Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп»





НазваниеСказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп»
Дата публикации28.09.2014
Размер85.2 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Информатика > Анализ
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп»

Беляева Яна Петровна,

педагог-психолог ДШИ Родник




Цель: Развитие способности видеть проблему с различных сторон восприятия, социального прогнозирования, эффективного мышления «Шесть шляп мышления» по Эдварду де Боно, исследователя механизмов творчества. Успешная социальная адаптация. Развитие самосознания, эмоционального интеллекта, нравственного иммунитета.

Задачи:

  1. Моделирование социальной ситуации и способов поведения.

  2. Анализ ситуации с различных сторон и принятие эффективного решения.

  3. Развитие критического мышления, понимание последствий принятого решения.

  4. Профилактика и конструктивное поведение в конфликтных и острых ситуациях.

  5. Приобретение опыта групповых дискуссий, когда нужно рассмотреть и найти общее в разных точках зрения.

  6. Формирование способности объективно оценивать явления окружающего мира, моделировать разнообразные ситуации и составлять прогноз их развития.

Дидактический материал:

Шесть шляп – шесть различных способов мышления.

Белая шляпа – сбор фактов и цифр, безоценочная информация, статистика.

Красная шляпа – эмоциональное мышление.

Чёрная шляпа – критическое мышление.

Жёлтая шляпа – оптимистическое мышление.

Комментарий. Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выходить победителем из интеллектуальных и жизненных испытаний, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал «менять шляпы» и учиться думать различными способами. Следуя процедуре сказочной игротерапии, познакомимся с этим методом и ситуацией, где он эффективно «работает».

Притча о старом Шляпнике

Жил – был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но за то, он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветлёнными и одухотворёнными, решительными и твёрдыми духом, выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился Великий секрет Великого Мастера.

Но шли годы, и настало то время, когда ушёл в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, чёрную, красную, зелёную, жёлтую и синюю. «Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», - решили сыновья Шляпника. «Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету», - планировали они. Но сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.

«Я возьму себе шляпу белого цвета, - заявил первый сын. – Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приёмах. Именно эта шляпа будет говорить о моём «непростом» происхождении. А то велика ли честь – быть сыном простого шляпника!»

«А я выбираю чёрную шляпу, - сказал второй сын. – И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буде строг, представителен и изыскан одновременно».

«Что ж я выбираю себе жёлтую шляпу, - промолвил третий. – Жёлтый цвет – цвет солнца, радости и богатства, а это так мне необходимо! Быть может, владея жёлтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»

«Пусть моей шляпой станет красная, - воскликнул четвёртый. – Как я мечтал всегда выделиться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались девушки. А в этой шляпе я буду неотразим!»

«Зелёная шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полёта. Тысячу раз я летал во сне над зелёной прекрасной Землёй, быть может, зелёная шляпа поможет осуществиться моей мечте», - мечтательно произнёс пятый сын.

«Мне же достанется синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот моё призвание. Хватит ли на всё задуманное сил, решительности и времени?» - размышлял шестой из сыновей Шляпника.

Разобрали сыновья шляпы, и отправились в разные стороны.

Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чём мечтали, свершилось ли то, что задумали?

Владелец белой шляпы стал довольно важным чиновником. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.

Хозяин чёрной шляпы вдруг всё происходящее стал видеть в чёрном цвете. Всё подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке – его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта его черта спасала от поражений и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин чёрной шляпы.

Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» - восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолётностью чувств», - говорили о нём другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и необъяснимый он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нём, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.

Человек в жёлтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шёл на встречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера, и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке – солнечную радугу, а в обыденности – чудеса. «Мечтатель, романтик, «не от мира сего», - говорили о нём одни. «Богатейшей души человек», - говорили другие. – Кто же он богач или бедняк? – решать не нам».

Обладатель зелёной шляпы оказался в удивительном мире творчества. Всё что он видел, слышал, чувствовал превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, рассказы, пьесы для театра и кинематографа. Его талантам восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.

Владелец синей шляпы оказался вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь на одному ему понятные знаки и символы, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек – достиг того, чего хотел», - скажут одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?», - спросят другие. Но нет пока у меня ответа на этот вопрос.

Но настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера проводили они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил в наследство им Великий Мастер. И захотелось каждому примерить на себе шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить, и неотступно следовать намеченной цели.

Данная притча используется для анализа острой конфликтной ситуации. Последовательно примеряя все шляпы, можно рассмотреть ситуацию с разных сторон. Взрослый просит подростка одеть Белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий конфликтной ситуации. Важно останавливать воспитанника, если он начнёт давать оценку событиям и высказывать свои чувства. «Сейчас на тебе одета Белая шляпа, когда ты оденешь Красную, тогда можно будет говорить о чувствах!»

Информацию, полученную с помощью Белой шляпы, полезно записать, или представить в виде схемы событий:

1 шаг Сначала….

2 шаг Потом….

3 шаг Затем произошло….

4 шаг И тогда случилось….

5 шаг Этим всё кончилось….

Когда воспитанник подтвердит, что с его слов последовательность событий записана верно, результат отражён правильно, можно «снимать» Белую шляпу и одевать Чёрную.

«Теперь на тебе Чёрная шляпа. Пожалуйста, расскажи, что самое плохое в этой ситуации, самое неприятное для тебя. И попробуй посмотреть в будущее и сказать, какие самые плохие последствия этой ситуации могут быть. Что самое страшное может произойти?» Примерно такие вопросы задаются воспитанникам, пока надета Чёрная шляпа. Внимательно слушая ребёнка взрослый составляет список негативных последствий, после чего резюмирует: «Итак, благодаря Чёрной шляпе мы узнали, что самое неприятное в этой ситуации – это…. Кроме того, из-за того, что всё это произошло, может теперь быть так-то… Это очень важная информация. Будем её иметь в виду. Теперь можно снять Чёрную шляпу и одеть Красную».

«В Красной шляпе говорят только о чувствах. Что ты чувствовал, когда всё происходило? Важно отметить, что немногие ребята сразу смогут сформулировать свои чувства. Необходима помощь взрослого. Поможет схема, составленная благодаря информации Белой шляпы. Положив схему последовательности событий перед ребёнком, взрослый расспрашивает о тех чувствах, которые были испытаны в микро событиях, а затем в ситуации в целом. При этом если ребёнку не хватает словарного запаса для описания своих чувств, необходимо ему помочь в формулировках, а также называть обсуждаемые чувства общепринятыми терминами. Например: «То, о чём ты рассказываешь, похоже на чувство интереса (или обиду, или страх, стыд или удовольствие….). Обычно люди, когда чувствуют интерес, делают то-то и то-то». Таким образом, Красная шляпа позволяет не только проговорить чувства, но и расширить понимание ребёнком мира эмоций и чувств. Работа с Красной шляпой завершается ответом на вопрос взрослого: «Когда всё это закончилось, что ты испытал?»

Следующая шляпа Жёлтая. «Ты рассказал о том, что произошло благодаря Белой шляпе. Ты рассказал о самых неприятных вещах и последствиях, с помощью Чёрной шляпы. Красная шляпа помогла передать твои чувства. Но у любого события всегда есть положительная сторона. Теперь на тебе Жёлтая шляпа, она поможет тебе посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, а что хорошего в том, что произошло?» Когда ребёнок находится в состоянии конфликта, надеть Жёлтую шляпу очень сложно. Но правила игры, есть правила игры. Здесь задача взрослого найти положительные стороны в создавшейся ситуации. Заканчивается работа с Жёлтой шляпой резюме взрослого: «Оказывается, не бывает ситуаций только плохих, или только хороших. Даже когда все вокруг темно, нужно вспомнить о Жёлтой шляпе, и быстро её надеть. И тогда ты увидишь, что в любой ситуации есть что-то хорошее. Умение видеть это – очень важное качество. Это не значит, что мы одеваем, так называемые «розовые очки». Мы одеваем Жёлтую шляпу, и учим свой ум и душу видеть хорошее».

Теперь полезно надеть Зелёную шляпу творчества. В этом случае взрослый может предложить воспитаннику нарисовать ситуацию, сочинить про неё частушку или небольшой стишок, словом, отразить её в творческой деятельности. «Посмотри, стоило надеть Зелёную шляпу, как открылись творческие способности. Даже внешняя неприятность может раскрыть вдохновение. Главное, не терять чувство юмора и не забывать о Зелёной шляпе».

Последняя шляпа Синяя. «»

Мы примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, и моё и твоё состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели и плохие и хорошие моменты. Знаешь ли ты, что такие ситуации, как наша, мудрые люди называют «жизненными уроками»? Да-да, каждая ситуация нас чему-то учит. Теперь ты надеваешь Синюю шляпу, и она поможет узнать, какой жизненный урок преподнесла эта ситуация, и почему для жизни будет важен этот опыт». Задача взрослого отметить суть жизненного урока. Например, есть ситуации, которые учат терпению, состраданию, учат не отчаиваться, учат вовремя давать сдачи, учат дисциплине и ответственности. Определив, в чём заключается жизненный урок, важно проговорить, в каких жизненных ситуациях понадобится этот опыт.

«Итак, мы использовали подарок старого Шляпника. Согласитесь, это было непросто. Но теперь мы с вами знаем, что любое событие в жизни нужно рассматривать с разных сторон. И только тогда можно извлечь из него пользу, жизненный урок. Так умные люди познают жизнь. А теперь скажите, пожалуйста, если бы мы не примеряли разные шляпы, к чему бы мы сейчас пришли?...»

Порядок «примерки» шляп может изменяться в зависимости от ситуации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПрием «Шесть шляп»
Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология «Шесть шляп мышления» на уроке английского языка по теме «Средства массовой информации»
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconРешение кафедры
...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconИпиио мгппу, лаборатория исследования трудностей обучения Апрель...
Исследование спланировано как двойное слепое, т е дети, психологи и родители не знали, в какой именно тренинг были включены дети....
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconС детьми и взрос­лыми. Ббк 88. 8 18ВК5-98534-338-3 Вачков
Метафорический тренинг. — 2-е изд. — М.: «Ось-89», 2006. 144 с. (Действенный тренинг)
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «социально-психологический тренинг»
Фомичева Н. С. Социально-психологический тренинг. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 19 с
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «шесть ступеней мастерства»
Программа «Шесть ступеней мастерства», реализуемая в студии спортивного танца, имеет две направленности – художественно-эстетическую...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПрограмма курса «Ведение международных переговоров: тренинг»
Курс «Ведение международных переговоров: тренинг» предназначен для студентов старших курсов балакавриата его можно также использовать...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconАктерский тренинг (1959-1962)
Упражнения, помещенные в этой главе, являются результатом работы и исследований периода 1959—1962 гг. Они записаны Эудженио Барбой,...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Социально – психологический тренинг: проблемы эффективного трудоустройства» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает наладить системы взаимоотношений с миром....
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconЭльвира Сарабьян Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой....
«Э. Сарабьян / Актерский тренинг по системе Станиславского. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер....
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconДоговор № на оказание платных образовательных услуг по обучению в...
О внесении изменений в приложения к приказу Министерства образования и науки Камчатского края от 31. 01. 2012 №96 «Об организации...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Программная музыка и её жанры Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления на уроках музыки
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Сказкотерапевтический тренинг «Шесть шляп» iconПояснительная записка рабочая программа по географии представляет...
Рабочая программа по географии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск