Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт»





Скачать 468.15 Kb.
НазваниеМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт»
страница1/4
Дата публикации29.05.2015
Размер468.15 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Физика > Методические указания
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава РФ

Кафедра внутренних болезней №2 с курсом постдипломного образования

Кафедра внутренних болезней №1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для аудиторной работы

по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ»

для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
ЦИКЛ РЕВМАТОЛОГИИ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1


ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА АРТРОПАТИЙ. БОЛЕЗНЬ БЕХТЕРЕВА, БОЛЕЗНЬ РЕЙТЕРА, ПСОРИАТИЧЕСКАЯ АРТРОПАТИЯ, АРТРОПАТИИ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ КИШЕЧНИКА.

Утверждены на кафедральных заседаниях

протокол № 11 от «20» апреля 2012 г.

протокол № 9 от «02» апреля 2012 г.
Заведующий кафедрой внутренних болезней №2 с курсом ПО

д.м.н., проф. __________________Демко И.В.

Заведующий кафедрой внутренних болезней №1

д.м.н., проф. __________________Никулина С.Ю.

Составитель: К.м.н. доц. Чупахина В.А.
Красноярск

2012
1. Тема занятия: «Дифференциальная диагностика артропатий. Болезнь Бехтерева, Псориатическая артропатия, артропатии при заболеваниях кишечника».

2. Значение изучаемой темы:

Учитывая рост заболеваемости суставов как первичной так и общей заболеваемости, особенно дегенеративных заболеваний суставов изучение данной темы является актуальным. Профессиональная важность изучения данной проблемы в недостаточной изученности многих вопросов диагностики и лечения, что позволило всемирной организации ВОЗ объявить всемирной декадой с 2000 г. по 2010 болезней суставов и костей.

Поэтому учебное значение данной темы: иметь представление о дифференциальной диагностике артропатий: болезни Бехтерева, псориатической артропатии, артропатии при заболеваниях кишечника. Профессиональное значение темы: подготовка высокоспециализированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах дифференциальной диагностики артропатий. Личностное значение темы: развитие ответственности будущего врача за своевременную диагностику артропатий.

3. Цели занятия: на основании теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать: классификацию ревматических болезней в том числе классификацию заболеваний суставов, основные клинически симптомы, дифференциальную диагностику заболеваний воспалительного и дегенеративного характера, методы обследования при заболеваниях суставов, основные клинические симптомы и синдромы при болезни Бехтерева, псориатической артропатии и артритах при болезни крона и язвенном колите и принципы терапии данных заболеваний, уметь: сбор жалоб и анамнеза у больного с заболеванием суставов; выявление факторов риска в развитии заболеваний; определить кожную температуру над суставом; определить объем пассивных и активных движений в суставах; уметь определить симптомы Кушелевского 1,2, Шобера, Томаера, иметь представление о современных методов диагностики КТ, ЯМРТ. Сцинтиграфия, УЗИ суставов, иметь навыки обследовуания больного с патологией суставов, чтение рентгенограмм, интерпретация лабораторных данных при этих заболеваниях.

4. План изучения темы:

4.1. самостоятельная работа:

-курация больных с патологией суставов с записью в истории болезни. 40 мин.

4.2. Исходный контроль знаний (тесты): Приложение №1- 20 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

-разбор больных с болезнью Бехтерева и псориатической артропатией -50 мин.

-заслушивание рефератов на тему: «Дифференциальная диагностика артропатий. Болезнь Бехтерева, Псориатическая артропатия, артропатии при заболеваниях кишечника»- 15 мин.

-выписать рацепты (вольтарен (таб., амп.,) нимесулид, сульфасалазин, метатриксад, ремикейд)-10 мин
4.4. Итоговый контроль знаний:

-решение ситуационных задач; (Приложение №2)- 30 мин.

-подведение итогов- 5 мин.
5. Основные понятия и положения темы.(наглядные формы – таблицы классификация ревматических болезней в том числе заболеваний суставов, международные критерии диагностики болезни Бехтерева и псориатической артропатии, диф. диагностика болезни Бехтерева и дегенеративных заболеваний позвоночника.

Все заболевания суставов включены в рубрики IV – IX (классификация прилагается). В МКБ X пересмотра внесены:

  • М 45 анкилозирующий спондилит.

  • М 46 другие воспалительные спондилопатии.

  • М 07 псориатические и энтеропатические артропатиии.


На догоспитальном этапе неверно интерпретируется поражение суставов в 25-30% случаев. От своевременной диагностики зависит назначение ранней адекватной терапии. Диагностика заболеваний суставов начинается с правильной интерпретации жалоб и анамнеза. Прежде всего боли в суставах воспалительного и механического характера, с какими движениями связаны боли в суставе, их интенсивность, симметричность, наличие лихорадки, потеря веса, продромы, предшествующие заболеванию суставов. При обследовании больного с поражением суставов главное определить имеется поражение только суставов или окружающих тканей. Определить активную и пассивную подвижность сустава, тонус мышц ( гипо- гипертонус). Наличие синовита, суставной индекс в баллах. Из дополнительных методов обследования важна рентгенография суставов, исследование синовиальной жидкости, радиоизотопные методы исследования. Из лабораторных данных исследование общего анализа крови, острофазовых реакций, ревматоидного фактора. В последнеее время для диагностики заболеваний суставов используется УЗИ, компьютерная томография, ЯМР ( для диагностики поражения связок и менисков колленого сустава), сцинтиграфия, артроскопия.

На V курсе разобрали воспалительное заболевание суставов – ревматоидным артритом и дегенеративное поражение (остеоартроз) и микрокристаллический артрит (подагра). На этом занятии мы разберем серонегативные спондилоартриты, к которым относятся болезнь Бехтерева, псориатический артрит и другие. Для этой группы заболеваний характерно развитие ассиметричного периферического артрита, клинические и рентгенологические признаки сакроилеита, семейная анрегация, носительство HLA-В27, отсутствие ревматоидного фактора, частое развитие увеита.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ СПОНДИЛОАРТРИТОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ГРУППЫ

Большие критерии

Боль в позвоночнике воспалительного характера.

Синовит (наличие в прошлом или в настоящее время несимметричного артрита или артрита преимущественно суставов нижних конечностей).

Малые критерии

Семейные случаи заболевания (наличие у родственников первой или второй степени родства одного из следующих заболеваний: анкилозирующий спондилит, псориаз, реактивный артрит, острый увеит, неспецифический язвенный колит или болезнь Крона).

Псориаз (наличие в прошлом или в настоящее время псориаза, диагноз которого установлен врачом).

Воспалительные заболевания кишечника (наличие в прошлом или в настоящее время болезни Крона или неспецифического язвенного колита

диагноз которых установлен врачом и подтверждён при рентгенологическом или эндоскопическом исследовании).

Перемещающаяся боль в ягодичных областях (наличие в прошлом или в настоящее время альтернирующих болей в ягодичных областях).

Энтезопатии (наличие в прошлом или в настоящее время боли или болезненности в области прикрепления ахиллового сухожилия или подошвенного апоневроза).

Острая диарея (эпизод диареи в течение 1 месяца до развития артрита).

Уретрит (негонококковый уретрит или цервицит в течение 1 месяца до развития артрита).

Сакроилеит (двухсторонний - при наличии 2-4 стадии, односторонний - при наличии 3-4 стадии).

Заболевание может быть классифицировано как спондилоартрит при наличии любого большого и хотя бы одного малого критерия. Чувствительность и специфичность этих критериев составляет 87%.
Болезнь Бехтерева (ББ) -анкилозирующий спондилоартрит – хроническое прогрессирующее воспалительное заболевание осевого скелета из группы так называемых серонегативных спондилоартритов, исходом которого является анкилоз межпозвоночных, реберно-позвонковых суставов, крестцово-подвздошных сочленений, оссификация межпозвоночных дисков и связочного аппарата, что приводит к неподвижности позвоночника.

Распространенность ББ колеблется в различных регионах от 0,1 до 2,5%. ББ чаще заболевают мужчины в возрасте 15-30 лет, но диагностируется заболевание обычно гораздо позднее.

Установлена наследственная предрасположенность к ББ. Это заболевание в 90% случаев ассоциируется с антигеном гистосовместимости HLA-В27. Важную роль в развитии ББ играет хроническая инфекция мочеполовых органов и кишечника. Роль пускового фактора может играть переохлаждение, травма позвоночника.

В отличие от ревматоидного артрита при ББ поражаются преимущественно суставы «хрящевого», а не «синовиального» типа: крестцово-подвздошные сочленения, межпозвонковые суставы, грудино-ключичные сочленения, симфиз. Из суставов «синовиального» типа чаще поражаются крупные суставы конечностей, реже - мелкие периферические суставы. Типично поражение связочно – капсульного аппарата, межпозвоночных дисков. Возникает хроническое воспаление синовиальной оболочки, деструкция суставного хряща, эрозирование субхондральной кости, дегенеративный процесс в межпозвоночных дисках, оссификация связок, множественные периостальные разрастания, деформация тел позвонков, что приводит к полной неподвижности позвоночника.

КЛИНИКА:

Различают четыре клинические формы ББ: 1. центральная – поражение только позвоночника (у 46,6% больных); 2. ризомелическая – поражение позвоночника и « корневых» суставов /плечевых , тазобедренных/ (у 17-18% больных); 3. периферическая – поражение позвоночника и периферических суставов /коленных, лрктевых, голеностопных/ (у 20-75% больных); 4. скандинавская – поражение позвоночника и мелких суставов кистей , стоп.

Заболевание обычно начинается исподволь, и ранняя симптоматика может быть нестойкой и разнообразной. Изредка наблюдается острое начало с лихорадки, первичной внесуставной локализации процесса или картины, напоминающей грыжу диска поясничного отдела позвоночника. Клинические проявления болезни зависят от локализации процесса, который обычно распространяется снизу вверх.

Поражение поясничного отдела позвоночника. Один из наиболее ранних симптомов ББ – боль и ощущение утренней скованности в поясничном отделе позвоночника. Вначале боли эпизодические, затем учащаются, имеют воспалительный ритм, т.е. усиливаются после отдыха, особенно по ночам, уменьшаются после легкой физической зарядки. Иногда возникает боль по типу радикулита или ишиаса, но она отличается меньшей интенсивностью, а также тем, что уменьшается при движениях и усиливается после отдыха. При осмотре отмечается болезненность остистых отростков позвонков и паравертебральных точек. Постепенно сглаживается поясничный лордоз. Определяется напряжение прямых мышц спины, а в дальнейшем атрофия прямых мышц спины и ягодичных мышц. Ограничиваются движения в этом отделе позвоночника, что подтверждается положительными симптомами Томайера и Шобера. Симптом Томайера: расстояние от кончиков пальцев до пола при максимальном наклоне туловища вперед значительно больше 5 см. Симптом Шобера: от V поясничного позвонка отмеряют 10 см вверх и делают отметку; при максимальном наклоне вперед это расстояние в норме увеличивается до 14-15см, у больного ББ – до 10 – 12см или не изменяется.

Сакроилеит /чаще двухсторонний/ - ценный диагностический критерий. Проявляется болями в крестце или ягодицах, иррадиирующими в бедро.Подтверждается сакроилеит положительными симптомами Кушелевского. Симптом Кушелевского 1: боль в области крестца возникает при надавливании рывком на гребешки подвздошных костей в положении больного на спине. Симптом Кушелевского 2: надавливание на крыло подвздошной кости в положении больного на боку. Симптом Кушелевского 3: боль возникает при надавливании рукой на гребень подвздошной кости в положении больного на спине, если другой рукой отвести в сторону согнутую в коленном суставе ногу больного.

Изменение осанки. Постепенно в процесс вовлекается весь позвоночник. Различают кифозный тип – с резко выраженным кифозом грудного и гиперлордозом шейного отдела позвоночника / « поза просителя»/ и ригидный тип, когда происходит сглаживание физиологических изгибов позвоночника, спина становится прямой, доскообразной.

Поражение суставов одно- или двустороннее может развиться одновременно с сакроилеитом или после него, но в ряде случаев артриты развиваются еще до появления симптомов сакроилеита. Артрит «корневых» суставов и периферических чаще подострый, несимметричный, нестойкий, но рецидивирующий. Постепенно развивается стойкий артрит одного – двух суставов с деформацией, анкилозированием, мышечными контрактурами. Особенно неблагоприятно поражение тазобедренных суставов. При скандинавском варианте развивается ревматоидоподобный артрит мелких суставов кистей и стоп.

Поражение глаз при ББ протекает в виде ирита, иридоциклита, увеита,эписклерита. Встречается у 10 –30% больных.

Поражение сердечно – сосудистой системы встречается в 20% случаев, проявляется чаще аортитом, перикардитом.

Поражение почек обнаруживается у 30% больных, почти всегда это амилоидоз.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconРабочая программа учебной дисциплины внутренние болезни, общая физиотерапия, впт
Целями освоения учебной дисциплины Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт являются
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 21 Внутренние болезни, общая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» icon«Внутренние болезни, общая физиотерапия, эндокринология»
Авторы-составители: Миролюбова О. А., профессор, д м н., зав кафедрой факультетской терапии
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconРабочая учебная программа по дисциплине: «Внутренние болезни, общая...
Рабочая программа составлена на основании Типовых программ по внутренним болезням, физиотерапии и военно-полевой терапии для студентов...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconРабочая программа «внутренние болезни. Общая физиотерапия. Эндокринология»...
«медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconРабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103
«Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся №6 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconМетодические указания для обучающихся №5 к внеаудиторной (самостоятельной)...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Методические указания для обучающихся для аудиторной работы по дисциплине «Внутренние болезни, общая физиотерапия, впт» iconВнутренние болезни
Преподаваемой на кафедре внутренних болезней с курсом лучевой диагностики и лечения, впт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск