Анкета для определения информационной культуры педагога
№
| Критерии
| Измеритель
| Баллы
| 1.
| Уровень ИКТ-компетентности*
| Базовая
| 1
| Педагог- консультант
| 2
| Тьютор
| 3
| Консультант-исследователь
| 4
| 2.
| Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году – очно
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 3.
| Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году – дистанционно
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 4.
| Использует в образовательном процессе приобретенные ЦОР
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 5.
| Использует в образовательном процессе собственные ЦОР
| Да
| 2
| Нет
| 0
| 6.
| Пополняет медиатеку ОУ собственными ЦОР
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 7.
| Использует ИКТ в дополнительном образовании и воспитательной работе
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 8.
| Использует ИКТ в управлении образованием (обработка данных, статистика, ведение электронного журнала и т.п.)
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 9.
| Руководит научно-исследовательской работой учащихся с использованием ИКТ (наличие проектов в сети интернет)
| Да
| 2
| Нет
| 0
| 10.
| Использует ресурсы сети Интернет в образовательном процессе
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 11.
| Использует ИКТ при подготовке дидактического материала для учащихся
| Да
| 1
| Нет
| 0
| 12.
| Число уроков, на которых реализуются возможности использования ресурсов Интернет On-Line (в режиме реального времени) (в неделю)
| Более одного урока
| 2
| Один урок
| 1
| Нет таких уроков
| 0
| 13.
| Число уроков, на которых проводится компьютерное тестирование (итоговое, промежуточное, тематическое) (в неделю)
| Три и более уроков
| 2
| Менее трех уроков
| 1
| Нет таких уроков
| 0
| 14.
| Число уроков, на которых реализуются возможности интерактивного, мультимедийного оборудования или используются цифровые лаборатории (в неделю)
| Пять и более уроков
| 2
| Менее пяти уроков
| 1
| Нет таких уроков
| 0
| 15.
| Участие в конкурсах, фестивалях по применению ИКТ
| Победитель или лауреат
| 3
| Да
| 2
| Нет
| 0
| 16.
| Выступление на МО, педсоветах, конференциях по обмену опытом применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе
| На федеральном уровне
| 4
| На областном уровне
| 3
| На городском уровне
| 2
| На школьном уровне
| 1
| Нет
| 0
| 17.
| Наличие печатных работ в области ИКТ
| Да
| 2
| Нет
| 0
| 18.
| Размещение материалов в сетевых сообществах
| Да
| 2
| Нет
| 0
| 19.
| Наличие собственной Web- страницы
(указать URL-адрес)
| Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца
| 3
| Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца
| 2
| Да, но материал не
обновляется
| 1
| Нет
| 0
| 20
| Наличие собственного сайта (указать URL-адрес)
| Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца
| 3
| Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца
| 2
| Да, но материал не
обновляется
| 1
| Нет
| 0
| 21.
| Применение элементов дистанционного обучения учащихся (учебное взаимодействие по электронной почте с учащимися, находящимися на домашнем обучении, размещение пробных вариантов самостоятельных или контрольных работ, лекций или дополнительных материалов на собственных Web-страницах и т.п.)
| Дистанционное обучение
| 4
| Собственные Web- страницы
| 3
| В сети Дневник.ру
| 2
| При помощи электронной почты
| 1
| Нет
| 0
|
* Определяется с помощью «Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов»
** Определяется наличием в медиатеке разработок преподавателя Максимальное количество баллов – 43
Менее 14 - слабый уровень развития информационной культуры;
15 - 24 - допустимый уровень развития информационной культуры;
25 - 34 - достаточный уровень развития информационной культуры;
35 - 43 - оптимальный уровень развития информационной культуры.
Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов
| Базовая ИКТ-компетентность (пользователь)
| Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант)
| Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор)
| Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь)
| Мотивационно-ценностный компонет (отражает профессионально-личностное самоопределение в отношении использования ИКТ в современной школе)
| Личная заинтересованность в обучении ИКТ и использовании в учебном процессе
| Устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, тенденция к поиску педагогических технологий, адекватных современным ИКТ
| Желание передать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся
| Твердая убежденность в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желание быть активным участником сетевых педагогических сообществ
| Когнитивно-операционный компонент (выражает степень владения ИКТ и научно-методическими основами их использования в учебном процессе)
| Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice, использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности
| Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия
| Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки слушателей
| Информационно е и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ
| Рефлексивно-проектировочный компонент (говорит о способности оценивать свой уровень и проектировать условия его повышения)
| Самооценка собственной деятельности по освоению и использованию ИКТ, проявление субъектной позиции (как системы взглядов и установок по отношению к собственному профессиональному развитию в сфере ИКТ)
| Умение давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ
| Взаимооценка результатов педагогической деятельности в сфере ИКТ, умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории повышения квалификации в сфере ИКТ
| Умение анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса школы, и искать пути их решения, владение навыками командной рефлексии
| Карта описания уровней готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе Уровень готовности к использованию ИКТ
| Краткая характеристика уровня
| Возможные требования к уровню в условиях ОУ
| ИКТ-осведомленность
| Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется.
| Использование педагогических возможностей ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма. Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока.
| ИКТ-грамотность
| Использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока.
| Проектирование заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
| ИКТ-компетентность
| Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (например, тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.
| Интегрированное использование ИКТ и современных образовательных технологий: интегрированные уроки, проектная деятельность учащихся на основе ИКТ. Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания. Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.
| Информационная культура
| Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Разработали свои электронные учебники, дистанционные курсы, сетевые проекты.
| Ведение цифрового портфолио (своего, класса). Проведение собственного педагогического или научно-исследовательского эксперимента, например, в области влияния средств ИКТ на эффективность обучения по предмету.
| Уровни готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе
Стартовый уровень готовности к использованию ИКТ
| Уровень методической поддержки (преимущественные формы и методы)
| Результат: сформированный уровень готовности к использованию средств ИКТ, что используют (требования к педагогам в условиях ОУ)
| Наличие компьютерной осведомленности или низкий уровень компьютерной грамотности
| Поддерживающее обучение, построенное преимущественно на основе индивидуальных консультаций и работы малых групп.
| Компьютерная грамотность Использование ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовые ЦОР, другие программы
| Компьютерная грамотность
| Проектная деятельность: индивидуальная, совместная. Использование ресурсов сетевых сообществ: участие в работе, представление своих разработок. Экспертиза готовых ЦОР, в том числе из единой коллекции.
| ИКТ-компетентность. Используют ИКТ для организации контроля знаний учащихся (тесты в электронном виде). Проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Используют, например, электронные таблицы (другие спец программы) для проведения эксперимента, обработки статистических данных (или в компьютерном классе, или на уроке в группах с ноутбуками). Умеют добывать информацию из Интернет (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах.
| ИКТ-компетентность
| Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента. Использование дистанционных средств обучения. Экспертиза ЦОР. Разработка педагогами ЦОР.
| Информационная культура. Ведут консультации, дополнительные занятия, выкладывают домашние задания на школьном сайте, форуме, посредством электронной почты. Используют ИУМК, ИИСС (информационные источники сложной структуры). Разработали свои электронные учебники, инновационные учебно-методические комплекты (ИУМК).
| |