Рабочая программакурса химии 10 класса, разработанная на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) для 10-11 класса общеобразовательных учреждений.Пояснительная запискаРассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Контрольных работ - 8 часа
Практических работ – 12 часа
Лабораторных работ – 20 часов
Резерв свободного времени — 7 часов.
Изучение химии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии 10 класса является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
Познавательная деятельность.Использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки;
Информационно-коммуникативная деятельность.Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута;
Рефлексивная деятельность.Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учет
межпредметных связей в преподавании химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные.
Курс химии опирается на знания курса биологии, физики, математики и т.д.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандарта формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование не сложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Соотношение содержания федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по химии среднего (полного) образования по химии (профильный уровень): В примерной программе по химии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по химии на базовом уровне, отсутствует вопросы:
Углеродный скелет. Радикал.
Ионный и радикальный механизмы реакций.
Галогенопроизводные углеводороды.
Типы реакций в органической химии.
Функциональные производные карбоновых кислот.
Циклоалканы.
Простые эфиры.
Стирол.
Нитросоединения.
Пептиды.
Представление о структуре нуклеиновых кисло.т
В рабочей программе предусмотрено распределение часов, соответствующее примерной программе, отличие лишь в разделе «Органическая химия», по примерной программе 70 ч., а в рабочей программе 91 час (21 час резервного времени). Это связанно с большим объемом изучаемого материала. Лабораторные работы включены в состав комбинированных уроков или проводятся при изучении нового материала, это связано с дефицитом времени и большим объемом теоретического материала.
Демонстрации, лабораторные работы и практические работы соответствуют тематике и перечню демонстраций, лабораторных работ и практических работ в примерной программе. В рабочей программе отсутствуют:
демонстрации: вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой (по причине вредного воздействия фенола на организм человека).
лабораторные работы: решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ (эта тема дублируется с темами практических работ).
В рабочей программе курсивом выделены темы, которых нет в примерной программе и стандарте, но есть в учебнике, эти темы помогают учащимся более целостно подойти к изучению предмета. Жирным шрифтом указываются темы из стандарта, но их нет в примерной программе.
Для формирования необходимой тестовой культуры учащихся и подготовке к сдаче ЕГЭ запланирован текущий контроль в виде тестов и итоговые контрольные работы в формате ЕГЭ.
Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение химических диктантов и тестов.
Библиотечный фонд.Основная учебная литература для учащихся:1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005.
2. Цветков Л.А. Органическая химия: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. заведений / Л.А. Цветков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Дополнительная учебная литература для учащихся:
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2002.
Егоров А.С. и др. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четвертое издание – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
Основная учебная литература для учителя:
Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия; Учебник для техникумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1989
Хомченко П.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО издательство «Новая волна»: издатель Умеренков, 2004
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С. Габриеляна и др., Г.Е. Рудзитиса и др., Л.С. Гузеля и др. 10 (11) класс. М.: «ВАКО», 2005 (В помощь школьному учителю)
Малыхина З.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по органической химии. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 112с.
Корощенко А.С. Контроль знаний по органической химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112с.
Суровцева Р.П. Тесты по химии. 10-11 кл.: Учебно-метод. пособие / Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останий. – М.: Дрофа, 2002.
Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература для учителя:
Ульянова Г.М. Органическая химия. 10 класс: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. ( серия «Поурочное планирование»)
Денисова В.Г. Химия. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса – проф. МФТИ, академик РАЕН В.В. Зеленцов.
Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.
Средства обучения.
Печатные пособия.
Таблицы:
Серия инструктивных таблиц по химии
Серия таблиц по органической химии