Современные информационные технологии в научной коммуникации





Скачать 62.77 Kb.
НазваниеСовременные информационные технологии в научной коммуникации
Дата публикации05.07.2013
Размер62.77 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011
УДК 004:001
Современные информационные технологии в научной коммуникации
Пушвинцев А.А.
Пермский государственный национальный исследовательский университет,

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15;

E-mail:
В статье рассматриваются традиционные и информационные технологии в научной коммуникации.
В наше время наука играет в обществе  весьма значимую роль, и повышенный интерес к ней социологии вполне закономерен. Можно говорить не только о науке как о решающей силе общественного развития, но и о самом обществе которое не в малой степени определяет специфику и тенденции науки. Интерес к вопросам социокультурной обусловленности научного познания выделил её в качестве отдельного предмета изучения. На этой основе активизировались исследования, представленные социологией науки.

Социология науки сосредотачивает внимание на функционировании и развитии науки как социального института. Одной из ее сфер изучения является научная коммуникация. В наши дни это тема затрагивается редко, и исследований изучающих проблематику в данной сфере крайне мало. В сферу её проблематики также попадают: организация науки; поведение ученых; роль ученого в обществе; влияние науки на общество, влияние общества на науку; влияние на науку экономических, политических факторов организации научного и т.д. Однако наименее изученной остается научная коммуникация.

В данной работе предпринимается попытка рассмотреть традиционные и новые способы коммуникации в научной среде. К традиционным стоит отнести: личные беседы ученых; публикации; устные доклады; конференции; переписки; групповые дискуссии; отчеты; препринты; симпозиумы и т.д. К новым практикам научной коммуникации, на наш взгляд, стоит отнести те явления, где используются информационного-коммуникационные технологии (ИКТ). Данный термин Е.З. Мирская определяет как «информационные технологии, обеспечивающие моментальное получение удаленной информации и обмен ею, опирающиеся на глобальные компьютерные сети» [1]. Далее речь пойдет как раз именно о «новых» способах коммуникации в научной среде.

В рамках ИКТ можно выделить направление «Интернет». Использование сети Интернет является фундаментальным условием развития в большинстве сфер деятельности человека. Этот вывод справедлив и для научной деятельности. Результаты социологического мониторинга проводимого Е.З. Мирской, доказывают положительное влияние использования Интернет на эффективность проводимых научных исследований [1].

Для выявления влияния новых ИКТ на научную деятельность все обследованные - ученые были разделены на пять групп (K, L, M, N, O) в соответствии со степенью их активности в пользовании этими технологиями, — от максимальной (К) до нулевой (О).

Результаты пилотажей 1995-1998 гг. не давали возможности делать конкретные выводы, однако мониторинг в 2001-2002 гг. наглядно продемонстрировало наличие радикальных изменений роли современных ИКТ в исследовательских коллективах РАН. Основанием для подтверждения принципиального сдвига являются данные о продуктивности ученых в профессиональной деятельности, измеренной количеством публикаций и научных докладов, при сравнении последнего трехлетнего периода с предыдущим [1]. Под радикальными изменениями в научной деятельности Е.З. Мирская понимает изменение самоорганизации науки, при этом перемены измеряются через количество публикаций и научных докладов [1]. Далее, во всех группах были зафиксированы устойчивые положительные корреляции между использованием информационно-коммуникационных технологий и профессиональной продуктивностью. Результаты исследования Е.З. Мирской продемонстрировали существенное позитивное влияние использования информационно-коммуникационных технологий на продуктивность научной деятельности. Несмотря на то, что исследование проводилось около 10 лет назад, результаты и в наши дни актуальны – Интернет до сих пор можно относят к новым способам коммуникации, более тог

В наше время, мы считаем нужным отметить возрастающую роль в научной коммуникации конкретных ответвлений в Интернет-технологиях – речь идет о Web 2.0. Web 2.0 – в широком смысле это идеология построения сайтов, соответственно которой контент сайтов пополняется от количества пользователей: разработчики предоставляют инструментарий с помощью которого пользователи создают контент; в узком смысле web 2.0 часто отождествляют с конкретными техническими формами (такими как Wikipedia, Livejournal, Facebook и т.д.). Рассмотрим понимание этой технология с различных точек зрения:

"Web 2.0 включает в себя различные значения, такие как: повышенное внимание к пользовательскому контенту, обмен данными, контентом, коллективной работой, использование различных видов социального обеспечения, новых способов взаимодействия с веб-приложениями, и использование веб как платформы для создания и потребления контента.”[4].

«Web 2.0. связан не только с конфигурацией технологий, а также с изменением практик коммуникации и созданием информации. Сервисы Web 2.0 делают акцент на децентрализованную и коллективную генерацию, оценку и организацию информации, часто с применением формами технологического посредничества [5].

Само явление web 2.0 до сих пор не является полностью детерминированным: проводятся исследования и конференции, регистрируются практики, создаются продукты, - но полного и общепризнанного понимания на данный момент нет. В рамках нашей работы, нас интересует материал, связанный с научной коммуникацией – ученые Манчестерского университета, под руководством профессора Роба Проктора, провели исследование в Великобританских научных центрах, отчасти похожее на работу Мирской, результатами которого явилось подтверждение использования учеными инструментов web 2.0.[3] Это означает, что с целью повышения скорости и эффективности передачи информации ученые используют дополнительные средства: различные социальные сети, блоги, чаты, вики-сервисы. Исследование также свидетельствует о том, что большинство ученых, хотя бы время от времени, используют один или несколько веб 2.0 инструментов и услуг в рамках своей работы для того, чтобы распространить её, в том числе и на стадии разработки, а также для развития и поддержания связей и сотрудничества, или чтобы выяснить, чем занимаются другие. Но частое или интенсивное использование встречается редко, а некоторые исследователи считают блоги, вики и другие новые формы коммуникации пустой тратой времени или даже представляющими опасность. Принимая решение об использовании Web 2.0 инструментов и услуг в рамках своей повседневной практики, ученые отталкиваются прежде всего от пользы и выгоды, которые можно получить, и от того, как это согласуется с использованием общепринятых инструментов и услуг.

Говорить о перспективах новых интернет-технологий в сфере научной коммуникации, в частности web 2.0, достаточно сложно: процесс нововведения громоздок, и занимает много времени. Исследования, проводимые в этой области, указывают на положительное влияние способов коммуникации посредством интернет, что дает основание для дальнейшего изучения и применения. С одной стороны можно говорить о «большом будущем» интернет-технологий в научной коммуникации : имеется ввиду рост спроса и предложения, также рост глобализации в данной сфере. С другой стороны, далеко не во всех странах введение новаций проводится «гладко». Инновационный конфликт может завести в тупик развитие интернет-технологий в сфере научной коммуникации. Если рассматривать web 2.0 отдельно, то именно эта технология может оказаться на острие конфликта. В исследовании, проведенном Робом Проктором действительно подтверждается эффективность интерактивных интернет-сервисов в научной коммуникации, но говорить о популяризации и о расширении данных сервисов в других областях пока говорить не приходится. Несмотря на наличие огромного количества сайтов причисляемых к web 2.0 на должный уровень данная технология пока не вышла. На наш взгляд сегодня сделать точный прогноз о перспективах нельзя, но можно точно выделить эффективность новых информационных технологий в научной коммуникации.
Библиографический список

  1. Мирская Е.З. Коммуникация в науке// Социология науки и технологий. 2010. № 1.С.126-140.

  2. Мирская Е.З. Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности российский ученых. М., 2007.

  3. Rob Procter If you build it, will they come? How researchers perceive and use web 2.0. URL: http://www.rin.ac.uk/our-work/communicating-and-disseminating-research/use-and-relevance-web-20-researchers

  4. Paul Anderson What is Web 2.0? Ideas, technologies and implications for education//JISC Technology and Standards Watch, Feb. 2007.

  5. Surowiecki J. The Wisdom of Crowds: Why the Many Are Smarter Than the Few and How Collective Wisdom Shapes Business, Economies, Societies and Nations. Doubleday, Anchor; 2004.


Modern information technologies in scientific communication

А.А.Рushvintsev

Perm State National Research University, 15, Bukirev str., Perm, 614990, Russia
The article deals with traditional and information technology in scientific communication.



Отзыв

на статью А. Пушвинцева «Современные информационные технологии в научной коммуникации»
Статья А. Пушвинцева находится в русле актуальной для социологии проблематики: социальным коммуникациям. Новизна темы определяется рассмотрением специфического вида коммуникаций (научной), а также анализом воздействия на ее эффективность со стороны новых информационных технологий. Используя вторичный анализ проведенных ранее исследований, автор приходит к важным выводам относительно позитивной роли использования Интернет в научной коммуникации.

Работа А. Пушвинцева соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации.
доцент кафедры социологии и

политологии, к.с.н., доцент И.А.Германов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современные информационные технологии в научной коммуникации iconРабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках»
Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов...
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconУроках математики
Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры...
Современные информационные технологии в научной коммуникации icon«Информационные и коммуникационные технологии в образовании и научной деятельности»
Продолжается прием заявок на участие в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные...
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconНаучно-методическая конференция «Современные информационные технологии...
В сборнике представлены доклады участников научно-методической конференции «Современные информационные технологии в образовании:...
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconТворческая работа Современные образовательные и информационные технологии...
Современные образовательные и информационные технологии на уроках истории в профильной школе
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconРеферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально...
Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления...
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconИспользование информационных технологий в современных прагмалингвистических исследованиях
Ской деятельности, в которой не применялись бы информационные технологии. Бурное развитие компьютерных технологий и сети Интернет...
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconУважаемый коллега, Ваш доклад включен в программу V научной конференции...
О состоянии учебно-лабораторной и научной базы в свете требований фгос третьего поколения
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современные технологии обучения и информационные технологии в дошкольном образовании
Современные информационные технологии в научной коммуникации icon«Современные технологии в образовательном процессе»
Информационные технологии в процессе обучения русскому языку и литературе
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационные технологии в образовании приобретают все большее распространение. Их использование позволяет эффективно применять...
Современные информационные технологии в научной коммуникации icon1. Введение. Предмет и задачи курса
Тема Современные международные деловые коммуникации. Специфика процесса деловой коммуникации с представителями разных культур
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconКурсовая работа На тему: «Современные технологии обучения»
Ii. Современные технологии организации образовательного процесса
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии
Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconВcемирный доклад юнеско о коммуникации и информации в 1999-2000гг
Информационные и коммуникационные технологии (ИТ) развиваются очень динамично, и большинство инвестиционных и рыночных прогнозов...
Современные информационные технологии в научной коммуникации iconН. А. Герасименко информационные технологии в менеджменте
Рецензент: А. Ф. Литвиненко, к э н., профессор кафедры «Информационные технологии»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск