Скачать 90.92 Kb.
|
Автор: Тимошенко Лариса Николаевна, МБОУ «Романовская СОШ» Предмет: русский язык (3 класс ), УМК «Начальная школа XXI века» Конспект урока русского языка в 3-м классе (с презентацией) Тема: «Правописание слов с двумя корнями» Пояснительная записка: Урок разработан для учащихся 3 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Урок построен в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся. На уроке закрепляется понятие «сложные слова», отрабатываются умения находить, составлять и правильно писать слова с двумя корнями. Цели урока: Образовательная: закрепить понятие «сложные слова», и способ их образования (сложением двух корней с помощью соединительных гласных). Развивающая: развивать умения различать, образовывать и правильно писать слова с двумя корнями; обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки. Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову. Тип урока: урок закрепления изученного материала. Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (1 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, сигнальные карточки красного ,зелёного, жёлтого и синего цветов, рисунок солнышка и тучки прикреплены на доске. Ход урока
А) Создание позитивной мотивации. - Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком, а не очень хорошее тучкой. ( Рисунок солнышка и тучки на доске) Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке. - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 2) Б)Минутка чистописания. (Слайд 2) аоеия кривой, прямой, - Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв? (Буквы гласные, они могут быть в слове безударными). -Запишите гласные в тетрадь близко к образцу учителя. -Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это прилагательные. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета). -Можно ли сказать, что эти слова связаны одной орфограммой?(Да. Они связаны одной орфограммой - безударная гласная в корне, проверяемая ударением) - Подберите проверочные слова (устно) (Учитель кликает мышкой на слайде, после чего в каждом слове появляется ударение и подчёркивается безударная гласная) Рефлексия. Что будем контролировать? (правильность написания букв и их соединений) -Как будем контролировать? (Будем сравнивать свою запись с образцом учителя) - У кого получилось написать близко к образцу учителя, поднимите красный сигнальный цвет карточки. (Учащиеся поднимают нужный цвет сигнальной карточки) В) Словарная работа (слайд 3) -С какой целью каждый урок проводим работу со словами из словаря? (Закрепляем правописание словарных слов и повторяем изученные орфограммы.) 1). В...сток, в...гон, б...лет, б...седа; 2). Инж...нер, г...гант, г…зета, з...бота; 3). Б…тинки, б…лото, б…гаж, зап…д. - Запишите по строчкам только пропущенные безударные гласные через запятую. Проверка. - Что будем проверять? (Будем проверять правильность написания безударных гласных) Как будем проверять? ( Буду сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю) Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно написали безударные гласные, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ? Проверка (слайд 4) После проверки. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок: !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно. !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе буквы. ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно. ?? – Сомневался в правильности и на самом деле написал гласные неверно. Рефлексия. Насколько хорошо вы усвоили правописание словарных слов? ( Ребята поднимают сигнальные карточки) Г) Составляем предложения. (Слайд 5) - Составьте предложения, употребив, в них слова из словаря. (Учащиеся устно составляют предложения). Слайд 5. (Учитель кликает мышкой на слайде появляются слова) Ветер, подул, снегопада, после, холодный - Слова на слайде образуют предложение? (Нет, они не связаны по смыслу, и не выражают законченную мысль) - Составьте предложение из этих слов, найдите главные и второстепенные члены. После снегопада подул холодный ветер. 2. Изучение нового материала. А)Актуализация знаний. - Найдите в предложении сложное слово. ( Сложное слово «снегопад», т.к. оно образовано сложение двух корней). - Как вы думаете, о каких словах будем говорить на уроке? (Будем говорить о словах, образованных сложением двух корней) Б). Постановка учебной задачи. - Прочитайте тему урока. ( Правописание слов с двумя корнями) Слайд 6 - Это урок изучения нового материала или закрепления изученного? - Что хотите закрепить о словах с двумя корнями? Чему будете учиться на уроке? Слайд 7 Корзина идей. (Слайд 8). (Используется приём технологии развития критического мышления ТРКМ. После сбора идей кликнуть мышкой на слайде. Появляются цели урока.) Слайд 9
-(Учитель обобщает ответы детей.) На уроке закрепим, какие слова называются сложными. Будем учиться различать сложные слова, правильно их писать и образовывать. - А что вам поможет на уроке научиться правильно, писать слова с двумя корнями? ( Правило, учебник, слайды, алгоритм, ЗУН, доска, учитель…..) В) Повторение правил – Обращаемся к нашему первому помощнику – правилу. (Слайд 10) - Как называются слова, у которых два корня? ( Учитель кликает мышкой на слайде и появляются ответы) - Как образуются сложные слова? ( Слова образуются сложением двух корней с помощью гласных –О-, -Е-) - Как называются гласные, которые соединяют корни в сложных словах? ((Гласные, которые соединяют корни в сложных словах, называются соединительными) -Какие соединительные гласные знаете? (только –О-, -Е-)
А)Тренировка в составлении слов с двумя корнями (Слайд 11) - Замените словосочетание одним сложным словом. Запишите, обозначить корень в словах и подчеркнуть соединительные гласные. Ходит пешком – пешеход Лес рубит - лесоруб Сам летает – (самолёт) Лазит по скалам - Скалолаз Сам варит - самовар -Чему учились, выполняя это задание? Как образовали новое слово? ( Два корня соединили гласными –О-,-Е-) - Кому было легко образовывать сложные слова? ( поднимают сиг. карточки) Б) Физминутка А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. В) Гимнастика для глаз «Филин» Закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль и не моргать) Г) Самостоятельная работа. (Слайд 12) Отработка умений образовывать слова с двумя корнями. – Как же можно построить новые слова? Вспомним алгоритм.
море катает рыба ходит вода ловит сам падает каша варит - Попробуйте построить новые слова с корнями слов первого и второго столбика, при помощи соединительных гласных –о-, -е-. Проверка. - Что будем проверять? (Будем проверять, правильно ли составили сложные слова) Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и сравнивать свою запись с образцом. Если нужно исправлю) Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно построили сложное слово, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях - ? Проверка (Слайд 13) После проверки. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок: !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно. !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно. ?? – Сомневался в правильности и на самом деле выполнил неверно Рефлексия. -Насколько хорошо вы усвоили, как можно образовать слово с двумя корнями? ( Ребята поднимают сигнальные карточки) 4. Закрепление изученного материала. а) Поиск слов с соединительными гласными (Работа в паре) Работа по учебнику стр. 88 упр.4. -Прочитайте стихотворение. Подумайте в паре и найдите слова с двумя корнями. Был кашеваром кашалот, А кашеедом - кит. Но простудился кашалот, Стал сильно кашлять он, и вот – Стал кашеедом кашалот, А кашеваром – кит. Проверка. -Какие слова в стихотворении имеют два корня? (кашевар, кашеед) -Как вы думаете в слове кашалот один корень или два? (Слово кашалот сложным не является, т.к. оно не образовано соединением двух корней) б) Выборочный диктант. - Продолжаем учиться находить слова с двумя корнями. - Я диктую по два слова. Вы записываете только слова, у которых два корня. Выделить корни и подчеркнуть соединительную гласную. Снежинка, снегопад; Водичка, водолаз; Звездопад, звёздочка. Проверка. (Самооценка перед проверкой : !, ?) После проверки. (У ребят после проверки на полях появляется рисунок: !!, !?, ?!, ??) Рефлексия: - Насколько хорошо я научился находить слова с двумя корнями и правильно их писать? (поднимают сигнальные карточки) в) Итог урока. (Слайд 14) -Чему научились сегодня на уроке? (Учились находить и образовывать слова с двумя корнями) -Как можно составить сложное слово? (Нужно соединить два корня с помощью гласных –О-, -Е-.) Учитель называет оценки. г) Рефлексия. (Слайд 15) - Поднимите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить слова с двумя корнями, правильно их писать и можете помочь другим. - Поднимите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились находить слова с двумя корнями, но вам ещё нужна помощь. - Поднимите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке. - С каким настроением заканчиваете урок? Что мне оставить на доске солнышко или тучку? (Учащиеся поднимают сигнальные карточки) 5. Домашнее задание. 1.Стр. 86. Упр.3 2. История слова благодарить - подготовить по желанию. Слайд 16. Молодцы! Спасибо за урок. Используемая литература:
|
Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Правописание слов... ... | Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Обобщение правил... Обобщить и систематизировать знания детей по темам: «Правописание безударных гласных в корне», «Правописание слов с парными согласными... | ||
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание слов с проверяемыми... Сегодня мы завершаем изучение большой темы – «Правописание безударных гласных в корне слова». На уроке вы покажете свои знания, умение... | Конспект урока 8 класс Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Урок – практикум русского языка в 10 классе по теме: «Местоимение. Правописание, употребление. Подготовка к егэ» | ||
Тема: «Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» План – конспект урока русского языка в 1 классе умк «Планета знаний» с икт и электронного приложения | Конспект урока русского языка в 7 классе на тему : «Правописание производных предлогов» Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Правописание производных предлогов» | ||
Конспект урока Тема урока и №п/п: «Правописание буквы ы-и после Ц»,... Тема: Правописание буквы ы и после Ц. Учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией М. М. Разумовской, 2009 | Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши» Наша с вами задача показать Буратино, что учиться интересно и полезно, а для этого от вас требуется, чтобы вы были активными, внимательными,... | ||
Конспект урока русского языка в 6 б классе. Учитель: Гречаниченко... Ознакомить учащихся с устаревшей лексикой русского языка, закрепить навыки пользования словарем | Конспект открытого урока русского языка в 6 классе. Тема: «Повторение... Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема урока : Правописание... Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство | ||
Конспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | Конспект урока русского языка тема: Деепричастный оборот 7 класс ... | ||
Урок по русскому языку во 2 классе Тема: Повторение по теме «Правописание... Тема урока: Повторение по теме «Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне слов» | Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М |