Скачать 2.04 Mb.
|
УТВЕРЖДАЮ Ректор Архангельского государственного технического университета ______________________ А.Л. Невзоров ОТЧЕТ по проекту «Внедрение типовой модели системы качества образовательного учреждения в вузе – государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет» Архангельск 2007 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель Проректор по учебной работе, д.х.н., профессор А.М. Айзенштадт Начальник учебно-методического управления, к.б.н, доцент кафедры лесоводства и почвоведения В.М. Барзут Начальник научно-исследовательского сектора Л.В. Гусаков Начальник управления кадров М.В. Маслова Начальник отдела материально-технического обеспечения М.Е. Плечов Директор инновационного центра профессиональной ориентации и дополнительного образования И.В. Лукашонок Зам. начальника учебно-методического управления, к.т.н, доцент кафедры стандартизации, метрологии и сертификации А.Е. Коптелов Доцент кафедры теоретической и прикладной химии М.В. Богданов Инспектор отдела маркетинга и рекламы инновационного центра профессиональной ориентации и дополнительного образования Д.А. Тюпышев Старший преподаватель кафедры стандартизации, метрологии и сертификации Т.М. Владимирова Документовед учебно-методического управления Л.В. Сахно Документовед учебно-методического управления И.Ю. Трушева РЕФЕРАТ Отчет с., рис., табл., источников, прил. ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ, СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, САМООЦЕНКА, ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЦЕССА, ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ПРОЦЕДУРА. Объектом исследования является типовая модель системы качества (СК) образовательного учреждения (ОУ) в условиях государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет». Цель работы – внедрение типовой модели в университете и разработка предложений по ее совершенствованию. В процессе выполнения проекта был проведен анализ состояния системы качества АГТУ до начала работы над проектом, проведена самооценка деятельности университета по предложенной методике на основе модели совершенствования ОУ. Выполнены следующие мероприятия по внедрению типовой модели: - обучение сотрудников в области управления качеством на курсах повышения квалификации в головном вузе – ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»; - проведена и внедрена в постоянную практику самооценка деятельности университета на основании «Методических рекомендаций для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности»; - внесены дополнения и изменения в обязательные документированные процедуры СК АГТУ; - переработано руководство по качеству в соответствии с требованиями типовой модели СК ОУ; - разработаны и внедрены документированные процедуры процессов инвариантного ядра; - разработаны предложения по совершенствованию типовой модели системы качества ОУ. СОДЕРЖАНИЕ
Для Архангельской области Архангельский государственный технический университет играет особо значимую роль: обеспечивает высококвалифицированными кадрами практически все отрасли промышленности, финансовую сферу, государственные и правоохранительные органы. Университет имеет высокий статус в общественной жизни. Безусловно, качество подготовки выпускников обуславливает авторитет вуза, является залогом успешного прохождения аттестации, занятия приоритетных позиций в конкурентной борьбе. Однако многие рассматривают эту сферу деятельности только как контроль знаний, подготовку новых документов и др., упуская из вида, что определяющим является система управления образовательным учреждением, связывающая в одно целое всю инфраструктуру современного университета, квалификацию преподавателей, их заинтересованность в работе, взаимоотношение со студенческой средой, тесные контакты с промышленными предприятиями. Несомненно, каждый университет сам определяет для себя пути достижения главной цели – качества образования, однако разработка типовых рекомендаций управления системой качества образовательной деятельности вуза, во многом упрощает решение данной чрезвычайно сложной задачи. Поэтому выполнение исследований в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы по проекту «Апробация, доработка и внедрение в образовательных учреждениях ВПО типовой модели системы качества образовательного учреждения» является актуальным. Согласно краткого терминологического словаря, Типовая модель системы качества ОУ – упорядоченная совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства образовательным учреждением с целью гарантии качества и его улучшения в высшем образовании. Таким образом, рекомендации типовой модели не предполагают строгого их исполнения, и не должны интерпретироваться как предписания, не подлежащие изменению. Однако, разработка и опыт внедрения системы качества (СК) в Архангельском государственном техническом университете показали, что есть основные принципы построения СК, основанной на требованиях международного стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования.», которые должны быть использованы ОУ для достижения поставленной цели:
Реализация в полной мере данных принципов в Архангельском государственном техническом университете позволила Ученому совету университета сделать заключение об успешном внедрении «Типовой модели системы качества образовательных учреждений» в АГТУ (протокол № 9, от 25 октября 2007 года). Кроме того, выполнение исследований государственных проектов по апробации (в 2006 г.) и внедрению (2007 г.) типовой модели системы качества образовательного учреждения в значительной степени повлияло на положительной заключение внешнего сертификационного аудита СК на адекватность процессов и элементов (политики и целей, организационной структуры, планирования, документации и пр.) требованиям МС ИСО 9001. 1 Описание состояния системы качества в Архангельском государственном техническом университете до начала работы над проектом Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет» (сокращенное наименование «АГТУ») реализует образовательные программы среднего, высшего и послевузовского профессионального образования по различным направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических кадров; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру научных направлений; является крупнейшим на европейском севере России научным и методическим центром в области техники и технологий, экономики, управления, права и других областей образования и науки. Учредителем университета является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по образованию (Рособразование). АГТУ имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (серия А №161686 от 26.05.2004 г., регистрационный №3602) на право ведения образовательной деятельности по программам среднего и высшего профессионального, дополнительного образования, аспирантуры, программам профессиональной подготовки рабочих. Срок действия лицензии определен до 26 августа 2009 г. Университет аккредитован до 16 июля 2009 г. (свидетельство о государственной аккредитации от 16.07. 2004 г., серия В, № 000134, регистрационный №1579). Вуз создан в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 июня 1929 года как Архангельский лесотехнический институт (АЛТИ). Основные этапы развития АЛТИ-АГТУ: 1931 г. - на базе АЛТИ открыта Всесоюзная промышленная академия; 1933 г. – для организации и проведения научных исследований и подготовки собственных научно-педагогических кадров созданы научно-исследовательский сектор и аспирантура; 1933-1941 гг. - проведены научно-исследовательские работы в области электрификации лесоразработок, изучения физико-механических свойств древесины, воздушной сушки пиломатериалов, методов хранения древесины, лесохимического производства, природы лесных пожаров; 1949 г. – награждение АЛТИ орденом Трудового Красного Знамени за успешную работу по подготовке кадров и в связи с 20-летием со дня основания; 1957 г. – начато издание в АЛТИ «Известий высших учебных заведений «Лесной журнал» - одного из старейших периодических научных изданий России; 1958 г. – создание Проблемной научно-исследовательской лаборатории по химической переработке древесины и использованию отходов целлюлозно-бумажной и гидролизной промышленности; 1970 г. - АЛТИ по всем показателям занял второе место среди лесотехнических вузов РСФСР и восьмое место среди высших учебных заведений Северо-запада страны; 1978 г. - признание АЛТИ лидером среди лесотехнических вузов России по итогам социалистического соревнования; 1979 г. – награждение АЛТИ Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР; 26 мая 1994 года - приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию №524 Архангельский лесотехнический институт имени В.В.Куйбышева переименован в Архангельский государственный технический университет. В настоящее время на 65 кафедрах университета работают 573 преподавателя, из них 11,1% - доктора наук, профессора; 62,2% - с учеными степенями и званиями. По решению учебно-методического объединения вузов по образованию в области химической технологии и биотехнологии, среди 12 вузов Российской Федерации, в которых ведется подготовка по специализации «Химическая технология целлюлозно-бумажного производства», АГТУ является лучшим по комплексу показателей. В университете сформировалась ведущая в России кафедра целлюлозно-бумажного производства. На химико-технологическом факультете в 2001 г. образована единственная в России Межуниверситетская кафедра МГУ-АГТУ-ПГУ, объединившая научно-педагогические коллективы кафедры аналитической химии МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедры теоретической и прикладной химии АГТУ, кафедры химии Поморского государственного университета. АГТУ сотрудничает с 17 зарубежными вузами Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Китая, Франции, США. Более 90 студентов практически всех факультетов университета ежегодно направляются на обучение и производственные стажировки в вузы, фирмы и на предприятия Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии. Профессорско-преподавательский состав, научные, инженерно-технические сотрудники и аспиранты АГТУ осуществляют проведение научных исследований по 11 основным научным направлениям. Эти направления находятся в соответствии с профилем подготовки специалистов в вузе и большинство из них принадлежат к приоритетным направлениям развития науки и техники РФ и критическим технологиям. Основной объем научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ выполняется за счет внебюджетных средств, доля которых за последние 5 лет превышает 80% от общего объема НИР. Подавляющее число хозяйственных договоров, заключаемых университетом, выполняется в интересах предприятий и организаций Архангельской области, что свидетельствует об их актуальности для развития экономики региона. Решением жюри Региональной общественной премии «Достояние Севера» в 2003 году АГТУ удостоен титула «Достояние Севера» в номинации «Наука и инновационные технологии», в 2005 г. – серебряного диплома лауреата всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» за услуги в области образования. Наименование основных образовательных программ ВПО на факультетах, отделении и в институтах университета: |
Непараметрические методы обнаружения и оценивания сигналов и изображений Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный... | Теоретические основы комплексной технологии окончательной влажно-тепловой... «Орловский государственный технический университет» (Орелгту) и Государственном образовательном учреждении высшего профессионального... | ||
Экологический мониторинг и фитосанитарное оздоровление засоренных... М бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – мсха... | Совершенствование налоговой системы РФ Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный... | ||
Адаптационные возможности молоди стерляди (acipenser ruthenus linnaeus, Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калининградский... | Заседания диссертационного совета д 208. 026. 01 при Государственном... Д 208. 026. 01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный... | ||
Совместное использование преломленных и отраженных волн для построения... Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский... | Модели и алгоритмы проблемно-ориентированной информационно-аналитической системы Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пензенский... | ||
Военная и научно-техническая терминология французского происхождения в современном русском языке Работа выполнена на кафедре русского и татарского языков в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования... | Англо-русские языковые контакты конца XX начала XXI вв. В сравнительном освещении Работа выполнена на кафедре русского и татарского языков в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования... | ||
Отчет по программе развития деятельности студенческих объединений... По проекту №1 «Фитодизайнерская деятельность по оптимизации территориальной структуры подразделений университета» | Развитие системы налогообложения недвижимости в российской федерации Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный... | ||
Информационно-измерительная система для определения следовых количеств веществ Работа выполнена на кафедре "Информационно – измерительная техника" в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального... | Система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский... | ||
Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы государственных закупок Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный... | Заимствованная лексика в составе тематической группы «пища и напитки»... Работа выполнена на кафедре русского и татарского языков в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования... |