Скачать 87.67 Kb.
|
ГБОУ «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение» гимназия №92 Выборгского района Санкт-Петербурга Урок по истории искусств для учащихся 8 класса по теме: «Особенности русского романтизма» Учитель – Романова Татьяна Петровна 2012 -2013 г. Цели урока. Обучающие
Развивающие 1. Развивать логику мышления в процессе анализа живописного произведения (умение сопоставлять, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи). 2.Способствовать расширению кругозора учащихся, побуждая извлекать информацию из различных источников. 3.Развивать творческие способности, формировать художественный вкус . Воспитательные
Педагогические технологии.
Оснащение урока.
Тип урока – комбинированный. План урока. 1.Вступительное слово учителя. 2. Мотивация. 3.Повторение пройденного. Анализ в сравнении двух вариантов картины Т. Жерико «Плот « Медузы». 4. Изучение нового материала. 5.Закрепление изученного на уроке. 6.Домашнее задание. 7.Подведение итогов урока, выставление оценок. Ход урока. Учитель: « Мы продолжаем разговор о романтизме, художественном стиле, который пришел на смену классицизму. Сегодня из Франции мы перенесемся в Россию, чтобы познакомиться с русским романтизмом, понять его специфику, а так же выяснить причины , вследствие которых русский романтизм отличался от европейского. Начнем с того, что вспомним, какой стиль называют романтизмом?» Учащиеся отвечают, что романтизм явился реакцией на идеи Французской буржуазной революции и возник на рубеже XVIII -XIX веков. Учитель: « Кого из художников назвали первым романтиком в живописи?» Учащиеся называют Теодора Жерико. Учитель: «Какая картина принесла известность художнику?» Ответ – «Плот « Медузы». Учитель: « В чем необычность этого произведения?» Восьмиклассники говорят о том, что картина явилась откликом на современные художнику события, крушение корабля « Медуза», произошедшего 2 июля 1816 года, в результате которого из 140 человек осталось в живых только 15. На экране – слайд «Плот « Медузы». Учитель: « Что в картине Т. Жерико свидетельствует о том, что перед нами романтическое произведение?» Учащиеся должны отметить:
Учитель: «Картина «Плот « Медузы» возникла не как озарение в сознании ,живописца, хотя такие случаи в истории живописи не редкость. Рождению картины, которая имеет солидные размеры (5м на 7 м), предшествовала серьезная подготовительная работа. Художник корректировал свой замысел, уточнял и шлифовал его. Сегодня мы попробуем приобщиться к процессу творчества, в какой-то мере стать соавторами Т. Жерико, отчасти пройти его путь от замысла - к воплощению. Картина имеет два варианта. Первый вариант- перед вами.» На экране - первый вариант картины Жерико «Плот « Медузы». Учитель предлагает сравнить первый и второй вариант картины. Учитель: «А. С. Пушкин советовал при оценке художественного произведения судить художника « по законам, им самим над собою признанным». Попытаемся понять и прочувствовать эти законы ,и ответить на вопрос, почему Теодора Жерико не удовлетворил первый вариант картины.» Учитель раздает учащимся листочки с творческим заданием и объясняет, что из столбца существительных нужно выбрать три ключевых слова, которые характеризуют ситуацию ,показанную художником в первом и во втором варианте картины. Если возникнет желание добавить свои слова, то это можно сделать. Из столбца прилагательных выбираются три на каждый вариант, которые, по мнению учащихся, передают цветовую гамму картины, настроение, атмосферу.
Затем учитель предлагает прослушать три музыкальных фрагмента и выбрать из них те, которые, наиболее соответствуют первому и второму вариантам картины. Учитель: «Вашему вниманию будут предложены фрагменты этюдов композитора, портрет которого перед вами. Назовите его имя и имя художника, создавшего портрет». На экране – портрет Ф. Шопена, написанный Э. Делакруа. Учащиеся должны назвать имена композитора и художника, т. к. портрет они видели на одном из предыдущих уроков. Восьмиклассники отметят, что портрет композитора-романтика написан художником-романтиком, учеником Т. Жерико. Учитель просит обменяться впечатлениями и поделиться результатами проделанной работы. Учащиеся говорят о том, что если в первом варианте художник дает своим героям реальную надежду на спасение, то во втором он ее лишает, ставит людей в пограничную ситуацию. В первом варианте действие происходит утром, восходит солнце, изумрудно-зеленое море спокойно. Во втором художник меняет цветовую гамму. Мрачное грозовое небо, бушующее черное море. Учитель комментирует и замечает, что исследователи, занимающиеся психологией цвета, считают, что зеленый цвет, который Жерико использует в первом варианте, это цвет жизни, энергии, он олицетворяет связь человека с природой. Вместе с тем, зеленый связывают с волевым усилием, напряжением. Во втором варианте цветовая гамма меняется. По мнению психологов, зеленый цвет отвергают те, кто находится на грани физического и душевного истощения. По их мнению, черный цвет символизирует небытие. Восьмиклассники, сравнивая варианты картины, замечают, что если в первом случае очевидно, что героев спасут, то во втором Жерико, как истинный романтик , дает возможность зрителям решить каким будет финал. В завершении учащиеся называют музыкальные фрагменты, которые, по их мнению, соответствуют вариантам картины. Учитель: «Жерико был первым романтиком в живописи. У него появились последователи не только в Европе, но и в России. Русский романтизм отличался от европейского, на что имелись свои причины. Какое событие в истории Франции спровоцировало романтизм?» Учащиеся должны назвать Французскую буржуазную революцию. Учитель: «В России в это время буржуазной революции не ожидалось. Однако, какое событие событие произошло в 1825 году?» Восьмиклассники отмечают восстание декабристов. Учитель: «Конечно, эти события не сопоставимы по масштабу. После подавления восстания в России наступило время, которое принято называть Николаевской реакцией. На престол взошел Николай I, о котором Иван Головин писал: «…..чтобы править Россией нужна железная рука, но эта рука должна быть в перчатке. У Николая железная рука, но он забыл перчатку». В России в то время существовало лишь одно высшее учебное заведение художественного толка. Какое?” Учащиеся отвечают, что это – Академия Художеств, открытая в Петербурге в 1757 году, в эпоху классицизма. Учитель замечает, что будущие художники-романтики учились в Академии в соответствии с принципами классицизма. Однако, это не означает, что они не были знакомы с европейским искусством. Воспитанники Академии художеств стажировались в Италии, бывали во Франции. Французский язык для русской интеллигенции был почто что родным. Все это наложило отпечаток на русский романтизм. Если во Франции стиль возник как антипод классицизму, то в России он зародился в недрах классицизма и был с ним неразрывно связан. Учитель просит восьмиклассников сделать соответствующую запись в тетрадях. Учитель: « В России романтизм и классицизм мирно уживались, дополняя друг друга, причем в творчестве таких художников , которые не считали себя романтиками, а сознательно исповедовали принципы классицизма. Например, Ф. А. Бруни (1799 -1825г.). На экране – слайд с портретом Ф. А. Бруни. Итальянец по происхождению, современник К.Брюллова, автор знаменитых полотен ,хранящихся в Русском музее, «Смерть Камиллы сестры Горация», «Медный змий»,профессор, затем ректор Академии Художеств, Ф. А. Бруни до конца своих дней был верен эстетике классицизма. Однако, создавал романтические произведения. Перед вами одна из лучших работ художника – роспись Исаакиевского собора «Всемирный потоп». На экране – роспись Ф. А. Бруни. Роспись создана на библейский сюжет.» Учащиеся вспоминают библейскую легенду о потопе. Учитель : «Сравните картину Т.Жерико и произведение Ф. Бруни. Есть ли у них что-то общее? На экране слайд ,на котором оба произведения находятся рядом. Восьмиклассники должны заметить сходство в сюжете: люди находятся между жизнью и смертью, пытаются спастись от разъяренной водной стихии. Отмечают мрачную цветовую гамму произведений, эмоциональное напряжение образов Учитель предлагает восьмиклассникам доказать, что роспись Ф. А. Бруни «Всемирный потоп» - романтическое произведение, т. е. в нем присутствуют, дополняя друг друга, элементы классицизма и романтизма. Учащиеся должны назвать следующие черты классицизма:
Романтические черты:
Учитель: « Почему Ф. А. Бруни изобразил ковчег не в виде корабля, а превратил его в черный куб, который почти сливается с мрачной стихией?» Учащиеся говорят, что такое изображение ковчега усиливает ощущение безысходности. Те, кто внутри черного куба ,не слышат стенаний и криков о помощи. Они равнодушно уплывают прочь. Как романтик, Бруни предоставляет возможность зрителю представить, что происходит в ковчеге. Романтики никогда не поставят точку ,давая свободу фантазии зрителей. Учитель: « Сегодня мы тоже не ставим точку в нашем разговоре о русском романтизме в живописи. Впереди знакомство с великим русским романтиком – К. П. Брюлловым». Подводя итоги урока, учитель предлагает классу вопросы для закрепления материала:
Домашнее задание. Используя слова, отобранные для характеристики первого и второго вариантов картины Т. Жерико «Плот «Медузы» написать небольшое эссе, отражающее ваши впечатления о картине. Задание по желанию. Доказать, что «Медный змий» Ф. А. Бруни – романтическое произведение. Учитель благодарит учащихся за сотрудничество, выставляет оценки. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок проводится в 8 классе в разделе 1 «Особенности природы и природные ресурсы России», по теме 3 «Внутренние воды и водные ресурсы».... | Уроках русского языка Урок в 6 классе по теме «Деловой стиль» Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, под ред. М. М. Разумовской, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток,... | ||
Конспект урока русского языка в 3-м классе (с презентацией) Тема:... Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.... | Урок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь» Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа | ||
Урок по теме и 58 в системе уроков Урок разработан для учащихся 8 «А» класса при прохождении темы «Одна из достопримечательностей нашего города», предусмотренной учебной... | Конкурс для взрослых Тема : «Интегрированный урок по окружающему... Формирование представлений учащихся о рациональном и нерациональном природопользовании | ||
Урок для учащихся 7 классов, рассчитан на 45 минут, сопровождается... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка в 5 классе по теме Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | ||
Урок для 5 класса Цели урока Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика». Урок-расследование. Урок для 5 класса | Урок мхк в 10 классе по теме «Православный храм-дивный синтез искусств» Познакомить с внешним и внутренним строением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса, с... | ||
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные» Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям) | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | ||
Домашние задания для городских учащихся 6 класса 2й подгруппы по русскому языку ... | Урок мужества по теме «День воинской славы Сталинградская битва» «День воинской славы Сталинградская битва». Урок мужества выполнял следующие задачи: приобщение учащихся к изучению военной истории,... | ||
Когда к истории хотим мы прикоснуться Такими строками начался урок-экскурсия по Кубановедению «Вещи из прошлого» для учащихся 2 «В» класса | Урока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных» Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А |