ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения:
формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;
развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачи:
научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:
научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь с целью общения;
- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
- навыки использования компьютера при решении информационных задач;
понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.
получить элементарные пользовательские навыки.
Требования к знаниям, умениям и навыкам. В результате изучения информатики в 4 классе учащиеся должны: понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
что данные – это закодированная информация;
что тексты и изображения – это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности.
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для того: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры;
создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Содержание курса
Глава 1. Информация – 7 часов
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение – 9 часов
Глава 3. Модели и моделирование – 8 часов
Глава 4. Информационное управление – 7 часов
Повторение – 4 часа
Количество контрольных работ
I ЧЕТВЕРТЬ
| II ЧЕТВЕРТЬ
| III ЧЕТВЕРТЬ
| IV ЧЕТВЕРТЬ
| ГОД
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
|
Учебно-тематический план
Тема, цели
| № урока
| Дата проведения урока
| Тема
| §
| Виды учебной деятельности
| Формы организации урока
| ОУУН
| Глава 1. Информация – 7 часов
Цели: Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Представление материала в табличном виде.
| 1.
|
| Человек и информация
| §1
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| Учебно-организационные умения: правильно оформлять и вести тетрадь, понимать последовательность действий, сравнивать полученные результаты с учебной задачей, ставить учебную задачу.
Учебно-информационые умения: работать с учебником и дополнительной литературой, составлять на основе текста таблицы, схемы, осуществлять наблюдение за объектом в соответствии с алгоритмом.
Учебно-логические умения: выделять главное, сравнивать, давать определение по существенным признакам, высказывать суждения, подтверждать их фактами.
Учебно-коммуникативные умения: высказывать суждения, делать умозаключения, слушать друг друга, распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге.
| 2.
|
| Действия с информацией
| §2
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 3.
|
| Объект и его свойства
| §3
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 4.
|
| Отношения между объектами
| §4
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 5.
|
| Компьютер
| §5
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 6.
|
| Повторение
|
| Обобщение и систематизация знаний
| Обобщающий урок
| 7.
|
| Контрольная работа №1
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Контрольная работа
| Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение – 9 часов
Цели: Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения. Объединение предметов по общему признаку. Различение целого и части.
Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.
| 8.
|
| Понятие
| §6
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 9.
|
| Деление и обобщение понятий
| §7
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 10.
|
| Отношения между понятиями
| §8
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 11.
|
| Совместимые и несовместимые понятия
| §9
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 12.
|
| Понятия «истина» и «ложь»
| §10
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 13.
|
| Суждение
| §11
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 14.
|
| Умозаключение
| §12
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 15.
|
| Повторение
|
| Обобщение и систематизация знаний
| Обобщающий урок
| 16.
|
| Контрольная работа №2
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Контрольная работа
| Глава 3. Модели и моделирование – 8 часов
Цели: Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи.
| 17.
|
| Модель объекта
| §13
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 18.
|
| Модель отношения между понятиями
| §14
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 19.
|
| Алгоритм
| §15
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 20.
|
| Виды алгоритмов
| §16
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 21.
|
| Исполнитель алгоритма
| §17
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 22.
|
| Алгоритм и компьютерная программа
| §18
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 23.
|
| Повторение
|
| Обобщение и систематизация знаний
| Обобщающий урок
| 24.
|
| Контрольная работа №3
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Контрольная работа
| Глава 4. Информационное управление – 7 часов
Цели: Определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление.
| 25.
|
| Цели и основа управления
| §19
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 26.
|
| Управление собой и другими людьми
| §20
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 27.
|
| Управление неживыми объектами
| §21
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 28.
|
| Схема управления
| §22
| Усвоение новых знаний
| Урок - лекция
| 29.
|
| Управление компьютером
| §23
| Усвоение новых знаний
| Практическая работа
| 30.
|
| Повторение
|
| Обобщение и систематизация знаний
| Обобщающий урок
| 31.
|
| Контрольная работа №4
|
| Итоговый контроль и учет знаний и навыков
| Контрольная работа
| Повторение – 4 часа
| 32-35
|
|
|
|
|
|
|
Количество контрольных работ
I ЧЕТВЕРТЬ
| II ЧЕТВЕРТЬ
| III ЧЕТВЕРТЬ
| IV ЧЕТВЕРТЬ
| ГОД
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
|
Контрольные работы проводятся по сборнику Матвеевой Н. В. «Контрольные работы для 4 класса» Оценивание знаний, умений и навыков учащихся. Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется путем фронтального опроса или оцениванием практических работ, выполненных на уроках.
Отметка «5» ставится, если:
ученик даёт полные, развёрнутые ответы на вопросы;
в логических рассуждениях нет пробелов и ошибок;
выполнил от 90% до 100% практической работы, запланированной на урок.
Отметка «4» ставится, если:
при ответе на вопросы допущена 1 ошибка или 2-3 недочёта;
логические обоснования недостаточны;
выполнено от 70 % до 90 % практической работы.
Отметка «3» ставится, если:
при ответе на вопросы допущено более 1 ошибки или более 2-3 недочётов;
логические обоснования ответов не даются;
выполнено от 40 % до 70 % практической работы или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Ресурсное обеспечение рабочей программы: Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2006.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Бином, 2006.
3. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 4 класс, 2008 г.
4. Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6».
|