МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
ИНСТИТУТ ХИМИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической
работе, профессор, д.ф.н. Е.Г.Елина
___________________________
"__" __________________2011 г.
Рабочая программа дисциплины Органическая химия и основы супрамолекулярной химии
Направление подготовки
050100 Педагогическое образование Профиль подготовки
Химия
Квалификация выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная
Саратов, 2011
1. Целями освоения дисциплины «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии» являются - обеспечение развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих бакалавров педагогического образования через формирование системы знаний и практических умений в области теории и практики органической химии, основ супрамолекулярной химии, последующего их обобщения и применения для самообразования и решения типовых профессиональных задач. 2. Место дисциплины «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии» в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии» относится к вариативной части профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по химии, а именно: теории строения органических соединений, гомологии и изомерии, теории взаимного влияние атомов в молекулах, типов связей в молекулах органических веществ, гибридизация атомных орбиталей углерода, классификации и номенклатуры органических веществ, характерных химических свойств, способов получения биологически важных веществ, а также взаимосвязи органических соединений.
Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Общая и неорганическая химия», «Аналитическая химия», «Физическая химия», а также дисциплин «Основы культуры химического языка и терминологии», «Понятия базового курса химии». Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Методы неорганического и органического синтеза», «Химия высокомолекулярных соединений», «Биохимия и основы биорегуляции организмов», а также для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
Коды
компетенции
| Наименование компетенции
| Структурные элементы компетенции
(в результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать, уметь, владеть)
| 1
| 2
| 3
| ОК-4
| Способен использовать знания о современной естественнонаучной
картине мира в образовательной и
профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теорети-ческого и экспериментального исследования
| Знать: современное состояние и перспек-тивы развития органической химии, её место в системе естествознания.
Уметь: применять знание основ органи-ческой химии для проектирования профессиональной деятельности.
Владеть: способами ориентации в профес-сиональных источниках информации (жур-налы, сайты, образовательные порталы).
| СК-1
| Способен понимать особенности химической формы организации ма-терии, место неорганических и ор-ганических систем в эволюции Земли, единство литосферы, гидро-сферы, атмосферы; роль химическо-го многообразия веществ на Земле.
| Знать: причину многообразия органичес-
ких веществ, место органических систем в эволюции Земли.
Уметь: применять химические знания в практике жизни.
Владеть: способами ориентации в профес-сиональных источниках информации.
| СК-2
| Владеет основными химическими и
физическими понятиями, знаниями
фундаментальных законов химии и физики; явлений и процессов, изучаемых химией и физикой.
| Знать: фундаментальные законы химии, основные химические понятия.
Уметь: применять эти знания для объяс-нения химических процессов и явлений.
Владеть: способами совершенствования
профессиональных знаний путём исполь-зования возможностей информационной среды.
| СК-3
| Владеет знаниями о составе, строении, химических свойствах
простых веществ и химических соединений; имеет представление об электронном строении атомов и молекул, закономерностях химических превращений веществ.
| Знать: строение, физические и химические свойства важнейших классов органических соединений.
Уметь: применять знания об электронном строении молекул для объяснения реак-циионной способности органических соединений.
Владеть: способами объяснения механиз-мов органических реакций, закономернос-тей химических превращений органичес-ких веществ.
| СК-4
| Владеет классическими и современ-ными методами анализами веществ;
способен к постановке эксперимен-та, анализу и оценке лабораторных
исследований.
| Знать: основы классических и современ-ных методов анализа органических веществ.
Уметь: ставить цели химического экспе-римента, объяснять и грамотно оформлять результаты лабораторных работ, обра-щаться с химическим оборудованием и
реактивами.
Владеть: техникой химического эксперимента.
| СК-5
| Владеет знаниями о закономернос-тях развития органического мира и
химических основах биорегуляции организмов.
| Знать: закономерности развития органи-ческого мира.
Уметь: применять законы химии для объяснения явлений и процессов, изучаемых органической химией.
| СК-6
| Владеет знаниями об основных принципах технологических процессов химических производств.
| Знать: основные принципы технологи-ческих процессов производств органичес-ких продуктов и материалов.
Уметь: применять знания основ органической химии для объяснения технологических процессов.
| СК-7
| Владеет навыками оценки агрессив-ности химической среды и решени-ями по обеспечению безопасного устойчивого взаимодействия чело-века с природной средой.
| Знать: экологические проблемы исполь-зования органических веществ, способы химического воздействия на природу.
Уметь: объяснять химические явления и процессы в природе.
Владеть: навыками безопасной работы в химической лаборатории.
| 4. Структура и содержание дисциплины «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии» Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц 432 часов.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы те-кущего кон-троля успе-ваемости (по неделям семестра)
Формы про-межуточной аттестации (по семестрам)
| Всего
| Лек.
| Практ..
| Самост. работа
| 1
| Введение. Предмет и объекты органической химии. Теория химического строения органи-ческих соединений .М.Бутлерова.
| 5
| 1-2
| 10
| 4
| 4
| 2
| Устный отчет
| 2
| Электронная теория химической связи.
| 5
| 3
| 6
| 2
| 2
| 2
| Индивидуальный отчет
| 3
| Классификация органических соединений. Номенклатура.
| 5
| 4
| 6
| 2
| 2
| 2
| Дидакт. игра «От простого к сложно-му»
| 4
| Теория взаимного влияния атомов в молекуле. Учение об электронных эффектах.
| 5
| 5-6
| 12
| 4
| 4
| 4
| Контроль-ная работа № 1
| 5
| Алканы.
| 5
| 7-8
| 10
| 4
| 4
| 2
| Отчет по лаб.работе
| 6
| Алкены
| 5
| 9-10
| 10
| 4
| 4
| 2
| Отчет по лаб.работе
| 7
| Алкадиены
| 5
| 11
| 8
| 2
| 2
| 4
| Деловая игра «Ма-териалы будуще-го»
| 8
| Алкины
| 5
| 12-13
| 10
| 4
| 4
| 2
| Отчет по лаб.работе
| 9
| Циклоалканы
| 5
| 14
| 8
| 2
| 2
| 4
| Устный отчет
| 10
| Арены
| 5
| 15-18
| 23
| 8
| 8
| 7
| Отчет по лаб. журналу Контрольная работа № 2
|
| Итого в 5 семестре
| 5
|
| 139
| 36
| 36
| 31
+36
|
экзамен
| 11
| Функционализированные органи-ческие соединения. Алканолы.
| 6
| 1-2
| 12
| 4
| 4
| 4
| отчет
| 12
| Фенолы.
| 6
| 3
| 8
| 2
| 2
| 4
| отчет
| 13
| Оксосоединения. Альдегиды и кетоны.
| 6
| 4-5
| 13
| 4
| 4
| 5
| отчет по лаб.работе
| 14
| Карбоновые кислоты. Моно-, ди-, трикарбоновые кислоты. Высшие карбоновые кислоты.
| 6
| 6-7
| 14
| 4
| 4
| 6
| отчет по лаб.работе
| 15
| Производные карбоновых кислот.
| 6
| 8
| 6
| 2
| 2
| 2
| Контрольная работа № 3
| 16
| Гидрокси-, оксокарбоновые кислоты.
| 6
| 9
| 6
| 2
| 2
| 2
| проверка лабораторного журнала
|
| Взаимосвязь кислородсодер-жащих органических соединений
| 6
| 10-14
| 18
|
| 10
| 8
| Защита рефератов «Синтетическая химия»
|
| Итого в 6 семестре
|
|
| 113
| 18
| 28
| 31
+36
|
экзамен
| 17
| Углеводы
| 7
| 1-5
| 34
| 10
| 20
| 6
| Устный отчет Контрольная работа № 4
| 18
| Алифатические, ароматические амины, аминокислоты.
| 7
| 6-7
| 14
| 4
| 8
| 4
| Контрольная работа № 5
| 19
| Диазосоединения.
| 7
| 8-9
| 20
| 4
| 8
| 4
| проверка лабораторного журнала
| 20
| Трифенилметаны.
| 7
| 10
| 12
| 2
| 4
| 6
| Устный отчет
| 21
| Сульфо-, нитрозамещенные органические соединения.
| 7
| 11-12
| 14
| 4
| 8
| 4
| Устный отчет
| 22
| Гетероциклические соединения.
| 7
| 13-16
| 50
| 8
| 16
| 4
| Коллоквиум по те-ме «БАВ»
Контрольная работа № 6
| 23
| Основы супрамолекулярной химии
| 7
| 17-18
|
| 4
| 8
| 8
| Защита рефератов
|
| Итого в 7 семестре
| 7
|
| 180
| 36
| 72
| 36
+36
| экзамен
|
| ИТОГО по дисциплине
| 5-7
|
| 432
| 90
| 136
| 98
+108
| три экзамена
|
В 6 семестре по дисциплине «Органическая химия и основы супрамолекулярной химии» предусмотрена курсовая работа. Содержание учебной дисциплины
|