Скачать 68.65 Kb.
|
Первый проект в DelphiМета уроку:
Задачі:
План урока
Оборудование:
Оформление доски:
Раздаточный материал:
ХОД УРОКА
Вступительная частьДельфы – это древнегреческий город на берегу Коринфского залива. Город Дельфы связан с именем бога мудрости и покровителя искусств Аполлона. Этот город населяли жрицы, которые всех, кто к ним обращался, превращали в оракулов. Сейчас – это развалины древнего города, но имя города сохранено в самой современной системе для разработки программ. Система Delphi воплощает в себе лучшие достижения современной теории программирования. Она объединяет в себе множество полезных инструментов и готовых компонентов, из которых, как дом из кирпичиков, собираются проекты – ваши программы. Delphi – это визуальная среда разработки программ, это означает, что внешний вид каждой программы создается простым перемещением компонентов, как в конструкторе Лего, но чтобы вся конструкция ожила и заработала, необходимо написать программу ее поведения. Объяснение нового материалаДавайте попробуем определить, что такое объект? Например, карандаш. Какими свойствами он обладает? (Высота, толщина, название, надпись, цвет, цена и т.д.) Например, журнал. Назовите его свойства. Объект – шапка. Назовите его свойства. Обратите внимание, что некоторые свойства повторяются, а некоторые – индивидуальны. Значит, каждый объект обладает своим набором свойств. Кроме свойств у объектов есть методы и события. Например, что может делать карандаш? (Рисовать, сломаться, упасть и т.д.) А что мы можем сделать с карандашом? (Наточить, бросить, подарить и т.д.) Итак, сделаем вывод: каждый объект обладает своими свойствами, действовать на него можно с помощью методов и событий. Все это позволяет делать система объектно-ориентированного программирования Delphi. Запишем в тетрадь слова, которые используются в Delphi и понадобятся нам на уроке.
Сейчас познакомимся со структурой главного окна системы Delphi (рисунок 1). (Объяснение лучше проводить с помощью демонстрации на проекторе) Рисунок 1
Запишем алгоритм работы над проектом в Delphi.
Далее нам нужно научиться правильно сохранять свой проект.
Для открытия сохраненного проекта на следующем уроке открывайте файл Project1.dpr Практическая частьНаш первый проект будет называться “Светофор”. Сохраним его в папку с таким же именем. Все знают, что такое светофор, как он выглядит и для чего он нужен. Наша задача: создать модель светофора, у которого при наведении мыши переключается свет, появляется всплывающая подсказка с названием цвета, а на табличке рядом со светофором появляется одна из надписей: СТОЙ, ЖДИ, ИДИ. Определим объекты для проекта. Светофор:
Табличка:
Поставим компоненты на форму и настроим свойства компонентов.
Наша форма должна принять примерно такой вид (рисунок 2): Рисунок 2 Сохраним наш проект – Save All, запустим нашу программу на выполнение – RUN или зеленый треугольник на панели инструментов. Что же мы видим? При наведении мыши на “глаза” светофора появляется всплывающая подсказка, цвет не переключается, на табличке тоже никакой реакции. Для этого придется писать программу – обработчик событий. Но вначале нужно решить: от каких событий зависит переключение цвета и появление надписи? Что вы должны для этого сделать? Правильный ответ: наведение мыши на нужный “глаз” светофора. Закроем работающий проект. Вернемся на форму. Выберем верхний Shape. Выберем подходящее событие (закладка – Events) для наведения мыши – OnMouseMove. Щелкнем два раза по пустой белой строке рядом с этим событием и перед нами появляется окно кода программы. Delphi приглашает нас написать команды, которые необходимо выполнить при наведении мыши на Shape1. Нам нужно, чтобы цвет Shape1 изменялся на красный, а в надписи появлялся текст – СТОЙ! Между словами процедуры Begin и End пишем: begin shape1.Brush.Color:=clRed; Label1.Caption:='СТОЙ!'; end; (Переведите на русский язык эти команды.) По правилам Паскаля в конце каждого предложения ставим точку с запятой. Сохраним проект. Запустим на выполнение. Проверяем. Поздравляю вас! Программа начала работать! Самостоятельная работаСамостоятельно дописываем обработчики событий для второго и третьего круга. Не забывайте сохранять проект и проверять результаты. Теперь усложним задачу. Пусть при наведении мыши включается только один цвет, а остальные выключаются, то есть становятся серыми. В результате программа должна выглядеть так: Procedure TForm1.Shape1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin shape1.Brush.Color:=clRed; Label1.Caption:='СТОЙ!'; Shape2.Brush.Color:=clGray; Shape3.Brush.Color:=clGray; end; procedure TForm1.Shape2MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin shape2.Brush.Color:=clYellow; Label1.Caption:='ЖДИ!'; Shape1.Brush.Color:=clGray; Shape3.Brush.Color:=clGray; end; procedure TForm1.Shape3MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin shape3.Brush.Color:=clGreen; Label1.Caption:='ИДИ!'; Shape1.Brush.Color:=clGray; Shape2.Brush.Color:=clGray; end; (Рисунок 3) Рисунок 3 Итоги урокаМы познакомились со структурой окна системы визуального программирования Delphi. Научились сохранять и открывать проекты. Познакомились с компонентами: Shape, Panel, Label. Со свойствами: Shape, Brush, Color, Caption, ShowHint, Hint. С событием: OnMouseMove. Создали свой первый работающий проект в Delphi! Задание на домВыучить все новые cлова языка Delphi. На следующем уроке мы создадим проект “Телевизор”. Спасибо за урок, дети! |
План урока: Вступительная беседа с учащимися -10 мин На материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | ||
Вступительная часть Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его... | План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | ||
Конспект открытого урока по географии №1 Тема урока: План и карта Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2, Москва, 2009. Стр. 161-162 | План урока с использованием эор «Причастие как часть речи» 7 класс | ||
План урока Организационный момент Основная часть урока игра. Итог... ... | Программа турнира. Вступительная часть выполнение двух заданий: а)... Учителя стараются по возможности лучше, полнее использовать знания не только в учебно-познавательных, но и в воспитательных целях,... | ||
План урока по начальной военной подготовке в 10 классе моу петропавловская... Вводная часть. Построение, доклад командира отделения о готовности к уроку, проверка внешнего вида, сообщение задач урока | Конспект классного часа Тема: «Дружба» Вступительная часть. Учитель:... Слово учителя: Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…» | ||
Художник А. Е. Ганнушкин © Составление, вступительная статья, оформление... Составление, вступительная статья, оформление Союза театральных деятелей рсфср, 1990 г | Художник А. Е. Ганнушкин © Составление, вступительная статья, оформление... Составление, вступительная статья, оформление Союза театральных деятелей рсфср, 1990 г | ||
План-конспект урока по физической культуре. Тема: Кувырок назад в... Водная часть: 10 минут. Построение, приветствие, рапорт, сообщение темы, цели урока ходьба, медленный бег, ходьба, общеразвивающие... | План-конспект урока «Причастие как часть речи» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула | ||
Тесты по курсу уголовного права (Общая часть; Особенная часть) стр. 20 Тематический план Подготовительное отделение (для поступающих в магистратуру) Автор д ю н., профессор Л. К. Савюк | Тесты по теме: «Подвижной состав». План урока: Организационная часть... «Подвижной состав», «Колесные пары. Неисправности колесных пар», перспективу развития материала и связи с другими предметами: «окжд»,... |