Скачать 0.64 Mb.
|
Министерство образования Ульяновской области Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Научно-методический центр профессионального образования Лабораторные работы и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования (методические рекомендации) Ульяновск 2010 Фахретдинова М.А., Нагимова Н.И., Глазунова Л.Б. Лабораторные и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст]: методические рекомендации / М.А. Фахретдинова, Н.И. Нагимова, Л.Б. Глазунова – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. - 54с. Рецензенты: Хусаинов А.Ш. - доктор технических наук, профессор, УлГТУ Русецкая Н.С. - заместитель директора по научно-методической работе УТПиТ Авторы – разработчики: М.А. Фахретдинова, заведующая научно-методическим центром профессионального образования УИПКПРО, кандидат педагогических наук Н.И. Нагимова, старший научный сотрудник научно-методического центра профессионального образования УИПКПРО, кандидат педагогических наук Л.Б. Глазунова, методист научно-методического центра профессионального образования УИПКПРО В методических рекомендациях рассмотрены основные вопросы планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В них раскрыта структура, характер и содержание изложения методики и проведения занятий практической направленности по общеобразовательным, общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам. Методические рекомендации предназначены для руководителей, педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, слушателей курсов повышения квалификации по курсу «Основы профессионально-педагогической деятельности» Печатается по решению учебно-методического совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. © Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010 Содержание Введение 4 1. Теоретические основы организации лабораторных и практических занятий в учреждениях начального и среднего профессионального образования 6 1.1. Планирование лабораторных и практических занятий 7 1.2. Организация и проведение лабораторных и практических занятий 9 1.3. Оформление лабораторных и практических работ 12 2. Организация и планирование лабораторных и практических занятий по учебной практике (производственному обучению) 13 3. Организация и планирование лабораторных и практических занятий по учебным дисциплинам теоретического обучения 17 Литература 41 Приложения 42 Введение Качество подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т.д. Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении начального и среднего профессионального образования. Педагогической теорией и особенно практикой разработано множество видов организации учебного занятия. Их зарождение идет от потребности субъектов образовательного процесса, требований, которые предъявляются к качеству подготовки обучающихся. В настоящее время в контексте ФГОС начального и среднего профессионального образования нового поколения результатом образовательного процесса названы общие и профессиональные компетенции. Реализация данной задачи потребует от учреждений НПО и СПО новых подходов организации образовательного процесса, призванных формировать компетенции, осознанные умения и функциональные знания. В литературных источниках функциональность знаний определяется целенаправленным формированием деятельностных характеристик предметных знаний в процессе обучения, а осознанность умений соотносится с умениями переноса обобщенных основ учебно-познавательной деятельности на будущую профессиональную деятельность в конкретных ситуациях. В связи с этим появляется необходимость ориентации педагогических работников на педагогические процессы, организованные на деятельностно-компетентностной основе. На наш взгляд, эффективными видами учебных занятий, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета, являются лабораторные и практические занятия. В преддверии введения ФГОС НПО и СПО нового поколения, при изменении приоритетов в профессиональном образовании с формирования знаний на формирование компетенций, опыта практической деятельности, значение лабораторных и практических занятий, безусловно, возрастает. Качество организации лабораторных и практических занятий будет одним из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. В предлагаемых рекомендациях изложены основные подходы к их организации, раскрыты требования, исходящие из нормативных документов, к их количеству и объему, произведена классификация видов лабораторных и практических занятий, как на теоретическом, так и на производственном обучении. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с комплектами учебно-программной документации по профессиям НПО и рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий в образовательных учреждениях СПО (Письмо Мин образования России от 5 апреля 1999 года №16-52-58 ин/16-16). 1. Теоретические основы организации лабораторных и практических занятий в учреждениях начального и среднего профессионального образования В Типовом положении об образовательном учреждении начального профессионального образования и Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утверждённых соответственно Постановлениями Правительства РФ от 18 июля 2008 года № 543 и от 14 июля 2008 года № 521 к основным видам учебных занятий наряду с другими отнесены лабораторные и практические занятия. Данные виды организации учебных занятий направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных, профессиональных практических умений обучающихся и составляют важную часть их профессиональной подготовки. Лабораторные и практические занятия способствуют интеграции мыслительной и практической деятельности обучающихся, развитию коммуникативных способностей, профессиональной самостоятельности и мобильности. В процессе лабораторного или практического занятия обучающиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. В примерных программах дисциплин общеобразовательной подготовки предусмотрено выполнение лабораторных и практических работ, лабораторных опытов. Педагогическим работникам необходимо различать содержательно-предметную и процессуально-технологическую составляющие проектирования данных видов учебных занятий. В данных методических рекомендациях мы ориентируемся на то, что в учебном процессе лабораторные и практические занятия являются основными видами учебных занятий, а лабораторные, практические работы и лабораторные опыты выступают в качестве предметно-содержательной составляющей учебного занятия. Целями проведения лабораторных и практических занятий являются:
Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические занятия, и их объёмы определяются рабочими учебными планами. При проведении лабораторных и практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – Государственные требования) может делиться на подгруппы. 1. 1. Планирование лабораторных и практических занятий При планировании содержания лабораторных и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей) и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных занятий может быть экспериментальная проверка формул, методик расчёта, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов и др. При выборе содержания и объёма лабораторных занятий следует исходить из сложности учебного материала, внутрипредметных и межпредметных связей, значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности. При планировании лабораторных занятий следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у обучающихся и студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты). Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических (профессиональных) умений – выполнение определённых действий, операций, необходимых в последующей профессиональной деятельности или учебных (решение задач по математике, физике, химии, информатике и ИКТ и др.), необходимых в последующей учебно-профессиональной деятельности по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам. Практическое занятие, как вид организации учебной деятельности, занимает ведущее место при изучении общепрофессиональных и профессиональных дисциплин и модулей. Организация и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию Государственных требований к уровню подготовки выпускников. По таким дисциплинам, как «Физическая культура», «Иностранный язык», «Черчение», «Информатика и ИКТ» все учебные занятия или большинство из них проводятся как практические, поскольку содержание дисциплин направлено в основном на формирование практических умений и их совершенствование. В соответствии с дидактическими целями содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх), выполнение вычислений, расчётов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструкциями, справочниками. На практических занятиях обучающиеся и студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и способами деятельности, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе производственной практики. Содержание лабораторных и практических занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин в разделе «Содержание учебной дисциплины». Состав заданий для лабораторного или практического занятия должен быть спланирован с расчётом, чтобы за определенное отведённое время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество лабораторных, практических занятий в рабочих программах дисциплины и объем часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны обеспечить уровень подготовки выпускника, определённый Государственными требованиями ФГОС по соответствующей профессии или специальности, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки выпускника, установленными самими образовательными учреждениями. 1.2. Организация и проведение лабораторных и практических занятий В настоящее время в утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах НПО и СПО (2009-2010 гг.), в требованиях к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы сказано, что образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, предусмотренных учебными планами. Лабораторное занятие, как вид учебного занятия, должно проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях. Его продолжительность составляет не менее одного академического часа. Основными этапами лабораторного занятия являются инструктаж, проводимый преподавателем, самостоятельная работа обучающихся, обсуждение итогов выполнения лабораторной работы, анализ и оценка выполненной работы, уровня овладения запланированными умениями. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (участках, площадках, полигонах). Продолжительность занятия — не менее двух академических часов. Выполнению лабораторных и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся, их теоретической готовности к выполнению заданий. К каждому лабораторному и практическому занятию (заданиям) преподавателями должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению. Лабораторные и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся и студенты пользуются подробными инструкциями. Занятия, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий. Обучающиеся самостоятельно должны подобрать оборудование, выбрать способы выполнения заданий на основе инструктивной и справочной литературы и др. Занятия, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся теоретические знания и практические умения. При планировании лабораторных и практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых методов, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной и практической деятельности. Формы организации деятельности обучающихся на лабораторных и практических занятиях могут быть: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме все обучающиеся выполняют одновременно одно и то же задание. При групповой форме организации деятельности одно и то же задание выполняется группами от двух до пяти человек. При индивидуальной форме каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание. Для повышения эффективности проведения лабораторных и практических занятий рекомендуется: — разработать сборник задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями применительно к конкретным профессиям и специальностям; — разработать задания для автоматизированного тестового контроля подготовленности обучающихся к лабораторным или практическим занятиям; — подчинение методики проведения лабораторных и практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся; — использование в практике преподавания поисковых заданий, построенных на проблемной основе; — применение коллективных и групповых форм деятельности, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объёма заданий; — проведение лабораторных и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий их выполнения, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования; — эффективное использование времени, отводимого на лабораторные и практические занятия путём подбора дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.
Требования к оформлению лабораторных и практических занятий по учебной дисциплине определяются предметными (цикловыми) комиссиями. Структура и содержание лабораторных и практических занятий включает в себя следующие элементы: – тема занятия,
– учебная и специальная литература. Отдельные примеры оформления лабораторных и практических занятий представлены в приложениях 3, 4. Оценки за выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях могут выставляться по пятибалльной системе или в форме зачёта и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся и студентов. 2. Организация и планирование лабораторных и практических занятий по учебной практике (производственному обучению) По задачам и месту в учебном процессе лабораторные и практические занятия занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторных и практических занятий, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся. В ряде случаев при проведении лабораторных и практических занятий, имеющих сугубо прикладной характер, они организуются и проводятся совместно с преподавателем специального предмета и мастером производственного обучения. Основные виды деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий, характерные для производственного обучения, приведены в таблице 1. Виды деятельности обучающихся на занятиях по производственному обучению Таблица 1.
В зависимости от организации лабораторных и практических занятий формы деятельности обучающихся могут быть фронтальными и нефронтальными. При фронтальной организации деятельности все обучающиеся группы выполняют одинаковые задания, работая на однотипном оборудовании, индивидуально или небольшими группами (бригадами, звеньями). Нефронтальная организация деятельности характерна тем, что обучающиеся работают звеньями на различном оборудовании и выполняют различные задания. Для производственного обучения характерны оба способа организации деятельности обучающихся, хотя преимущественно проводятся фронтальные работы. Руководство лабораторным, практическим занятием мастер производственного обучения осуществляет в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного. Методика и организация вводного инструктирования во многом зависит от характера и организации лабораторного или практического занятия. В тех случаях, когда в ходе лабораторных и практических занятий обучающиеся должны проводить какие-либо исследования, вскрывать зависимости (например, зависимость геометрии заточки резца от твердости обрабатываемого материала), мастер производственного обучения подробно объясняет обучающимся порядок выполнения задания, указывает, в какой последовательности производить замеры, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения. Особое внимание, как при проведении вводного инструктирования, так и в ходе работы, мастер производственного обучения обращает на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Обучающиеся должны четко понимать, что основная задача состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях училища это зачастую просто невозможно), сколько в практическом подтверждении изученной закономерности, сущности явления или процесса. При проведении практических занятий (сборка-разборка, изучение способов пользования инструментами и т.п.) главное в содержании вводного инструктирования - объяснение и показ приемов, восстановление в памяти обучающихся теоретических знаний. На характер и содержание вводного инструктирования влияет организационное построение лабораторных и практических занятий. При фронтальной организации деятельности обучающихся мастер производственного обучения подробно инструктирует группу преимущественно в устной форме. При проведении нефронтальных работ большое значение имеет письменное инструктирование обучающихся, в частности, в форме заданий-инструкций. Руководство выполнением лабораторных и практических занятий осуществляется в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест обучающихся. При этом мастер производственного обучения контролирует ход работы, помогает обучающимся справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Если лабораторное или практическое занятие выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены группы (бригады). В группе задания должны быть распределены таким образом, чтобы у каждого обучающегося были определенные обязанности. Например, один устанавливает заданные параметры, другой следит за показаниями приборов, третий ведет их записи. В ходе выполнения задания обучающиеся меняются ролями, с тем, чтобы каждый выполнил все элементы задания. После выполнения задания каждый обучающийся или старший группы представляет мастеру производственного обучения сделанные записи и расчеты. При выполнении сугубо практических заданий, не требующих расчетов и записей, подведение итогов работы проводится путем анализа выполненного обучающимися задания. В заключение следует отметить, что лабораторные и практические занятия в производственном обучении являются в соответствии с Типовым положением об образовательных учреждениях НПО и СПО одним из видов учебных занятий, которые реализуют основной принцип ФГОС НПО и СПО нового поколения - принцип интеграции теории и практики в формирование профессиональных компетенций. 3. Организация и планирование лабораторных и практических занятий по учебным дисциплинам теоретического обучения В соответствии с Рекомендациями Министерства образования и науки РФ по реализации среднего (полного) общего образования (от 29.05. 2007 г., № 03-1180) в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, образовательная программа среднего (полного) общего образования реализуется с учетом профиля получаемого профессионального образования. Данная образовательная программа является единой для всех форм получения образования: очной, очно-заочной, заочной и экстерната. Основу образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В профильную составляющую учебных дисциплин входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы НПО и СПО, формирование у обучающихся профессиональных компетенций. В тематические планы дисциплин естественнонаучного цикла по каждому профилю получаемого профессионального образования включены лабораторные занятия, лабораторные опыты и практикумы предусматривающие выполнение лабораторных работ, постановки опытов и решение более сложных задач на материале того раздела учебной дисциплины общеобразовательной подготовки, который связан с получаемой профессией, а также резерв учебного времени, предоставляющий преподавателю возможность внести в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал. Остановимся более детально на особенностях предметов, в содержание которых включены обязательные лабораторные и практические занятия. В примерной программе по дисциплине «Физика», реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой. Вместе с тем, содержание программы, реализуемое при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям естественнонаучного профиля, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как отсутствует связь с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от получаемой профессии в рамках естественнонаучного профиля повышенное внимание может быть уделено изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела «Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих почти в каждом разделе. В программе по физике теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами. В профильную составляющую программы по дисциплине «Химия» включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. При структурировании содержания учебной дисциплины «Химия» следует учитывать относительно небольшой объем часов, отпущенных на изучение данного предмета. Поэтому теоретические вопросы рекомендуется рассматривать в начале изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал изучался на основе освоенной теории. Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Примерное содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.). В содержании примерной программы для естественнонаучного профиля профессионально значимый компонент в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины» не выделен, так как все его содержание является профильно ориентированным и носит профессионально-значимый характер. Следует обратить внимание, что при изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве, тем самым решая задачу формирования общих компетенций. В профильную составляющую дисциплины «Биология» также включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся. Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и общих компетенций. Приоритетными из них при изучении биологии являются умения сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, находить и использовать информацию из различных источников. Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий. Примерная программа учебной дисциплины «Биология» служит основой для разработки рабочих программ, в которых отражаются: последовательность изучения учебного материала, демонстрации, обязательные лабораторные опыты и практические работы, тематика рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования. Дисциплина «Естествознание» как базовый учебный предмет предназначена для изучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов при освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля, а также при освоении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО. Примерная программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций. Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. При организации учебной деятельности обучающихся образовательных учреждений НПО по дисциплине « Естествознание» повышенное внимание целесообразно уделить изучению разделов «Неорганические соединения», «Органические соединения», а также тем, относящихся к общей биологии: клетка, ДНК – носитель наследственной информации, уровни организации живой природы, эволюция, раскрывающих влияние экологических факторов на развитие растений и животных. При этом увеличивается количество лабораторных работ, опытов и время на их проведение. В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. В тоже время, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы не увеличено. В примерных программах по дисциплинам (предметам) общеобразовательной подготовки Перечень лабораторных и практических работ по предметам естественнонаучного цикла общеобразовательной подготовки Физика Технический профиль в учреждениях НПО (273 часа). 1. Механика. Лабораторные работы: 1.1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. 1.2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. 1.3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 1.4. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. 1.5 Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). 2. Молекулярная физика. Термодинамика. Лабораторные работы: 2.1. Измерение влажности воздуха. 2.2. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 2.3. Наблюдение роста кристаллов из раствора. 3. Электродинамика. Лабораторные работы: 3.1. Изучение закона Ома для участка цепи. 3.2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 3.3. Изучение явления электромагнитной индукции. 3.4 Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. 3.5. Измерение индуктивности катушки. 3.6 Изучение интерференции и дифракции света. В учреждениях НПО (178 час.) 1. Механика. Лабораторные работы: 1.1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. 1.2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. 1.3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 2. Молекулярная физика. Термодинамика. Лабораторные работы: 2.1. Измерение влажности воздуха. 2.2. Наблюдение роста кристаллов из раствора. 3. Электродинамика. Лабораторные работы: 3.1. Изучение закона Ома для участка цепи. 3.2. Изучение явления электромагнитной индукции. 3.3. Изучение интерференции и дифракции света. В учреждениях СПО (195 час.) 1. Механика. Лабораторные работы: 1.1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. 1.2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. 1.3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 1.4. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). 2. Молекулярная физика. Термодинамика. Лабораторные работы: 2.1. Измерение влажности воздуха. 2.2. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 2.3. Наблюдение роста кристаллов из раствора. 3. Электродинамика. Лабораторные работы 3.1. Изучение закона Ома для участка цепи. 3.2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 3.3. Изучение явления электромагнитной индукции. 3.4. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока. 3.5. Измерение индуктивности катушки. 3.6. Изучение интерференции и дифракции света. Естественнонаучный профиль В учреждениях НПО (234 час.) 1. Механика. Лабораторные работы: 1.1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. 1.2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. 1.3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 1.4. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. 1.5. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). 2. Молекулярная физика. Термодинамика. Лабораторные работы: 2.1. Измерение влажности воздуха. 2.2. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 2.3. Наблюдение роста кристаллов из раствора. 3. Электродинамика. Лабораторные работы: 3.1. Изучение закона Ома для участка цепи. 3.2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. 3.3. Изучение явления электромагнитной индукции. 3.4. Изучение интерференции и дифракции света. В учреждениях НПО (173 час.) 1. Механика. Лабораторные работы: 1.1. Исследование движения тела под действием постоянной силы. 1.2. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. 1.3. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. 2. Молекулярная физика. Термодинамика. Лабораторные работы: 2.1. Измерение влажности воздуха. 2.2. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 2.3. Наблюдение роста кристаллов из раствора. 3. Электродинамика. Лабораторные работы: 3.1. Изучение закона Ома для участка цепи. 3.2. Изучение явления электромагнитной индукции. 3.3. Изучение интерференции и дифракции света. В учреждениях СПО (156 час.) 1. Механика. Лабораторные работы Исследование движения тела под действием постоянной силы. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). 2. Молекулярная физика. Термодинамика Лабораторные работы. 2.1. Измерение влажности воздуха. 2.2. Измерение поверхностного натяжения жидкости. 2.3. Наблюдение роста кристаллов из раствора. 3. Электродинамика Лабораторные работы: 3.1. Изучение закона Ома для участка цепи. 3.2. Изучение явления электромагнитной индукции. 3.3. Изучение интерференции и дифракции света. Химия 1. Общая и неорганическая химия Лабораторные опыты. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. Электролитическая диссоциация Практическая работа №1. Приготовление раствора заданной концентрации. Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. 1.6. Химические реакции Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. 1.7. Металлы и неметаллы Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. Практическая работа №2. Получение, собирание и распознавание газов. Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач. 2. Органическая химия 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических веществ. 2.2. Углеводороды и их природные источники. Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. 2.3. Кислородсодержащие органические соединения. Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал. 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Практическая работа № 5. Распознавание пластмасс и волокон. Естественнонаучный профиль |
Правила рейтинга по курсу «Метрология» для студентов специальности... Итоговый рейтинговый балл начисляется как сумма баллов за лабораторные работы, теоретический курс и практические занятия. Максимальное... | Формирование геоэкологической компетентности при подготовке специалистов... Теоретические основы подготовки специалиста по туризму в образовательных учреждениях среднего профессионального образования | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Где приобретаются навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных... | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)... | ||
Российской федерации письмо Минобразованием России, Управление среднего профессионального образования подготовило и направляет для практического применения "Рекомендации... | «История развития туризма в России» ... | ||
Тематический план и содержание учебной дисциплины оп. 07 Православная культура Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Начального профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины одб. 10 «География» предназначена для изучения географии в учреждениях начального профессионального... | ||
Мониторинг эффективности методической работы в образовательных учреждениях Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)... | Положение о курсах повышения квалификации при Областном государственном... Типовыми положениями об образовательных учреждениях среднего и соответствующего дополнительного профессионального образования, утвержденными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Другими не менее важными после лекции формами учебной работы в высшем учебном заведении являются групповые практические, семинарские,... | Рабочая программа учебной дисциплины обществознание Черногорск «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих... | ||
Порядок организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации... «О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»,... | Самостоятельная работа 2 Работа с литературой составить опорный конспект... Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | ||
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с рекомендациями... Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с рекомендациями фиро по реализации образовательных программ в образовательных... | Урока Тема урока Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные,... Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т д.) |