Скачать 242.96 Kb.
|
Образовательные задачи: Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.
«Познакомить учащихся с решением задач в два действия» - это будет урок изучения нового материала». «Дать понятие о числе и цифре 2» - урок изучения нового. «Выяснить уровень знаний учащихся по теме «Овощи» - вводный урок. «Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме...» - обобщающий урок. «Закрепить математические умения сложения и вычитания в пределах 10» - урок закрепления. «Закрепить знания учащихся по теме «Овощи»; выяснить их представления по теме «Фрукты» - комбинированный урок (комбинация двух дидактических целей урока); в своей структуре этот урок будет иметь этап закрепления и этап введения в тему. «Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Домашние животные». Дать понятие о диких животных на основе знакомства с лисой» - комбинированный урок, который в своей структуре будет иметь этап обобщения и этап изучения нового материала. Коррекционно-развивающие задачи: Коррекционные задачи урока обычно имеют такое оформление: коррекция речи, памяти, внимания, мышления, что практически невыполнимо. Невозможно в ходе одного урока одновременно корригировать все психические процессы. К тому же сам по себе учебный предмет, содержание урока определяют, какие анализаторы будут наиболее задействованы на уроке, что, в свою очередь, и должно ориентировать учителя на активизацию конкретных высших психических функций. Коррекционно-развивающие задачи:
Например, на уроке математики от учащихся требуется умение логически рассуждать, то есть наиболее активно будет работать мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификация и сравнения (коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого). Во время занятий изобразительным искусством от учащихся требуется умение развивать воображение и навык работы руками. Значит, на уроке целесообразней корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику. На уроке чтения (пересказ текста) от учащихся требуется умение запоминать текст и воспроизводить его. Значит, здесь нужно активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти ( коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов). Урок чтения требует также хорошей работы зрительного и слухового анализаторов, т.к через них поступает основной объем информации (коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание). На уроках развития речи от учащихся требуется внимание и сосредоточенность, значит, коррекционная работа может быть направлена на восприятие и зрительную память. Урок письма предполагает активную работу слухового, зрительного и речедвигательных анализаторов. КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ: (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания, слуховое внимание, зрительное внимание, избирательность, развитие наблюдательности, концентрация…) путем выполнения… Формировать навыки самоконтроля. Приучатъ обучающихся проверять правильность собственных действий (следить за своей речью, перечитывать прочитанное и т. д.). Развивать быструю переключаемость внимания. Учить распределению внимания. Увеличивать объём внимания. Развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей). Воспитывать устойчивое внимание. КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ:
Развивать фонематический слух. Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. Развивать функции фонематического анализа. Преодоление речевого негатива. Расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи. Учить пониманию слов различной меры общности. Учить строить предложения по принципу сочетания, подчинения. Вырабатывать привычку слухового контроля. Вырабатывать качество чтения. Учить различным видам рассказа (краткий, полный, выборочный) КОРРЕКЦИЯ ПАМЯТИ: коррекция и развитие памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение; вербальную (словесную), образную (зрительную), моторную (двигательную), эмоциональную; кратковременную, долговременную, оперативную, Совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия. Умение пользоваться планом ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту. Совершенствовать правильность формулировок, умения давать краткий ответ. Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями. Работать над укреплением памяти и преодолением её дефектов через охранительный режим. Развивать словесно-логическую память. Тренировать образную память. Развивать зрительную память. КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ОЩУЩЕНИЙ: (осмысленность, обобщенность, целостность, быстрота, объем, зрительное, слуховое, тактильное, фонематическое) коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…; узнавание и называние предмета (положение в пространстве)… КОРРЕКЦИЯ МОТОРИКИ: (общая, мелкая, артикуляционная; координация движений (произвольность, целенаправленность); пространственная ориентировка; удержание равновесия; быстрота двигательной реакции; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; КОРРЕКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ: коррекция и развитие мыслительной деятельности (мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления, пространственное воображение, ориентировка в пространстве, времени, умение планировать свою деятельность, контролировать свою деятельность, виды : наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое)…; Учить выделять главное, существенное. Учить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образом. Упражнять в распознавании сходных предметов, находить сходные и отличительные признаки. Развивать умение группировать предметы. Работать над разложением целого на части и восстановлением целого из частей. Работать над пониманием нового правила или понятия. Учить делать выводы. Учить применять правила при выполнении упражнения. Развивать умение сравнивать анализировать. Преодолевать инертность психических процессов. Развивать мыслительную и творческую деятельность. Развивать целенаправленность в работе. Учить выделять сходства и различия понятий. Учить обобщать, анализировать. Учить строить умозаключения. КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ: (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувств; адекватная оценка своих и чужих действий; преодоление неуверенности; развитие коммуникабельности; преодоление навязчивости, замкнутости, эгоизма; развитие терпения, эстетического вкуса, чувства сострадания и милосердия; культуры поведения, чистоплотности, трудолюбия, порядочности, дружелюбия,; привитие опрятности, обязательности, приучение к порядку, взаимовыручки) совершенствование коммуникативных умений; умение отвечать на вопрос; умение отвечать на вопрос; умение возражать, аргументировать мнение; умение вести диалог, монолог; повышение культуры и техники общения; умение проявлять и выражать интерес к окружающему; тренировка процессов возбуждения и торможения; развитие адаптивности (быстрота и гибкость переключения); расширение кругозора; обогащение чувственного опыта; КОРРЕКЦИЯ САМООЦЕНКИ Формировать навыки потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.. Устранять навыки некритичности, неустойчивости и пониженной самооценки. Воспитывать самооценку, взаимоконтроль и самоконтроль. Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом. Воспитывать позитивное отношение к критике : корректировать отрицательные реакции на замечания (флегматичность, обидчивость) Выделен комплекс коррекционно-развивающих задач, в котором выделены три основные блока: БЛОК № 1: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль):
пользоваться внутренней речью);
(пространственные, временные, логические, части и целого, единичного и всеобщего );
классификации образной информации (найди общее у 2,3,4-х предметов; найди различие);
- Формирование способности ученика выполнять в уме простые операции: устный счет;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля в учебной деятельности;
ориентировкой в пространстве, самоконтролем и регуляцией поведения;
- Формирование, совершенствование наглядно-практического мышления; - Совершенствование мыслительной активности, воли, внимания;
символического изображения (рисование, трудовая деятельность, работа с трафаретами, линейками, лекалами и т.д.); - Формирование, совершенствование зрительно-познавательной активности; - Стимулирование зрительно-познавательной активности;
математических представлений о счете (количество, пространственное положение, время, движение, скорость, расстояние и т.д.). БЛОК № 2: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей): - Совершенствовать ориентацию в микро- и макро – пространстве;
запоминать бессмысленную информацию для него);
- Развивать гибкость восприятия, способность ученика находить определенные предметы в группе других (лабиринт, наложенные предметы, буквы, геометрические фигуры);
- Формировать (совершенствовать, развивать) избирательность восприятия, т. е. выделять среди многообразия объектов только определенный, на который направлено наше внимание (корректурная таблица, подчеркнуть заданный элемент, фигуру, букву);
- Обеспечить психологическую, информационную подготовку к восприятию учебного материала (чтению художественного произведения), нового учебного предмета; - Формировать коммуникативные функции. Учить овладевать словом как орудием коммуникации; - Учить осмыслению и сопереживанию происходящему; - Формировать творческое восприятие и воображение; - Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени сложности; - Пополнять опыт чувственной ориентации; - Расширять опыт межличностного общения в урочной деятельности;
- Формировать умение приводить в единство мировоззрение, чувствознание, эстетический вкус, личный и общественный идеал; - Обогащать сенсорный опыт, конкретизировать представления; - Формирование, совершенствование изобретательских умений; - Формирование, развитие личностных качеств: привычки к трудовым усилиям, ответственного отношения к делу, стремления к положительному результату, быть организованным, обладать навыками планирования трудовых действий и действовать в соответствии с планом; - Формировать, совершенствовать навык привлечения накопленного сенсорного опыта и применение ранее приобретенных знаний и навыков; - Создавать благоприятные условия для развития и обучения ребенка, для усвоения учебной программы с учетом его психофизического развития, «зоны ближайшего развития»; - Формировать у школьников компенсаторные способы познавательной и трудовой деятельности; - Формировать, совершенствовать навыки зрительного внимания, памяти, наблюдательности; - Формировать у детей зрительные способности обследования предметов окружающей действительности (зрительное восприятие); - Учить соотносить изображение с реальными объектами по силуэтному и контурному изображению; - Закреплять умения ориентироваться в пространстве (улице, площадке, проспекте. . .) с помощью зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств; - Формировать навык овладения сенсорными эталонами различного вида:зрительными, осязательными, двигательными и т.д.;
БЛОК № 3: Коррекционно-развивающие задачи, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь):
признаку
- Систематически работать над расширением терминологического словаря по предмету; - Проводить совместные с учащимися наблюдения над семантикой слова; - Формировать языковую интуицию; - Работать над совершенствованием используемых грамматических конструкций; - Работать над совершенствованием навыков скорописи и скорочтения; - Формировать навык сопоставления и сравнения языковых явлений; - Формировать слуховое восприятие текста; - Формировать, совершенствовать у учащихся навык с помощью графических знаков описывать многие предметы и явления окружающей действительности; - Формировать, совершенствовать, систематически расширять словарь (понятийный, пассивный, активный, специальный по изучаемой теме); - Учить детей конструировать предложения различной степени сложности и употреблять их в связной речи; - Формировать у уч-ся совокупность речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать свое собственное; - Формировать навык получения информации для высказывания, раскрывать тему и главную мысль в изложении и сочинении; - Формировать, совершенствовать навык правильного построения текста, выделение частей в тексте, связно и последовательно излагать материал,формулировать вводную и заключительную части текста; - Формирование адекватного использования языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю; - Формировать навык редактирования текста с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления; - Формировать у уч-ся умения словесно обозначать пространственные положения на микро - и макро - плоскости. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА ПРЕДПОЛАГАЮТ:
Коррекция речи 1. Создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности. 2. Расширять пассивный словарь. 3. Учить последовательности выражения мысли. 4. Учить осознанному чтению. 5. Учить осуществлять звуковой контроль речи. 6. Учить самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи. 7. Работать над развитием активного словаря. Коррекция восприятия, ощущения, представления 1. Работать над расширением зрительного восприятия. 2. Работать над ориентировкой в новой ситуации. 3. Работать над восприятием и осмыслением изображенного на таблице, чертеже. 4. Развивать представление и творческую активность. 5. Развивать целенаправленное восприятие по содержанию и форме. 6. Работать над дифференцированием предметов по цвету, форме, величине. 7. Развивать глазомер. 8. Расширять представления через сопоставления, сравнения. 9. Распознавать объемные и контурные предметы на ощупь. 10. Развивать восприятие зрительного образа слова и моторного акта, связанного с его записыванием. 11. Увеличивать скорость ориентировки взоров. 12. Учить ориентироваться в таблице, задании, находить нужное (слово, цифры и т.д.). 13. Учить воспроизводить и сопоставлять различные комбинации фигур по образцу, по заданию. Коррекция самооценки 1. Вырабатывать навыки критического отношения к своим и чужим мнениям, желаниям, поступкам, делам. 2. Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребности занимать достойное место среди других людей. 3. Устранять навыки некритичной, неустойчивой и положительной самооценки. 4. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль. |
План Факт Лексика Грамматика 1 Вводный урок: урок обобщающего повторения,... | Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе встреча с доктором здоровая пища «Овощи», учить выразительному чтению на примере текста Ю. Тувима «Овощи»; развивать устную речь учащихся, творческие способности... | ||
Урок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов» Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока... | Программа VIII вида Тема: «Овощи: морковь, репа, лук» Цель: продолжать формировать понятие «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания моркови, репы, лука | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассматривание предметов: «Овощи». Игры: Угадай, что это?», «Что лишнее?». Чтение Ю,Тувим «Овощи и фрукты | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доказать, что овощи и фрукты – это кладовая витаминов. Первоисточником многих витаминов являются овощи и фрукты | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении... | ||
Захава Б. Е Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | I. Проверка домашнего задания Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные... | Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | ||
Положение о конкурсе профессионального мастерства Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | Программа развития муниципального бюджетного Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 |