Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах»





Скачать 185.47 Kb.
НазваниеАвторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах»
Дата публикации02.10.2014
Размер185.47 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
ГОУ гимназия 1636 «НИКА»

Южного административного округа

г.Москвы

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

элективного курса
«Печатное слово в буквах и байтах»

(основы журналистики и сайтостроения)

Количество часов – 68

2 года обучения

Автор:

Лаврентьева Светлана Витальевна
Программа элективного курса для учащихся 5-8-ых классов «Печатное слово в буквах и байтах»

Пояснительная записка

За последние годы техническое обеспечение образовательных учреждений значительно улучшилось: практически все школы имеют на сегодняшний день свободный выход в Интернет, оснащены достаточным количеством компьютеров и другим оборудованием. Именно информационные технологии позволяют оптимизировать в школе учебно-воспитательный процесс и сформировать выпускника, готового к жизни в условиях глобальной информатизации общества.
Возросла в современном обществе и роль средств массовой информации. Благодаря СМИ люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, учатся анализировать информацию, полученную из разных источников и на основе этого анализа составлять реальную картину происходящего в стране и мире. Велика роль технологий и средств массовой информации в формировании общественного мнения, как манипулятора сознания. Этап стремительного развития переживают сейчас Интернет-СМИ, которые в некоторых ситуациях становятся более востребованы обществом благодаря большей оперативности и независимости.

При этом у современного человека почти отсутствуют знания о том, как создается, функционирует, по каким законам влияет на умы печатное средство массовой информации. Понимание же процессов, осуществляемых с его помощью, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее, а владение компьютерными технологиями помогает адаптироваться в обществе.

Двухгодичный курс по выбору «Печатное слово в буквах и байтах» предлагается учащимся 5-8-ых классов в рамках  элективного обучения в гимназии.

В рамках занятий по данной программе учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал в области журналистики, языкознания, информатики, искусства фотографии, а также получить углубленные знания в данных областях. Одна из задач курса состоит в том, чтобы воспитать читателя, слушателя, пользователя компьютера и сети Интернет, научить школьника размышлять над событиями школьной и общественной жизни, извлекать из них уроки, в том числе и нравственные, уметь оценивать объективность получаемой информации, а в конечном итоге - помочь становлению и формировании личности.
Самый эффективный способ познания - практика. Работа под руководством преподавателя над изданием газеты гимназии и других печатных материалов, а так же создание контента для Интернет-сайтов позволит учащимся испытать многие аспекты журналистской работы и издательского дела на собственном опыте, поможет углубить знания в обращении с компьютером. Работа на современном компьютерном оборудовании, направленная на достижение конкретного результата (сайт, Интернет-страница, статья), доступного общественности, родителям и друзьям, делает обучение интересным и эффективным.
Деятельность слушателей курса «Печатное слово в буквах и байтах» должна предполагать перспективы развития, обязательный анализ сделанного, учет его в дальнейшем, что должно влиять не только на качество выполнения работ, но и на рост теоретической подготовки по предметам филологического, эстетического и информационного направления.
Совмещение в рамках одной программы журналистской работы (написание статей, подготовка иллюстраций), издательского дела (дизайн, верстка, создание оригинал-макета), создания Интернет-страниц приведет к знакомству и первичному освоению учащимися основных элементов функционирования периодической печати, Интернет-сайтов, а также позволит сформировать цельные компетентностные умения школьников.
Программа ставит своей целью не только предпрофильную подготовку молодежи в области журналистики, стилистики, информатики, но и повышение личного культурного уровня до соответствующего современной информационно-технологической эпохе.

Цели программы:

  • совершенствование системы предпрофильной и профильной подготовки школьников в современных социально-экономических условиях;

  • повышение уровня теоретических знаний, освоение практических навыков, развитие исследовательских и творческих способностей учащихся в сфере современных компьютерных технологий, журналистики, литературного творчества;

  • развитие научно-исследовательской деятельности школьников в области информатики и ИКТ, филологических дисциплин;

  • создание условий для равноправного, свободного сотрудничества всех школьников и учителей;

  • диагностика одаренности учащихся и содействие их профессиональному самоопределению;

  • воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры;

  • обеспечение занятости учащихся во внеурочное время;

  • овладение навыками аналитической работы с текстом; расширение кругозора учащихся;

  • развитие активности и творчества, полезной инициативы учащихся, своевременная социализация учащихся.

Задачи программы:

  • регулярное издание газеты гимназии и других печатных материалов,

  • поддержка сайта пресс-центра гимназии;

  • создание персональных Интернет-сайтов учащихся;

  • овладение практическими навыками работы с различными программными продуктами, навыками написания текстов разных жанров в ходе создания сайта;

  • овладение умением получать информацию из разных источников знаний, анализировать её самостоятельно.

Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску газеты гимназии «НИКАких секретов», других печатных материалов и ведения собственных Интернет-сайтов у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность, осваивают современные компьютерные технологии. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень коммуникативной культуры. Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения.

Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • лекции;

  • семинарские занятия;

  • практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректура, верстка, фотографирование, обработка фотографий, разработка дизайна, структуры сайта, написание HTML-кода);

  • ролевые игры;

  • тренинги.

Проведение любого  учебного занятия предполагает использование ИКТ.

Обучение предусматривает:

  • формирование навыков написания текстов различных журналистских жанров;

  • овладение навыками компьютерной верстки, макетирования газеты;

  • публикацию  отдельных  статей школьной газеты  на страницах районной газеты «Орехово-Борисово Южное»;

  • получение учащимися знаний и навыков по созданию дизайна, структуры, контента Интернет-сайтов;

  • создание всеми учащимися собственных Интернет-страниц.

Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, диктофон, фотоаппарат, флэш-память.

Курс рассчитан на 2 года обучения.

Планируемые результаты:

По итогам первого года обучения:
- освоение учащимися основных элементов функционирования периодической печати;
- сформированность цельных компетентностных умений учащихся;
- регулярный выпуск газеты гимназии «НИКАких секретов» и другой печатной продукции.
По итогам второго года обучения:
- освоение учащимися навыков создания гипертекста, Интернет-контента;
- повышение культуры Интернет-общения учащихся;
- создание каждым учащимся собственного Интернет-сайта.

Тематический план 1-ого года обучения

Название тем

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. раб.

Сам. раб.

1.История журналистики

2

2

 

 

2.Журналистский текст.   Публицистические жанры и их особенности. Специфика интернет-журналистики.

14

8

6

+

3.Журналистская этика

8

2

6

+

4.Планирование

2

2

 

+

5. Макетирование газеты

4

2

2

+

6. Редактор верстки Adobe InDesign CS3

2

2

 

+

7. Компьютерная верстка

2




 2

+

Итого:

34

18

16




Поурочное планирование курса «Печатное слово в буквах и байтах»

(1-ый год обучения)

урока п\п

урока в теме

Содержание учебного материала

1

1

Зарождение журналистики. Краткий обзор истории мировой журналистики. Отечественная журналистика.

2

2

Электронные средства массовой информации в глобальных коммуникационных процессах

3

1

Особенности публицистических жанров. Заметка: стиль, композиция, лексика.

4

2

Репортаж. Виды репортажей. Репортажный язык.

5

3

Практическое занятие: отработка структуры каждого речевого и журналистского жанра

6

4

Интервью: стилистика, психология общения с интервьюированным.

7

5

Цель, язык, композиция зарисовки.

8

6

Практическое занятие: отработка речевых ресурсов каждого журналистского и речевого жанра (тропы, фигуры)

9

7

Жанр отчета. Фотоотчет.

10

8

Очерк – традиционный журналистский формат. Особенности и хитрости.

11

9

Практическое занятие: логика в журналистских и речевых жанрах (законы логики, планы, композиция)

12

10

Сатирическая журналистика. Фельетон.

13

11

Практическое занятие: средства выразительности в речевых и журналистских жанрах (лексическая, синтаксическая, стилевая выразительность)

14

12

Фоторепортаж: мастерство фотохроникера.

15

13

Практическое занятие: теория аргументации, порядок расположения аргументов и фактов

16

14

Самостоятельная практическая работа: подготовка материала в газету «НИКАких секретов»

17

1

Психология журналистского творчества. Понятие этики.

18

2

Профессиональная этика. Законы профессиональной этики.

19

3

Тренинг: рефлексивное и нерефлексивное слушание

20

4

Тренинг: правила продуктивного слушания.

21

5

Тренинг: правила конструктивной критики

22

6

Тренинг: правила ведения деловой беседы

23

7

Тренинг: как сделать общение эффективным

24

8

Тренинг: законы риторики

25

1

Понятие планирования газеты. Виды планов.

26

2

Перспективное планирование. План-сетка

27

1

Структура газеты.  Дизайн. Композиционно-графическая модель.

28

2

Заголовочный комплекс. Текст, фотографии и  иллюстрации.

29

3

Тренинг по макетированию газеты

30

4

Делаем макет газеты гимназии.

31

1

Редактор верстки Adobe InDesign CS3. Управление, возможности, инструменты.

32

2

Редактор верстки Adobe InDesign CS3. Принципы верстки.

33

1

Верстаем свежий номер газеты «НИКАких секретов».

34

2

Верстаем свежий номер газеты «НИКАких секретов».

Тематический план 2-ого года обучения

Название тем

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. раб.

Сам. раб.

1. Интернет-журналистика: основные понятия. История интернет-журналистики в России

2

2

 

 

2. Интернет и язык

9

6

3

+

3. Психологические особенности Web как со-общения

6

2

4

+

4. Интернет-журналистика как технология поиска

2

2

 

+

5. Программное обеспечение для веб-журналиста

4

2

2

+

6. Редакция веб-издания — основные инструменты

2

2

 

+

7. Создание Интернет-сайта

8

2

 6

+

8. Зачет по итогам обучения

1




1

+

Итого:

34

18

16




Поурочное планирование курса «Печатное слово в буквах и байтах»

(2-ой год обучения)

урока п\п

урока в теме

Содержание учебного материала

1

1

Интернет-журналистика: основные понятия.

2

2

История интернет-журналистики в России

3

1

Текст и гипертекст

4

2

Кто и как читает интернет-публикации

5

3

Практическое занятие: создание гипертекста

6

4

Архитектура гипертекста

7

5

Интернет-лексика

8

6

Практическое занятие: анализ лексики Интернет-журналистики

9

7

Жанровое многоголосие одной сети

10

8

Язык мировой паутины

11

9

Практическое занятие: создание контента для собственной Интернет-страницы

12

1

Психологические особенности Web как со-общения

13

2

Мотивации пользователей Интернет

14

3

Практическое занятие: осваиваем жанры Интернет-общения. Чат.

15

4

Практическое занятие: осваиваем жанры Интернет-общения. Конференция и форум.

16

5

Практическое занятие: осваиваем жанры Интернет-общения. Е-мэйл.

17

6

Практическое занятие: осваиваем жанры Интернет-общения. Блог.

18

1

Интернет-журналистика как технология поиска

19

2

Инструменты поиска

20

1

Программное обеспечение для веб-журналиста: браузеры, почтовые программы

21

2

Программное обеспечение для веб-журналиста: HTML-редакторы, редакторы CSS

22

3

Практическое занятие: проводим практический анализ браузеров IE, Mozilla FairFox, Opera.

23

4

Практическое занятие: осваиваем почтовые программы The bat, Outlook.

24

1

Редакция веб-издания — основные инструменты. Компьютер, монитор, устройства настройки и контроля цветопередачи.

25

1

Редакция веб-издания — основные инструменты. Принтер, сканер, графический планшет.

26

1

Цель и задачи создания Интернет-сайта

27

2

Этапы создания Интернет-сайта

28

3

Тренинг: строим структуру сайта

29

4

Тренинг: разрабатываем дизайн

30

5

Тренинг: работа с изображениями

31

6

Тренинг: создание контента

32

7

Тренинг: создание интерактивных сервисов

33

8

Тренинг: создаем доменное имя

34

1

Зачет по итогам обучения.

Литература

1. Рыдова Е.В. Основы журналистики.// Литература №12, 2006

2. Лепилкина О.И. Азбука журналистики//Элективные курсы
3. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. // М.АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 200. – 480с.

4. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике: Курс лекций //Библиотека профессионального журналиста// Изд-во Михайлова В.А. 2004 год, 160 с.

5. Коновалова О.В. Основы журналистики: Учебное пособие по современной практической журналистике Филология и журналистика//ИКЦ МарТ 2005 г., 272 с.

6. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика//М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconЭлективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным....
Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания...
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconАвторская программа элективного курса для 10 класса по биологии
Ученицы 7 класса Черногоровой Виолетты Дмитриевны Лисицына Татьяна Петровна учитель математики высшей категории мбоу сош №22, п....
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПрограмма «Фабрика здоровья»
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы элективного курса Л. Н. Бородачёвой, учителя биологии моу сош...
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПрограмма элективного курса по химии
Одним из вариантов решения этой проблемы является включение в учебный план элективного курса «Строение и свойства кислородсодержащих...
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Авторская программа элективного курса «Печатное слово в буквах и байтах» iconРабочая программа элективного курса составлена на основе программы...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 С. Тахта ипатовского района ставропольского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск