«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»





Скачать 118.56 Kb.
Название«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
Дата публикации22.06.2013
Размер118.56 Kb.
ТипМетодическое письмо
100-bal.ru > Химия > Методическое письмо

Министерство образования,

науки и молодежной политики

Забайкальского края

(Минобразования Забайкальского края)

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования»

(ЗабКИПКРО)

Фрунзе ул., д.1, Чита, 672007

тел\факс 41-54-29

E-mail: zabkipkro@ mail.ru
20.01.2010 № 30

на №__________от ______________



Руководителям МОУО, ОУ



Информационно – методическое письмо

«Особенности ЕГЭ – 2010 г. по химии»
Итоговая аттестация по химии выпускников старшей школы, изучавших предмет на профильном уровне, в 2010 году будет проводиться, как и в предыдущие годы, в соответствии со Спецификацией контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года по химии и Кодификатором, которые уже представлены на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) Охарактеризуем кратко содержание данных документов.

1. Назначение экзаменационной работы. Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии, а также учитывают Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии 1999 года.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

3. Структура экзаменационной работы

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трех частей и включает 45 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенной части работы.

Часть 1 содержит 30 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А30.

Часть 2 содержит 10 заданий с кратким ответом. Их обозначение в работе: В1; В2; В3 … В10.

Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом. Их обозначение в работе: С1; С2; С3; С4; С5.

Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы работы дает таблица 1.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Таблица 1

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла

за данную часть работы от общего

максимального первичного балла – 66

Тип заданий

Часть 1

30

30

45, 4%

с выбором ответа

Часть 2

10

18

27, 3%

с кратким ответом

Часть 3

5

18

27, 3%

С развёрнутым ответом

Итого

45

66

100%





Задания с выбором ответа построены на материале практически всех важнейших разделов школьного курса химии. В своей совокупности они проверяют на базовом уровне усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования (43 из 51) из всех четырех содержательных блоков курса – «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций».

Выполнение заданий с выбором ответа предполагает использование знаний для определения одного верного ответа из четырех предложенных вариантов ответа.

Задания с кратким ответом также построены на материале важнейших разделов курса химии, но в отличие от заданий с выбором ответа имеют повышенный уровень сложности. Это проявляется, прежде всего, в том, что выполнение таких заданий предполагает:

а) осуществление большего числа учебных действий, чем в случае заданий с выбором ответа;

б) установление ответа и его запись в виде набора чисел.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

1. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.

2. Задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (множественный выбор).

3. Расчетные задачи.

Задания с развернутым ответом – самые сложные в экзаменационной работе.

В отличие от заданий с выбором ответа и кратким ответом, они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков и подразделяются на следующие типы:

задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции»;

задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);

расчетные задачи.

Задания с развернутым ответом ориентированы на проверку умений:

объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и строением; характер взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязь неорганических и органических веществ; сущность и закономерность протекания изученных типов реакций;

проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам умений

4.1. При определении содержания проверочных заданий экзаменационной работы по отдельным блокам учебного материала учитывалось, прежде всего, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников по химии, наиболее значительный объем занимают элементы содержания блока «Вещество». По этой причине доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составила в экзаменационной работе 47% от общего числа всех заданий. Доля заданий, проверяющих усвоение элементов содержания отдельных блоков учебного материала, также определена пропорционально их объему (см. таблицу 2 Спецификации).

4.2. В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с общими целями обучения химии в средней школе предлагаемые в ней задания ориентированы на проверку овладения выпускниками определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии (см таблицу 3 Спецификации ЕГЭ – 2010).

5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 4).

Распределение заданий по уровню сложности

Таблица 4

Уровень сложности

заданий

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий каждого уровня сложности

% от общего максимального

балла (66)

Базовый

30

30

45,4%

Повышенный

10

18

27,3%

Высокий

5

18

27,3%

Итого

45

66

100%

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1. Ответы к заданиям части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели вузов.

Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом.

В части 2 верное выполнение заданий В1–В8, оценивается 2 баллами, заданий В9 и В10 – 1 баллом.

Задания части 3 (с развернутым ответом) имеют различную степень сложности и предусматривают проверку от 2 до 5 элементов содержания. Наличие в ответе каждого элемента оценивается в 1 балл, поэтому максимальная оценка верно выполненного задания составляет от 2 до 5 баллов (в зависимости от степени сложности задания). Проверка заданий части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.

Задания с развернутым ответом могут быть выполнены выпускниками различными способами. Поэтому приведенные в инструкции указания по оцениванию ответов следует использовать применительно к варианту ответа, предложенному экзаменуемым. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 66 первичных баллов.

7. Минимальное количество баллов ЕГЭ

Варианты КИМ по химии разработаны в расчете на все категории выпускников образовательных учреждений, выбравших экзамен по химии в качестве экзамена по выбору. В связи с тем, что уровень подготовки различных категорий выпускников неодинаков, отправной точкой становится учет возможностей получения минимального количества баллов выпускниками, изучавшими химию на базовом уровне.

Минимальное количество баллов ЕГЭ определяется на основе минимальных требований, предъявляемых к базовому уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Для получения минимального числа баллов экзаменуемому необходимо продемонстрировать:

  • понимание смысла и границ применения наиболее важных химических понятий, относящихся к основным разделам курса химии («Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева», «Строение атома и строение вещества», «Классификация веществ», «Теория химического строения органических соединений», «Химическая реакция», «Методы познания веществ»);

  • умение определять принадлежность веществ (по их формулам и названиям) к основным классам неорганических и органических веществ;

  • умение определять тип реакции и составлять уравнения, отражающие наиболее важные химические свойства основных классов соединений.

8. Дополнительные материалы и оборудование

В аудитории во время экзамена у каждого экзаменуемого должны быть следующие материалы и оборудование:

− периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

− таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

− электрохимический ряд напряжений металлов;

− непрограммируемый калькулятор.

9. Изменения в спецификации КИМ 2010 г. по сравнению с 2009 г.

Экзаменационная работа 2010 г. по своей структуре аналогична работе 2009г. В ней сохранено общее количество заданий – 45. Сохранение прежней структуры экзаменационной работы признано целесообразным. Вместе с тем работа 2009 г. имеет свои особенности:

  1. • в части 1 используются три разновидности заданий с выбором ответа;

  2. • уменьшен максимальный балл за выполнение задания С5 до 2 баллов; таким образом, максимальный балл за выполнение каждого из заданий части 3 составил соответственно: С1 – 3 балла, С2 – 4 балла, С3 – 5 баллов, С4 – 4 балла, С5 – 2 балла;

  • максимальный первичный балл за выполнение работы в целом составил 66 .

10. Рекомендации по подготовке к экзамену.

  • При подготовке к экзамену рекомендуется использовать:

− учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ «рекомендовано» или «допущено»;

− пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;

− пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Желательно также использовать пособия:

1) Единый государственный экзамен: химия: контрольные измерительные материалы: 2005 - 2006 / Под общ. ред. Кавериной А.А. – М.: Просвещение, 2006.

2) Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы 2007. – М.: Вентана-Граф, 2007.

3) Единый государственный экзамен 2008. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ– М.: Интеллект-Центр, 2007.

4) ЕГЭ 2009. Химия. Федеральный банк экзаменационных материалов/ Авт. – сост. А.А.Каверина, Ю.Н.Медведев, Д.Ю. Добротин – М.: Эксмо, 2008. баллов.

  • В Спецификации в Приложении представлен План экзаменационной работы, который следует проанализировать с точки зрения того, какой или какие элементы проверяются каждым заданием КИМов ЕГЭ 2010 г.



  • На сайте ФИПИ представлен ещё один важный документ, который также необходимо изучить. Это Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по химии. Он даёт представление о проверяемых учебных элементах экзаменационной работе.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) по химии (приказ Минобразования РФ от 05. 03 2004 г. № 1089). При составлении Кодификатора учитывался также Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

Новизна подходов к разработке кодификатора для ЕГЭ 2010 г. проявилась в следующем.

  • достигнуто более точное соответствие формулировок элементов содержания, проверяемых в рамках ЕГЭ, формулировкам, данным в стандарте 2004 г.

  • по отдельным элементам содержания, формулировки которых представлены в стандарте в слишком общем виде, проведена детализация материала с учётом уровня формирования данных понятий в школьном курсе химии.

  • включена вторая часть кодификатора «Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по химии».




    • Наибольший интерес вызывает демонстрационная версия экзаменационной работы, задания которой необходимо обязательно выполнить, а затем проанализировать ответы учащихся, обратив внимание на те учебные элементы, которые не усвоены учащимися. Демонстрационная версия также расположена на сайте ФИПИ.




    • Обязательным элементом подготовки учащихся к итоговой аттестации является работа над ошибками прошлого года ЕГЭ по химии. Вот они:

  • такие учебные элементы как «Общая характеристика металлов IIII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов», «Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов», «Характерные химические свойства простых веществ – металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния», Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных», «Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов», «Характерные химические свойства кислот», «Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)», «Взаимосвязь неорганических веществ», «Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомология», «Взаимосвязь органических соединений», «Диссоциация электролитов в водных растворах. Слабые и сильные электролиты», «Реакции, характеризующие основные свойств и способы получения кислородсодержащих органических соединений (по Кодификатору элементов содержания по химии 2009 г.) на базовом уровне учащиеся освоили слабее, чем другие учебные элементы, проверяемые экзаменационной работой, поэтому следует обратить внимание на содержание и формулировки заданий части А КИМов ЕГЭ – 2009, проверяющих освоение вышеперечисленных учебных элементов, изучение которых осуществляется преимущественно в основной школе;

  • результаты выполнения заданий частей В и С, уровень сложности которых остался по-прежнему высоким, показывают, что на профильном уровне участниками слабее усвоены такие учебные элементы как «Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений», «Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные», «Гидролиз солей», «Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ», «Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений»; изучению указанного содержания необходимо уделить специальное внимание, так как можно предположить, что в КИМах ЕГЭ – 2010 на проверку усвоения именно данных учебных элементов будет сделан акцент;

  • ярким примером того, что выпускники в недостаточной степени умеют применять знания в нестандартных ситуациях, явились задания частей В и С, которые в разных вариантах предлагали разные задания повышенного уровня сложности, причем сложность заключалась как в формулах и уравнениях, так в действиях, которые следовало выполнить школьнику с данными формулами или уравнениями; это ещё раз показывает, что подготовка к итоговой аттестации за курс средней школы должна проходить в течение всей старшей ступени обучения и обязательно на профильном уровне;

  • учебные элементы, связанные с расчетами и вычисления по формулам и уравнениям, усвоены учащимися в целом хуже, чем другие элементы (выпускники допускают ошибки как математического, так и химического характера; изучение ошибок, анализ причин их поможет найти оптимальные методические приёмы, будет способствовать развитию умений учащихся решать задачи).


Проректор И.А.Грешилова

Никифорова Елена Ивановна

(3022) 44-48-50

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
Дмитриева И. М., доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
Ответственный редактор – доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Е. Н. Бизяркина (сф башГУ)
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЭкологическое сознание и экологическая культура
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconИнформационно- методическое письмо
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЦентр мониторинга образования и обеспечения единого государственного...
Печатается по решению Редакционно-издательского совета гоу дпо забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПравила приема слушателей в Забайкальский краевой институт повышения...
...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЗаконы здорового питания
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПубличный доклад о деятельности
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconСлужба по контролю в области образования Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconЦентр воспитания и гражданского образования
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconКонференция посвящается 20-летию Конституции Российской Федерации
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconПрограмма занятий Кулинарного клуба "Кулинарное искусство"
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» icon«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной...
«Педагогический марафон», в соответствии с приказом отдела образования Савинского муниципального района Ивановской области от 10....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск