Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов





Скачать 133.38 Kb.
НазваниеНовые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов
Дата публикации17.07.2013
Размер133.38 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Целью проекта является проведение научного исследования современной социально-сетевой среды науки в Рунете с целью разработки направлений модернизации деятельности национальных научно-информационных центров и институтов.

Научная проблема, которая решается в данном исследовании, заключается в создании модели современного состояния и тенденций развития сетевой среды Рунета, состоящей из новых социальных медиа ученых. Опираясь на данную модель, предполагается обосновать направления стратегии информационной политики в этой области и разработать практические предложения по модернизации национальных научно-информационных центров. Выполнению задачи проекта должно способствовать изучение малоизвестного в России канадского опыта по созданию информационной инфраструктуры, предназначенной для обеспечения информационных потребностей ученых в условиях развитой «экономики знаний», в Канаде. Проект направлен на интеграцию результатов предыдущих исследований автора и их практическое применение.

Актуальность разработки данной модели определяется существенными изменениями информационной среды науки в Рунете за последние 10-12 лет. Изменения, о которых идет речь, связаны с общими тенденциями трансформации Интернета и широким распространением форм Веб 2.0 и Веб 3.0 - социально-сетевых научных медиа и сообществ. Анализ их деятельности дает возможность определить тенденции развития информационной среды науки и прогнозировать направления давно назревших изменений в деятельности национальных научно-информационных центров и институтов.

Предлагаемое исследование является результатом более чем 6-летней исследовательской работы автора по различным направлениям, изложенным в проекте. Результатом работы по предлагаемому проекту должна стать подготовленная к печати монография.

Первый этап исследовательской работы (1-2 месяцы выполнения проекта). Основной задачей первого этапа исследовательской работы является создание всесторонней и полной концептуальной картины новой социально-медийной научной среды, сложившейся в Рунете за последние 10—12 лет. Историческая реконструкция эволюции генераций различных исследовательских медиа необходима для экспертной оценки их эффективности и выявления научного и инновационного потенциала. Для решения этой задачи должна быть проведена предварительная работа по их «каталогизации», систематизации и классификации, анализу их тенденций и особенностей их развития. Предполагается также дать обзор современного концептуального поля по этой тематике, формирующегося в российской науке по мере роста и развития междисциплинарного комплекса новых знаний (социологических, философских, информационных, политологических и т.д.).

История развития научного Рунета насчитывает уже более двух десятилетий и включает в себя множество форм, таких как: 1). поисковые и навигационные сервисы: универсальные поисковые системы, каталоги Интернет-ресурсов, указатели ресурсов; базы и банки данных (фактографические, документальные (библиографические, реферативные, полнотекстовые), графические базы данных, экспертные системы с базами знаний); 2). корпоративно-представительские формы (сайты научных организаций); 3). коммуникационные: электронная почта, списки тематической рассылки посредством электронной почты; электронные доски объявлений, форумы или конференции в режиме разделения времени, интерактивные телеконференции в режиме реального времени ("чаты", аудио- и видеоконференции);4). исследовательские: архивы данных социальных исследований и статистические данные; электронные публикации проектов, рабочих материалов и научных отчетов; программное обеспечение онлайновых социальных исследований и сбора эмпирической информации; 5). образовательные ресурсы; 6). Российский индекс цитирования (РИНЦ) и др..

Формы Web 2.0 явились в Рунете примерно на границе тысячелетий, связав его с транснациональными сетевыми медиа, и значительно ускорив процесс децентрализации коммуникационно-информационной среды науки, которая постепенно становится все более распределенной. К социальным медиа ученых можно отнести: профессиональные социальные сети для ученых (например, сети Scipeople, Scientific Social Community, социальная сеть «Ученые России», исследовательская сеть для молодых ученых и студентов (ВИСМУС) на базе Казанского государственного финансово-экономического института, Национальная нанотехнологическая сеть RusNanoNet.ru); научные сообщества в общедоступных сетях (Профессионалы.ру ВКонтакте, российские сообщества в Фейсбуке); сервисы закладок (БобрДобр, МоёМесто, Memori.ru); сайты, занимающиеся организацией и проведением вебинаров (ИзДома.net) и онлайновых конференций, а также информационные сайты, аккумулирующие информацию о таких онлайновых событиях (например, каталоги вебинаров); фото и кино-хостинги (например, видеохостинг RuTube, российская часть YouTube)); вики-сервисы (Русская Википедия), экологические (природоохранные) сети Рунета, в которых в настоящее время все более активно участвуют многие отечественные ученые-экологи и т.д.

Объем литературе по этой тематике последние годы нарастает все больше и больше наряду с ростом и бурным развитием самих медиа. Происходит интенсивный междисциплинарный научный синтез. Однако мы до сих пор не имеем связной и полной картины, критериев, стандартов, классификации социальных медиа ученых в Рунете, развернутых сопоставлений их с транснациональными медиа. Налицо потребность во всесторонних работах по этой тематике. Создание такой развернутой всесторонней модели эволюции сетевой среды Рунета в связи с развитием социальных медиа и является задачей первого этапа исследования.

В рамках выполняемой по проекту работы планируется проведение ряда интервью с представителями академического информационного сообщества (работниками информационных центров, специалистами, обеспечивающими работу сайтов и реализацию информационных проектов институтов РАН).

II. Второй этап работы (3-4 месяцы с начала реализации проекта).

Первой задачей этого этапа является обзор основных тенденций формирования современной российской информационной политики в области информационно-библиотечного обеспечения науки.

Интенсивное развитие сетевой среды социальных медиа требует осмысления и законодательного регулирования многих связанных с этим вопросов. В настоящее время в России, так же как и во всём мире, идут активные процессы в этой области. Происходит активное общественное обсуждение и поляризация общественного мнения и разработка и реализация законодательных инициатив. Современное состояние информационной политики в целом в отношении социально-сетевых медиа может быть охарактеризовано как противоречивое, но в то же протекающее в соответствии с мировыми трендами, в частности, созданием электронного государства.

Что касается науки, то, несмотря на некоторое отставание Рунета от транснационального виртуального пространства в этой области, здесь формируется виртуальное научное сообщество – некая виртуальная община, осуществляющее ряд своих коммуникативно-информационных (исследовательская, информационная, коммуникативная, просветительская, образовательная) функций при помощи сервисов поколения Веб. 2.0. В связи с этим встают вопросы стимулирования государством и РАН тех или иных направлений и конкретных проектов в этой области. Такая задача требует тщательной и многосторонней предварительной экспертизы исследовательского и инновационного потенциала уже существующих научных сетей, а также нового поколения исследовательских социальных сетей и других сервисов Веб 2.0.

Одним из самых важных направлений стратегии развития информационной инфраструктуры в современных условиях является ситуация, связанная с положением крупных российских научно-информационных центров национального масштаба, которые могут быть названы центрами-генераторами информационных ресурсов. Среди таких российских центров можно назвать ВИНИТИ, ИНИОН, ГПНТБ СО РАН, БЕН РАН, и др.

Среди актуальных проблем этих информационных структур можно назвать устаревшую поисковую информационную идеологию и материально-программное обеспечение, катастрофическое уменьшение кадрового состава, противоречия между традиционными и новыми формами информационной культуры. Они всё больше теряют аудиторию, уступая прежние лидерские информационные позиции, приближаясь к моменту, когда может встать вопрос об их реорганизации по типу создания новой национальной организационной структуры информационной деятельности, полностью или частично вытесняющей ранее сложившиеся социальные коммуникационные институты.

В качестве исходной предпосылки анализа предполагается, что любая модель деятельности такого центра не должна строиться как некий унифицированный набор функций и стандартов деятельности, которому должна следовать любая организация. В то же время на основе закономерностей и особенностей развития новой информационной среды (от Веб 1.0 и Веб 2.0 к семантическому Веб) должны быть выделены направления, в которые он должен быть включен. И если практически вся отечественная информационно-библиотечная система успешно функционирует в условиях того, что было достигнуто на первом этапе создания информационного общества (электронные библиотеки, корпоративные сайты и т.д.), то, что касается нового - социально-медийного – этапа ее развития ситуация может быть охарактеризована как дифференцированная.

Для ответа на вопрос о том, какими могут быть эффективно действующие современные информационные структуры, «отпочкуются» ли они от традиционных структур или будут постепенно формироваться и существовать на их базе, будут ли они созданы «сверху» волевым решением как параллельные структуры в обход уже существующих, в адрес которых имеется много упреков в неэффективности (согласно уже сложившейся у нас в последние десятилетия практике), необходим анализ форм и функций их присутствия в новой сетевой среде.

Существует целый ряд проблем, которые должны быть в связи с этим рассмотрены. Это и проблема присутствия информационного центра в Интернете: навигация и обслуживание на основе полнотекстового банка данных и новой поисковой идеологии «экономики знаний», внедрение мобильных технологий, интерактивное общение с потребителями, решение задач по отбору, систематизации и хранению электронных публикаций; участие в создании новых информационных сред по обмену информацией и знаниями. Выполнение информационной функции ввиду развития электронных форм изданий, должно всё более сдвигаться в сторону подготовки новых аналитических продуктов, создания проблемно ориентированных и тематических серверов и электронных коллекций, навигаторов и порталов. Выполнение информационно-библиотечных функций для удаленных пользователей должно осуществляться через специально организованные сайты и порталы, позволяющие реализовывать различные формы и методы информационно-библиотечного обслуживания.

Проблематика новых медиа («присутствие библиотеки в сетях» и рабоа с источниками открытого доступа) в настоящее время активно обсуждается в отечественной библиотечной среде. Современные российские библиотеки имеют там свои формальные и неформальные страницы, их сотрудники контактируют с читателями и в официальном и неофициальном статусах через сети и блоги. Однако многие крупнейшие национальные научно-информационные центры и академические библиотеки находятся пока в стороне от этих оживленных дискуссий. Профессиональное сообщество информационных работников, связанных с РАН, наукой, представляет сейчас достаточно разрозненную группу, обеспокоенную своим будущим, не-модернизированностью библиотек, информационных центров, не имеющую стратегии или программы профессиональной деятельности, кодекса поведения, некоторых общих для неё ориентиров.

В настоящий момент требуется серьезная исследовательская и организационно-интеграционная работа в области подготовки решений по модернизации информационно-библиотечного обеспечения науки. Ряд специалистов уже высказал свое мнение и предложения по поводу трансформации их роли и функций. Среди таких предложений, например, идея системной модернизации в форме программы – под эгидой РАН - о создании ГСНТИ нового поколения на новейшей программно-технологической основе с распределением обязанностей между ведущими институтами и библиотеками РАН, ЦНБ и библиотеками институтов (О.Л. Лаврик, ГПНТБ СО РАН). Сотрудники ВИНИТИ ввиду исчерпания старой концепции функциональной деятельности этого крупнейшего научно-информационного института как реферативного информационного центра предложили свою концепцию преодоления негативных инерционных тенденций развития ВИНИТИ. В качестве перспективы они выдвигают разработку и реализацию новой научно-информационной политики развития своего Института, адекватной стратегическим установкам построения экономики основанной на знаниях, развития отечественной сферы науки и инноваций в 21 веке.

Еще одним подходом является предложение о разработке программы интеграции информационно-библиотечных ресурсов РАН в целях повышения их эффективности.

Автор видит свою задачу том, чтобы обобщить все существующие подходы и предложить на этой основе ряд инициатив, которые могут лечь в основу подготовки конкретной программы, связанных с модернизацией деятельности научно-информационных центров. Однако в целом программы такого рода требуют коллективных усилий профессионалов, огромной подготовительной информационной и исследовательской работы, обзора зарубежного опыта.

III. Заключительным этапом исследования (5-6 месяцы осуществления проекта) является изучение канадского опыта создания современной информационной среды науки. Актуальность сопоставления российского и канадского опыта проектирования и создания новой современной информационной среды науки, по мнению автора проекта, заключается не только в получении новых профессиональных знаний, но и в возможности для российского профессионального научно-информационного сообщества обратиться к истокам собственного опыта. Ведь залогом успешного внедрения инноваций во всех областях, во-многом, является пересмотр оснований прежнего профессионального мировоззрения, смена парадигмы, открытость глобальным тенденциям. В условиях современной распределенной информационной среды науки такое осмысление профессионалами основ своей деятельности, особенностей своей истории, должно стать обязательным этапом признания новых еще нетрадиционных и непривычных направлений профессиональной деятельности, имеющих большой потенциал в будущем, наряду с традиционными успешными общепризнанными формами профессионального существования. Между тем канадский опыт по созданию системы информационного обеспечения науки очень мало изучен в отечественной литературе.

Среди рассматриваемых направлений канадского опыта наибольший интерес для данного исследования представляют собой:

- разработка основ и направлений национальной информационной политики и стратегии развития;

- создание современной высокотехнологичной информационной инфраструктуры (в том числе высокоскоростной сети CANARIA);

- внедрение идей информационного менеджмента и менеджмента знаний в работу национальных информационных центров-генераторов информационных ресурсов и библиотек.

Данный раздел проекта предполагает интеграцию результатов ранее проведенного автором исследования истории и современного состояния системы научно-информационного обеспечения науки в Канаде (Информационное обеспечение научных исследований в Канаде: История и тенденции развития // Россия и Америка в XXI веке. – М., 2012. – № 3. – Режим доступа: http://www.rusus.ru/?act=read&id=298. 24 стр.) и новых материалов, документов и интервью, полученных автором в процессе научно-исследовательской поездки в Канаду в октябре 2012 года (программа Understanding Canada, Международный совет по канадоведению).

Автором был составлен исторический обзор развития системы информационного обеспечения научно-технологического развития в Канаде, начиная с 1920-х годов и до настоящего времени как части национальной стратегии информационного развития и информационной политики Канады. Особое внимание было уделено деятельности национальных центров-генераторов информационных ресурсов, среди которых Национальная научная библиотека и Канадский институт научно-технической информации при Национальном научном совете, «Библиотека и Архив Канады». Были рассмотрены такие научные информационные ресурсы как электронные библиотеки, институциональные репозитории, государственные статистические ресурсы. Особое внимание было уделено стоящим в настоящее время перед канадским профессиональным научно-информационным сообществом задачам создания национальной цифровой информационной инфраструктуры и работы с сетевыми сервисами Веб 2.0.

Автор пришел к выводу о том, что канадское информационно-библиотечное сообщество в процессе становления организационной структуры информационного обеспечения науки следовало всем основным трендам мирового развития в этой области, преломляя их в соответствии с особенностями канадского опыта. Идя по такому пути, удалось создать систему информационного обеспечения науки, соответствующую мировым моделям и стандартам развития в этой области. Нельзя не отметить, что современный высокий уровень этого развития, во-многом, является результатом успешной реализации в середине 1990-х–начале 2000 годов национальной информационной стратегии, направленной на создание основ информационного общества, развитие национального научно-технического и инновационного потенциала. Представители информационного сообщества Канады предложили в русле этих преобразований новые профессиональные подходы. Их открытое и позитивное отношение к инновационным формам информационной работы основывается на профессиональном и исследовательском потенциале, сформировавшемся в результате многодесятилетнего преемственного научно-информационного развития и, во-многом, подготовлено правительственной информационной политикой 1990-х гг. Как результат канадские информационные центры, развивая традиционные информационные ресурсы и направления деятельности в интересах современной государственной информационной инфраструктуры науки, в то же время активно осваивают новую сетевую Интернет-среду.

Но попытки прогнозирования дальнейшего развития сетевых сервисов и их эффективности должны строиться не на статичной оценке, опирающееся на сегодняшнее положение вещей, а на понимании эволюции Веб в будущем. Между тем еще очень немногие специалисты ставят вопрос о следующих этапах эволюции Веб, которые грядут после Веб 2.0, когда на смену этой технологической платформе придет следующее поколение технологий. Существует серьезная потребность во всестороннем анализе Web в его непрестанном развитии и прогрессе от Веб 2.0 к Web 3.0, Web 4.0, Web 5.0 и дальше. Но уже сейчас можно говорить о нарастании ряда новых тенденций в развитии информационной среды науки. Так, на повестке дня для профессионалов сейчас стоит вопрос о внедрении мобильных технологий как следствия «мобилизации» всей жизни, что неизбежно касается и сферы научных коммуникаций. Таким образом, при прогнозировании изменений в сфере информационного обеспечения науки кроме фиксированного доступа должно учитываться и это направление развития широкополосного доступа в Интернет. Канадский опыт демонстрирует, что использование малого экрана в качестве основного устройства и создание сайтов, предназначенных для мобильных девайсов, неизбежно приведет к убыстрению информационного обмена.

Полученные в результате исследовательской поездки в Канаду в октябре 2012 года материалы, нуждающиеся в систематизации и дальнейшей разработке, дают возможность дополнить и уточнить прежние выводы, а также раскрыть особенности и приоритеты нового этапа в развитии информационной структуры науки и прежде всего такие направления как информационный менеджмент и менеджмент знаний (на примере опыта его внедрения в Канадском институте научной и технической информации).

В рамках предлагаемого проекта автор ставит перед собой также задачу организации и проведения ряда интервью с российскими учеными и информационными работниками, имевшими контакты с канадскими информационными структурами и исследователями, в целях воссоздания истории российско-канадских связей и отношений в данной области.

Соколова М.Е.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconКак профессионалы pr используют Социальные Медиа (2010)
По различиям на демографической основе обнаружилось, что более молодые респонденты скорее склонны рекомендовать использование Социальных...
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconРабочая программа дисциплины (модуля) Социальные медиа Направление...
Целями освоения дисциплины «Социальные медиа» являются формирование у бакалавров по рекламе и связям с общественностью знаний принципов...
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconОтчет о научно-исследовательской работе за 2011 год
Основные научные направления (по которым факультет осуществляет научно-исследовательскую деятельность)
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconНаучные методы совершенствования трансмиссии и рулевого управления...
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «нами»
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconВозможности школьной библиотеки (информационного центра) в информационно...
Сегодня новые задачи образования, рост информационных потоков, развитие телекоммуникационных технологий побуждают школьные библиотеки...
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconВопросы к экзамену определение понятий медиа-мониторинг, медиа-анализ, медиа-планирование
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Основные направления модернизации системы образования. Новые подходы в работе учителя русского языка и литературы
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconПрограмма дисциплины «Теория и история медиа» для направления 031400. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconПрограмма дисциплины «Научно-исследовательский семинар “Социальные...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconТ. М. Дадаева
Астраханской государственной консерватории состоялась внутривузовская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные...
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconК. В. Зенкин
Астраханской государственной консерватории состоялась внутривузовская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные...
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconОтчет о научно-исследовательской работе
Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области коллоидной химии и поверхностных явлений
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconОтчет о научно-исследовательской работе
Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области коллоидной химии и поверхностных явлений
Новые научные социальные медиа Рунета и направления модернизации национальных научно-информационных центров и институтов iconСубботник в голове
Астраханской государственной консерватории состоялась внутривузовская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск