Чикурова Н.В.,учитель начальных классов Урок русского языка
2 класс ОС «Школа 2100»
Тема: Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технологии: проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных умений.
Цель:
- Развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать ее графически.
- Переводить информацию из одной формы в другую (стрелки, вопросы), упорядочивать ее (строить алгоритмы рассуждений).
- Дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование УУД, ТОУУ
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
Представлять информацию в виде схемы.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
Развиваем умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| I.Орг. момент.
Актуализация знаний.
Введение в новый раздел.
| Игра на внимание: «Запрещенное движение».
- Откройте тетрадь. Что надо записать?
- Запишите: Классная работа.
Чистописание.
пр дл жн (на доске)
- Какое слово получится, если добавить гласные буквы?
- Запишите с комментированием.
- Что знаете про предложение?
- Какие слова связаны между собой?
Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр. 59.
- Прочитайте тему раздела и посмотрите на центральный кадр кинопленки.
- Что вы видите? Как этот кадр связан с нашей темой?
- Как думаете, чем будем заниматься на уроках в этом разделе?
|
Запись числа с комментированием.
Запись сам-но: Классная работа.
- Предложение состоит из слов, выражает законченную мысль.
- Мы знаем, что слова-названия предметов связаны со словами-признаками, слова-названия предметов связаны со словами-названиями действий. - Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой. - Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.
| II. Формулирование проблемы, постановка цели.
| Создание проблемной ситуации.
- Прочитайте на слайде два набора слов.
1. Кузнечик порхать трава.
2. Бабочка прыгать цветы.
- Можно назвать эти слова предложениями?
- Составьте из каждого набора слов предложения.
- Удалось это сделать? Почему?
- Какой вопрос возникает? - Какую цель для себя поставите?
|
Читают слова группами.
- Нет.
- Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.
- Как слова связаны в предложении.
- Научиться устанавливать связь между словами. (на доске)
| III. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила.
| - Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?
- Составьте предложения.
- Что же мы сейчас сделали, чтобы предложения получились?
- А с самими словами что-то произошло? -Как можно проверить, что слова связаны между собой? Мы уже это делали.
- Попробуйте установить связь между словами. С каких слов начнем? - Какие вопросы поставим?
-Соедините стрелкой.
- Попробуйте задать вопрос к следующим словам.
- От какого слова задавали вопрос?
- Соедините стрелкой. - Какой план получился? Сделайте вывод:
- Как слова связаны в предложении?
- Как это узнать?
Сравните его с авторским в учебнике.
| а) поменять местами слова: порхать и прыгать
б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.
Кузнечик прыгает в траве.
Бабочка порхает над цветами.
(Запись на доске)
Кузнечик стрекочет в траве.
Бабочка летает над цветами.
- Связали, соединили слова по смыслу.
- Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.
- Задать вопросы от одного слова к другому. - С главных, с грамматической основы.
1. Определим грамматическую основу предложения (на слайде).
- Поставим вопрос кто?, что делает?
(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.
Это грамматическая основа предложения.
2. Связь покажем стрелкой (на слайде).
- Прыгает (где?) в траве.
3. Поставим вопрос к оставшемуся слову (на слайде).
- От слова-названия действия.
4. Связь покажем стрелкой (на слайде).
Дети делают вывод и читают текст учебника в рамке.
| IV. Применение знания.
| Выполнение задания по алгоритму.
- Попробуйте составить предложение по картинке.
- Запишите в тетрадь и на доске с комментированием.
- Теперь вам нужно выполнить задание: установить связь в предложении.
- Что для этого нужно сделать? - Как вы думаете, справитесь ли с этим заданием? Нарисуйте полоску и поставьте крестик.
Выполнить это задание вам поможет план:
На слайде:
Определим грамматическую основу предложения.
2. Связь покажем стрелкой.
3. Поставим вопрос к оставшемуся слову.
4. Покажем связь стрелкой.
Проверка.
- Какое было задание?
- Выполнили?
- Все правильно или с ошибками?
- Самостоятельно или с помощью друга?
- Что себе поставите? (+,+-, -+, -)
- Подтвердился ли ваш прогноз? Если подтвердился, то обведите крестик.
- Творческое задание:
- Достройте предложение новыми словами.
|
- Составляют предложение: Лесной ручей журчит.
- Записывают в тетради предложение.
- Задать вопросы устно, поставить стрелки. Дети на полях рисуют полоску и предполагают свой результат.
В предложении говорится о ручье. (Что?) Ручей. Ручей (что делает?) журчит. Это грамматическая основа предложения.
Связь показываем двумя стрелками.
Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Ручей (какой?) лесной.
Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос.
Ученик выходит к доске и проговаривает ход выполнения задания. Дети оценивают себя.
- Лесной ручей журчит (как?) тихо.
| Физминутка
| Игра: «Правильные и неправильные предложения»
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Без труда рыбку наловишь из пруда.
Красна птица опереньем, а человек рукодельем.
Один в поле не воин.
Старый друг хуже новых двух.
Ласковым словом ни чего не добьешься.
|
Если предложение по смыслу не правильное, то дети встают.
| VI. Развитие умения.
| - Рассмотрите картинку.
- Под картинкой схемы предложений.
- Как вы думаете по вопросам можно проследить связь слов в предложении?
Задание: Составьте и запишите предложения к картинке по схемам.
- Как вы думаете, справитесь ли с этим заданием? Нарисуйте полоску и поставьте крестик.
Проверка.
Весёлая девочка играет. Катя и Коля громко разговаривают. Маленькие девочки ссорятся. - Какое было задание?
- Выполнили?
- Все правильно или с ошибками?
- Самостоятельно или с помощью друга?
- Что себе поставите? (+,+-, -+, -)
- Подтвердился ли ваш прогноз? Если подтвердился, то обведите крестик.
2)
- Прочитайте заглавие текста.
- Составьте из слов два предложения текста.
- Задание: записать в тетрадь, обозначить связь слов с помощью вопросов.
- Как вы думаете, справитесь ли с этим заданием? Нарисуйте полоску и поставьте крестик. Проверка по эталону.
Дрозды. (Что?) Стайка (кого?) дроздов (что сделала?) подлетела (к чему?) к рябине. (Где?) Там (что делали?) висели (какие?) сочные (что?) ягоды. - Какое было задание?
- Выполнили?
- Все правильно или с ошибками?
- Самостоятельно или с помощью друга?
- Что себе поставите? (+,+-, -+, -)
- Подтвердился ли ваш прогноз? Если подтвердился, то обведите крестик.
| Дети на полях рисуют полоску и предполагают свой результат. - Записывают предложения сам-но. - Зачитывают свои предложения, оценивают себя.
Дети читают заглавие и составляют предложения.
Дети на полях рисуют полоску и предполагают свой результат.
Два ученика записывают предложения на доске.
| VII. Итог урока.
Рефлексия.
| - Какая была цель?
- Научились ли вы устанавливать связь?
-Вопросы:
- Как связаны слова в предложении?
- Как показать эту связь?
- Все ли получилось правильно?
- В чем испытали затруднение?
- Какую себе отметку поставите на полях?
| - По смыслу.
- С помощью вопроса и стрелками.
Дети оценивают свою деятельность на уроке.
| VIII. Домашнее задание.
| Дид. мат. Упр. 78
|
| |