План-конспект открытого интегрированного урока





Скачать 78.33 Kb.
НазваниеПлан-конспект открытого интегрированного урока
Дата публикации15.09.2013
Размер78.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок
НОУ “Интеграция”


План-конспект открытого интегрированного урока

географии с химией

Преподаватель химии: Плуталов Николай Федорович

Преподаватель географии: Семенов Василий Анатольевич

Москва 2001
План-конспект интегрированного урока географии с химией
Дата: 1 марта 2001 года (четверг)

Учителя: Плуталов Николай Федорович, Семенов Василий Анатольевич

Класс: 9 (девятый) в составе 12 человек

Продолжительность урока: 45 минут (1100-1145)

Тема урока: “Азот” (химия), “Химическая промышленность Центральной России” (география)

Цели урока: 1) образовательные: актуализировать знания учащихся по темам “Азот” и “Химическая промышленность Центральной России” через выбор места строительства завода по производству азотной кислоты, расширить знания по свойствам кислот, закрепить знания по производству минеральных удобрений, повторить факторы размещения предприятий химической промышленности, расширить знания учащихся по географии химической промышленности Центральной России; 2) воспитательные: выработать навыки работы в малых группах, умение слушать высказывания товарищей и уважать их мнение; 3) развивающие: сформировать умение критически мыслить, аргументировать свой ответ, усовершенствовать навык логического мышления

Задачи урока: определить основные компоненты, необходимые для производства азотной кислоты, и способы ее получения; составить схему использования азотной кислоты в хозяйстве; выявить различия в размещении предприятий по производству азотной кислоты в зависимости от исходного сырья; перечислить основные факторы размещения химических предприятий; выполнить контурную карту “Азотная промышленность Центральной России”; обсудить размещение учащимися на контурной карте предприятия по производству азотной кислоты

Средства обучения: доска, мел, цветные карандаши (простой, красный, желтый, зеленый, синий, голубой), контурные карты Центральной России (3 шт. - по одной на каждую команду), атлас для 9 класса (География России: население и хозяйство. 9 класс. М: “ДиК”, 1998), комплекты отпечатанных заданий (3 шт. - по одной на команду), настенная политическая карта России, настенная карта полезных ископаемых России, наглядное пособие “Использование HNO3 в хозяйстве”

План урока:

1100

  1. Организационный момент;

1103

  1. Повторение способов производства HNO3, уравнений химических реакций, формулировка учащимися необходимых компонентов для производства HNO3;

1142

7. Подведение итогов урока, объявление оценок.



Ход урока

Организационный момент включает в себя объявление темы урока, плана и целей занятия.

Далее преподаватель химии начинает свою часть урока. Повторяется цепочка последовательных реакций, необходимых для производства HNO3: NH3NONO2HNO3. 1)N2+H2=NH3; 2)NH3+O2=NO+H2O; 3)NO+O2=NO2; 4)NO2+H2O+O2=HNO3. Один из учеников под контролем преподавателя пишет эти уравнения реакций на доске, а остальные учащиеся у себя в тетрадях расставляют самостоятельно коэффициенты в реакциях. После этого учащиеся делают вывод о том, что же необходимо для производства HNO3: газ метан (СН4) для извлечения из него водорода (Н­2) и для получения аммиака (NН3), вода для еще одного способа извлечения водорода, для получения кислорода (О2) методом электролиза и для участия в реакции получения HNO3 из NO2, электроэнергия для участия в реакции электролиза воды, воздух - для извлечения из него азота (N2). Поскольку производство HNO3 - это многотоннажное производство, необходимо много воды (нужна близость крупных рек или озер), электроэнергии (нужна близость к дешевому источнику эл/энергии, ТЭС, ГЭС, АЭС), природного газа (необходима близость газопровода или месторождения газа), воздуха (воздух есть везде!). Все названные элементы, необходимые для производства азотной кислоты особым образом подчеркиваются на доске.

Затем к доске вызывается учащийся, который изображает схему применения азотной кислоты в хозяйстве (по наглядной схеме):

HNO3

фармацевтика, производство

производство лекарств азотных удобрений

производство

производство взрывчатых веществ

красителей изготовление

фотопленки и

других фото изделий
После окончания схемы внимание класса обращается к ней, и далее происходит небольшое ее обсуждение. Вспоминается уравнение получения аммиачной селитры (NН4NO3): HNO3+ NН3=NН4NO3. Учащиеся расставляют коэффициенты.

Далее начинается географическая часть занятия. Первоначально преподаватель географии вместе с учащимися вспоминают факторы размещения химической промышленности, акцентируя внимание на производстве азотной кислоты: потребительский фактор (сельскохозяйственные районы), близость газопроводов и железных дорог (первые являются источниками сырья, последние - способом транспортировки азотной кислоты), энергетический фактор (близость электростанции), фактор безопасности (производство НNO3 - опасное производство, поэтому размещать его лучше вдалеке от крупных городов и в восточных частях региона, поскольку в Центральной России господствуют западные ветры), фактор трудовых ресурсов (предприятие по производству кислоты должно быть обеспечено квалифицированным персоналом), военно-стратегический фактор (НNO3 является стратегическим сырьем для производства взрывчатых веществ и должно тяготеть к закрытым и малоприметным военным городкам).

После обсуждения факторов размещения предприятий по производству НNO3 преподаватель географии формулирует дальнейшее задание, раздавая каждой команде (класс разбивается на 3 команды) печатные варианты этого задания и по одному комплекту контурных карт Центральной России на команду. При этом одна из команд берет за основу способ получения водорода из метана, а две другие - из воды.

Задание состоит из двух пунктов и выглядит следующим образом:

Задание.

  1. Нанесите на контурную карту указанным цветом отрасли промышленности, потребляющие азотную кислоту. Производства располагаются в следующих городах:

Щекино- производство азотных удобрений;

Липецк- производство азотных удобрений;

Переяславль-Залесский- производство синтетических красителей, производство фотопленки и магнитной ленты (ПО "Славич");

Тамбов- производство химических красителей, производство взрывчатых веществ;

Нижний Новгород- производство взрывчатых веществ, фармацевтика и изготовление лекарств (АО"Нижфарм").

Условные знаки:

­— производство азотных удобрений

— производство разнообразных химических красителей

— производство фотопленки и магнитной ленты

— производство взрывчатых веществ

— фармацевтика и изготовление лекарств

— газопровод

— железная дорога
2. Определите, используя вашу контурную карту и атлас, город, где целесообразно построить завод по производству азотной кислоты с учетом факторов его размещения (близость потребителя, наличие транспортных путей и электроэнергии, наличие магистрального газопровода и сырья…) и обоснуйте свой выбор!
После выполнения этого задания, от каждой команды у доски выступает один человек, излагая мнение коллектива. Этот человек называет город, выбранный командой для размещения в нем предприятия по производству азотной кислоты и аргументирует свой ответ, что очень важно и необходимо в учебном процессе для выработки причинно-следственных связей у детей. Смысл дальнейшего обсуждения состоит в выявлении зависимости между выбором сырья и размещением завода по изготовлению НNO3. Сырьем для производства некоторых составляющих азотной кислоты может послужить либо вода, либо газ метан. От того, какое сырье ребята выбрали для производства кислоты, будет зависеть размещение по территории Центральной России завода.

В заключение, каждому участнику обсуждения ставится оценка, подводится итог урока, где резюмируются основные факторы размещения азотной кислоты (на примере территории Центральной России) и определяется значимость производства НNO3 в химической промышленности России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект открытого интегрированного урока iconПлан-конспект открытого интегрированного урока (математика + история)
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,...
План-конспект открытого интегрированного урока iconПлан конспект интегрированного урока чтение краеведение. 2 класс...
План конспект интегрированного урока чтение – краеведение. 2 класс (1-4) 2, 3 четверть
План-конспект открытого интегрированного урока iconПлан-конспект открытого урока по физической культуре
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
План-конспект открытого интегрированного урока iconПлан конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 6-м классе б по разделу "Волейбол"
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект открытого интегрированного урока
Семья. Активизация употребления лексического материала, повторение алфавита, ознакомление с новыми словами
План-конспект открытого интегрированного урока iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект открытого интегрированного урока iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект урока по английскому языку в 10 классе «Социальные сети»
Английский язык, 10класс, (Абрамова В. С.) 15. 11. 2012 План-конспект открытого урока
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект открытого интегрированного урока по чтению, изо и музыке....
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
План-конспект открытого интегрированного урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру во 2 классе по теме
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект открытого интегрированного урока iconКонспект открытого интегрированного урока
Ожс (основы жизненного самоопределения) во 2 «В» классе учителя начальных классов моу школы с углубленным изучением отдельных предметов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск