Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/8
Дата публикации10.11.2013
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Химия > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство сельского хозяйства

Новосибирский государственный аграрный университет

Инженерный институт



ТОПЛИВО И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Методические указания

Специальности: 110301 (311300) – Механизация сельского хозяйства;

190601 (150200) – Автомобили и автомобильное хозяйство;

110304 (311900) – Технология обслуживания и ремонта машин в АПК
Форма обучения: заочное отделение

Факультет ИЗОП

Новосибирск – 2006г.

Составитель: докт. техн. наук Г. М. Крохта
УДК 669.75 (075.5)

Топливо и смазочные материалы: Методические указания по изучению дисциплины/Новосиб. гос. аграр. ун-т. Сост. Г. М. Крохта. – Новосибирск, 2006. – 40 с.


Рецензент

Методические указания утверждены методическим советом инженерного института (протокол № от 2006г.)




Инженерный институт, 2006




  1. Общие методические указания по изучению дисциплины





    1. Цели и задачи курса


Эксплуатация мащинно-тракторного парка предполагает использование различных расходных материалов (топлив, смазочных материалов и технических жидкостей). Современное производство АПК потребляет до 45% дизельного топлива и моторных масел, около 35% бензина, выпускаемых в РФ. Поэтому в общей структуре затрат на произведенную продукцию большая доля относится к расходам на топливо, смазочные материалы и технические жидкости. Снижение доли затрат на нефтепродукты возможно путем их рационального использования: соответствие качества нефтепродукта конструктивным особенностям машины, совершенствование учета топлива и смазочных материалов, улучшение условий их хранения. Кроме того, существует объективная взаимосвязь между качеством топлива и смазочных материалов, конструкцией силовой установки и показателями эффективности машин.

В начале 60-х годов возникла и успешно развивается в настоящее время новая отрасль знаний о применении топлив и смазочных материалов в технике – химмотология. Понитие «химмотология» происходит от слов «химия», «мотор» и «логия» (наука).

Целью изучения дисциплины «Топливо и смазочные материалы» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков по определению эксплуатационных свойств топлив и масел, их влияние на технико-экономические показатели самоходных и других сельскохозяйственных машин, экономии нефтепродуктов и сокращении их потерь.

Студенты самостоятельно изучают дисциплину по основному рекомендованному учебнику. Для более глубокого изучения отдельных тем и вопросов рекомендуется дополнительная литература.

Если в процессе изучения курса возникнут затруднения, которые студент не в состоянии самостоятельно разрешить, он может в письменной форме обратиться к преподавателю или получить устную консультацию на кафедре.

Закончив изучение материала по тому или другому разделу, необходимо ответить на вопросы для самопроверки.

Изучив теоретический материал, студент приступает к выполнению контрольной работы согласно заданию. Задание для контрольной необходимо получить у методиста. Выполненная контрольная работа высылается в институт для проверки.

Приезжая на очередную сессию в институт, студент слушает лекции по наиболее сложным темам дисциплины и выполняет лабораторные работы; завершается курс сдачей зачета, к которому допускаются студенты, выполнившие и защитившие контрольные и лабораторные работы.


таблица 1.1. Распределение учебного времени

п/п

Наименование тем

Распределение времени

всего

уст. лекц.

лекц.

лпз

сам-я работа

1

Введение. Применение эксплуатационные свойства топлив для энергетических средств сельскохозяйственного производства

32

1

2

4

25

2

Эксплуатационные свойства и использование смазочных материалов для сельскохозяйственной техники


16


1


2


6


7

3

Эксплуатационные свойства и применение технических жидкостей для сельскохозяйственных машин


12


-


-


2


10

4

Выполнение контрольной работы

10

-

-

-

10

Итого

70

2

4

12

52


Рекомендуемая литература

  1. Васильев Л. С. Автомобильные эксплуатационные материалы. Учебник. – М.: Наука, 2003.- 421с.

  2. Кузнецов А. В. Топлива и смазочные материалы. – М.: Колос С, 2004.- 199 с.

  3. Стребков С. В. и др. Применение топлива, смазочных материалов и тех. жидкостей в агропромышленном комплексе. Учебное пособие. –Белгород: Белгородская ГСХА, 1999. – 404с.

  4. Лышко Г. П. Топлива, смазочные материалы и технические жидкости. М.: Агропромиздат, 1985.

  5. Кузнецов А. В. , Кульчиев Н. Д. Лабораторный практикум по топливам и смазочным материалам. М.: Агропромиздат, 1987.

  6. Нефтепродукты, масла, смазки, присадки. М.: Изд-во стандартов, 1987.

  7. Топлива, смазочные материалы, технологические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник. – М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. – 596 .




  1. Методические указания по изучению тем и разделов курса




    1. Применение и эксплуатационные свойства топлив для энергетических средств сельскохозяйственного производства

В соответствии с современной научной классификацией можно выделить следующие виды энергии: тепловую, механическую, электростатическую, ядерную, электромагнитную и т.д.

Из всего многообразия в виде конечной энергии в настоящее время используют тепловую (около 76% общего расхода энергии), механическую (около 23%) и электромагнитную (для передачи энергии – около 1%).

Источниками тепловой и механической энергии являются первичные энергетические ресурсы (ПЭР), которые подразделяются на возобновляемые и не возобновляемые.

К возобновляемым ПЭР относятся: солнечная энергия, гидравлическая энергия стока рек, энергия приливов и отливов океанских вод, энергия мирового океана в виде морских и океанских волн, течений, теплота морей и океанов, геотермальная энергия, энергия биомасс (сельскохозяйственных культур и их отходов, древесины, водорослей и других растительных материалов твердых и жидких бытовых отходов и т.п.), энергия ветра.

К не возобновляемым ПЭР относятся ископаемые топлива – обычная нефть и газовый конденсат, природные битумы, природный (естественный) и нефтяной (попутный) газ, уголь, горючие сланцы и торф.

Топливо – горючее вещество (основная часть которого – углерод), способное к выделению большого количества теплоты и развивающее при этом высокую температуру, имеющее широкое распространение в природе, добываемее легкодоступными и дешевыми способами. Кроме того, топливо при сгорании не должно выделять токсичных соединений.

Топливо состоит из органической и не органической частей. Органическая часть топлива включает в себя горючую часть, представленную следующими химическими элементами: углерод (С) – 50…87%, водород (Н) – 12…14%, кислород (О), сера (S) – от 0,01 в ряде случаев до 7% и не горючую часть: азот (N), кислород (О).

Не горючая часть топлива не выделяет теплоту и образует внешний балласт: минеральные примеси (М) и вода (W). При сгорании топлива вода испаряется, минеральные примеси частично разлагаются и образуют золу (А).

Балласт газообразного топлива – не горючие газы: кислород (О2), азот (N2), углекислый газ (СО2), серный ангидрит (SO2), и пары воды (Н2О).

Углерод (С) и водород (Н) при сгорании выделяют большое количество теплоты. Сера, входящая в состав топлива в небольшом количестве, образует при сгорании оксиды серы, которые вызывают интенсивную коррозию деталей. Поэтому ее наличие в топливе нежелательно.

Важнейшей характеристикой любого топлива является его теплота сгорания (энергоемкость). Количество теплоты измеряют джоулями (Дж). Длительное время пользовались калориями (кал). Соотношение между ними следующее: 1 кал = 4,1867 Дж, 1 ккал = 4,1867 кДж.

Энергетический потенциал топлива определяется высшей – максимально возможное количество теплоты (Qв) или низшей (Qн) теплотой сгорания.

Высшая удельная теплота сгорания жидкого и твердого топлива определяется экспериментально или

вычисляется расчетным путем по формуле Д. И. Менделеева:

Qв = 396С + 1256Н – 109(О – S) кДж/кг.

В свою очередь низшая удельная теплота сгорания определяется как разность:

Qв = Qв – 25(9Н + W) кДж/кг,

где Н и W – содержание в топливе водорода и воды.

Вычитаемое 25(9Н + W) представляет собой количество теплоты, затраченное на превращение влаги топлива в пар, который уносится в атмосферу с продуктами сгорания. Для характеристики газообразных топлив применяют объемный показатель объемной теплоты сгорания, представляющий собой количество теплоты, выделяемой при сгорании 1 м3 газа.

Определение теплоты опытным путем производят в специальных приборах – калориметрах. Сущность метода заключается в сжигании навески испытуемого топлива или определенного объема газа в калориметрической бомбе в среде сжатого кислорода и определении количества теплоты, выделяющейся при сгорании.

Горение - быстро протекающая реакция взаимодействия углеводородов и примесей топлива с кислородом воздуха, которая сопровождается выделением теплоты и излучением света. Для возникновения реакции необходимо, чтобы топливо и окислитель были нагреты до температуры самовоспламенения топлива, зависящей от его химического состава и физических свойств, концентрации кислорода, способов смесеобразования, температуры окружающей среды и т. п.

Для полного сгорания 1 кг топлива теоретически необходимое количество воздуха Lт (кг) определяется по формуле:

Lт=(2,67С + 8Н + S – О) / 23,2,

где коэффициенты в числителе показывают теоретически необходимое количество кислорода для окисления, соответственно 1 кг углерода (С), водорода (Н), и серы (S) определенное по химическим реакциям; состав топлива в процентах.

В реальных условиях более полное сгорание топлива возможно при большем количестве воздуха по сравнению с теоретическим, называемым действительным количеством воздуха (Lд). Действительное количество воздуха определяют при сгорании топлива с помощью специальных расходомеров (ротационные, диафрагменные, турбинные и т. д.).

Отношение действительно израсходованного количества воздуха к теоретически необходимому количеству называют коэффициентом избытка воздуха (α).

α = Lд/Lт.

Требуемая величина коэффициента избытка воздуха при сгорании может корректироваться по составу продуктов сгорания, который определяется с помощью газоанализаторов.

Литература: 2, с. 7-19; 3, 5-35; 4.
Вопросы для самопроверки

  1. Что входит в состав органической и неорганической частей топлив?

  2. Как понимать высшую Qв и низшую Qн теплоту сгорания топлива?

  3. Как определить высшую Qв низшую Qн теплоту сгорания по данным элементного состава топлива?

  4. Что такое условное топливо?

  5. Напишите и объясните формулу для подсчета теоретически необходимого количества воздуха при горении жидкого, твердого и газообразного топлива?

  6. Как влияет избыток и недостаток кислорода воздуха на процесс горения?

  7. Что называется бедной, богатой и нормальной горючей смесью?




    1. . Общие сведения о получении топлив и смазочных материалов

В настоящее время нефть – основной источник получения жидких топлив различных видов и назначений, смазочных и специальных масел, пластичных смазок и другой разнообразной продукции.

На мировом рынке продают нефть двух сортов – «Brent» и «Urals». Нефть первого сорта добывают в странах Аравийского полуострова, в Венесуэле и Мексике, а второго – в России и странах Северной Европы. Нефть «Brent» дороже «Urals», так как содержит меньшее количество серы и имеет более высокую теплоту сгорания.

Нефть представляет собой сложную смесь различных соединений углерода с водородом. По элементному составу она содержит 83…87% углерода (С), 11…14% водорода (Н), 0,1…1,2% кислорода (О), 0,02…1,7% азота (N) и 0,01…5,5% серы (S).

В состав нефти входят три основных класса углеводородов: парафиновые, нафтеновые и ароматические.

Парафиновые углеводородыnH2n+2) составляют основную массу нефти. Они могут быть нормального и изомерного строения. Парафиновые углеводороды нормального строения легко окисляются при повышенных температурах, поэтому не пригодны в топливах для карбюраторных двигателей, так как вызывают детонацию, но желательны в дизельных топливах (обеспечивая мягкую работу двигателей). Изомерные соединения обладают высокой детонационной стойкостью и поэтому являются основной частью современных бензинов.

Парафиновые углеводороды имеют относительно высокую температуру застывания, что затрудняет их использование в зимних сортах дизельных топлив и масел.

Нафтеновые углеводороды и их производные являются основной частью смазочных масел, их наличие желательно также в бензинах и дизельных топливах, особенно в зимних сортах, так как они имеют низкую температуру застывания.

Ароматические углеводороды способствует повышению детонационной стойкости бензина, так как они имеют высокую устойчивость к окислению, но эти соединения нежелательны в дизельных топливах, потому что вызывают жесткую работу дизелей.

В процессе переработки нефти образуются непредельные углеводороды, которые снижают стабильность получаемых нефтепродуктов. При хранении непредельные углеводороды могут соединяться друг с другом или окисляться кислородом воздуха, образуя смолистые высокомолекулярные соединения и органические кислоты. Большая часть этих соединений удаляется при очистке полученных нефтепродуктов.

Переработка нефти осуществляется физическими и химическими способами. Физические способы переработки заключаются в разделении сырья на составные части по температурам кипения без изменения первоначального химического состава. К ним относятся прямая (атмосферная и вакуумная) перегонка нефти. Химические способы основаны на изменении первоначального химического состава перерабатываемого сырья, в результате чего образуются продукты с заранее заданными свойствами. На перерабатывающих нефтехимических заводах все способы переработки сырья взаимосвязаны.

Полученные дистилляты не являются готовой (товарной) продукцией, а служат сырьем для производства марочного продукта. Ответственной и важной частью при получении топлив является очистка. Существуют химические и физические методы очистки.

При химических методах нежелательные соединения, находящиеся в нефтепродуктах, вступают в химические реакции с реагентом (кислота, щелочь, гидрогенизация), а затем удаляются. При использовании физических методов очистка происходит путем растворения нежелательных соединений с помощью селективных растворителей или их адсорбции на поверхностно-активных веществах. Цель очистки – удаление из дистиллята вредных примесей (сернистых, азотных соединений, смолистых веществ, органических кислот и др.), а иногда и нежелательных углеводородов (непредельных, полициклических и др.).
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск