Белоусова Жанна Валерьевна
Г. Ахтубинск
Тема урока: Симметрия
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить с понятием симметрии как явления.
Задача урока:
Предметные: сформировать представление о симметрии, симметричных фигурах и умение находить симметричные фигуры среди других;
Сформировать представление о симметрии в окружающем мире.
Метапредметные: развивать внимание и наблюдательность, умение анализировать, сравнивать предметы;
Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты: находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей, уметь строить фигуры, симметричные данной; определять ось симметрии фигуры с помощью перегибания.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, набор геометрических фигур, кленовый лист (бумажный), счетный материал, цветная бумага, ножницы, зеркало, толковый словарь русского языка.
Ход урока
Этапы урока
| Предметные УУД
| Формирование УУД
| Организационный момент
| - Возьмите зеркало и улыбнитесь себе, а теперь улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки и прекрасное настроение помогут вам справиться с любой задачей на сегодняшнем уроке.
|
| Постановка учебной проблемы
| - Ребята, вспомните, какому герою мультфильма помогла улыбка (Крошка Енот).
- Крошка Енот прислал нам письмо. Давайте прочитаем его письмо и узнаем, что он нам пишет.
Здравствуйте, ребята!
Ребята! Собираясь на встречу с вами, я узнал, что симметрия – одно из важных явлений нашей жизни. Разберитесь-ка в свойствах симметрии и ответьте на мои вопросы:
- Что такое симметрия?
- Что делает ось симметрии с фигурой?
- Правда ли, что нас окружают симметричные предметы?
Будьте внимательными, наблюдательными, сообразительными и настойчивыми в достижении цели. Желаю успеха!
- Ну как, ребята, выполним задание Крошки Енота?
|
|
|
| - Чем будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока? «Будем разбираться в свойствах симметрии».
|
| - Прочитайте ещё раз вопросы.
- О чем ещё просил Крошка Енот? «Быть внимательными и наблюдательными»
|
| Открытие нового знания
|
| - Ребята, каков будет наш первый шаг для того, чтобы понять, что такое симметрия?
|
| -Посмотрите на кадр из мультфильма. Енотик подошел к пруду. «Ой, - сказал он, увидев своё отражение в воде. – В пруду кто-то сидит. Я напугаю его! Скорчу страшную рожу. А! Он тоже скорчил рожу! Сейчас я его палкой! Ай, у него тоже палка!»
- Кого увидел Енотик в пруду?
- Покажите на экране нос Енотика и его отражение в воде, правый глаз, левый глаз, палку, куст, левое ухо.
|
|
|
| Чем отличается изображение Енота от его отображения в воде? (Его отображение получилось перевернутым)
|
| - Ребята, а где ещё отображаются предметы? (В зеркале)
|
| Работа по учебнику. Стр. 130, задание № 1.
| - Перед вами цифры, назовите их. А теперь поставьте зеркало справа, слева, сверху и снизу от каждой цифры и посмотрите на её отображение в зеркале.
- Какие цифры выглядят совершенно одинаково на странице учебника и в зеркале?
Задание № 3
- Кто изображен на рисунке? (Фигурист)
- Вам понятно, что с помощью коньков написал фигурист? (Нет)
- С помощью чего мы можем прочитать то, что написал фигурист на льду? (С помощью зеркала)
- Прочитайте, что написал фигурист на льду? (С новым годом)
- Изменяется ли в зеркале верхняя и нижняя часть рисунка? (Нет)
- А левая и правая стороны рисунка? (Да, что было слева, стало справа, а что было справа, стало слева).
Предметы на картинке и их отображение в зеркале симметричные относительно прямой (ребро зеркала).
-Чем является сейчас эта прямая (ребро зеркала)?
Эту прямую линию называю осью симметрии.
- Давайте откроем толковый словарь русского языка и прочитаем, что означает слово «Симметричный».
Симметричный – обладающий симметрией.
- Прочитайте, что означает слово «Симметрия».
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь, по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
- Давайте обратим внимание, на какой слог падает ударение в этом слове?
- Прочитаем это слово хором. (СимметрИя)
|
| Физминутка. Звучит песня «Улыбка».
| - Двигаемся под музыку симметрично, а теперь несимметрично. (Дети повторяют движения за учителем).
- Посмотрите, у вас у каждого есть листочек клёна. Случайно ли он у нас на уроке появился?
- Возьмите лист клёна и согните пополам так, чтобы все края совпали.
- Разверните. Что заметили? (Линия сгиба делит лист на две равные части).
|
|
|
| - Как мы можем назвать линию сгиба, чем она является? (Осью симметрии).
- А что можно сказать про лист, который ось симметрии разделила на две равные части? (Этот лист является симметричной фигурой относительно своей оси симметрии).
|
| - Попробуйте согнуть листик ещё как-нибудь, чтобы две половинки при этом совпали. (Не получается).
- Сколько осей симметрии имеет кленовый лист? (Одну).
- Давайте исследуем квадрат. Симметричен ли он? (Да).
|
|
|
| - Докажите. (Если перегнуть квадрат пополам, то две половинки совпадут).
|
| - Сколько осей симметрии у квадрата? (4).
- А теперь исследуйте прямоугольник. Симметричен ли он? (Да).
- Сколько осей симметрии у прямоугольника? (2).
|
|
|
| - Почему у прямоугольника две оси симметрии, а не четыре?
|
| - Возьмите у себя на парте зелёный треугольник. Проверьте, симметричен ли он. (Да)
|
|
|
| - Почему вы так считаете? (Если перегнуть его пополам, то обе половинки совпадут).
|
| - Сколько осей симметрии у этого треугольника? (1).
- Возьмите желтый треугольник. Выясните, симметричен ли он? (Нет).
- Почему? (При сгибании половинки не совпадают).
-Давайте сделаем вывод.
- Какие фигуры мы называем симметричными? (Фигуры, имеющие ось симметрии).
- Что такое ось симметрии? (Ось симметрии – это прямая линия, которая делит фигуру на две равные части).
- Как проверить, симметрична фигура или нет? (Сгибанием).
|
| Гимнастика для глаз.
|
|
|
| - Ребята, давайте подумаем, на какой вопрос Енотика мы ещё не ответили? (Действительно ли нас окружают симметричные фигуры?).
|
|
|
| - Кто из вас может ответить на вопрос Енотика?
- Приведите примеры симметричных фигур.
- А вокруг нас где встречаются симметричные фигуры?
| Работа с интерактивной доской.
| - Посмотрите внимательно на доску. Перед вами расположены различные предметы и шкатулка. Вы должны сложить в шкатулку те предметы, которые являются симметричными.
|
| Работа по закреплению знаний.
| 1. Запишите выражение, используя зеркало. Вычислите.
Даны следующие примеры в зеркальном отображении:
8 + 5 12 - 8
7 + 6 16 - 7
|
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| 2.Решение задачи № 8 на странице 132.
- Решите задачу самостоятельно, но сначала скажите, являются ли матрешки, расположенные на рисунке учебника, симметричными?
- Докажите.
- После того, как решите задачу, оцените вою работу, закрасив кружок.
Решение задачи с последующей самопроверкой по эталону.
3. Практическая работа.
- Сейчас мы займемся вырезанием, да не простым, а симметричным. Для этого мы приготовили цветную бумагу и ножницы.
- Что можно сделать с листком бумаги, чтобы вырезать симметричную фигуру. (Сложить пополам).
– Сложив лист пополам, что мы получили? (Ось симметрии).
- На листе цветной бумаги будем рисовать целую фигуру? (Нет, половинку).
- Покажите ось симметрии.
- Итак, откуда мы начнем рисование фигуры. (От сгиба, от сои симметрии).
(Дети рисуют фигуры, вырезают симметричные силуэты).
Проверка.
- Что у вас получилось? (Дерево, лист и т.д.).
- Покажите ось симметрии.
- Как проверить, симметричную ли мы вырезали фигуру?
|
| Подведение итогов урока.
| - Что такое симметрия?
- Что делает ось симметрии с фигурой?
- Действительно ли нас окружают симметричные предметы?
|
| Рефлексия
| - Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке?
|
|
|
| - Достигли ли мы цели урока? Докажите.
|
| - Чем заинтересовал вас урок?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- Какие вызвали затруднения?
Если вы довольны своей работой, поднимите веселого Енотика. А если недовольны, поднимите грустного Енотика.
Крошка Енотик тоже остался доволен вашей работой на уроке. А на память дарит каждому из вас маленькое зеркальце, чтобы в нем отражались ваши счастливые улыбки.
|
| |