Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств»





Скачать 140.37 Kb.
НазваниеУрок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств»
Дата публикации16.07.2014
Размер140.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Российский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

в 2009– 2010 учебном году

Урок окружающего мира в 4 классе

по теме: «Кожа - самый большой орган чувств»

УМК «Перспективная начальная школа».

Авторы учебника:

О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов. Наш мир. Учебник. 4 класс, М.: Академкнига/Учебник, 2005 г.

Урок составлен

учителем начальных классов

МОУ СОШ №5 г. Ишима

Романовой Еленой Васильевной


Ишим

2009

Тема: «Кожа - самый большой орган чувств»
Цель урока: начать формировать понятия «эпидермис», «дерма», «подкожный слой»; познакомить с внутренним строением кожи, с её основными свойствами; формировать потребность беречь своё здоровье;

привлечь внимание ребёнка к себе, к собственному строению через опыт, прийти к научным знаниям, привести к пониманию себя как личности.

Оборудование: учебники, лупы, предметные стёкла (по 2 на каждую парту), 3 отпечатка пальцев (на каждую парту), таблицы для рефлексии, карточки с домашним заданием, детский крем.
Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примеча-

ние


До звонка

(Дети входят в класс, я с каждым обмениваюсь рукопожатием и говорю: «Здравствуйте!»









1.Орг. момент
2.Вступи

тельная беседа


3. Работа по теме урока

а. Парная работа

(опыт)


б.Опыт


в.Работа с учебником
г. Опыт


д. Легенда


е. Оздоро-

вительная минутка

ё.

Работа с учебни

ком.

ж.Опыт

4.Итог урока


5.

Домашнее задание

Как вы думаете, почему я поздоровалась таким способом?

Этот обычай пришёл к нам из глубины веков, этот жест показывал, что в руке человека, протягивающего руку, нет оружия – это жест доверия.
Посмотрите, какие вы нарядные! На вас красивая одежда. Но, к сожалению, одежда может порваться, намокнуть, испачкаться, а через 2 года она станет вам мала.

Вот бы приобрести такую одежду, которая не будет ни промокать, ни мяться, ни станет маленькой.
А ведь такая одежда у вас есть. Как вы думаете, о чём идёт речь?

Сравните кожу с другими органами чувств, чем отличается этот орган от всех остальных?

Обратите внимание на размер.
Предположите тему урока.

(ОТКРЫВАЮ ДОСКУ)
Что нового хотели бы вы узнать на уроке?


Сегодня на уроке мы с вами узнаем о строении, свойствах кожи и подтвердим наши предположения опытами

Рассмотрите внимательно кожу на ладони. Какая она?
Что ещё мы видим на ладошке, на кончиках пальцев?

Рассмотрите кончик пальца у своего соседа по парте. Можете повернуться назад, посмотреть у других ребят.

Вашему вниманию предлагается рассмотреть через лупу 3 отпечатка пальца и сравнить их.

Что вы можете сказать о линиях?

Какой вывод можно сделать? Докажите.
У каждого человека рисунок, образованный линиями индивидуален и является своеобразным «паспортом».

Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце 1 к 24 млн., т.е. практически невозможна. Поэтому в КРИМИНАЛИСТИКЕ давно используются отпечатки пальцев для поиска нарушителей.

А кто-нибудь знает, как называется наука, изучающая линии, рисунок пальцев?

ДАКТИЛОСКОПИЯ
Рассмотрите внимательно с помощью лупы наружную сторону ладони. Что вы ещё видите?

Как они называются?

Сравним ваши ответы с ответом из словаря на странице учебника 158.

Что нового узнали о порах из словарной статьи?

Какой вывод можно сделать о внешнем строении кожи?
Рассмотрите внимательно с помощью лупы наружную сторону ладони. Что вы ещё видите?

Как они называются?

Сравним ваши ответы с ответом из словаря на странице учебника 158.

Что нового узнали о порах из словарной статьи
Ребята, я хочу познакомить вас с одной давней легендой.

В Италии в 1646 году произошёл такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

Что же произошло с мальчиком?
Кроме пор мы ещё на коже видим волоски. Зачем человеку они?

Какой вывод можно сделать о внешнем строении кожи?

Потрудились - отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте – левой, правой.

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два.

И под ноги не смотрите.

Раз и два, раз и два.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.
Как вы думаете, какое свойство кожи нам помогло выполнить физминутку?
Мы с вами поговорили о наружном слое, а теперь вспомним из скольких слоёв состоит кожа?

Откройте учебник на стр.14 и рассмотрите рисунок
Первый слой имеет мудрёное название ЭПИДЕРМИС, эта та часть кожи, которую мы можем видеть.
Посмотрите ещё раз на свои ладони. Вы ничего особенного не чувствуете? Нет?

Однако в это момент, когда вы смотрите на свои ладони в нижнем слое эпидермиса идёт активная работа - формируются новые клетки кожи.
Вам приходилось видеть кожу, которая шелушиться? Почему это происходит?
Созревая, новые клетки начинают двигаться к наружному слою эпидермиса. Одновременно с их движением старые клетки погибают. Та кожа, которую мы видим на своём теле - это.. состарившиеся клетки эпидермиса.

Но не думайте, что ваша кожа может быстро износиться, Эпидермис постоянно создаёт новые клетки.
Вы все любите летом загорать на солнце. Почему при загаре кожа меняет цвет?

Оставшиеся клетки вырабатывают вещество МЕЛАНИН, он и придаёт коже цвет.
Для того, чтобы подробнее узнать о следующем слое, проведём опыт.

Возьмите двумя пальчиками из штатива предметное стекло, положите его на парту.

Потрите указательным пальцем по коже лба. Приложите плотно палец к стеклу и посмотрите на свет. Что остаётся?

Какой вывод вы можете сделать?

Как из тюбика (показываю) выдавливается крем так и через поры кожное сало. Потовые железы постоянно выделяют пот, который, выходя через поры, смешиваюсь с кожным салом, образует немного липкую плёнку, которая делает нашу кожу водонепроницаемой.
Послушайте, кто так кричит о помощи:

«Этот мальчишка – такой безобразник, носится на велосипеде как сумасшедший! Свалиться на асфальт, обдерёт себе колено, а меня жжёт «как огнём», потому что я-то знаю, как жжёт настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то ещё полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?»
Кто взывает о помощи?
Почему наша кожа всё чувствует?

Каким опытом мы сейчас можем доказать, что кожа имеет нервные окончания?

Ущипните себя слегка за верхнюю часть ладони.

Что почувствовали?

Какой вывод можно сделать?

Прочитайте последний абзац на с.16 и попытайтесь ответить на вопрос: какова роль жира в подкожном слое?

Что главного было на уроке?

Какие новые знания приобрели?

У вас на столе лежит листочек жёлтого цвета, переверните его и с помощью слов «ДА» или «НЕТ», заполните таблицу.



1. Ты кое – что знал о коже до начала урока?




2. Узнал ли ты новые сведения о коже на уроке?




3. Ты узнал на уроке новое:

-о линиях, рисунке на коже

- новые понятия

-о строении кожи






Домой на память о нашем уроке я подарю вам ещё один опыт, который вы выполните вместе с родителями (учебник, стр. 16)
Среди вас наверняка есть ребята, владеющие компьютером, которые пользуются Интернетом, и желающие узнать дополнительную информацию о самом большом органе чувств, для вас я подарю карточки с электронным адресом

Человеческий организм

http://dronisimo.chat.u/homepage1/anatom1.ht
Спасибо за работу на уроке!


принято так приветствовать, это знак уважения

речь идёт о коже

к

ожа больше
мнения детей

хотели бы узнать о строении,о свойствах кожи
гладкая

эластичная

бледно-розовая

линии,

рисунок

у каждого человека разные линии

(мнения детей)


отверстия

поры

дети высказывают мнения
волосы защищают кожу, сигнализируют об опасности
вывод детей

эластичность

способность растягиваться

кожа состоит из 3 слоёв

дети высказывают разные предположения

жирный след

(мнения детей)

кожа


ущипнуть себя

боль

боль передают нервные окончания, которые находятся в дерме.

жир помогает сохранить тепло, смягчить удары и помогает поддерживать постоянную температуру тела.

ответы детей



на доске написана тема:

«Кожа - самый большой орган чувств»




карточка на доске с отпечатком пальца

на доске карточка со словом

дактилоскопия

на доске карточка со словом

на доске карточка со словом


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира «Орган осязания. Обобщение»
Ученик научится использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации для дополнения, обобщения и систематизации...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок по окружающему миру в 3 классе по теме: «Надёжная защита организма»
Оборудование: тесты «Органы чувств», фотографии на слайдах «Органы чувств», презентация «Кожа», карточки «органы чувств»
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconТема: Самый большой орган чувств
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение...
Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрока : урок-исследование. Тема урока : «Органы чувств»
Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 4 классе. Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств»
Цель урока: познакомить уч-ся с органами чувств, их строением, их значение в жизни человека и охране здоровья; прививать навыки здорового...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.»
Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?"
Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков)

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира»
Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность»
Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода»
Цель урока: ознакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование понятий о восприятии окружающего мира через органы чувств, раскрытие значений органов чувств для человека
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 4 классе по теме: «Земля-кормилица»
Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Кожа самый большой орган чувств» iconУрок окружающего мира в 1 классе по программе «Гармония» По теме : «Книга тревоги»
Развивать мышление младших школьников, речь учащихся, умение анализировать, обобщать


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск