Скачать 54.48 Kb.
|
Тема: « Информационная безопасность, этика и право пользования информацией. Алфавитный подход к измерению информации. Вероятностный подход к определению количества информации. Информационная безопасность. Этика, право" Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практикума. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядные, проблемно-поисковые ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: общеклассная, индивидуальная. ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, ПК ЦЕЛЬ УРОКАпознакомить с понятиями: “измерение информации”, “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”, научить измерять информационный объём сообщений, с учётом информационного веса символов. ЗАДАЧИ УРОКАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
измерять информационный объем текста;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ
Ход урока: I.Орг. момент - 1 мин. II.Проверка домашнего задания - 2 мин. III.Новый материал. Измерение информации. Алфавитный подход - 25 мин. IV.Закрепление изученного - 14 мин. V.Подведение итогов урока. - 2 мин. VI.Домашнее задание - 1 мин. Содержание урокаI. Орг. момент. II. Проверка домашнего задания. Задачник-практикум № 1. с. 11 № 2, 5, 8, 11, 19*. III. Новый материал. Процесс познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний. (флипчарт стр.2) -Как же узнать, много получено информации или нет? Необходимо измерить объём информации. А как это сделать мы сегодня узнаем. Получение новой информации приводит к расширению знаний или, как иначе можно сказать, к уменьшению неопределённости знания. - Как можно измерить количество информации Для измерения различных величин существуют эталонные единицы измерения. Например: Расстояние измеряют в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах… Массу измеряют в граммах, килограммах, тоннах… Время измеряют в секундах, минутах, сутках, годах… Следовательно, для измерения информации должна быть введена своя эталонная единица. Существует два подхода к измерению информации: а) Содержательный (вероятностный). Количество информации связывается с содержанием (смыслом) полученного сообщения или с учётом вероятности событий. б) Алфавитный. Позволяет измерять информационный объём текста на любом языке (естественном или формальном), при использовании данного подхода объём информации не связывают с содержанием текста, в данном случае, объём зависит от информационного веса символов (флипчарт стр.3). Алфавитный подход к измерению информации. - Что такое мощность алфавита? Мощность алфавита - полное число символов в алфавите. Например: страница содержит 50 строк. В каждой строке — 60 символов. Значит, на странице умещается 50x60=3000 знаков. Тогда объем информации будет равен: 5,755 х 3000 = 17265 бит. Информационный вес символа двоичного алфавита принят за единицу измерения информации и называется 1 бит. При алфавитном подходе считают, что каждый символ текста, имеет информационный вес. Информационный вес символа зависит от мощности алфавита. С увеличением мощности алфавита, увеличивается информационный вес каждого символа. Для измерения объёма информации необходимо определить сколько раз информация равная 1 биту содержится в определяемом объёме информации. Например: -Алфавит, из которого составляется на компьютере текст (документ) состоит из 256 символов. Этот алфавит содержит символы: строчные и прописные латинские и русские буквы, цифры, знаки арифметических операций, всевозможные скобки, знаки препинания и другие символы. - Узнайте, какой объём информации содержится в одном символе алфавита, мощность которого равна 256. Решение. Из формулы N = 2b следует 256 = 28. Вывод. Значит, каждый символ алфавита используемого в компьютере для печати документов весит 8 бит. Эту величину приняли так же за единицу измерения информации и дали название байт. 8 бит = 1 байт Задача. Статья содержит 30 страниц, на каждой странице - 40 строк, в каждой строке 50 символов. Какой объём информации содержит статья? Ход решения. 1) На каждой странице 50 • 40 = 2000 символов; 2) во всей статье 2000 • 30 = 60000 символов; 3) т.к. вес каждого символа равен 1 байту, следовательно, информационный объём всей статьи 60000 • 1 = 60000 байт или 60000 • 8 = 480000 бит. - Как видно из задачи байт “мелкая” единица измерения информационного объёма текста, поэтому для измерения больших объёмов информации используются более крупные единицы. Единицы измерения информационного объёма: 1 килобайт = 1 Кб = 210 байт = 1024 байт 1 мегабайт = 1 Мб = 210 Кб = 1024 Кб 1 гигабайт = 1 Гб = 210 Мб = 1024 Мб - Попробуйте перевести результат задачи, в более крупные единицы измерения: 60000 байт • 58,59375 Кб 60000 байт • 0,057 Мб
Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека . •Информационные угрозы – совокупность факторов, представляющих опасность для функционирования информационной среды. (флипчарт стр.11) IV. Закрепление изученного. Решение задач. Составление презентации1. Пусть небольшая книжка, сделанная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Значит страница содержит 40x60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге: 2400 х 150 = 360 000 байт. 2. Сколько информации несет свод законов, если в нем 12 строк и в каждой строке по 20 символов? 12*20=240 20*5,755=1381 3. Вычислите какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1.25 Кбайта. 2048*1,25=2560 4. составить презентацию на тему Информационная этика и дополнить определения (флипчарт стр.10) V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание. Решить задачи (флипчарт стр.12), составить правила этикета при общении в форуме, телеконференции. |
Тема: Информационная безопасность Информационная безопасность это защищенность информации от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может... | Урок 9 Тема «Алфавитный подход к определению количества информации» Необходимое техническое оборудование: компьютер, колонки, проектор, компьютеры обучающихся | ||
Вероятностный подход к определению количества информации Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема «Информация и информационные процессы», урок 6 «Алфавитный подход к определению количества информации» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать навык решения задач, дать понятие алфавитный подход к определению количества информации | Конспект урока урок Измерение информации (алфавитный подход). Единицы... Тема и номер урока в теме: Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. Урок 5 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Количественный подход к определению количества информации | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Раскрыть роль языков в информационной деятельности человека. Ввести понятие «информационные процессы» и показать три их разновидности:... | ||
Конспект установочной лекции по теме «Введение в информационную безопасность» Содержание контрольной работы должно соответствовать программе курса «Информационная безопасность и защита информации» по специальности... | Конспект для ученика, пк, программа- электронный калькулятор Wise... Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Методы измерения количества информации: вероятностный (содержательный),... | ||
Количество информации Количество информации как мера уменьшения неопределенности... Оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, учебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6... | Основная образовательная программа по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность «Информационная безопасность», утвержденного 28 октября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации n... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями. Научить находить количество информации, используя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обобщение материала по теме “Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации” | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: " Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации " (урок информатики в 10 б классе) | Программа дисциплины Информационная безопасность для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Международные стандарты информационного обмена. Понятие угрозы. Информационная безопасность в условиях функционирования в России... |