Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело»
страница1/6
Дата публикации20.11.2017
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Химия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский национальный исследовательский медицинский университет

имени Н.И. Пирогова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


УТВЕРЖДАЮ



Декан лечебного факультета

______________/А.С.Дворников/

«13» октября 2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(Вузовский компонент)
Химия биомолекул и наносистем


Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело»

Форма обучения: очная, очно-заочная

Срок освоения ООП: очная - 6 лет

очно-заочная – 7 лет

Кафедра химии лечебного факультета

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело»,

утвержденный Министерством образования и науки РФ «8» ноября 2010 г.

  1. Учебный план по специальности «Лечебное дело», утвержденный Ученым Советом «ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» «16» мая 2011 г., протокол № 10

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры химии от 9 октября 2014 г., протокол №3.

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом лечебного факультета от «13» октября 2014 г., протокол № 2.

Председатель Ученого Совета /А.С.Дворников/


Разработчики:

Профессор кафедры химии, к.х.н /И.Ю. Белавин/

Заведующий кафедрой химии, профессор, д.х.н. /В.В. Негребецкий/


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Химия биомолекул и наносистем» является:

формирование необходимых как для обучения последующим учебным дисциплинам, так и для непосредственного формирования врача, системных знаний о физико-химической сущности и механизмах химических процессов, происходящих в организме человека, закономерностях химического поведения основных биологически важных классов неорганических и органических соединений, необходимых для рассмотрения процессов, протекающих в живом организме на молекулярном, надмолекулярном и (или) клеточном уровнях.

2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА

2.2.1. Учебная дисциплина «Химия биомолекул и наносистем» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин С2 по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» высшего профессионального медицинского образования, изучается во II семестре 1 курса.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины студентам необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- «Химия».

Знания: основных химических законов и постулатов, химических формул, строения и свойств неорганических и органических веществ

Умения: писать формулы и уравнения химических реакций, производить расчеты, необходимые для приготовления растворов, рассчитывать осмотическое давление и рН растворов, производить термодинамические и кинетические расчеты, пользоваться правилами химической номенклатуры, предсказывать свойства веществ по их химическому строению.

Навыки: безопасной работы в химической лаборатории.

2.2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

успешное освоение курса химии является непременным условием формирования качественного уровня знаний, необходимого для изучения последующих дисциплин: на младших курсах – гистологии, физики, биологии; на старших курсах – биохимии, нормальной физиологии, патофизиологии, фармакологии, хирургии, терапии, акушерства и гинекологии, гигиены и основ экологии человека, реаниматологии и интенсивной терапии, дерматовенерологии, лучевой диагностики и терапии, неврологии, отолярингологии, офтальмологии, травматологии, общественного здоровья и здравоохранения.

2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» с квалификацией врач следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:




п/п

Номер/

индекс

компет.

Содержание компетенции

(или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Оценочные средства

Знать

Уметь

Владеть



ОК-1

способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы … естественнонаучных, … наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Основные закономерности и перспективы развития химических наук в приложении к медико-биологическим проблемам

Анализировать получаемые экспериментальные результаты и делать соответствующие выводы

Навыками выражать сделанные выводы в доступной для понимания форме

Собеседование



ОК-2

способен и готов к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию

Философские аспекты развития химических наук в приложении к решению медико-биологических задач

Обобщать результаты умственной и практической деятельности в изучении химических наук

Навыками самостоятельной работы с учебниками, книгами, интернетом

Собеседование



ПК-2

выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача по специальности «Лечебное дело», использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

Физико-химические характеристики объектов, являющихся предметом изучения общей, неорганической органической и коллоидной химии

Оценивать характеристики различных биологических сред (осмотического давления, pH, буферной емкости и других параметров)

Навыками извлечения необходимой информации из результатов измере­ний, оценивать надежность полученных данных

Тестирование

письменное;

Контральная

работа;

Собеседование;

Защита лабораторной работы




ПК-7

способен и готов применять методы асептики и анти­септики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными

Строение и физико-химические свойства веществ, применяемых в санитарно-гигиенической практике

Рассчитывать массы и объемы веществ, необходимые для приготовления растворов с необходимым содержание компонентов

Навыками приготовления растворов

различных веществ

Тестирование

письменное;

Контральная

работа;

Собеседование;

Защита лабораторной работы



ПК-11

способен и готов использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по преду­преждению инфек­ционных, паразитарных и не­инфекционных болезней, проводить санитарно-просве­тительскую работу по гигиеническим вопросам

Основы химии биогенных элементов и их соединений, применяемых в медицинской практике

Проводить качественные реакции на эти соединения

Навыками безопасной работы в химической лаборатории

Тестирование

письменное;

Контральная

работа;

Собеседование;

Защита лабораторной работы



ПК-15

способен и готов к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом

Наиболее важные законы химии

Применять эти законы к конкретным биологическим системам

Навыками расчета наиболее важных параметров и их изменений в приложении к биологическим объектам

Тестирование

письменное;

Контральная

работа;

Собеседование;

Защита лабораторной работы



ПК-20

способен и готов назначать адекватное (терапев­тическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осущес­твлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (лечебное питание, двигательный режим и др.) больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

Наиболее важные законы химии

Применять эти законы к конкретным биологическим системам

Навыками расчета наиболее важных параметров и их изменений в приложении к биологическим объектам

Тестирование

письменное;

Контральная

работа;

Собеседование;

Защита лабораторной работы



ПК-22

способен и готов назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения

Наиболее важные законы химии

Применять эти законы к конкретным биологическим системам

Навыками расчета наиболее важных параметров и их изменений в приложении к биологическим об.

Тестирование

письменное;

Контральная

работа;

Собеседование;

Защита лабораторной работы


3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:

-

Лекции (Л)

18

Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)

54

Самостоятельная работа (всего)

36

В том числе:

-

Подготовка и оформление лабораторных работ

4

Другие виды самостоятельной работы




Самоподготовка

32

Вид промежуточной аттестации

Зачет

Общая трудоемкость дисциплины составляет по вариативной части ФГОС ВПО

3 зач.ед./108часов

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.2.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Название раздела дисциплины вариативной части ФГОС

Содержание раздела

1.

Биологические окислительно-восстановительные системы

Окислительно-восстановительные реакции органических соединений. Реакции гидрирования и дегидрирования. Понятие о системе ФАД–ФАДH2. Реакции окисления спиртов, альдегидов, аминов. Восстановление альде­гидов, кетонов, иминов. Понятие о системах НАД+–НАДH и НАДФ+–НАДФH. Окислительно-восстанови­тельные системы хинон–гидрохинон и тиол–дисульфид. Пероксидное окисление C–H-связи. Окисление ненасыщенных и ароматических соединений через эпоксиды. Понятие о реакциях гидроксилирования. Окисление азот- и серосодержащих соединений.

2.

Биологически важные поли - и гетерофунциональные соединения

Особенности химического поведения поли - и гетерофункциональных соединений. Реакции циклизации, хелатообразования, декарбоксилирования, окислительного декарбоксилирования, элиминирования, дегидратации, дезаминирования, фосфорилирования.

Таутомерия. Кето-енольная и енамин-иминная таутомерия как следствие повышенной СН-кислотности альфа-углеродного атома. Лактим-лактамная таутомерия и таутомерия азолов. Цикло-оксо-таутомерия гидроксикарбонильных соединений.

Биологически важные поли- и гетерофункциональные соединения. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин, сорбит, ксилит. Фосфорилирование многоатомных спиртов. Образование комплексных соединений.

Двухатомные фенолы. Пирокатехин, резорцин, гидрохинон. Реакции окисления гидрохинона и пирокатехина. Понятие о витамине E.

Хиноны. Их строение. Восстановление хинонов. Орто- и пара-бензохиноны, нафтохинон. Понятие об убихинонах, витаминах K. Аминоспирты и аминофенолы. Коламин, холин, сфингозин, п-аминофенол. Понятие о катехоламинах. Алкилирование и ацилирование аминоспиртов. Ацетилхолин. Бета-Галогенамины и этиленимины. Причины их высокой алкилирующей активности.

Ненасыщенные карбоновые кислоты. Кротоновая, малеиновая и фумаровая кислоты. Образование их по реакциям дегидрирования, дегидратации, дезаминирования. Гидрирование ненасыщенных кислот. Гидратация a,b-ненасыщенных кислот. Двухосновные карбоновые кислоты. Щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая кислоты. Декарбоксилирование малоновой кислоты.

Гидроксикислоты. Гликолевая, молочная, гидроксимасляные кислоты. Яблочная, винная, лимонная кислоты. Реакции дегидратации и циклизации в ряду гидроксикислот. Лактоны. Салициловая кислота и ее производные. Оксокислоты. Пировиноградная, ацетоуксусная, щавелевоуксусная, a-кетоглутаровая кислоты. Реакция декарбоксилирования b-оксокислот. Окислительное декарбокси­лирование a-оксокислот. Восстановительное аминирование a-оксокислот. Угольная кислота и ее производные. Уретаны, мочевина, гуанидин, уреиды кислот

3.

Стереоизомерия органических соединений

Понятие о конформацях органических молекул. Конфигурация органических молекул. Пространственная изомерия. Энантиомерия и диастереомерия. Асиммет­рический атом углерода. Формулы Фишера. D- и L-ряды. Стереохимические формулы. Оптическая активность

4.

Углеводы

Углеводы. Моносахариды. Классификация и стереоизомерия. D- и L-ряды. Кетозы и альдозы. Глицериновый альдегид и дигидроксиацетон. Рибоза, ксилоза. Глюкоза, манноза, галактоза, фруктоза. Дезокси- и аминосахара. Дезоксирибоза, глюкозамин, маннозамин, галактозамин. Цикло-оксо-таутомерия моносахаридов. Пиранозы и фуранозы. Формулы Фишера и Хеуорса, a- и b-аномеры. Карбонильная группа как прохиральный центр. Ацилирование аминосахаров. Гликозиды. Их образование и гидролиз. Окисление моносахаридов. Гликоновые, гликаровые, гликуроновые кислоты. Понятие об аскорбиновой кислоте. Взаимопревращение альдоз и кетоз (эпиме­ризация моносахаридов).

Дисахариды. Мальтоза, целлобиоза, лактоза, сахароза. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Типы гликозидных связей в дисахаридах. Гидролиз дисахаридов. Полисахариды. Строение крахмала, гликогена и целлюлозы.

5.

Гетероциклические

соединения, нуклеозиды, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты

Биологически важные гетероциклические системы. Пяти - и шестичленные гетероциклы с одним атомом азота. Пиррол. Пиридин. Их кислотно-основные свойства. Различие пиррольного и пиридинового атома азота. Алкилирование пиридина. Понятие о тетрапиррольных металлокомплексах (гем). Никотиновая и изоникотиновые кислоты. Никотинамид (витамин PP). Пиридоксаль (витамин B6). Индол. Триптофан. Серотонин. Пятичленные гетероциклы с двумя гетероатомами (азолы). Пиразол, имидазол, тиазол, оксазол. Кислотно-основные свойства и таутомерия азолов. Гистидин и гистамин. Пиримидин. Гидрокси - и аминопроизводные пиримидина. Урацил, тимин, цитозин, барбитуровая кислота. Их таутомерия. Понятие о барбитуратах. Конденсированные гетероциклы с несколькими гетеро­атомами. Пурин. Гидрокси- и аминопурины. Аденин, гуанин, гипоксантин, ксантин, мочевая кислота. Их таутомерия. Ураты. Нуклеотиды и нуклеозиды. Их строение. Конфигурация гликозидного центра. строение пиримидиновых и пуриновых нуклеозидов. Дезоксинуклеотиды. Мононуклеотиды-биорегуляторы (АТФ и ее гидролиз, АДФ, АМФ). Циклический аденозинмонофосфат (цАМФ). Никотинамидмононуклеотид. Понятие о строении динуклеотидов (кофермент A, НАД+, ФАД). Понятие о строении нуклеиновых кислот

6.

Липиды


Омыляемые липиды. Классификация. Особенности стро­ения жирных кислот, входящих в состав омыляемых липидов. Стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, линолевая, линоленовая и арахидоновая кислоты. Воска. Триацилглицерины (жиры) и мыла. Фосфатидовые кислоты. Фосфатиды (фосфатидилсерин, фосфатидилколамины, фосфатидилхолины). Сфинголипиды. Церамиды. Сфингомиелины, цереброзиды. Понятие о ганглиозидах.

7.

Физико-химические свойства органических наносистем

Микрогетерогенные и грубодисперсные систем. Коллоидные ПАВ, их классификация. Механизм самопроизвольного образования органических наносистем в растворах коллоидных ПАВ. Критическая концентрация мицеллообразования (ККМ). Строение мицелл коллоидных ПАВ. Изменение формы мицелл при изменении концентрации раствора коллоидного ПАВ. Солюбилизация в растворах коллоидных ПАВ. Биологическая роль мицеллообразования и солюбилизации. Эмульсии, их классификация по концентрации и по типу эмульсии. Стабилизация эмульсий, зависимость типа эмульсии от гидрофильно-липофильных свойств эмульгатора. Понятие о гидрофильно-липофильном балансе ПАВ-эмульгаторов. Обращение фаз эмульсий. Пены. Основные характеристики пен: устойчивость, кратность, дисперсность. Стабилизация пен. Аэрозоли. Пути образования аэрозолей. Причины агрегативной неустойчивости аэрозолей. Разрушение эмульсий, пен, аэрозолей.

8.

α-аминокислоты, пептиды

Аминокислоты. Общие свойства аминокислот как бифун­кциональных соединений. Диполярный ион. Реакция элиминирования b-аминокислот. Реакция циклизации g-аминокислот. Лактамы. a-Аминокислоты, входящие в состав белков. Их классификация и стереоизомерия. Глицин, аланин, лейцин, изолейцин, валин, серин, треонин, цистеин, метионин, фенилаланин, тирозин, аспарагиновая и глутаминовая кислоты, глутамин, аспаргин, лизин, аргинин, пролин, гистидин, триптофан. Биологически важные реакции a-аминокислот: декарбоксилирование, дезаминирование, окислительное дезаминирование, трансаминирование, элиминирование, гидроксилирование, альдольное расщепление, гидролиз. Образование комплексных соединений. Образование пептидной связи и ее гидролиз. Строение пептидов. Ароматические аминокислоты (п-аминобензойная кислота, п-аминосалициловая кислота). Сульфаниловая кислота и ее производные

9.

Физико-химические свойства растворов биополимеров

Особенности растворов ВМС. Кислотно-основные свойства белков как полиамфолитов: белок-кислота, белок-основание, изоэлектрическое состояние (ИЭС) и изоэлектрическая точка (ИЭТ) белков, pI. Поведение белковых макромолекул в ИЭС и при значениях pH среды, отличных от pI. Электрофорез в растворах белков. Образование растворов ВМС. Набухание ВМС: механизм набухания, стадии набухания, движущие силы стадий набухания. Контракция. Термодинамика набухания. Влияние различных факторов (природы полимера, температуры, электролитов, pH среды, формы макромолекул) на набухание. Ограниченное и неограниченное набухание. Причины ограниченного набухания. Антагонистическое набухание. Устойчивость растворов ВМС. Факторы, обеспечи­вающие термодинамическую устойчивость растворов белков. Нарушение устойчивости растворов белков: высаливание, коацервация, денатурация. Механизм высаливания, высаливающие агенты. Влияние на процесс высаливания природы высаливающего агента, pH среды, температуры, природы и размеров макромолекул. Обратимость высаливания. Применение высаливания для разделения белковых смесей. Механизм коацервации и вызывающие ее факторы. Обратимость коацервации. Комплексная коацервация. Значение коацервации и комплексной коацервации для биологических систем. Денатурация белков. Сущность процесса денатурации. Физические и химические денатурирующие агенты. Обратимая и необратимая денатурация. Отличие денатурированного белка от нативного. Физиологическое значение денатурации. Процессы структурообразования в золях и растворах ВМС. Механизм гелеобразования и застудневания. Коагуляционные и конденсационно-кристаллизационные структуры. Факторы, влияющие на процессы гелеобразования и застудневания: концентрация золя или раствора ВМС, форма частиц, температура, pH раствора белка. Тиксотропия золей и студней. Синерезис в гелях и студнях и его причины. Физиологическая роль студней, тиксотропии и синерезиса. Молекулярно-кинетические и коллигативные свойства растворов ВМС и золей. Броуновское движение. Уравнение Эйнштейна для расчета сдвига частицы. Диффузия. Уравнение Эйнштейна для расчета коэффициента диффузии. Закон Фика. Зависимость броуновского движения и диффузии от температуры, вязкости среды и размера частиц. Роль диффузии в биологических процессах. Осмотическое давление золей и растворов ВМС. Уравнение Вант-Гоффа для осмотического давления золей. Особенности проявления броуновского движения, диффузии и осмотического давления в растворах ВМС (понятие о сегментном характере молекулярно-кинетических свойств ВМС). Зависимость осмотического давления растворов ВМС от концентрации и pH. Уравнение Галлера. Онкотическое давление плазмы крови. Роль осмоса в биологических системах. Мембранное равновесие Доннана и его анализ. Физиологическое значение мембранного равновесия. Вязкость растворов ВМС и золей. Основы теории Эйнштейна вязкости агрегативно устойчивых разбав­ленных золей. Уравнение Эйнштейна для расчета вязкости дисперсных систем. Относительная и удельная вязкость. Уравнение Штаудингера для расчета вязкости разбавленных растворов ВМС. Приведенная и характе­ристическая вязкость. Зависимость вязкости разбав­ленных растворов ВМС от концентрации, температуры, pH среды и формы макромолекул. Ньютоновские и неньютоновские жидкости. Вязкость концентрированных растворов ВМС, структурная вязкость. Аномалии вязкости: зависимость от давления (отклонение /нарушение/ от закона Ньютона), отклонение /нарушение/ от закона Пуазейля, изменение вязкости при перемешивании или прогревании раствора ВМС. Методы определения ИЭТ белков по степени набухания, вязкости раствора белка, по скорости электрофореза. Методы определения молекулярной массы полимеров: вискозиметрический, осмометрический. Студни

10.

Хроматография

Хроматография как метод исследования биологических систем. Сорбция и десорбция как основной принцип хроматографии. Классификация хроматографических методов разделения веществ по механизму разделения веществ: адсорбционная, ионообменная, молекулярно-ситовая и биоспецифическая хроматография.

11.

Физиологически активные органические соединения

Строение и биологическая активность органических соединений. Химические аспекты токсикологии. Влияние окружающей среды на организм человека.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа дисциплины клиническая патофизиология Направление...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconПримерная программа учебной дисциплины оп. 09 основы микробиологии...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины дерматовенерология направление подготовки «Лечебное дело»
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа раздела I. «Здоровый детский возраст» учебной дисциплины...
Рабочая программа раздела I «Здоровый детский возраст» учебной дисциплины оп. 01 «Здоровый человек и его окружение» разработана на...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины оп. 02. Психология по специальности...
Лечебное дело и примерной программы учебной дисциплины, разработанной гаоу спо «Казанский медицинский колледж», автор Полведернова...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла...
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (фгос) высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа По дисциплине «Биология» (наименование дисциплины)...
Фгос-3 впо по направлению подготовки (специальности) «Лечебное дело» (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа дисциплины здоровый человек и его окружение специальность...
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18»
Фгос) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Лечебное дело» (060101), с учетом рекомендаций основной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа Учебной дисциплины биология с основами экологии...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины биология для специальности: 060101 «Лечебное дело»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности высшего профессионального...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Лабораторная диагностика»...
В соответствии с гос впо дисциплина «Лабораторная диагностика» в структуре учебного плана Основной образовательной программы выделена...
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа учебной дисциплины приоритетные направления развития...
Направление подготовки: научная специальность 12. 00. 08 – «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»
Рабочая программа учебной дисциплины (Вузовский компонент) Химия биомолекул и наносистем Направление подготовки (специальность): «Лечебное дело» iconРабочая программа Общеобразовательной учебной дисциплины «химия» Специальность
«Химия», примерной программы учебной дисциплины «Химия» авторов Габриеляна О. С., Остроумов И. Г., одобренной фгу «фиро» Минобрнауки...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск