Измерение информации: содержательный подход. Новый материал





Скачать 72.63 Kb.
НазваниеИзмерение информации: содержательный подход. Новый материал
Дата публикации16.07.2014
Размер72.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Тема. Измерение информации: содержательный подход.

Новый материал

До сегодняшнего урока мы определяли информационный объем сообщения, не обращая внимание на его содержание (смысл), нас интересовало только количество символов в нем и вес одного символа алфавита, с помощью которого оно было составлено.

Сегодня мы задумаемся о содержательной стороне сообщений (о смысле).

Мы знаем, что с точки зрения человека сообщение несет информацию, если содержит в себе новые и полезные в данный момент сведения.

Проблема измерения информации была рассмотрена в теории информации Клодом Шенноном. В этой теории дается свое определение бита (до сих пор под битом мы понимали количество информации, которое содержится в одной двоичной цифре):

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в два раза, несет 1 бит информации.

Что такое неопределенность знаний?

 Неопределенность знаний – это количество возможных результатов исхода некоторого события.

Например, 1) стоя на краю дороги, мы хотим определить, можно ли её переходить в данный момент, существует два возможных исхода процесса: есть машины – переходить нельзя и нет машин - переходить можно; бросаем шестигранный игральный кубик – 6 возможных исходов падения этого кубика.

В первом примере неопределенность знаний равна 2, а во втором случае неопределенность знаний равна 6.

Но надо учесть, что при таком способе измерения информации все исходы одного события должны быть равновероятны между собой.

 Равновероятные результаты – никакой результат не имеет преимущества перед другим.

Например, 1) для отличника на экзамене варианты получения оценок «2» и «5» являются не равновероятными исходами экзамена; 2) если в мешке находятся 30 шаров синего цвета и 2 шара красного цвета, то исходы «достали из мешка шар красного цвета» и «достали из мешка шар синего цвета» также будут не равновероятными по отношению друг к другу.

 Итак, сообщение об одном из двух равновероятных результатах некоторого события несет 1 бит информации.

Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность стола. Выпадение орла или решки являются равновероятными исходами событиями. Перед броском существует неопределенность в наших знаниях, равная 2. До броска были два возможных варианта – орел или решка, а после броска – остался только один результат. Следовательно, наша неопределенность знаний уменьшилась в два раза. Значит, мы получили 1 бит информации.

Рассмотрим ситуацию с бросанием четырехгранной пирамиды. До броска существует 4 е возможных варианта исхода события. Какой объем информации будет нести сообщение о результатах броска?

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных равновероятных результатов некоторого события (N) и количество информации в сообщении об одном результате события (i):

N=2i. (1)

Для нашей задачи о бросании пирамиды N=4, подставим это значение в формулу (1) и получим 4=2i, откуда i=2, т. е. в зрительном сообщении, что пирамида упала на одну из четырех граней, содержится 2 бита информации.

Решение типовых задач на равновероятные события (решать сам-но и сверять с ответами).

  1. Какое количество информации несет в себе сообщение о том, что нужная вам программа находится на одной из восьми дискет?

  2. Какое количество информации получит второй игрок при игре в крестики нолики на поле 8х8 клеток, после первого хода первого игрока?

  3. Какое количество лунок было в рулетке, если человек после попадания шарика в одну из лунок получил 8 бит информации в зрительном сообщении?

  4. В корзине лежат 4 груши и 12 яблок. Какое количество информации содержит сообщение о том, что из корзины достали грушу?

  5. В кинозале 16 рядов, в каждом ряду 32 места. Какое количество информации несет сообщение о том, что вам купили билет на 12-й ряд, 10-е место?

Ответы и решение типовых задач на равновероятные события (для самопроверки).

1) Решение: Есть восемь равновероятных результата события, т.е. N=8. Подставим в (1) формулу это значение и получим 8=2I. Откуда найдем, что I=3. Значит, сообщение о том, что нужная нам программа находится на одной из восьми дискет, несет в себе 3 бита информации.

2) Решение: Есть 64 равновероятных результата события, т.е. N=64. Подставим в (1) формулу это значение и получим 64=2I. Откуда найдем, что I=6. Значит, второй игрок получит 6 бит информации.

3) Решение: Остановка шарика в одной из лунок является равновероятными результатами события (N). Объем информации составил 8 бит, т.е. I=8. Поставим значение I в (1) формулу. N=28. Откуда получаем, что N=256.

4) Решение: Решить невозможно с помощью данной формулы, так как результаты события являются неравновероятными.

5) Решение1: Всего мест 1632=512. Выбор одного места из 512 несет в себе количество информации, определяемую из уравнения 512=2ii=9 бит.

5) Решение2: Всего мест в ряду 32. Выбор одного места из 32 несет в себе количество информации, определяемое из уравнения 32=2ii=5 бит.
Всего рядов 16. Выбор одного ряда из 16 несет в себе количество информации, определяемое из уравнения 16=2ii=4 бит.
В итоге получаем 4+5=9 бит.

Оптимальная стратегия в игре

На получении максимального количества информации строится стратегия в игре «Угадай число». Загадано число целое в диапазоне от 1 до 16. необходимо за минимальное число шагов отгадать задуманное. Для этого необходимо задавать собеседнику только такие вопросы, на которые возможны только два ответа (тем самым будет отсекаться половина ненужных вариантов):

Первоначальные варианты:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  • Это число больше 8? (Нет) 1 бит

Варианты после первого вопроса:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  • Это число больше 4? (Да) +1 бит

Варианты после второго вопроса:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  • Это число больше 6? (Нет) +1 бит

Варианты после третьего вопроса:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

  • Это число 5-ть? (Да) +1 бит

Варианты после четвертого вопроса:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Итак, нам потребовалось 4 бита информации, чтобы угадать число.

Это не что иное, как 16=24. Получается, что при правильно подобранной тактике количество вопросов совпадает с количеством информации, которое вообще можно получить, угадав задуманное число.

Задачи для самостоятельного решения и ответы выслать на e-mail
anpilova-nkz@mail.ru, в теме письма необходимо указать свои фамилию и имя.


  1. Сколько бит информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 32 раза?

  2. Сообщение о том, что один из нескольких различных ключей подходит к замку, несет 6 бит информации. Определите количество ключей.

  3. В классе 32 ученика. На уроке физкультуры они построились в 8 шеренг по четыре человека в каждой. Какое количество информации несет сообщение о том, что Петров Вова находится в пятой шеренге?

  4. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?

  5. Врач-стоматолог принимает пациентов с 8 утра до 2 часов дня. На каждого пациента отводится по 30 минут. Какое количество информации содержит сообщение о том, что Петя записался на прием в 11.30?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconКонспект урока урок Измерение информации (алфавитный подход). Единицы...
Тема и номер урока в теме: Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. Урок 5
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconТема урока: Измерение информации. Содержательный подход Тип урока
Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного мате­риала. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconУчебного времени для 10 класса
Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconМеждународная конференция «Измерение и содействие прогрессу: новый...
Международная конференция Измерение и содействие прогрессу: новый подход для стран СНГ
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconКалендарно-тематическое планирование курса информатики для 10 класс
Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации....
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение материала по теме “Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации”
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: " Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации " (урок информатики в 10 б классе)
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconКоличество информации Количество информации как мера уменьшения неопределенности...
Оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, учебник для 6 класса Л. Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconКонспект урока измерение информации (алфавитный подход). Единицы...
...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с понятиями: “измерение информации”, “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”,...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconПрограмма : Школа России Цель: Познакомить детей с произведением...
Планируемый (гарантируемый) результат предметных умений(на основе задач): 80% учащихся смогут усвоить новый материал и 20%, получив...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconКонспект для ученика, пк, программа- электронный калькулятор Wise...
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Методы измерения количества информации: вероятностный (содержательный),...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconСистемно деятельностный подход в основе новых образовательных стандартов
Новый образовательный стандарт определяет не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам....
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconМатериал для подготовки (ответы на билеты) к государственной (итоговой)...
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconИнформационная безопасность, этика и право пользования информацией....
Тема: Информационная безопасность, этика и право пользования информацией. Алфавитный подход к измерению информации. Вероятностный...
Измерение информации: содержательный подход. Новый материал iconИтогов успеваемости по предмету «испанский язык» Во 2-ой четверти...
Новый лексический материал по теме «Моя школа, мой класс», «Новый год, Рождество, Короли-Волшебники» освоен полностью


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск