Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;





Скачать 144.56 Kb.
НазваниеПояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
Дата публикации19.09.2014
Размер144.56 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели обучения:


  1. формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

  2. знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;

  3. приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного рода схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т.д. с помощью компьютера;

  4. развитие умений строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;

  5. обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;

  6. воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.


Задачи:

  1. научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;

  2. получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;

  3. научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:

    • научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);

    • научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;

    • осознанно использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

  1. понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;

  2. получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

  3. освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;

  4. научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);

  5. научиться описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  6. получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;

  7. научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;

  8. получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта.

  9. получить элементарные пользовательские навыки.



Требования к знаниям, умениям и навыкам.
В результате изучения информатики в 4 классе учащиеся должны:
понимать:


  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приемником информации;


знать:


  • что данные – это закодированная информация;

  • что тексты и изображения – это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, рисунка, таблицы);

  • правила работы с компьютером и технику безопасности.



уметь:


  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач. Для того: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажеры;

  • создавать элементарные проекты с использованием компьютера.



Содержание курса

Глава 1. Информация – 7 часов

Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение – 9 часов

Глава 3. Модели и моделирование – 8 часов

Глава 4. Информационное управление – 7 часов

Повторение – 4 часа

Количество контрольных работ


I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

ГОД

1

1

1

1

4



Учебно-тематический план


Тема, цели

№ урока

Дата проведения урока

Тема

§

Виды учебной деятельности

Формы организации урока

ОУУН

Глава 1. Информация – 7 часов

Цели: Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Представление материала в табличном виде.

1.




Человек и информация

§1

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

Учебно-организационные умения: правильно оформлять и вести тетрадь, понимать последовательность действий, сравнивать полученные результаты с учебной задачей, ставить учебную задачу.

Учебно-информационые умения: работать с учебником и дополнительной литературой, составлять на основе текста таблицы, схемы, осуществлять наблюдение за объектом в соответствии с алгоритмом.

Учебно-логические умения: выделять главное, сравнивать, давать определение по существенным признакам, высказывать суждения, подтверждать их фактами.

Учебно-коммуникативные умения: высказывать суждения, делать умозаключения, слушать друг друга, распределять работу при совместной деятельности, участвовать в учебном диалоге.


2.




Действия с информацией

§2

Усвоение новых знаний

Практическая работа

3.




Объект и его свойства

§3

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

4.




Отношения между объектами

§4

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

5.




Компьютер

§5

Усвоение новых знаний

Практическая работа

6.




Повторение




Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

7.




Контрольная работа №1




Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение – 9 часов

Цели: Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения. Объединение предметов по общему признаку. Различение целого и части.

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.


8.




Понятие

§6

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

9.




Деление и обобщение понятий

§7

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

10.




Отношения между понятиями

§8

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

11.




Совместимые и несовместимые понятия

§9

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

12.




Понятия «истина» и «ложь»

§10

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

13.




Суждение

§11

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

14.




Умозаключение

§12

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

15.




Повторение




Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

16.




Контрольная работа №2




Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Глава 3. Модели и моделирование – 8 часов

Цели: Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи.


17.




Модель объекта

§13

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

18.




Модель отношения между понятиями

§14

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

19.




Алгоритм

§15

Усвоение новых знаний

Практическая работа

20.




Виды алгоритмов

§16

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

21.




Исполнитель алгоритма

§17

Усвоение новых знаний

Практическая работа

22.




Алгоритм и компьютерная программа

§18

Усвоение новых знаний

Практическая работа

23.




Повторение




Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

24.




Контрольная работа №3




Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Глава 4. Информационное управление – 7 часов

Цели: Определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление.


25.




Цели и основа управления

§19

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

26.




Управление собой и другими людьми

§20

Усвоение новых знаний

Практическая работа

27.




Управление неживыми объектами

§21

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

28.




Схема управления

§22

Усвоение новых знаний

Урок - лекция

29.




Управление компьютером

§23

Усвоение новых знаний

Практическая работа

30.




Повторение




Обобщение и систематизация знаний

Обобщающий урок

31.




Контрольная работа №4




Итоговый контроль и учет знаний и навыков

Контрольная работа

Повторение – 4 часа

32-35




















Количество контрольных работ


I ЧЕТВЕРТЬ

II ЧЕТВЕРТЬ

III ЧЕТВЕРТЬ

IV ЧЕТВЕРТЬ

ГОД

1

1

1

1

4



Контрольные работы проводятся по сборнику Матвеевой Н. В. «Контрольные работы для 4 класса»
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется путем фронтального опроса или оцениванием практических работ, выполненных на уроках.

Отметка «5» ставится, если:

  • ученик даёт полные, развёрнутые ответы на вопросы;

  • в логических рассуждениях нет пробелов и ошибок;

  • выполнил от 90% до 100% практической работы, запланированной на урок.


Отметка «4» ставится, если:

  • при ответе на вопросы допущена 1 ошибка или 2-3 недочёта;

  • логические обоснования недостаточны;

  • выполнено от 70 % до 90 % практической работы.


Отметка «3» ставится, если:

  • при ответе на вопросы допущено более 1 ошибки или более 2-3 недочётов;

  • логические обоснования ответов не даются;

  • выполнено от 40 % до 70 % практической работы или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2006.

2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Бином, 2006.

3. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 4 класс, 2008 г.

4. Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6»





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconУчебного курса «Информатика и икт» для 4 класса
Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка Цель изучения учебного предмета Изучение информатики...
...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка Изучение информатики и информационно-коммуникационных...
...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка цели обучения. Школьное математическое образование...
Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Ознакомление студентов,...
Земле в общей иерархии естественнонаучных дисциплин. Осознание студентами места человека на Земле и во Вселенной, взаимосвязи человека...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка
Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconРабочая программа по учебному курсу «Физика» для 9 класса на 2013-...
Цели:· освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconРоссийской федерации
Целями освоения данной дисциплины являются формирование общих представлений о системе стандартов в области информационных технологий,...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconЗадача всего российского общества, и только объединив усилия
Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка должна содержать
Синергетический подход к устройству мира и жизнедеятельности сложных организмов. Формирование научного мировоззрения журналиста;...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка. Целью обучения черчению является приобщение...
Формировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), построение прямоугольных...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка. Целью обучения черчению является приобщение...
Формировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), построение прямоугольных...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка Цели программы
Цели программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconТематический план Введение. Предмет курса и его связь со смежными...
Целью изучения дисциплины является получение общих представлений о содержании и тенденциях развития базовых информационных технологий...
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconТема: Расселение: Жители городов и деревень
Цель: Продолжить формирование у школьников представлений и знаний о населении мира
Пояснительная записка цели обучения: формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; iconПояснительная записка Курс биологии на ступени основного общего образования...
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск