Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок





Скачать 290.41 Kb.
НазваниеИспользование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок
страница1/3
Дата публикации11.04.2015
Размер290.41 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи


Иванова Ольга Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(маркетинг)


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Орел 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»


Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор




Сизова Ирина Юрьевна







Официальные оппоненты:


доктор экономических наук, профессор

Самостроенко Георгий Максимович





кандидат экономических наук, доцент

Грищенков Александр Иванович







Ведущая организация


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет»


Защита состоится «15» октября 2011 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.212.182.02 при ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» в аудитории № 212 по адресу: 302020, г. Орел, Нау-горское шоссе, 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» в аудитории № 184 по адресу: 302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29.
Автореферат разослан «13» сентября 2011 г. и размещен в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации по адресу referat_vak@mon.gov.ru
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук,

профессор С.А. Измалкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Использование предприятиями инновационных средств коммуникации предопределило в настоящее время активное развитие в мире всех моделей организации электронной торговли на основе использования эффективных маркетинговых технологий, позволяющих поступательно наращивать свою долю на рынке. Однако в современной России система электронных государственных закупок находится на этапе становления и нуждается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию ее организации.

В связи с тем, что государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции всех видов отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру, важным направлением повышения эффективности расходования бюджетных средств усиливающегося противоречия между удовлетворением качественного спроса и минимизацией затрат в процессе государственных закупок является формирование действенной системы закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Это обусловило необходимость использования эффективных маркетинговых технологий для создания на уровне страны актуальной текущим тенденциям развития рынка системы управления закупочными процессами, планирования закупок и оценки их воздействия на экономику.

Формирование системы государственных закупок представляет собой сложный процесс взаимодействия органов власти с предприятиями путем проведения различных законодательно определенных процедур с целью наиболее эффективного расходования бюджетных средств в этом процессе, для правильного выбора которых необходимо их детальное изучение. В сложившихся условиях особое значение имеет проблема использования эффективных маркетинговых технологий при создании действенной системы организации и управления государственными закупками ввиду их высокого удельного веса в структуре расходов бюджета.

Состояние изученности проблемы. Вопросы по изучению системы государственных закупок России в настоящее время в литературе занимают скромное место. Анализ научной литературы показывает, что проблемы организации системы государственных закупок представлены недостаточно. Большинство опубликованных научных исследований посвящены общим и частным вопросам теории электронной торговли и государственных закупок и отражены в работах таких зарубежных и отечественных авторов как А.Р. Батчаев, А.А. Бекташев, В.В. Бланк, Л.А. Брагин, Н.Н. Залесский, О.А. Кобелев, С.В. Лютов, Мэт Хэйт, С.В. Пирогов, О.В. Ромашова, А. Саммер, С.Н. Смирнов, А.В. Юрасов и др. Кроме того, к исследованиям частных вопросов развития системы государственных закупок относятся работы таких авторов как Е.В. Балацкий, О.М. Воробьева, М.М. Горбунов-Посадов, А.Б. Гусев, Н.А. Екимова, В.А. Кощеев, О.А. Мазунина, И.И. Смотрицкая, Храмкин А.А. Вместе с тем, в современной мировой и российской экономической науке различные аспекты адаптации системы электронной торговли к процессу реализации государственных закупок рассматриваются не системно и в большинстве случаев фрагментарно, ограничиваясь общей постановкой вопроса.

Возможности применения эффективных маркетинговых технологий при закупках для нужд государства уделяется крайне малое значение, и она лишь частично описана в работах таких исследователей как В.А. Алексунин, Е.П. Голубков, Ф. Котлер, Н. Ли, В.В. Родугина.

Недостаточная степень разработки теоретических и методических вопросов организации системы государственных закупок в электронной форме, ее научная и экономическая значимость и очевидная актуальность обусловили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Область диссертационного исследования соответствует п. 9.11 «Ценообразование в маркетинге, разработка ценовой политики компании: ценовые стратегии и методы их реализации в различных рыночных условиях», п. 9.17 «Формирование эффективной системы распределения товаров в компании, управление продажами в современных условиях конкурентной рыночной среды», 9.20 «Развитие виртуальных рынков, маркетинговые технологии в организации электронной торговли и продвижении товаров и услуг в сети Интернет» Паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)» ВАК при Минобрнауки России.

Объектом исследования выступает система закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Предметом исследования является использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок в электронной форме.

Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить особенности организации современной российской системы государственных закупок.

- определить основные проблемы организации и продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок;

- разработать методику выбора поставщика в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме, основанную на использовании специальных подходов и критериев маркетингового отбора контрагентов;

- обосновать рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок Администрации Орловской области в электронной форме с учетом использования эффективных маркетинговых технологий;

- разработать методику комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых, монографические работы научно-исследовательских и учебных центров, накопленный в данной области зарубежный и отечественный практический опыт, статистические материалы, законодательные акты Российской Федерации и Орловской области, нормативные документы министерств и ведомств, регулирующие систему государственных закупок.

В диссертационном исследовании использовались следующие методы: системного анализа, сравнительного научного обобщения, статистических группировок, структурного логического анализа, экспертных оценок, монографический.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию организации системы государственных закупок на основе использованию эффективных маркетинговых технологий посредством создания и реализации системы «Рейтинг поставщиков», выделения отдела государственных закупок в электронной форме, проведения комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок с учетом основных экономических и неэкономических факторов и предложенной шкалы балльной оценки.

Научная новизна подтверждается следующими полученными автором научными результатами, выносимыми на защиту:

- выявлены особенности организации современной российской системы государственных закупок; доказана недостаточная степень использования эффективных маркетинговых технологий в закупках для нужд государства, что крайне отрицательно влияет на оценку качества организации государственных закупок с учетом не только минимизации цены контракта, но и качественных характеристик и требует законодательного закрепления данного подхода оценки (п. 9.20 Паспорта специальности 08.00.05);

- определены основные проблемы организации и продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок Российской Федерации и обоснована необходимость использования эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок (п. 9.20 Паспорта специальности 08.00.05);

- предложены методические подходы и критерии выбора поставщика при проведении открытого аукциона в электронной форме на основе оценки сбалансированности количественных и качественных показателей процесса государственных закупок путем создания системы «Рейтинг поставщиков» (п. 9.17 Паспорта специальности 08.00.05);

- предложены рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы государственных закупок в электронной форме на региональном уровне путем выделения специализированного отдела и определения его функций, соответствующих современному маркетинговому подходу к управлению государственными закупками (п. 9.17 Паспорта специальности 08.00.05);

- разработана методика комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования современных маркетинговых технологий, которая построена с учетом расчета экономии денежных средств, доли конкурентных закупок, соблюдения законодательства и выполнения планов при размещении заказов, дисциплины исполнения контрактов, обоснованности определения начальной цены контрактов, а также квалификации членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд (п. 9.11, 9.17 Паспорта специальности 08.00.05).

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и методические рекомендации позволят повысить эффективность организации системы государственных закупок в электронной форме как на федеральном, так и на региональном уровнях за счет использования современных маркетинговых технологий.

Применение предлагаемого в диссертации соответствующего методического инструментария может значительно повысить результативность закупок товаров, работ и услуг для нужд Российской Федерации и Орловской области. Кроме того, разработанные в диссертации научные положения и рекомендации могут быть использованы преподавателями в процессе обучения по дисциплинам «Электронный бизнес», «Международная торговля» и «Международный маркетинг», а также найти свое применение в чтении курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов государственного и муниципального управления.

Апробация и реализация результатов работы. Результаты диссертационного исследования были изложены в выступлениях на международных, всероссийских и региональных конференциях, таких как «Актуальные проблемы развития внешнеэкономических связей в условиях глобализации» (Орел, 2008 г., 2010 г., 2011 г.), «Статистические исследования социально-экономических систем в условиях развития мирохозяйственных связей» (Орел, 2007 г., 2010 г.), «Моделирование социально-экономических процессов: современные тенденции и подходы» (Хабаровск, 2009 г.), «Торговля в XXI веке» (Кемерово, 2010 г.), «Компьютерные и информационные технологии при моделировании в управлении и экономике» (Харьков, 2010 г.), «Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика» (Курск, 2010 г.), «Современная статистика и ее роль в эффективном управлении: проблемы и перспективы» (Орел, 2010 г.), «Современные проблемы менеджмента и маркетинга в развитии экономики» (Омск, 2011 г.).

Материалы по использованию эффективных маркетинговых технологий для организации системы государственных закупок в электронной форме используются Департаментом экономики Орловской области.

Публикации. По результатам выполненного исследования опубликовано 17 научных работ, в том числе 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, общим объемом 7,8 п.л., в том числе авторских – 7,45, в виде статей, которые отражают основное содержание диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 177 наименований и 7 приложений. Диссертация изложена на 179 страницах, содержит 9 таблиц и 25 рисунков.

В первой главе диссертации «Теоретические аспекты организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий» рассмотрена сущность организации электронной торговли, определены ключевые направления ее реализации в современных условиях хозяйствования, выявлены особенности и принципы организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий, предложено авторское определение сущности экономических категорий «электронная торговля», «электронная коммерция», «государственные закупки», «государственный заказ», а также определена роль организации системы государственных закупок в отечественной экономической практике.

Во второй главе «Организация системы государственных закупок в Российской Федерации и предпосылки ее совершенствования» произведен критический анализ зарубежного опыта существующей организации системы государственных закупок на основе электронной торговли, дана оценка тенденций развития рынка и моделей организации системы государственных закупок в Российской Федерации, а также современного состояния и проблем продвижения товаров, работ и услуг на рынке государственных закупок вследствие недостаточного уровня использования маркетинговых технологий на современном этапе развития экономики.

В третьей главе «Методические рекомендации по организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий» приведена разработанная автором методика выбора поставщика в процессе проведения открытого аукциона в электронной форме, представлено обоснование необходимости модернизации организационной структуры службы государственных закупок в электронной форме и методические предложения комплексной оценки эффективности организации системы государственных закупок на основе использования эффективных маркетинговых технологий.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconПоложение о конкурсе «Эффективное использование интерактивных технологий в учебном процессе»
Кейс-метод одна из наиболее эффективных технологий личностно-ориентированного обучения, поэтому внедрение учебных кейсов в практику...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconГосрегистрации Инв. №
Развитие информационной системы дистанционного обучения государственных служащих в рамках формирования системы требований к использованию...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок icon«Использование Интернет в учебной деятельности» (Академия повышения...
В ее задачи входит введение в уроки русского языка и литературы эффективных образовательных технологий, а затем распространение данного...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconОписание системы работы учителя биологии моу сош №5 оц «Лидер» г. Кинель Куприяновой С. Г
Педагогический процесс в настоящее время требует от учителя поиска новых, более эффективных технологий
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconДоклад начальника планово-аналитического отдела Агентства по государственному...
Агентство это 42 государственных служащих выполняющих поставленные задачи, а именно
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconДепартамента государственных закупок
Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconДоклад о реализации в Ханты-Мансийском автономном округе Югре в 2012...
Цель системы – использование современных технологий для роста качества оказания государственных и муниципальных услуг (включая услуги...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconШемендюк Татьяна Викторовна специалист-эксперт
Формирование единого экономического и информационного пространства в сфере государственных закупок
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок icon«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках начальной школы» Содержание
Методы и формы организации внедрения информационно-коммуникативных технологий в начальных классах 12
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconАндреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг
Сущность технологии маркетинга и алгоритмизация маркетинговых технологий 5
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconСовременные музеи Федеративной Республики Германии между развитием...
Современные музеи Федеративной Республики Германии – между развитием музеологии, сокращением государственных дотаций и усилением...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconУчитель истории моу «сош№13 с уиоп» Потехина И. П. Использование...
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальная тематика и современный материал, отвечающий интересам и уровню школьников, использование новых инновационных технологий...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок icon«Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками»
Федеральный закон от 05. 04. 2013 №44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных...
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок iconБюллетень государственных закупок №195 (1759) от 13 октября 2009...
Общие и специальные условия проведения открытого тендера размещены на веб-сайте


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск