Скачать 290.41 Kb.
|
На правах рукописи Иванова Ольга Владимировна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Орел 2011 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»
Защита состоится «15» октября 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.212.182.02 при ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» в аудитории № 212 по адресу: 302020, г. Орел, Нау-горское шоссе, 29. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» в аудитории № 184 по адресу: 302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29. Автореферат разослан «13» сентября 2011 г. и размещен в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации по адресу referat_vak@mon.gov.ru Ученый секретарь диссертационного совета доктор экономических наук, профессор С.А. Измалкова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Использование предприятиями инновационных средств коммуникации предопределило в настоящее время активное развитие в мире всех моделей организации электронной торговли на основе использования эффективных маркетинговых технологий, позволяющих поступательно наращивать свою долю на рынке. Однако в современной России система электронных государственных закупок находится на этапе становления и нуждается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию ее организации. В связи с тем, что государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции всех видов отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру, важным направлением повышения эффективности расходования бюджетных средств усиливающегося противоречия между удовлетворением качественного спроса и минимизацией затрат в процессе государственных закупок является формирование действенной системы закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Это обусловило необходимость использования эффективных маркетинговых технологий для создания на уровне страны актуальной текущим тенденциям развития рынка системы управления закупочными процессами, планирования закупок и оценки их воздействия на экономику. Формирование системы государственных закупок представляет собой сложный процесс взаимодействия органов власти с предприятиями путем проведения различных законодательно определенных процедур с целью наиболее эффективного расходования бюджетных средств в этом процессе, для правильного выбора которых необходимо их детальное изучение. В сложившихся условиях особое значение имеет проблема использования эффективных маркетинговых технологий при создании действенной системы организации и управления государственными закупками ввиду их высокого удельного веса в структуре расходов бюджета. Состояние изученности проблемы. Вопросы по изучению системы государственных закупок России в настоящее время в литературе занимают скромное место. Анализ научной литературы показывает, что проблемы организации системы государственных закупок представлены недостаточно. Большинство опубликованных научных исследований посвящены общим и частным вопросам теории электронной торговли и государственных закупок и отражены в работах таких зарубежных и отечественных авторов как А.Р. Батчаев, А.А. Бекташев, В.В. Бланк, Л.А. Брагин, Н.Н. Залесский, О.А. Кобелев, С.В. Лютов, Мэт Хэйт, С.В. Пирогов, О.В. Ромашова, А. Саммер, С.Н. Смирнов, А.В. Юрасов и др. Кроме того, к исследованиям частных вопросов развития системы государственных закупок относятся работы таких авторов как Е.В. Балацкий, О.М. Воробьева, М.М. Горбунов-Посадов, А.Б. Гусев, Н.А. Екимова, В.А. Кощеев, О.А. Мазунина, И.И. Смотрицкая, Храмкин А.А. Вместе с тем, в современной мировой и российской экономической науке различные аспекты адаптации системы электронной торговли к процессу реализации государственных закупок рассматриваются не системно и в большинстве случаев фрагментарно, ограничиваясь общей постановкой вопроса. Возможности применения эффективных маркетинговых технологий при закупках для нужд государства уделяется крайне малое значение, и она лишь частично описана в работах таких исследователей как В.А. Алексунин, Е.П. Голубков, Ф. Котлер, Н. Ли, В.В. Родугина. Недостаточная степень разработки теоретических и методических вопросов организации системы государственных закупок в электронной форме, ее научная и экономическая значимость и очевидная актуальность обусловили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования. Область диссертационного исследования соответствует п. 9.11 «Ценообразование в маркетинге, разработка ценовой политики компании: ценовые стратегии и методы их реализации в различных рыночных условиях», п. 9.17 «Формирование эффективной системы распределения товаров в компании, управление продажами в современных условиях конкурентной рыночной среды», 9.20 «Развитие виртуальных рынков, маркетинговые технологии в организации электронной торговли и продвижении товаров и услуг в сети Интернет» Паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)» ВАК при Минобрнауки России. Объектом исследования выступает система закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Предметом исследования является использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок в электронной форме. Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - определить особенности организации современной российской системы государственных закупок. - определить основные проблемы организации и продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок; - разработать методику выбора поставщика в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме, основанную на использовании специальных подходов и критериев маркетингового отбора контрагентов; - обосновать рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок Администрации Орловской области в электронной форме с учетом использования эффективных маркетинговых технологий; - разработать методику комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых, монографические работы научно-исследовательских и учебных центров, накопленный в данной области зарубежный и отечественный практический опыт, статистические материалы, законодательные акты Российской Федерации и Орловской области, нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие систему государственных закупок. В диссертационном исследовании использовались следующие методы: системного анализа, сравнительного научного обобщения, статистических группировок, структурного логического анализа, экспертных оценок, монографический. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организации системы государственных закупок на основе использованию эффективных маркетинговых технологий посредством создания и реализации системы «Рейтинг поставщиков», выделения отдела государственных закупок в электронной форме, проведения комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок с учетом основных экономических и неэкономических факторов и предложенной шкалы балльной оценки. Научная новизна подтверждается следующими полученными автором научными результатами, выносимыми на защиту: - выявлены особенности организации современной российской системы государственных закупок; доказана недостаточная степень использования эффективных маркетинговых технологий в закупках для нужд государства, что крайне отрицательно влияет на оценку качества организации государственных закупок с учетом не только минимизации цены контракта, но и качественных характеристик и требует законодательного закрепления данного подхода оценки (п. 9.20 Паспорта специальности 08.00.05); - определены основные проблемы организации и продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок Российской Федерации и обоснована необходимость использования эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок (п. 9.20 Паспорта специальности 08.00.05); - предложены методические подходы и критерии выбора поставщика при проведении открытого аукциона в электронной форме на основе оценки сбалансированности количественных и качественных показателей процесса государственных закупок путем создания системы «Рейтинг поставщиков» (п. 9.17 Паспорта специальности 08.00.05); - предложены рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок в электронной форме на региональном уровне путем выделения специализированного отдела и определения его функций, соответствующих современному маркетинговому подходу к управлению государственными закупками (п. 9.17 Паспорта специальности 08.00.05); - разработана методика комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий, которая построена с учетом расчета экономии денежных средств, доли конкурентных закупок, соблюдения законодательства и выполнения планов при размещении заказов, дисциплины исполнения контрактов, обоснованности определения начальной цены контрактов, а также квалификации членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд (п. 9.11, 9.17 Паспорта специальности 08.00.05). Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации позволят повысить эффективность организации системы государственных закупок в электронной форме как на федеральном, так и на региональном уровнях за счет использования современных маркетинговых технологий. Применение предлагаемого в диссертации соответствующего методического инструментария может значительно повысить результативность закупок товаров, работ и услуг для нужд Российской Федерации и Орловской области. Кроме того, разработанные в диссертации научные положения и рекомендации могут быть использованы преподавателями в процессе обучения по дисциплинам «Электронный бизнес», «Международная торговля» и «Международный маркетинг», а также найти свое применение в чтении курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов государственного и муниципального управления. Апробация и реализация результатов работы. Результаты диссертационного исследования были изложены в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, таких как «Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации» (Орел, 2008 г., 2010 г., 2011 г.), «Статистические исследования социально-экономических систем в условиях развития мирохозяйственных связей» (Орел, 2007 г., 2010 г.), «Моделирование социально-экономических процессов: современные тенденции и подходы» (Хабаровск, 2009 г.), «Торговля в XXI веке» (Кемерово, 2010 г.), «Компьютерные и информационные технологии при моделировании в управлении и экономике» (Харьков, 2010 г.), «Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика» (Курск, 2010 г.), «Современная статистика и ее роль в эффективном управлении: проблемы и перспективы» (Орел, 2010 г.), «Современные проблемы менеджмента и маркетинга в развитии экономики» (Омск, 2011 г.). Материалы по использованию эффективных маркетинговых технологий для организации системы государственных закупок в электронной форме используются Департаментом экономики Орловской области. Публикации. По результатам выполненного исследования опубликовано 17 научных работ, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, общим объемом 7,8 п.л., в том числе авторских – 7,45, в виде статей, которые отражают основное содержание диссертации. Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 177 наименований и 7 приложений. Диссертация изложена на 179 страницах, содержит 9 таблиц и 25 рисунков. В первой главе диссертации «Теоретические аспекты организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий» рассмотрена сущность организации электронной торговли, определены ключевые направления ее реализации в современных условиях хозяйствования, выявлены особенности и принципы организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий, предложено авторское определение сущности экономических категорий «электронная торговля», «электронная коммерция», «государственные закупки», «государственный заказ», а также определена роль организации системы государственных закупок в отечественной экономической практике. Во второй главе «Организация системы государственных закупок в Российской Федерации и предпосылки ее совершенствования» произведен критический анализ зарубежного опыта существующей организации системы государственных закупок на основе электронной торговли, дана оценка тенденций развития рынка и моделей организации системы государственных закупок в Российской Федерации, а также современного состояния и проблем продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок вследствие недостаточного уровня использования маркетинговых технологий на современном этапе развития экономики. В третьей главе «Методические рекомендации по организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий» приведена разработанная автором методика выбора поставщика в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме, представлено обоснование необходимости модернизации организационной структуры службы государственных закупок в электронной форме и методические предложения комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий. |
Положение о конкурсе «Эффективное использование интерактивных технологий в учебном процессе» Кейс-метод одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного обучения, поэтому внедрение учебных кейсов в практику... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Госрегистрации Инв. № Развитие информационной системы дистанционного обучения государственных служащих в рамках формирования системы требований к использованию... | «Использование Интернет в учебной деятельности» (Академия повышения... В ее задачи входит введение в уроки русского языка и литературы эффективных образовательных технологий, а затем распространение данного... | ||
Описание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных технологий | Доклад начальника планово-аналитического отдела Агентства по государственному... Агентство это 42 государственных служащих выполняющих поставленные задачи, а именно | ||
Департамента государственных закупок Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме | Доклад о реализации в Ханты-Мансийском автономном округе Югре в 2012... Цель системы – использование современных технологий для роста качества оказания государственных и муниципальных услуг (включая услуги... | ||
Шемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт Формирование единого экономического и информационного пространства в сфере государственных закупок | «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12 | ||
Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг Сущность технологии маркетинга и алгоритмизация маркетинговых технологий 5 | Современные музеи Федеративной Республики Германии между развитием... Современные музеи Федеративной Республики Германии – между развитием музеологии, сокращением государственных дотаций и усилением... | ||
Учитель истории моу «сош№13 с уиоп» Потехина И. П. Использование... Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Актуальная тематика и современный материал, отвечающий интересам и уровню школьников, использование новых инновационных технологий... | ||
«Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками» Федеральный закон от 05. 04. 2013 №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных... | Бюллетень государственных закупок №195 (1759) от 13 октября 2009... Общие и специальные условия проведения открытого тендера размещены на веб-сайте |