трубчатых костей нижних конечностей и кифоза.


Лечебные мероприятия при

рахите предусматривают:

  • устранение дефицита витамина Д;

  • восстановление фосфорно-кальциевого обмена;

  • нормализацию процессов перекисного окисления липидов;

  • ликвидацию метаболического ацидоза, гипокалиемии.


Для достижения необходимого

эффекта лечение рахита должно включать:

    1. Организацию правильного режима дня ребенка. Дети должны пребывать на свежем воздухе не менее 2-3 часов ежедневно, а помещение, где находится ребенок, должно регулярно проветриваться.

    2. Рациональное вскармливание с достаточным объемом белка, витаминов А, С и группы В, солей кальция, фосфора и микроэлементов: магния, меди и цинка.

    3. Медикаментозную терапию с альтернативным назначением препаратов витамина Д и кальция.

    4. Гигиенические и лечебные ванны, обтирания, обливания, массаж, лечебную физкультуру, гимнастику.


Содержание витамина Д в различных препаратах

(в 1 капле)

Препарат

Действующее вещество

Форма выпуска и дозировка

Д2 (масляный)

эргокальциферол

масляный раствор 0,0625% (1 капля – 700 МЕ)

масляный раствор 0,125% (1 капля – 1400 МЕ)

Вигантол

холекальциферол

масляный раствор (1 капля – 500 МЕ)

Видехол

холекальциферол

масляный раствор (1 капля – 500 МЕ)

Аквадетрим

холекальциферол

водный раствор (1 капля – 500 МЕ)

Д3 (ВОN)

холекальциферол

ампулы для в/мышечного введения (в ампуле – 200 000 МЕ)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №6 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №5 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся по дисциплине «Факультетская...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №3 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №3 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся №3 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся по дисциплине «Детские болезни» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск