Системы видеоконференций в образовательном учреждении





Скачать 78.34 Kb.
НазваниеСистемы видеоконференций в образовательном учреждении
Дата публикации06.07.2014
Размер78.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
СИСТЕМЫ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Русинов Андрей Сергеевич, Учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» г. Москва (УРАО «ИСМО»), ГОУ Центр образования №1927 г. Москвы (ГОУ ЦО №1927),

Наумов Иван Владимирович, ГОУ Центр образования №919 г. Москвы (ГОУ ЦО №919)

(e-mail в электронной версии статьи удалены)
Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования современных систем видеоконференций в образовательных учреждениях и вопросы по внедрению данных систем.
В наше время активно развиваются и используются системы видеоконференций. И не только в повседневной жизни, но и при обучении, проведении совещаний и др. Удачным примером применения видеоконференций в учебной деятельности являются специальные социальные сети, где пользователи ищут репетитора из другой страны по иностранному языку, и с помощью видеосвязи проводится обучение. Одним из главных факторов, способствующих распространению видеоконференций в целом, является экономия времени и средств. То есть участникам нет необходимости нести транспортные расходы, добираясь до места назначения, и сопутствующие расходы, связанные с проживанием. Также есть и другие причины использования данных программных средств, которые позволяют повысить эффективность проводимых учебных занятий и других мероприятий.

Но стоит отметить, что применение видеосвязи для 2-х человек не представляет с технической стороны особой трудности. Однако часто можно встретить самую распространенную ошибку – перенос без изменений опыта общения через средства видеосвязи двумя участниками на процесс, в котором участвует от 3-х и более пользователей. Как следствие, возникает множество технических сложностей, одной из причин которых является то, что выбранное программное обеспечение не соответствует поставленной задаче. А если выбрано соответствующее программное обеспечение, то организаторы сталкиваются со следующими техническими проблемами:

  1. Обязательная установка специализированного ПО на компьютеры пользователей, которая иногда не может быть выполнена по тем или иным причинам.

  2. Ограниченность применения ПО (часто программы разрабатываются для операционных систем Windows, и пользователи альтернативных операционных систем не имеют возможности установить его и, следовательно, установить связь с участниками процесса).

  3. Слежение за актуальностью версий программ (ведь технологии не стоят на месте, и разработчики постоянно вносят новые функциональные возможности), и не каждый пользователь успевает следить за новыми версиями программ.

Эти проблемы решаются за счет установки специального программного обеспечения на сервер, соединяясь с которым пользователи могут установить связь с любым из участников сети. При этом соединение может быть установлено с абсолютно любого рабочего компьютера в сети независимо от установленной операционной системы. Необходимы только браузер и Flash-проигрыватель, которые уже, как правило, установлены на каждом компьютере. Следовательно, пользователи получают возможность организовать видеосвязь практически на любом персональном компьютере. Организаторам необходимо лишь настроить соответствующий компьютер, к которому будут подключаться пользователи, соответственно обеспечив его выходом в сеть Интернет. Среди таких бесплатных программ можно выделить Octopz, DimDim, WebMeetings, Videoport VCS, OpenMeetings. При анализе данных и других программ мы пришли к выводу, что на сегодняшний день самой функциональной и перспективной в применении в учебной деятельности является OpenMeetings. Она не только предъявляет низкие требования к пропускному каналу пользователя (около 256 Kb/sec), что позволяет использовать его в регионах, где скорость соединения с Интернетом является достаточно низкой. И позволяет не просто организовать видеосвязь между участниками сети, но и представляет собой некую единую среду, в которой, например, участники могут использовать единую доску, общий чат и др. Доска позволят всем участникам ознакомиться с общим документом, устроить "мозговой штурм" и решить другие организационные задачи.

Вместо того, чтобы пытаться соединить функциональность в "одном окне", разработчики решили разделить функционал с помощью различных режимов.

Режим "лекция" позволяет организовывать лекции, семинары, совещания и обычные уроки. Преподаватель может проводить учебные занятия с помощью виртуальной доски, вызывая к ней соответствующего ученика (конечно, для реализации желательно наличие планшетов) как из класса, так и за его пределами. На доске можно не только писать и рисовать, но и выводить документы, презентации и различные изображения. При необходимости во время показа автор может с помощью соответствующих инструментов, например, выделить соответствующий текст подчёркиванием или закрашиванием, и многое другое. Одновременно с доской могут работать и другие участники (если преподаватель дал на это соответствующие права пользователю). Также качество передаваемого изображения позволяет помещать в кадр не только преподавателя, но и обычную классную доску, таким образом, учитель может вести свой урок как обычно. Данная возможность удобна большинству пользователей, т.к. нет необходимости привыкать к специальному оборудованию, и в то же время позволяет эффективно использовать данную систему. В этом режиме можно использовать функцию трансляции "рабочего стола" учителя – это, например, позволяет значительно повысить эффектность изложения материала на практических занятиях по информатике и другим дисциплинам. Опыт применения на учебных занятиях трансляции изображения "рабочего стола" или отдельных документов на компьютеры учеников показал высокую эффективность, например, снизилось количество текущих вопросов учеников. Причиной этому является то, что каждый ученик видит высокого качества изображение на своём экране, которое не может сравниться с качеством изображения, транслируемого с проектора (особенно для учащихся, сидящих на последних рядах). Конечно, применение таких технологий требует соответствующей подготовки от преподавателя, но для пользователя, уверенно использующего офисные приложения, это не составит труда. Применение данной системы в этом режиме позволит проводить одному преподавателю урок в нескольких местах одновременно – например, при проведении обзорных уроков известными преподавателями-предметниками или преподавателями ВУЗов. Можно сохранить запись выступления, с которой могут ознакомиться слушатели, которые по тем или иным причинам не могли присутствовать на уроках. Также данный режим целесообразно применять при организации видеомостов между городами, здесь решающим фактором использования режима "лекция" является более высокое качество изображения по сравнению с режимом "конференция".

Режим "конференции" позволяет организовывать одновременное общение от двух до шестнадцати участников. Отличием от режима "лекция" является то, что данный режим предназначен для одновременного общения между всеми пользователями. При использовании этого режима, как и в обычных программах для видеозвонков, каждому пользователю необходимо иметь веб-камеру и гарнитуру. Также пользователи имеют возможность, как и в вышеописанном режиме, использовать общую доску. Режим удобен при совместном редактировании документа, когда каждый пользователь может внести какие-либо изменения в обсуждаемый документ. Для решения этой задачи имеется также возможность комментирования документов: по каждому документу может быть проведена дискуссия, аналогичная происходящим на форумах.

Данный режим работы можно эффективно использовать при обсуждении какой-либо проблемы: например, школьники и студенты могут обсудить проблемы, встречающиеся в обучении. В дистанционном образовании также могут использоваться проблемные методы обучения, поэтому этот режим эффективен и там. Например, в данном режиме ученик может общаться с другими учениками, преподавателями не только из своего класса, но и с преподавателями других учебных заведений. Виртуальные учебные классы позволят учащимся получать образование в лучших учебных заведениях. Возможно использование данной технологии при обучении иностранным языкам, когда ученик общается с другим учеником или учителем из другой страны. В ходе такого общения ученик начинает лучше понимать язык страны и знакомится с обычаями и традициями, т.к. общается с носителем языка. Преподаватели могут обсуждать эффективные методики обучения школьников, проводить заседания кафедр и другие совещания. Могут быть проведены тренинги для обмена опытом. Возможность использовать общую доску и видеосвязь в реальном времени создаёт эффект живой аудитории, и материал воспринимается не хуже, а зачастую – даже лучше, чем на обычных тренингах. Такие тренинги проводятся на различных бизнес-семинарах, на различных курсах. Также эти возможности могут стать основой для организации экспертной оценки каких-либо материалов.

Конечно, как и любая система, программа OpenMeetings снабжена системой авторизации пользователей. Также здесь реализованы специальные "комнаты", которые позволяют организовать урок, конференцию и др. только для определённых пользователей. Существуют публичные комнаты, в которые может войти любой пользователь; приватные комнаты, доступ к которым ограничивает администрация системы видеоконференций и владелец этой комнаты; и личные комнаты, которые может создать любой пользователь, но на ограниченное время. А также у администраторов комнат есть возможность ограничить число участников в каждой комнате. Таким образом, комнаты позволяют выбрать для каждого мероприятия соответствующий уровень конфиденциальности и соответствующее число участников, что особенно важно при проведении учебных занятиях, закрытых совещаний и др.

Кроме того, весь материал можно записать и при необходимости снова его просмотреть. Эта функция особенно полезной покажется для преподавателей, ученики которых могут ознакомиться с пропущенными уроками. Также может использоваться и при организации других мероприятий.

И наконец, данная система может являться частью информационного пространства учреждения и быть интегрирована в существующую информационную среду с помощью специальных дополнений (например, на сегодняшний момент реализовано дополнение, которое обеспечивает интеграцию описанной выше системы с системой управления обучением Moodle) или специального протокола LDAP, который поддерживают множество систем, например системы управления сайтами, системы управлением обучения, системы корпоративной почты и др.

К сожалению, на сегодняшний момент есть единичные примеры применения данного программного обеспечения. Например, в Смольном Университете, в Северо-Западном государственном заочном техническом университете. Можно вспомнить и открытый урок 1 октября 2007 года, целью которого было продемонстрировать возможности дистанционного образования для региональных учебных заведений в рамках программы «Информатизация системы образования». В открытом уроке приняли участие 6 школ из Челябинской области и Пермского края и 5 учителей, находящихся в районных центрах.

Сегодня в общеобразовательных школах данные системы вообще не используются в обучении (известны лишь единичные примеры применения, которые со временем не повторялись). Причиной тому является отсутствие соответствующей квалификации технического персонала. Трудности, связанные с установкой данного программного обеспечения, можно решить:

- с помощью выпуска соответствующей технической документации и поддержания её в актуальном состоянии, так как не все пользователи могут прочесть технические тексты на английском языке, кроме того, в данных текстах зачастую отсутствуют некоторые сведения;

- с помощью программного комплекса виртуализации операционных систем, создав образ. Важным преимуществом использования видеоконференций при данном подходе является мультисистемность и относительно простой запуск системы. Необходимо лишь установить специальную программу (например, бесплатную программу VirtualBox) для работы с виртуальными машинами, скопировать образ виртуальной машины на компьютер и запустить OpenMeetings. То есть, пользователю нет необходимости устанавливать операционную систему и OpenMeetings, который, в свою очередь, требует установки дополнительных приложений.

Следующей причиной является отсутствие соответствующих ознакомительных методических пособий и рекомендаций. К сожалению, сейчас уделяется большое внимание системам управления обучения, а не возможностям применения видеоконференций в образовании.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconОб утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconРекомендации для ответственных в образовательном учреждении за реализацию проекта
Для обеспечения учебного процесса на дому со школьником с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении необходимо...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconРекомендации по созданию официальных сайтов для образовательных учреждений
«Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении» информирует о необходимости...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconОтчет по проекту «Внедрение типовой модели системы качества образовательного...
«Внедрение типовой модели системы качества образовательного учреждения в вузе – государственном образовательном учреждении высшего...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconО текущей аттестации, итоговом контроле и ликвидации академической...
Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconСовершенствование налоговой системы РФ
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление программы возрождение системы духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconФизическое воспитание
Физическая культура в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида является составной частью всей системы работы...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconПовышение надежности электромеханической системы автомобильного генератора
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Тольяттинского государственного...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconЛ. Г. Глухих Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении
Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconРазвитие системы налогообложения недвижимости в российской федерации
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconПостановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении...
Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconИспользование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconОтчет о работе творческой группы
Тема: «Реализация системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Системы видеоконференций в образовательном учреждении iconЭкологический мониторинг и фитосанитарное оздоровление засоренных...
М бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – мсха...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск